Все больше наших сограждан трудятся на нелегальной основе
Около 15 млн. трудоспособных россиян фактически работают нелегально, заявил на совещании в Новосибирске заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков. «Это очень значительная величина и очень серьезный ущерб для бюджета и, прежде всего, для бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований», – отметил чиновник. По его словам, правительство ставит задачу снизить этот показатель на 30% и, в свою очередь, на 10% увеличить объем поступлений страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.
Михаил Иванков сообщил также, что в настоящее время на федеральном уровне готовятся дополнительные меры по борьбе с нелегальной занятостью. Однако подробностей не раскрыл. «Большинство регионов пока еще не смогли выйти на системную работу в этом направлении», – сказал замглавы Роструда, добавив, что местные власти при поддержке жителей должны создать атмосферу нетерпимости к самому факту существования теневого сектора.
Информация, касающаяся параметров неформальной занятости, озвучивалась неоднократно. При этом цифры всегда разнились, в большей или меньшей степени. Скажем, в минувшем феврале эксперты Высшей школы экономики и аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова сообщили, что теневая сфера охватывает 17–18 млн. человек. А еще в 2013 году вице-премьер Ольга Голодец, выступая на международной конференции, заявила о том, что из 87 млн. граждан России трудоспособного возраста только 48 млн. человек работают в легитимном секторе. «Где и чем заняты остальные, мы не понимаем», – призналась она.
По оценкам Роструда, как минимум каждый пятый экономически активный россиянин трудится сейчас в организации, которая не имеет государственной регистрации в качестве юридического лица. Больше всего таких людей в торговле, персональных услугах, сельском хозяйстве и строительстве, испытывающем дефицит ипотечных кредитов. Причем, по оценкам экспертов, теневой сектор растет главным образом за счет сокращений в малом бизнесе. Из-за кризиса около 30% малых и средних предприятий в стране урезали штат и зарплаты. А за последние два года количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 600 тысяч. Понятно, что эти люди не исчезли с лица земли, а просто увели свою деятельность в «тень».
Наиболее широко неформальная занятость распространена в северокавказских республиках: там без контракта трудятся 40% всех работников. Меньше всего таковых – в Москве и Санкт-Петербурге.
По статистике среди «неформалов» преобладает молодежь, граждане пенсионного возраста и лица со средним и начальным профессиональным образованием. Женщины намного реже мужчин соглашаются на работу без договора. По «серым» и даже «черным» схемам работают, в частности, некоторые таксисты и автосервисы.
Вся эта ситуация напрямую связана с безработицей, которая в России, вопреки экономической теории, в условиях кризиса растет слабо. Как показывает практика, после двух лет неудачных попыток найти подходящее для себя место люди либо уходят в теневой сектор, либо вовсе покидают рынок труда, пояснила «НИ» Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
На участие в «серых» схемах людей часто толкает работодатель, говорит Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений: «Ему так выгодней, он уходит от всех возможных налогов, в том числе и от обязательств перед своими работниками. Это уже проблема бесправия последних. Они вынуждены соглашаться».
Как отметил в комментарии для «НИ» директор Института социальной политики и социальных экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов, все дело – в отсутствии эффективной системы экономических стимулов: «Я имею в виду нормальное пенсионное обеспечение или ту же самую бесплатную медицину за счет Фонда обязательного медицинского страхования. Государство далеко не всегда использует наши средства рационально. Деньги вкладываются неизвестно во что. Поэтому, пока федеральная власть не переделает саму систему стимулов, бессмысленно принимать какие-либо законодательные решения. Работать они не будут. Люди как сидели в «тени», так и будут сидеть».
При этом, убежден эксперт, винить надо не граждан, а государство: «Именно оно породило условия, при которых выгоднее находиться в «тени», чем платить налоги и претендовать на какие-то куцые меры социальной помощи. Вспомните: несколько лет назад были повышены страховые социальные отчисления для малого бизнеса, после чего пошли разговоры о том, что «у нас малый бизнес свернулся». Да никуда он не свернулся, потребность в его продукции и услугах не исчезла. Он просто ушел в «тень».
Георгий СТЕПАНОВ. «Новые известия», 20 мая 2015 года
Трудящихся выведут из тени
Роструд легализует до конца года 4 млн работников
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) заявила о планах до конца года вывести из неформального сектора экономики 4 млн работников. Легализацией трудящихся будут заниматься региональные власти через специальные комиссии по снижению неформальной занятости, борьбе с серой зарплатой и повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды.
Как сообщили в Роструде, ведомство приступило к реализации мер, направленных на легализацию трудовых отношений. Поручение о необходимости снизить неформальную занятость до конца года на 30% ведомство получило от правительства в феврале. Сейчас Роструд заключает с регионами соглашения, в которых закреплены конкретные показатели по численности легализуемых работников. Большинство регионов, заявили “Ъ” в ведомстве, соглашения подписали. Региональные власти обязались в них вести индивидуальный учет закрепляемости на рабочих местах новых работников, вышедших на легальный рынок из теневого сектора. Рострудом запланировано, что в результате реализации этих соглашений с регионами до конца года будут легализованы 4,1 млн работников.
Помогать выходить из тени трудящимся теневого сектора будут специально созданные органы. В регионах это межведомственные комиссии по снижению неформальной занятости субъектов, а на уровне муниципалитетов — рабочие группы по снижению неформальной занятости, легализации серой заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды. Результатом их деятельности должно стать увеличение поступления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Роструд не будет останавливаться на заявленных в соглашениях показателях и в следующем, 2016 году продолжит борьбу с неформальной занятостью, заявили “Ъ” в Роструде. Сейчас ведомство оценивает численность работников, занятых в теневом секторе, в «не более 15 млн человек». «Эта цифра является предельной, так как помимо неформально занятых в эту же группу входят и те категории граждан, которые не обязаны платить взносы в ПФР. К ним, например, относятся лица, ведущие личное подсобное хозяйство, люди, находящиеся на иждивении члена своей семьи либо иного лица, граждане, живущие за счет вкладов в банках, сдачи квартиры или иного имущества в аренду, граждане России, работающие на территории другого государства и др.», — пояснили в Роструде.
Власти несколько лет борются с серыми и черными и зарплатами, но безуспешно. В конце прошлого года глава Пенсионного фонда Антон Дроздов заявил, что 25% трудоспособного населения, или 22 млн человек, не уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд. В апреле вице-премьер Ольга Голодец на конференции Высшей школы экономики привела данные, что теневая занятость в России выросла за год на 5%.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)