Rambler's Top100

№ 651 - 652
24 августа - 6 сентября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России, 2014

В 2014 году снижение преступности в России замедлилось

Продолжался рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Снижение числа убийств и покушений на убийство также замедляется, в 2014 году их число составило 8,2 на 100 тысяч человек

Число погибших в ДТП осталось тем же, что и в 2013 году, – 27 тысяч человек

Чаще всего правонарушения совершаются в возрасте от 16 до 30 лет

В 2014 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, осуждено 719 тысяч человек, 29% из них – к наказанию лишением свободы

В местах лишения свободы на 1 августа 2015 года содержалось около 650 тысяч человек

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Преступность в России, 2014/Демоскоп Weekly. 2015. № 651-652. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0651/barometer651.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Число погибших в ДТП осталось тем же, что и в 2013 году - 27 тысяч человек

Значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.

Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[6] резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 171 тысячи человек в 1985 году до 250 тысяч в 1990 году, а затем - после некоторого снижения – до 325 тысяч человек в 2007 году.

В 2007 году число зарегистрированных ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно стало довольно быстро сокращаться (кроме 2011 года), снизившись до 199,7 тысячи ДТП в 2014 году, что почти на 15% меньше, чем в 2007 году, и на 2,2% меньше, чем в 2013 году.

В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств: в 1995 году она составляла 52,1%, в 2000 году – 59,1%, в 2005 году – 67,2%, в 2011 году – 75,0%.

Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек в 1993 году. После непродолжительного снижения оно пустилось в 1997 году до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти – до 35,6 тысячи в 2003 году (рис. 10). Всего за 2003 год от всех видов транспортных травм, по данным учета естественного движения населения, умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года число погибших в ДТП стало сокращаться (исключение составил 2007 год, когда оно немного увеличилось). Число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция снижения. В 2011-2012 годах вновь отмечался рост числа пострадавших в ДТП, особенно раненых в ДТП, который в 2013-2014 годах сменился умеренным сокращением.

Число погибших на автомобильных дорогах и улицах составило в 2014 году, как и в 2013 году, 27,0 тысячи человек (на 3,6% меньше, чем в 2012 году), а число раненых в дорожно-транспортных происшествиях уменьшилось на 2,6% по сравнению с 2013 годом, составив 251,8 тысячи человек. По данным учета естественного движения населения, в результате всех видов транспортных травм за 2014 год в России (без учета Крымского федерального округа) умерло 28,8 тысячи человек (на 1,2% меньше, чем в 2013 году).

Рисунок 10. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 1980, 1985, 1990-2014 годы, тысяч человек

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность» дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 11). Число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем вновь снизилось – до 131 на 1000 ДТП в 2013 году. В 2014 году число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП вновь несколько увеличилось - до 135.

Вместе с тем устойчиво (за исключением небольшого снижения в 2008 году) возрастало число раненых в происшествиях на дорогах и улицах - в расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В 2013-2014 годах оно понемногу снижалось – до 1261 на 1000 ДТП в 2014 году. В целом можно говорить об определенной стабилизации показателя в последние годы.

Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных в ДТП в определенной степени связаны с обновлением и изменением парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.

Рисунок 11. Число погибших (ось слева) и раненых (ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2014 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2013 году число зарегистрированных ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране 142, варьируя от 35 в Чеченской Республике до 238 в Республике Калмыкии (рис. 12). Еще в 10 регионах оно превышало 200 ДТП на 100 тысяч человек (в республиках Алтай и Хакасия, Приморском крае, Калужской, Новгородской, Псковской, Еврейской автономной, Рязанской, Ленинградской и Владимирской областях – от 210 до 237). Только в 8 регионах-субъектах федерации оно не достигало 100 (помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария, Чукотском автономном округе, Белгородской и Томской областях, а также в городе Москве).

Однако при низком относительном числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 2013 году от 33 в Чукотском автономном округе, 53 в Санкт-Петербурге и 58 в Ненецком автономном округе до 365 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Дагестан (348), Тыва (345), Ингушетия (341), Кабардино-Балкарии (256), Адыгея (230) и Карачаево-Черкессия (223). В остальных регионах оно не достигает 200 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это соотношение ниже 130 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов от 114 до 156 погибших на 1000 ДТП.

Рисунок 12. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2013 год
Список регионов

Примерно две трети дорожно-транспортных происшествий, в которых есть пострадавшие, происходят из-за нарушения правил дорожного движения водителями легковых автомобилей (65,4% в 2011 году, 67% в 2012-2013 годах). На долю нарушений ПДД водителя грузовых автомобилей и мототранспорта приходится существенно меньше (около 6% и 4%, соответственно). Около четверти дорожно-транспортных происшествий, в которых есть пострадавшие, происходят из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог (21% в 2011-2012 годах, 26% в 2013 году). Незначительная часть ДТП с пострадавшими происходит из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств (0,5% в 2011-2012 годах, 0,7% в 2013 году).


[6] Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (с 2009 года, ранее – в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.