Социально-правовое положение трудовых
мигрантов в странах Евразийского экономического союза. Совместное
заседание Демографической секции и секции Права Центрального дома
ученых РАН
|
Юрий Тихомиров, Валерий Елизаров
|
16 февраля 2015 года состоялось совместное заседание
Демографической секции и секции Права Центрального Дома ученых РАН.
Председательствовали к.э.н., проф. В.В.Елизаров и д.ю.н., проф.
Ю.А. Тихомиров.
С докладом на тему "Социально-правовое положение
трудовых мигрантов в странах Евразийского экономического союза"
выступила Светлана Владимировна Ионцева, кандидат экономических
наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения
экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
С вступительным словом выступили председатели секций
В.В. Елизаров и Ю.А. Тихомиров, подчеркнувшие, что это первое объединенное
заседание двух секций посвящено весьма сложной и многогранной проблеме,
затрагивающей аспекты национально-правого регулирования миграционного
потока, определения социально-правого статуса мигранта.
|
Светлана Ионцева
|
С.В. Ионцева начала свой доклад с обзора существующих
оценок масштабов международной миграции, отметив, что приводимые
цифры весьма относительны, но они заявлены в международных публикациях.
Так, численность международных мигрантов в 1990 г. составляла 154,2
млн человек; в 2000 г.- 174,5 млн; в 2010 г. - 220,7 млн; в 2013
г.- 231,5 млн человек. В 2013 году наибольшее количество иммигрантов
отмечено в США (45,8 млн человек, или 20% от общей численности населения),
России (11 млн) и Германия (9,8 млн человек). Оценка трудящихся
мигрантов составляет 105 млн человек, а вместе с членами семей -
250 млн человек
Оценки нелегальной трудовой миграции разнятся от 25
до 55 млн человек (в России от 3 до 5 млн).
Важной проблемой является и наличие различий понятийного
аппарата у демографов и юристов-правоведов, в частности терминологии:
"работник-мигрант" и "трудящийся-мигрант".
Вступившим в силу 1 января 2015 года Договором о ЕАЭС обеспечивается
свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также
проведение скоординированной, согласованной или единой политики
в отраслях экономики. Раздел XXVI Договора посвящен трудовой миграции,
в котором .указано, что "Государства-члены осуществляют сотрудничество
по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции
в рамках Союза, а также по оказанию содействия организованному набору
и привлечению трудящихся государств-членов для осуществления ими
трудовой деятельности (пункт 1 статья 96)". В соответствии
с этим договором появился новый термин - "трудящийся государства-члена",
содержательно равноценный термину "трудящийся-мигрант".
Под термином "трудовая деятельность" понимается
не только деятельность на основании трудового договора, осуществляемая
на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством
этого государства, но и деятельность по выполнению работ (оказанию
услуг) на основании гражданско-правового договора (пункт 5 статья
96). Договор о ЕАЭС устанавливает, что работодатели и/или заказчики
работ (услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности
трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального
рынка труда. Разрешение не требуется.
Трудящийся государства-члена имеет право на: занятие
профессиональной деятельностью в соответствии со специальностью
и квалификацией; владение, пользование и распоряжение своим имуществом;
защиту собственности; беспрепятственный перевод денежных средств;
социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного);
зачет трудового стажа; скорую медицинскую помощь; образование для
своих детей; право на получение информации.
К обязанностям "трудящегося государства-члена"
относится соблюдение законодательства государства трудоустройства,
уважение к культуре и традициям народов государства трудоустройства,
обязанность нести ответственность за совершенные правонарушения
в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
В заключительной части доклада С.В. Ионцева остановилась
на миграционной подвижности населения Армении, Белоруссии, Казахстана
и привела оценки числа живущих в России иностранцев, приехавших
из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на 1 января 2014 и
2015 гг.
Доклад вызвал многочисленные вопросы и оживлённую дискуссию.
|