Rambler's Top100

№ 629 - 630
9 - 22 февраля 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Китайская миграция в Республике Казахстан: традиции шелкового пути и новые векторы сотрудничества

Историческая динамика представлений о китайских торговцах, предпринимательстве и деловой культуре в позднеимперской и современной России

Germany. Health Systems in Transition

Аграрные и демографические итоги сталинской коллективизации

Женщины и мужчины России. 2014

По страницам журналов «Медико-социальная экспертиза и реабилитация» и «Региональные исследования»

Содержание журнала «Journal of Ethnic and Migration Studies»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Е.В. Дятлова

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КИТАЙСКИХ ТОРГОВЦАХ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ И ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЕ В ПОЗДНЕИМПЕРСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Иркутск, Изд-во ИГУ, 2013, 185 страниц


В середине XIX в. миграционные движения подданных Цинской империи в восточные регионы России привели к тому, что у российских жителей начал формироваться образ китайца, основанный не только на абстрактных представлениях о культуре Китая, но и на опыте непосредственного общения с его жителями. Формировалось отношение к китайцам с учетом нового опыта взаимодействия на уровне повседневности. Складывался некий стереотип, который определялся, с одной стороны, экономической специализацией, образом жизни, поведения, культурным своеобразием конкретных представителей диаспоры, а с другой - восприятием отдельного китайца как части гигантской страны, где численность населения измеряется сотнями миллионов человек, потенциально (если «Китай проснется») - могущественной империи, грозного соседа для слаборазвитого и слабозаселенного Дальнего Востока. К тому же уже существовал и стереотип китайца вообще, воплощенный в образах «китайскости» и «китайщины».

По преимуществу же это был уже образ не китайца вообще, а китайского мигранта. Он вбирал в себя как характеристики, приписываемые китайцам, зачастую- всем азиатам, «желтой расе» в распространенной системе представлений тех лет, так и специфические качества, формируемые самой ситуацией миграции, отрывом от привычного мира, жизнью в чужом, незнакомом и не очень доброжелательном обществе. Предпринимательская деятельность китайцев, их соответствующие профессиональные качества были неотъемлемым компонентом формирующегося образа.

Стр. 166.

Ко времени перестройки образ китайского торговца и предпринимателя, как и китайского мигранта вообще, практически полностью ушел из массового сознания советского человека. Дискуссии о «желтом вопросе», «желтой опасности» были прерваны революцией и Гражданской войной. Проблема образа китайца перестала быть актуальной, по крайней мере, в прежнем ее виде. В советские времена просто исчезла потребность в этом образе. Прежде всего потому, что из повседневной жизни исчезли сами китайцы, а значит, необходимость общаться с ними, думать о них, определять к ним свое отношение. Полностью потеряла свое значение проблема деловой, предпринимательской культуры китайцев, образ китайского торговца - в силу искоренения рыночных отношений и предпринимательства вообще. Однако образ самого торговца, бизнесмена, предпринимателя остается некой абстракцией, растворяясь в образе китайского мигранта вообще. И в основе внимания, интереса, когда он есть, находится даже не сам торговец, а его значение для нас.

Стр. 167-168.

Приложение 3. Усредненные оценки предпринимателями «типичного» русского и китайца, российского и китайского предпринимателя (по методике ДТО) (стр. 185)

Стереотип

«Типичный» русский

«Типичный» китаец

Российский предприниматель

Китайский предприниматель

Дипломатичный

2,13

2,72

2,82

3,26

Лицемерный

2,33

2,38

2,56

2,64

Гордый

2,64

2,54

2,69

2,64

Высокомерный

2,38

2,18

2,56

2,28

Общительный

3,26

2,95

3,13

3,05

Навязчивый

2,23

2,85

2,44

2,59

Активный

2,23

3,21

3,15

3,33

Агрессивный

2,64

2,13

2,56

2,18

Остроумный

2,74

2,21

2,97

2,41

Ехидный

2,49

2,18

2,44

2,03

Покладистый

2,21

2,64

2,28

2,64

Бесхарактерный

2,23

2,10

2,05

2,03

Экономный

2,10

3,33

2,49

3,54

Жадный

2,23

2,64

2,79

3,00

Находчивый

3,00

2,85

3,08

3,00

Хитрый

2,28

3,26

2,87

3,36

Настойчивый

2,59

2,97

3,08

3,31

Упрямый

2,87

2,67

3,23

2,92

Темпераментный

2,85

2,54

2,95

2,59

Вспыльчивый

2,59

2,33

2,56

2,26

Осторожный

2,26

2,85

2,67

3,28

Трусливый

2,23

2,31

2,15

2,49

Аккуратный

2,15

2,31

2,74

2,87

Педантичный

1,77

2,41

2,49

2,82

Веселый

3,33

2,51

2,97

2,56

Шумный

2,67

2,74

2,56

2,36

Лояльный

2,23

2,31

2,56

2,69

Покорный

2,03

2,28

1,92

2,37

Уверенный

2,72

2,41

3,15

2,97

Наглый

2,72

2,33

2,82

2,15

Предупредительный

2,18

2,62

2,46

3,10

Услужливый

2,05

3,15

2,36

3,10

Любезный

2,15

2,54

2,87

3,36

Льстивый

2,18

2,87

2,51

2,72

Непринужденный

2,72

2,59

2,92

2,67

Развязный

2,77

2,13

2,38

1,82

Монография посвящена изучению динамики формирования и сравнению образа китайского купца, предпринимательства и китайской деловой культуры в дореволюционной и постсоветской России. В социалистическую эпоху, когда предпринимательские слои были уничтожены и в России, и в Китае, когда были разорваны миграционные связи, этот образ исчез и был почти забыт. Это дает уникальную возможность выявить общие и особенные черты изучаемого феномена.

Книга предназначена для специалистов в сфере изучения российско-китайских отношений, предпринимательства и деловой культуры, преподавателей, студентов, широкого круга читателей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Китайские торговцы на востоке позднеимперской России и их деловая культура глазами российских современников

§ 1. Место китайской торговли и предпринимательства в экономической жизни востока России
§ 2. Китайский мигрант в дискуссиях о "желтом вопросе"
§ 3. Образ китайского торговца и китайской деловой культуры

Глава II. Образ китайского предпринимателя и представление о китайской деловой культуре в современной России

§ 1. Китайские торговцы в экономической жизни и общественном сознании современных россиян
§ 2. Современные русские в КНР: взгляд на китайскую деловую культуру
§ 3. Образ китайской деловой культуры в пособиях по ведению бизнеса для российских предпринимателей
§ 4. Стереотип китайского мигранта и китайского предпринимателя у жителей Иркутска

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложения

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.