|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина
Щербакова
|
Социальные трансферты играют более значимую роль для
пожилых людей в развитых странах
В старших возрастах экономическая активность снижается,
и источниками средств существования для пожилых людей служат уже
не столько трудовые доходы, сколько различные накопленные активы,
выплаты по различным социальным программам (прежде всего пенсионным)
и помощь родственников.
В развитых странах социальные трансферты играют более
значимую роль для потребления пожилых людей, чем в развивающихся
странах, в которых они играют более скромную роль среди основных
источников средств существования. Из-за более слабого развития систем
социального обеспечения в развивающихся странах основными источниками
средств существования пожилых людей в этих странах служат перераспределение
активов и трудовые доходы, тогда как социальные трансферты обеспечивают
лишь 11% потребления пожилых людей в возрасте 60-69 лет и 18% потребления
в возрасте 70 лет и старше (рис. 18). В развитых странах социальные
трансферты обеспечивают 39% потребления в возрасте 60-69 лет и 67%
в возрасте 70 лет и старше. Частные (внутрисемейные) трансферты
играют заметно меньшую роль и, по всей видимости, особенно значимы
в самых старших возрастах. Во всяком случае, и в развитых, и особенно
в развивающихся странах пожилые люди 60-69 лет в большей степени
сами помогают другим членам семьи (детям и внукам), чем получают
помощь от них. В результате у этой возрастной группы складывается
отрицательное сальдо по частным трансфертам (-28% от общего объема
потребления населения 60-69 лет в развивающихся странах и -4% в
развитых странах). Чистыми получателями внутрисемейных финансовых
трансфертов пожилые люди становятся, в среднем, после достижения
70 лет, причем роль данного источника средств существования в развивающихся
странах относительно выше, чем в развитых странах (12 против 7%).
Трудовые доходы также продолжают служить источником средств существования
для пожилых людей, в большей степени для проживающих в развивающихся
странах.
Рисунок 18. Источники средств существования пожилых
людей, 2000-е годы[7], %
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2015). Population ageing and sustainable
development / Population Facts, October 2015 No. 2014/4/Rev.1*
(Updated based on World Population Prospects: The 2015 Revision).
P.3.
По оценкам Международной организации труда (МОТ) за
2014 год, экономическую активность в возрасте 65 лет и старше сохраняют
30% мужчин и 14% женщин (рис. 19). В развитых странах уровень экономической
активности пожилых людей существенно ниже (17% среди мужчин и 9%
среди женщин 65 лет и старше), чем в развивающихся странах. Особенно
высок уровень фактически вынужденной экономической активности в
наименее развитых странах (59% среди мужчин и 35% среди женщин 65
лет и старше).
Среди географических регионов наиболее низкими уровнями
экономической активности людей в возрасте 65 лет и старше выделяется
Европа (10% мужчин и 6% женщин), а самыми высокими - Африка (51%
и 31%, соответственно).
Рисунок. 19. Экономическая активность населения 65 лет
и старше по полу и регионам мира, 2014 год, %
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2015). Population Ageing and Development
2015 - http://www.un.org/en/development/desa
/population/publications/pdf/ageing/PopulationAgeingAndDevelopment2015.pdf.
Среди 189 стран, по которым имеются данные, значение
коэффициента экономической активности мужчин 65 лет и старше варьировалось
от 3% в Словакии до 94% в Малави при медианном значении 31,7% (рис.
20). Россия в этом ранжированном ряду занимает 146 место (13,2%),
входя в группу 50 стран с самыми низкими значениями показателя.
Экономическая активность женщин в возрасте 65 лет и
старше составляет от 0,4% в Иордании и Словакии до 86% в Малави
при медианном значении, равном 11,4%. Россия по этому показателю
делит с Казахстаном 113-114 места (8,4%), располагаясь ближе к середине
ряда.
Рисунок 20. Экономическая активность населения 65 лет
и старше по полу и странам мира, 2014 год, %
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2015). Population Ageing and Development
2015 - http://www.un.org/en/development/desa/
population/publications/pdf/ageing/PopulationAgeingAndDevelopment2015.pdf.
По оценкам ООН, 48% населения пенсионного возраста пенсию
не получает. Однако в большинстве стран (в 179) какие-то системы
пенсионного обеспечения имеются (хотя они могут охватывать лишь
некоторую определенную часть населения) и, соответственно, определен
возраст, начиная с которого возможно получение пенсионных выплат
(рис. 21).
Установленный пенсионный возраст варьируется в пределах
от 50 до 70 лет, причем в большинстве стран (113) он одинаков для
мужчин и женщин, а в остальных выше для мужчин (в том числе в 48
странах - на 5 лет).
Установленный пенсионный возраст составляет 50 лет для
мужчин и женщин в Нигерии, Кувейте, на Соломоновых островах и Кирибати.
На другом полюсе - Лесото, в котором право на получение пенсионных
выплат наступает при достижении возраста 70 лет (пробная система
государственных пенсионных выплат, начавшая действовать в 2004 году),
а также Израиль (70 лет для мужчин и 67,3 года для женщин для получения
социальной пенсии)[8].
Рисунок 21. Установленный возраст выхода на пенсию по
полу и странам мира,
2014 год, лет
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2015). Population Ageing and Development
2015 - http://www.un.org/en/development/desa/
population/publications/pdf/ageing/PopulationAgeingAndDevelopment2015.pdf.
На деле, схемы пенсионного обеспечения, включая установленный
возраст для получения пенсионных выплат, отличаются большим разнообразием,
их может быть несколько и в последние годы они переживают период
реформирования. В недавно опубликованном докладе Организации экономического
сотрудничества и развития[9]
о нормальном и действительном (фактическом) возрасте выхода на пенсию
в странах ОЭСР под нормальным возрастом выхода на пенсию подразумевается
возраст, начиная с которого человек приобретает право на получение
пенсионных выплат в полном объеме при условии вступлении на рынок
труда в возрасте 20 лет (для многих схем пенсионного обеспечения
имеет значение продолжительность трудового стажа, его непрерывность
и т.д.). Действительный возраст выхода на пенсию рассчитывается
как средний возраст выхода на пенсию для населения 40 лет и старше
на основе коэффициентов экономической активности по пятилетним возрастным
группам.
В среднем по ОЭСР действительный возраст выхода на пенсию
мужчин несколько превышает нормальный (64,6 против 64,0 года), а
у женщин они совпадают (63,1 года). Однако между странами ОЭСР наблюдаются
существенные различия по соотношению нормального и действительного
возраста выхода на пенсию (рис. 22-23). В большинстве стран ОЭСР
фактический возраст выхода на пенсию ниже нормального пенсионного
возраста. В 16 из 34 стран он ниже и для мужчин, и для женщин. В
15 странах фактический возраст выхода на пенсию превышает официально
установленный пенсионный возраст.
Так, в Польше, Финляндии, Австрии и Испании фактический
выход на пенсию мужчин происходит, в среднем, на 3 года раньше нормального
пенсионного возраста, а в Южной Корее - почти на 12 лет позже, в
Мексике - на 7 лет позже.
Женщины Дании выходят на пенсию, в среднем, на 4,4 года
раньше нормального пенсионного возраста, в Словакии, Ирландии Нидерландах
- более чем на 3 года раньше наступления нормального пенсионного
возраста. В то же время в Южной Корее фактический возраст выхода
на пенсию превышает нормальный пенсионный возраст на 9,5 года, в
Чили - на 4,0 года, в Турции - на 6,3 года, в Израиле - на 4,4 года.
Гендерные различия в официально установленном пенсионном
возрасте существуют в 11 странах ОЭСР, однако в перспективе более
низкий пенсионный возраст для женщин повысится до уровня пенсионного
возраста мужчин. Только в Израиле, Чили и Швейцарии пенсионный возраст
женщин останется более низким, чем у мужчин.
К этому можно добавить, что до начала 2000-х годов наблюдалась
тенденция снижения фактического возраста выхода на пенсию в странах
ОЭСР. В 1970 году он составлял 68,4 года для мужчин и 66,4 года
для женщин, а к 2000 году снизился до 63,2 и 61,1 года, соответственно.
При этом между странами отмечались более значительные различия:
фактический возраст выхода на пенсию мужчин составлял от 58,3 года
в Венгрии до 75,0 года в Мексике, а у женщин - от 55,8 до 69,8 года
в тех же странах соответственно.
К 2014 году фактический возраст выхода на пенсию в среднем
по ОЭСР повысился у мужчин до 64,6 года, а у женщин - до 63,1 года.
Рисунок 22-23. Нормальный (установленный) и действительный
возраст выхода на пенсию по странам ОЭСР, 2014 год*, лет
* Действительный возраст выхода на пенсию рассчитан
для периода 2009-2014 годов, нормальный – по данным на 2014 год
Источник: Pensions at a glance 2015 / OECD 2015 - http://dx.doi.org/10.1787/888933300814
Источники:
Population Division of the Department of
Economic and Social Affairs of the United Nations,
World Population Ageing 2015 – Highlights. - http://www.un.org/en/development/desa/population/
publications/pdf/ageing/WPA2015_Highlights.pdf;
Population ageing and sustainable development / Population
Facts October 2015 No. 2014/4/Rev.1* (Updated based on World Population
Prospects: The 2015 Revision) -
World Population Ageing 2015 - http://www.un.org/en/development/desa/population/
publications/pdf/ageing/PopulationAgeingAndDevelopment2015.pdf;
World Population Prospects: The 2015 Revision - http://esa.un.org/unpd/wpp/;
World Population Prospects: The 2015 Revision, DVD Edition.
http://esa.un.org/unpd/wpp/DVD/.
[7] Данные проекта National
Transfer Accounts - www.ntaccounts.org. В выборку развитых стран
включены Австрия, Германия, Венгрия, Словения, США, Швеция и Япония,
в выборку развивающихся стран – Бразилия, Индия, Индонезия, Китай,
Коста-Рика, Мексика, Таиланд, Филиппины и Южная Корея.
[8] World Social Protection
Report 2014/15: Building economic recovery, inclusive development
and social justice. International Labour Office – Geneva: ILO, 2014.
P. 242.
[9] OECD (2015), Pensions at
a Glance 2015: OECD and G20 indicators, OECD Publishing, Paris.
http://dx.doi.org/10.1787/pension_glance-2015-en
|