|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Христианство в современном Китае
С.А. Горохов[1]
(Опубликовано в журнале "Азия и Африка сегодня", 2014,
№12, с. 42-46)
История христианизации Китая насчитывает не одно столетие,
однако только в XXI в. деятельность христианских миссионеров стала
давать впечатляющие результаты. Ныне Китай - лидирующая по численности
населения страна мира - "дом" для одной из крупных христианских
общин, уступающей в Азии по своей численности лишь филиппинской.
Более полувека назад, после прихода к власти коммунистов
и образования КНР, мало кто из исследователей религии мог предположить,
что христианство в Поднебесной ждет будущее, а число христиан в
стране будет расти.
Официальная политика Пекина в отношении христианства
за годы существования КНР претерпела существенные изменения: с первоначального
"подавления" (1949-1966 гг.) и даже "искоренения" (1966-1979 гг.)
в эпоху "культурной революции" до "контроля с целью ослабления"
(1979-1995 гг.) во время начала проведения в стране экономических
реформ и, наконец, "управления для сдерживания" - с 1995 г. по настоящее
время[2].
Таким образом, с течением времени китайские коммунистические
власти смирились с существованием в их стране христианской общины,
и в настоящее время протестантизм и католицизм наряду с буддизмом,
исламом и даосизмом составляют пять официально признанных религиозных
традиций страны[3].
Сейчас в стране активно действуют официально признанные
государством Ассоциация китайских католиков-патриотов (АККП) и протестантское
Патриотическое движение тройственной независимости христиан (ПДТНХ)[4].
Оба религиозных объединения имеют свои духовные учебные заведения,
тысячи священнослужителей ежегодно распространяют более 18 млн.
экземпляров Библии на китайском языке, напечатанных в местных типографиях,
а во всех крупнейших китайских городах наряду с буддийскими пагодами
и даосскими храмами отчётливо видны силуэты церквей[5].
С 2013 г., после визита в Китай Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла, появилась возможность официального признания
государством Китайской автономной православной церкви, пока ещё
не имеющей своего епископа[6].
Кроме этого, в Сянгане (Гонконге) и на Тайване действует митрополия
Константинопольского Патриархата.
Пережив гонения, христиане превратились в одну из наиболее
динамично растущих и влиятельных религиозных общин Китая, чья доля
в населении страны имеет тенденцию к постоянному росту (см. табл.
1). Крайне низкая, по официальной статистике, доля христиан в населении
Китая в 1970 г. (0,1%, или всего 850 тыс. чел.) объясняется тем,
что в то время по известным причинам многие люди скрывали свою приверженность
христианской религии.
Таблица 1. Динамика численности христианского
населения Китая
Год
|
Численность христианского населения Китая, млн. человек
|
Доля христиан в населении Китая, %
|
1910
|
1,7
|
0,4
|
1970
|
0,85
|
0,1
|
2010
|
28,7- 115,0
|
2,1 -8,6
|
2020 (прогноз)
|
147,5
|
10,6
|
2050 (прогноз)
|
225,1
|
18,4
|
Рассчитано и составлено автором на основе данных Atlas of Global
Christianity. 1910 - 2010 // Center for the Study of Global Christianity.
Edinburgh, 2009; Christianity in its Global Context, 1970 - 2020
// Society, Religion, and Mission. Center for the Study of Global
Christianity. South Hamilton, 2013.
Несмотря на явные проявления влияния китайской христианской
общины, есть значительные проблемы в оценке её фактических размеров,
значения которых колеблются в широких пределах - от 2 до почти 9%
населения страны (см. табл. 2).
Таблица 2. Численность и доля христианского
населения Китая по различным оценкам (2010 г.)
Источник данных
|
Численность христианского населения Китая, млн. человек
|
Доля христиан в населении Китая, %
|
Место Китая в мире по численности христиан
|
*
|
115,0
|
8,6
|
4
|
**
|
106,5
|
7,9
|
5
|
***
|
67,1
|
5,0
|
7
|
****
|
68,4
|
5,1
|
7
|
*****
|
28,7
|
2,1
|
27
|
Примечания:
* Atlas of Global Christianity. 1910-2010...
** Christianity in its Global Context, 1970-2020...
*** Global Christianity: A Report on the Size and Distribution
of the World's Christian Population. Pew Research Center's Forum
on Religion and Public Life. Washington, D.C., 2011.
**** The Global Religious Landscape. A Report on the Size and
Distribution of the World's Major Religious Groups as of 2010.
Pew Research Center's Forum on Religion and Public Life, Washington,
D.C., 2012.
***** Malek R. People's Republic of China: Churches and
Religions. Annual Statistical Overview 2010/2011 // Religions
and Christianity in Today's China. 2011. Vol. I, N 1, p. 32-59.
Такой широкий разброс данных связан с тем, что до сего
времени не существует единой статистической базы численности христианского
населения Китая, а в переписи населения отсутствует вопрос о вероисповедании.
Однако при анализе данных по числу христиан в Китае
следует учитывать, что эта тема крайне актуальна для местных властей,
которые считают, что ее рост может быть косвенным свидетельством
идеологической и культурной слабости КНР; в связи с этим, они стараются
занизить численность христиан в стране. Что касается самих христиан,
то они часто отказываются участвовать в опросах, опасаясь, что публичное
признание принадлежности к христианству может повлечь ущемление
их прав со стороны властей[7].
К тому же не все даже постоянные прихожане церквей проходят официальный
обряд крещения, и поэтому их принадлежность к христианству можно
назвать неформальной.
Один из крупных специалистов по изучению религий в Китае,
профессор Ян Фэнган из Университета Пердью (США, Индиана), описывая
ситуацию в религиозной сфере КНР, использует "модель тройного рынка"[8].
Данная модель состоит из трёх структурных элементов: "красный рынок"
(официально разрешенные (зарегистрированные) религиозные организации),
"черный рынок" (официально запрещенные религиозные организации,
например, фалуньгун[9]8)
и "серый рынок" (религиозные организации, не запрещённые, но не
имеющие легального правового статуса).
Таким образом, данные официальной китайской религиозной
статистики, которые дает в т.ч. "Синяя книга религий" (Blue
Book of Religions),издаваемая Китайской академией общественных
наук, можно рассматривать как минимальные, поскольку они учитывают
только постоянных прихожан старше 18 лет, официально зарегистрированных,
т.е. относящихся только к "красному рынку" религиозных объединений.
Чтобы оценить численность всего христианского населения
Китая, необходимо учесть прихожан религиозных организаций "серого
рынка": для этого используется косвенная статистика, базирующаяся
на оценочных данных посещаемости церквей, числе распространённых
за определенные периоды времени экземпляров Библии, социологических
опросов прихожан, интервью с лидерами христианских общин и др.
Согласно "Синей книги религий", в Китае насчитывается
28,7 млн. христиан, из которых 23 млн. составляют протестанты (1,8%
населения страны), 5,7 млн. - католики (0,3%); в стране функционируют
около 55 тыс. церквей и других религиозных зданий, построенных,
в основном, в последнее десятилетие[10].
С другой стороны, ещё в 2006 г. руководитель Государственного управления
по делам религий Йе Сяовэнь в своём интервью информационному агентству
Синьхуа высказал мнение, что в Китае живёт около 130 млн. христиан[11].
По данным, приводимым Т. Джонсом и К. Россом из Центра изучения
мирового христианства Эдинбургского университета (Великобритания),
в Китае насчитывается более 115 млн. христиан (8,6% населения страны),
из которых около 100 млн. (7,5% жителей КНР) составляют протестанты,
15,2 млн. - католики (1,1% всего населения); численность православных
невелика - примерно 70 тыс. человек[12].
Таким образом, как представляется, значительная часть
адептов христианства - приверженцы незарегистрированных государством
религиозных организаций ("серый рынок"), которые условно называются
"домашними", или "катакомбными" церквями[13].
Эти религиозные общины отказываются ставить себя под административный
и богословский контроль официальных церквей. Даже испытывая определённые
гонения со стороны государства, они все же имеют возможность вести
свою религиозную деятельность, в т.ч. строить культовые здания.
В связи с этим, термины "домашняя" или "катакомбная" церковь являются,
скорее, условностью и не означают, что их приверженцы собираются
только в частных домах или, тем более, в подземельях.
В последние годы важнейшим направлением развития христианства
в Китае становится движение христианского возрождения, или ревайвела.
Первая волна возрождения связана с пятидесятничеством, идеология
и культовая практика которого сыграла определяющую роль в развитии
всего движения. В дальнейшем вторая волна возрождения затронула
и трансформировала другие протестантские традиции (прежде всего,
баптизм, методизм, пресвитерианство), а также католицизм и даже
православие, т.е. приняла трансконфессиональный характер[14].
Доктринальные особенности движения ревайвела - вера
в необходимость духовного преобразования христианина и его "рождения
свыше" в результате крещения Святым Духом; вера в вдохновенность
Библии; активное использование в религиозной практике глоссолалии
- говорения на иных языках; убеждённость в необходимости приобщения
к вере как можно большего числа людей. Для церквей этого направления
характерна активная социальная позиция; некоторые из них придерживаются
"теологии процветания" ("теологии богатства"), поощряющей стремление
человека к богатству и успеху. Поэтому многие китайцы становятся
христианами для того, чтобы, как пишет Ян Фэнган, "раскрыть секрет
западного успеха и процветания". Для внутреннего устройства церквей
движения ревайвела характерна не иерархичность, как у традиционных
направлений христианства, а сетевая структура, что серьёзно затрудняет
контроль государства над религиозными организациями.
Среди "домашних церквей" КНР доминируют испытавшие ревайвел,
прежде всего, пятидесятнические и харизматические, число последователей
которых, по оценочным данным, превышает 95 млн, или около 83% христианской
общины КНР[15]. Примеры религиозных
организаций движения ревайвел - Церковь Китай за Христа (Братство
Фапчэн) и Китайское евангельское братство (Братство Танхэ) - крупнейшие
в стране объединения "домашних церквей", построенные по сетевому
принципу, с численностью последователей каждой, оцениваемой в 10-15
млн. человек[16].
Среди других, официально не признаваемых государством
религиозных организаций страны, можно назвать "катакомбную" католическую
церковь Китая. Епископы назначаются Папой Римским, несмотря на принцип
тройной независимости, исключающий официальное признание властями
религиозной организации, руководство которой находится за пределами
КНР[17]. Согласно оценочным
данным, численность "катакомбных" католиков превышает число католиков-патриотов
из АККП - "катакомбных" католиков насчитывается более 9 млн[18].
Несмотря на различия в оценке численности христианской
общины, все современные источники сходятся в том, что рост численности
христианского населения - важный тренд современного Китая. По темпам
ежегодного прироста христианского населения, которые позволяют стране
удваивать численность христиан, в среднем каждые 6,6 года, Китай
занимает 2-е место в мире, немного уступая лишь Непалу[19],
а по абсолютному ежегодному приросту - более 2,8 млн. - не знает
себе равных в мире[20]. Во
многом благодаря высоким показателям прироста христианского населения
в Китае, а также в Индии и странах Субсахарской Африки, текущее
столетие стало эпохой резкого увеличения числа христиан на Глобальном
Юге, т.е. в развивающихся странах мира.
Предполагается, что к 2020 г. в Китае будут жить около
147 млн. христиан, а к 2050 г. - уже более 225 млн, и страна займёт
2-е место в мире по численности христиан после США[21].
В связи с тем, что среднегодовые темпы прироста христианского населения
в Китае очень высоки, к 2020 г. христиане будут составлять почти
11% населения страны, а к 2050 г. - более 18%.
Существуют три основных источника роста адептов религий:
рождаемость в религиозной общине (демографический рост), интенсивность
обращения в религию (религиозная конверсия) и, наконец, иммиграция
единоверцев. Соответственно, к уменьшению числа верующих приводят
обратные процессы: смертность, уход из религии, эмиграция единоверцев.
Рост христианского населения в Китае (см. табл. 3) происходит,
в первую очередь, благодаря религиозной конверсии. По данным Центра
изучения мирового христианства Эдинбургского университета, в 2010
г. в христианство в Китае перешли около 2,8 млн. человек, что составляет
почти 17% новообращённых христиан мира[22].
Данные, приводимые в "Синей книге религий", также свидетельствуют
о впечатляющих масштабах перехода китайцев в христианство: почти
три четверти христиан страны были обращены, начиная с 1993 г.[23]
Таблица 3. Компоненты изменения численности
христианского населения Китая
(2010 г.)
Факторы динамики христианского населения
|
Доля фактора, %
|
Численность христиан за год, тыс.
|
Конверсия (обращение в христианство)
|
65,4
|
2688
|
Иммиграция
|
0,0
|
0
|
Христианское население увеличивается за год
|
100
|
4110
|
Уход из христианства
|
11,6
|
143
|
Эмиграция
|
26,7
|
330
|
Христианское население уменьшается за год
|
100
|
1234
|
Итого: динамика христианского населения за год
|
-
|
2876
|
Рассчитано и составлено автором по: Atlas of Global Christianity.
1910-2010.
Распределение христианского населения по территории
Китая имеет чёткие региональные особенности: большинство христиан
сосредоточено в провинциях, относящихся к восточному и центральному
регионам страны, находящихся на побережье Тихого океана и в долинах
Хуанхэ и Янцзы. В 9 (из 22) провинциях КНР, где численность христианской
общины более 4 млн. каждая, сосредоточено почти 60% христиан страны,
а провинция Хэнань среди административных единиц первого порядка
имеет самое большое христианское население в Восточной Азии - более
17,5 млн. (см. табл. 4).
Таблица 4. Численность христианского населения
провинций Китая (2010 г.)
Провинции КНР
|
Численность христиан в провинции, млн. человек
|
Доля христиан в населении провинции, %
|
Хэнань
|
17,5
|
18,0
|
Аньхой
|
8,2
|
13,0
|
Цзянсу
|
7,8
|
8,0
|
Шаньдун
|
7,6
|
8,0
|
Чжэцзян
|
6,4
|
13,0
|
Гуандун
|
5,5
|
6,0
|
Хэбэй
|
5,0
|
7,0
|
Фуцзянь
|
4,4
|
12,0
|
Шанхай
|
4,2
|
12,0
|
Рассчитано и составлено автором на основе данных: Atlas
of Global Christianity. 1910-2010...
Локализация христиан Китая в наиболее экономически развитых
провинциях страны подтверждает взгляд многих экспертов[24]
на христианство, прежде всего протестантизм, как на важное условие
(или следствие) экономического развития.
[1] Горохов Станислав Анатольевич
– к.г.н., Институт географии РАН
[2] Why Christianity is thriving
in China today http://berkleycenter.georgetown.edu/events/why-christianity-is-thriving-in-china-today
[3] Подробнее см.: Фелльман
Ф. Полезен ли опиум? "Адаптированная религия" и "гармония"
в современном Китае // Новые научные подходы к изучению религий
Китая (Современное зарубежное религиоведение). М., ИДВ РАН. 2013.
[4] Тройственая независимость",
или сань цзы, понимается как единство трёх принципов, обеспечивающих
официальное признание религии в КНР: самоуправление (цзы чжи), самообеспечение
(цзы ян), самораспространение (цзы чуань). См.: Дацышен В.Г.
Христианство в Китае: история и современность. М., Научно-образовательный
форум по международным отношениям. 2007, с. 177.
[5] Global Christianity: A
Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population.
Pew Research Center's Forum on Religion and Public Life. Washington,
D.C., 2011.
[6] Иларион: для возрождения
Православной церкви Китая есть все условия // РИА Новости. 14.05.2013.
[7] Stark R., Byron J.,
Carson M. Counting China's Christians -http://www.firstthings.com/article/2011/05/counting-chinas-christians
[8] Fenggang Y. The
Red, Black, and Gray Markets of Religion in China // The Sociological
Quarterly. 2006. N 47, p. 93 - 122. В своей модели Ян Фэнган опирается
на идеи американских социологов религии Р. Старка и У. Бэинбриджа,
которые используют экономическую терминологию в объяснении религиозной
ситуации в современном мире, видя в ней отношения конкурирующих
религиозных организаций, функционирующих на "рынке" религий (прим.
авт.). См.: Stark R., Bainbridge W.S. A Theory of
Religion. Bern, Lang. 1987, p. 27.
[9] Синкретическое религиозное
учение, созданное в 1992 г. отставным офицером Ли Хунчжи, сочетающее
оздоровительные практики с элементами учения буддизма и даосизма,
отличающееся упорядоченной иерархической структурой по типу военной.
См. подробнее: Галенович Ю. "Фалуньгун", или свято место
пусто не бывает //Азия и Африка сегодня. 2001. №11.
[10] Lam A. A Review
of the Development of Christianity in China from the latest edition
of Blue Book of Religions (2010) // Tripod. 2010. N 159, p. 54-62.
[11] Подробнее см.: Hattaway
P. How many Christians are there in China? - http://www.asiaharvest.org/pages/Christians%20in%20China/
[12] Atlas of Global Christianity.
1910 - 2010. Center for the Study of Global Christianity. Edinburgh,
2009.
[13] Lee J. Christianity
in Contemporary China: An Update // Journal of Church and State.
2007. N 49 (2), p. 277-304.
[14] Христианские церкви,
не порвавшие со своей традицией, но прошедшие через ревайвел, стали
называться харизматическими (прим. авт.).
[15] Atlas of Global Christianity...
[16] Wesley L. Is
the Chinese Church predominantly pentecostal? // Asian Journal of
Pentecostal Studies. 2004. Vol. 7, N 2, p. 225-254.
[17] Подробнее см.: Лексютина
Я. В. КНР - США и проблема свободы вероисповедания // Азия
и Африка сегодня. 2011. N 2.
[18] Atlas of Global Christianity...
[19] You might be surprised
at the Top 20 countries where Christianity is growing the fastest
- https://davidjoannes.com/top-20-countries-christianity/
[20] Atlas of Global Christianity...
[21] Christianity in its
Global Context...
[22] Atlas of Global Christianity...
[23] Подробнее см.: Global
Christianity: A Report...
[24] К примеру,
П. Бергер утверждает, что "евангельский протестантизм, особенно
пятидесятничество, является наиболее серьёзным массовым движением,
которое служит средством культурной глобализации". См.: Бергер
П.Л. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация:
культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера
и С. Хантингтона. М., Аспект Пресс, 2004.
|