Для цитирования: Щербакова
Е.М. Преступность в России, 2014/Демоскоп Weekly. 2015. № 651-652.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0651/barometer651.pdf
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число погибших в ДТП осталось тем же, что и в 2013 году
- 27 тысяч человек
Значительное число дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной
из серьезных социально-экономических проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[6]
резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со
171 тысячи человек в 1985 году до 250 тысяч в 1990 году, а затем
- после некоторого снижения – до 325 тысяч человек в 2007 году.
В 2007 году число зарегистрированных ДТП возросло до
233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи).
Начиная с 2008 года, оно стало довольно быстро сокращаться (кроме
2011 года), снизившись до 199,7 тысячи ДТП в 2014 году, что почти
на 15% меньше, чем в 2007 году, и на 2,2% меньше, чем в 2013 году.
В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля
происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных
средств: в 1995 году она составляла 52,1%, в 2000 году – 59,1%,
в 2005 году – 67,2%, в 2011 году – 75,0%.
Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения оно пустилось в 1997
году до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти – до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 10). Всего за 2003 год от всех видов транспортных
травм, по данным учета естественного движения населения, умерло
43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года
число погибших в ДТП стало сокращаться (исключение составил 2007
год, когда оно немного увеличилось). Число раненых продолжало расти
до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек, а с 2008
года также наметилась тенденция снижения. В 2011-2012 годах вновь
отмечался рост числа пострадавших в ДТП, особенно раненых в ДТП,
который в 2013-2014 годах сменился умеренным сокращением.
Число погибших на автомобильных дорогах и улицах составило
в 2014 году, как и в 2013 году, 27,0 тысячи человек (на 3,6% меньше,
чем в 2012 году), а число раненых в дорожно-транспортных происшествиях
уменьшилось на 2,6% по сравнению с 2013 годом, составив 251,8 тысячи
человек. По данным учета естественного движения населения, в результате
всех видов транспортных травм за 2014 год в России (без учета Крымского
федерального округа) умерло 28,8 тысячи человек (на 1,2% меньше,
чем в 2013 году).
Рисунок 10. Число пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980, 1985, 1990-2014 годы, тысяч человек
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность»
дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 11).
Число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП
сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в
2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем вновь снизилось
– до 131 на 1000 ДТП в 2013 году. В 2014 году число погибших в транспортных
происшествиях в расчете на 1000 ДТП вновь несколько увеличилось
- до 135.
Вместе с тем устойчиво (за исключением небольшого снижения
в 2008 году) возрастало число раненых в происшествиях на дорогах
и улицах - в расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось
с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В 2013-2014 годах оно понемногу
снижалось – до 1261 на 1000 ДТП в 2014 году. В целом можно говорить
об определенной стабилизации показателя в последние годы.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных
в ДТП в определенной степени связаны с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.
Рисунок 11. Число погибших (ось слева) и раненых
(ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2014
годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2013
году число зарегистрированных ДТП в расчете на 100 тысяч человек
постоянного населения составило в целом по стране 142, варьируя
от 35 в Чеченской Республике до 238 в Республике Калмыкии (рис.
12). Еще в 10 регионах оно превышало 200 ДТП на 100 тысяч человек
(в республиках Алтай и Хакасия, Приморском крае, Калужской, Новгородской,
Псковской, Еврейской автономной, Рязанской, Ленинградской и Владимирской
областях – от 210 до 237). Только в 8 регионах-субъектах федерации
оно не достигало 100 (помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан
и Кабардино-Балкария, Чукотском автономном округе, Белгородской
и Томской областях, а также в городе Москве).
Однако при низком относительном числе зарегистрированных
ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2013 году от 33 в Чукотском автономном округе, 53 в Санкт-Петербурге
и 58 в Ненецком автономном округе до 365 в Чеченской Республике.
Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных
происшествий в республиках Дагестан (348), Тыва (345), Ингушетия
(341), Кабардино-Балкарии (256), Адыгея (230) и Карачаево-Черкессия
(223). В остальных регионах оно не достигает 200 погибших на 1000
ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это
соотношение ниже 130 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь
в центральной половине регионов от 114 до 156 погибших на 1000 ДТП.
Рисунок 12. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2013 год
Список регионов
Примерно две трети дорожно-транспортных происшествий,
в которых есть пострадавшие, происходят из-за нарушения правил дорожного
движения водителями легковых автомобилей (65,4% в 2011 году, 67%
в 2012-2013 годах). На долю нарушений ПДД водителя грузовых автомобилей
и мототранспорта приходится существенно меньше (около 6% и 4%, соответственно).
Около четверти дорожно-транспортных происшествий, в которых есть
пострадавшие, происходят из-за неудовлетворительного состояния улиц
и дорог (21% в 2011-2012 годах, 26% в 2013 году). Незначительная
часть ДТП с пострадавшими происходит из-за эксплуатации технически
неисправных транспортных средств (0,5% в 2011-2012 годах, 0,7% в
2013 году).
[6] Дорожно-транспортное
происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения,
либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель,
характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых
погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (с
2009 года, ранее – в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее
в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию
на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
|