Rambler's Top100

№ 649 - 650
1 июля - 23 августа 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Сложное демографическое будущее Беларуси

Демографические успехи последних лет

Возрастная структура населения охлаждает оптимизм

Прогнозы не вселяют радужных надежд

Что надо делать

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Шахотько Л.П. Сложное демографическое будущее Беларуси //Демоскоп Weekly. 2015. № 649 - 650.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0649/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Сложное демографическое будущее Беларуси

Над темой номера
работала

Людмила ШАХОТЬКО

Прогнозы не вселяют радужных надежд

Как видим, проблемы в демографическом развитии быстро решить не удастся, они сохранятся и в ближайшем будущем. Для того чтобы определить, что необходимо делать, чтобы максимально эффективно решить демографические проблемы или хотя бы снизить их негативные последствия, в Институте экономики НАН Беларуси были проведены гипотетические прогнозы.

Гипотетические прогнозы демографического развития. Для того чтобы более эффективно воздействовать на демографические процессы, необходимо оценить роль каждой из трех основных составляющих, обеспечивающих рост населения (рождаемость, смертность, миграция), выделить наиболее существенную, благодаря изменению которой можно получить желаемый результат и стабильно прекратить депопуляцию в стране. Для этого были разработаны варианты демографических прогнозов по шести гипотетическим сценариям[3].

По первому сценарию предполагалось, что существующие вероятности родить и умереть остаются неизменно постоянными 100 предстоящих лет. По этому сценарию численность населения резко сокращается (рис. 5).

Рисунок 5. Изменение половозрастной пирамиды населения при варианте прогноза по сценарию, при котором показатели воспроизводства сохраняются на уровне 2006 года

Повышение ожидаемой продолжительности жизни в Беларуси даже до самого высокого уровня, существующего среди стран мира на современном этапе (уровень современной Японии), но при сохранении низкого уровня рождаемости населения Беларуси на весь прогнозируемый период (второй вариант), также не избавит страну от депопуляции, а только несколько сдвинет ее во времени (рис. 6).

Рисунок 6. Изменение половозрастной пирамиды населения при варианте прогноза по сценарию, при котором вероятности умереть снижаются до самого низкого уровня в мире (современный уровень Японии)

Расчеты показали, что решить проблему депопуляции только за счет снижения смертности и повышения ожидаемой продолжительности жизни в стране невозможно.

В следующем сценарии были рассмотрены возможности решить проблему за счет миграции (рис. 7).

Рисунок 7. Изменение половозрастной пирамиды населения по сценарию прогноза, по которому резко увеличивается положительное сальдо внешней миграции (до +50 тыс. в год), при стабильных прочих показателях

Считается, что решить проблему уменьшения численности населения в стране можно за счет миграции, как это делают другие развитые страны мира. Поэтому в программах демографической безопасности страны заложен ежегодный положительный миграционный прирост в размере 10-12 тыс. человек. В связи с этим хотелось бы отметить, что, во-первых, в современных условиях задача резкого и стабильного увеличения миграционного прироста не менее сложная, чем задача снижения смертности и повышения рождаемости. Во-вторых, 10 и даже 50 тыс. ежегодного прироста населения за счет миграции кардинально не решит проблему убыли населения. Расчеты показали, что даже при резком увеличении положительного сальдо внешней миграции до +50 тыс. человек в год, но при стабильных прочих показателях, численность населения в перспективе будет снижаться, хотя при этом сценарии снижение численности будет происходить значительно медленнее.

В целом, миграционный приток населения существенно сократит убыль населения и улучшит возрастную структуру. Повлияет миграция и на увеличение количества родившихся. Однако это - теоретические рассуждения о роли миграции в решении проблем демографической безопасности, в реальности проблема сложнее, поскольку, во-первых, такого высокого притока в страну в ближайшие годы неоткуда ожидать, во-вторых экономика и социальная сфера страны не сможет принять и быстро адаптировать такое количество мигрантов ежегодно, в-третьих, нерациональные иммиграционные потоки могут вызвать новые проблемы, которые могут оказаться сложнее прежних. При таком сценарии развития событий уже к середине нынешнего столетия в республике треть населения будут составлять иммигранты и дети иммигрантов, а к концу столетия они составят уже две трети всего населения. Поэтому большое внимание должно быть уделено формированию оптимальной миграционной политики и ее основным направлениям, а также адаптации иммигрантов к жизни в Беларуси.

Для того, чтобы оценить роль рождаемости как одного из вызовов демографической безопасности и определить, насколько надо повысить рождаемость для решения проблемы депопуляции в стране, были разработаны гипотетические прогнозы по трем сценариям, которые отличались друг от друга величиной суммарных коэффициентов рождаемости.

Однако следует отметить, что повышение суммарного показателя рождаемости до уровня менее 2 детей на каждую женщину дает небольшую прибавку к населению, но практически не решает проблему депопуляции.

Результаты прогнозов по всем гипотетическим сценариям показывают, что только сценарий, по которому суммарный показатель рождаемости равен 2,14 ребенка на одну женщину, позволяет удержать численность населения на уровне, и только начиная со второй половины текущего столетия, когда возрастная структура населения перестроится под новый тип воспроизводства (рис. 8).

Рисунок 8. Изменение половозрастной пирамиды населения при вариантах прогноза по сценариям с разной величиной суммарного коэффициента рождаемости

Таким образом, прогнозы показали, что если не предпринимать специальных мер по улучшению демографической ситуации, и показатели рождаемости, смертности и миграции не изменятся, то население будет постоянно убывать, причем темпы его сокращения будут расти. В ближайшие 20 лет ни одна из составляющих воспроизводства населения, взятая в отдельности, не может кардинально изменить ситуацию. Добиться позитивных тенденций в воспроизводстве населения, погасить его убыль можно, изменив тенденции развития всех трех составляющих в комплексе, но наибольший эффект может дать только существенное увеличение рождаемости в стране, и то спустя определенный лаг времени, пока родившиеся повзрослеют и вступят в активный детородный возраст. Следовательно, демографические проблемы не потеряют своей остроты еще длительное время, но чтобы получить позитивный результат в будущем, решать их нужно уже сейчас. Поэтому, для дальнейшего смягчения демографических проблем следует и в дальнейшем проводить активную демографическую политику в области повышения репродуктивных установок населения и увеличения рождаемости, повышения ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности и улучшении здоровья населения, оптимизации миграционных процессов.


[3] Шахотько Л.П. Модель демографического развития Республики Беларусь/ Л.П. Шахотько; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. — Мн.: Беларус. Навука, 2009. —439 с.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.