|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Влияние опыта проживания в неполной семье на социо-демографическое
поведение детей [1]
Чурилова Е.В.[2],
Гутина Д.Д.[3]
– специально для Демоскопа
Введение
В течение двух последних десятилетий XX века произошли
существенные изменения в составе российских семей с детьми. Эти
изменения связаны с постепенным увеличением доли рождений вне зарегистрированного
брака, с распространением разводов с детьми, с возрастанием роли
повторных союзов. По данным официальной статистики, доля разводов
с детьми в России в 1990-е гг. составляла 61-66%, а среднее число
детей на 1 развод - от 1,26 до 1,37 ребенка. В течение 2000-х доля
разводов с общими детьми в России составляла 50-60%, а на 1 развод
в семьях с детьми в среднем приходилось 1,18-1,24 ребенка[4].
Разводы играют ключевую роль в формировании неполных семей в России.
Высокое число разводов с детьми привело к тому, что в каждом поколении
все большее число детей, рожденных в полной семье, часть времени
детства воспитывается в неполных семьях[5].
Влияние проживания в неполной семье на ребенка является
предметом спора среди исследователей. Проживание в неполной семье
может вести к худшим оценкам в школе, к более раннему окончанию
обучения и трудоустройству, к раннему началу сексуальных отношений,
быстрому вступлению в брак и неустойчивости брака. Кроме того, проживание
в неполной семье может оказывать влияние разной степени на девушек
и юношей[6].
Российские исследования, посвященные влиянию проживания
в неполной семье на развитие ребенка и его жизненный путь, малочисленны.
Так, в двух исследованиях Т.А. Гурко, проведенных в 1994 и 2010-2011
гг., не было выявлено значимых отличий в развитии, поведении и жизненных
планах подростков из полных и неполных семей[7].
С другой стороны, О. В. Кучмаева и соавт. на данных исследования
«Семья и общество в России: эволюция оценок и ценностей в общественном
мнении населения» выявили, что матери, возглавляющие неполные семьи
чаще испытывают сложности в воспитании ребенка и меньше могут контролировать
его поведение, в связи с чем их дети хуже учатся, хуже ведут себя
в школе, чаще подвержены влиянию плохой компании[8].
Кроме того, А.Б. Синельниковым на основе данных трех раундов Европейского
социального исследования было выявлено, что мужчины, воспитывавшиеся
в неполных семьях, реже состоят в официальном браке, а влияние проживания
в неполной семье на личную и семейную жизнь женщин не так сильно,
как на жизнь мужчин[9].
Подобные различия в оценке влияния проживания в неполной
семье российских детей на их дальнейшую жизнь делают актуальной
задачу проанализировать, какое влияние оказало проживание части
времени детства в неполной семье на последующую жизнь ребенка: его
образовательную траекторию, трудовую карьеру, формирование и устойчивость
семьи и рождение ребенка.
В данной работе будет рассмотрено влияние воспитания
в детстве в неполной семье на образование, на возраст начала интимной
жизни и число партнеров.
Данные
Для анализа были использованы результаты выборочного
обследования «Человек, семья, общество», проведенного Институтом
социального анализа и прогнозирования в 2013 году на общероссийской
выборке в 9557 человек[10].
Вопросник обследования включает в себя девять разделов: «Домохозяйство»,
«Родители и родительский дом», «Браки, союзы, дети», «Образовательная
биография», «Трудовая деятельность», «Жилье и имущество», «Доходы»,
«Пенсии», «Здоровье», «Ценности и установки».
Разделение на тех, кто имел опыт проживания в неполной
семье и нет, было сделано по ответу на вопрос: «Большую часть детства,
т.е. до 15 лет, Вы жили с обоими родными родителями?». Данные вопрос
задавался респондентам в возрасте 18-44 лет, т.е. родившимся с 1969
г. по 1995 г. С целью анализа различий между поколениями были использованы
только ответы респондентов, родившихся с 1970 по 1989 гг.
Таким образом, общее число респондентов в подвыборке
составило 3622 человека. Число респондентов, родившихся в 1970-1979
гг., равно 1675, из них 807 (48,2%) – мужчины, 868 (51,8%) – женщины.
Число респондентов, родившихся в 1980-1989 гг., равно 1947, из них
948 (48,7%) – мужчины, 999 (51,3%) – женщины.
Результаты
Опыт проживания в неполной семье
Среди рожденных в 1970-е гг. 16,1% указали на то, что
до 15 лет жили в неполной семье. Среди мужчин этих поколений таковых
15%, среди женщин 17,1%. Среди рожденных в 1980-1989 гг., 20% респондентов
жили в неполной семье. Среди мужчин – 20,4%, среди женщин – 19,7%.
Таким образом, доля детей, которые имели опыт проживания в неполной
семье, возросла. Данные результаты подтверждают полученные ранее
с использованием данных первой и второй волн обследования «Родители
и Дети, Мужчины и Женщины в семье и обществе» результаты об увеличении
доли детей, которые имели опыт воспитания в неполной семье.
Образование
Влияние воспитания в детстве в полной и неполной семье
на образовательные траектории детей рассмотрено в двух аспектах:
число оконченных классов школы, которое позволяет посмотреть получил
ли респондент полное или неполное среднее образование, и уровень
образования респондента.
Респонденты из обеих рассматриваемых когорт, проживавшие
до 15 лет в неполной семье, значительно реже получали полное среднее
образование, чем респонденты, воспитывавшиеся в полной семье. Этот
вывод верен и для мужчин, и для женщин[11].
При этом женщины чаще получали полное среднее образование, чем мужчины
независимо от того, в семье какого типа они воспитывались.
Дети, воспитывавшиеся в неполной семье, получают впоследствии
образование более низкого уровня. В поколениях 1970-1979 гг. рождения
высшее образование получили 40,1% юношей и девушек из полных семей
и 26,4% из неполных, в поколениях 1980-1989 гг. рождения 48,1% и
34,9% соответственно. Существенно меньшая доля юношей и девушек
стала получать среднее профессиональное образование как среди респондентов,
воспитывавшихся полной семье, так и среди тех, кто воспитывался
в неполной семье. При этом доля респондентов, у которых уровень
образования «среднее основное и ниже», осталась в поколениях 1980-х
гг. на том же уровне, что в поколениях 1970-х гг.: 12% среди воспитывавшихся
в полной семье и 20% среди воспитывавшихся в неполной семье.
Возраст сексуального дебюта
Средний возраст вступления в первые интимные отношения
молодых людей из поколений 1970-х гг. рождения из полной семьи –
18,7 года, из неполной – 18,2 года. В 18 лет половина юношей и в
19 лет половина девушек, воспитывавшихся в полной семье, уже имели
опыт интимной близости. Среди воспитывавшихся в неполной семье половина
юношей вступили в интимную близость к 17 годам, а половина девушек
– к 18 годам.
Средний возраст первой интимной близости ниже у юношей
и девушек, родившихся в 1980-1989 гг., и составляет 17,7 и 17,3
года у юношей, росших в полных и неполных семьях, и соответственно
18,4 и 17,9 года у девушек. Однако, различий в медианном возрасте
для молодых людей из этой когорты нет: медианный возраст для юношей
в обоих случаях составляет 17 лет, а для девушек 18 лет.
Число партнеров
В поколениях 1970-1979 гг. рождения 13% респондентов,
воспитывавшихся в полной семье, никогда не проживали с партнером
хотя бы три месяца подряд. Среди воспитывавшихся в неполной семье
из этих же поколений доля тех, кто никогда не жил с партнером меньше:
9,6%. В поколениях 1980-1989 гг. рождения не было ни опыта совместного
проживания с партнером у 21,8% респондентов, воспитывавшихся в полных
семьях и 21,1% респондентов, воспитывавшихся в неполных семьях.
Проживание в неполной семье не оказывает значимого влияния
на наличие опыта проживания совместно с партнером, однако, оказывает
значимое влияние на число партнеров. Среди респондентов, родившихся
в 1970-е гг. и выросших в полной семье, 23,1% имели опыт проживания
с двумя партнерами и 8% с тремя и более партнерами, а среди выросших
в неполной семье 23,7% жили когда-либо с двумя партнерами и 16,9%
- с тремя и более партнерами[12].
Более частая смена партнеров характерна и для поколений 1980-х гг.
рождения: среди воспитывавшихся с родными родителями 15,9% сменили
двух партнеров, 8,3% - трех и более, среди воспитывавшихся в неполной
семье 20,8% имели опыт отношений с двумя партнерами, а с тремя и
более – 9,7%. Несмотря на то, что каждый пятый из поколения 1980-1989
гг. еще не имел опыта совместного проживания с партнером, следует
ожидать, что молодые люди, выросшие в неполной семье, скорее всего
будут иметь опыт отношений с большим числом партнеров. Кроме того,
более частая смена партнеров характерна и для мужчин, и для женщин,
которые имели опыт проживания в течение детства в неполной семье.
Выводы
В данной статье рассмотрено влияние опыта проживания
в неполной семье, оказываемое на получение детьми в дальнейшем образования,
на возраст сексуального дебюта и число партнеров.
Несмотря на увеличившееся число детей, получивших полное
среднее образование и высшее образование, дети, воспитывавшиеся
большую часть детства в неполной семье, реже заканчивали высшие
учебные заведения, чем дети, воспитывавшиеся в полной семье и чаще
имеют только среднее основное образование.
Средний и медианный возраста начала сексуальной жизни
снизились и у респондентов, которые воспитывались в полной семье,
и у тех, которые воспитывались в неполной семье. Значимые различия
в возрасте первых сексуальных отношений выявлены и для рожденных
в 1970-х гг., и для рожденных в течение 1980-х гг.
Значимое влияние оказывает и факт проживания в неполной
семье на последующую смену партнеров. И мужчины, и женщины из обеих
рассматриваемых когорт, воспитывавшиеся в неполной семье, имели
опыт проживания с большим числом партнеров, чем те, кто воспитывался
до 15 лет родными родителями. Очевидно, что отсутствие примера устойчивых
отношений между родными матерью и отцом и примера решения конфликтных
ситуаций может влиять на стабильность будущих брачно-партнерских
союзов детей, выросших в неполных семьях, или может затруднять выбор
подходящего партнера.
Таким образом, проживание в неполной семье значимо влияет
на получение ребенком в будущем высшего образования, на стабильность
брачно-партнерских союзов и частоту смены партнеров и оказывает
влияние на более раннее начало интимной жизни. В проведенном анализе
не рассмотрено влияние опыта проживания в неполной семье на возраст
вступления в первый брачно-партнерских союз, на стабильность этого
союза, на возраст рождения первого ребенка и регистрацию его в браке
или вне брака, поэтому эти вопросы требуют дальнейшего более детального
изучения.
[1] Исследование
выполнено в рамках проекта №14-05-0055 «Изучение динамики формирования
и развития семей и процессов рождаемости на данных выборочных обследований»
по конкурсу исследовательских проектов научно-учебных групп Программы
«Научный фонд НИУ ВШЭ».
[2] Чурилова Елена Владимировна
– магистр социологии, аспирантка кафедры Демографии НИУ ВШЭ (Москва).
[3] Гутина Дарья Дмитриевна
- магистрантка программы «Демография» НИУ ВШЭ.
[4] Население России 2010-2011:
восемнадцатый-девятнадцатый ежегодный демографический доклад / отв.
ред. А.Г. Вишневский; Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики».
– М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.
[5] Захаров С.В., Чурилова
Е.В. Феномен одинокого материнства в России: статистико-демографический
анализ распространенности и механизмов его формирования. // Мир
России. 2013. Том XXII, №4, с.86-117.
[6] Kiernan K. The Impact of
Family Disruption in Childhood on Transitions Made in Young Adult
Life // Population Studies. 1992. No. 46, pp. 213-234; Kiernan K.,
Hobcraft J. Parental Divorce during Childhood: Age at First Intercourse,
Partnership and Parenthood // Population Studies. 1996. Vol. 51,
pp. 41-56; Kiernan K., Cherlin A. Parental divorce and partnership
dissolution in adulthood: Evidence from a British cohort study //
Population Studies. 1999. Vol. 53, pp. 39-48; McLanahan S., Sandefur
G. Growing Up With a Single Parent. Cambridge, MA: Harvard University
Press, 1994; Archambault P. Separation et divorce: quelles conse'quences
sur la re'ussite scolaire des enfants? // Population et Societe.
2002. No. 379, pp. 1-4; McLanahan S., Bumpass L. Intergenerational
Consequences of Family Disruption // American Journal of Sociology.
1988. Vol. 94, No.1, pp. 130-152.
[7] Гурко Т.А. Особенности
развития личности подростков в различных типах семей // Социологические
исследования. 1996. № 3, с.81-90
[8] Кучмаева О.В., Марыганова
Е.А., Петрякова О.Л., Синельников А.Б. О современной семье и ее
воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010.
№7, с. 49-55
[9] Синельников А.Б. Влияние
происхождения из неполной семьи на шансы создать и сохранить полную
семью // Детерминация демографических процессов: Сборник статей
/ Под ред. Зверевой Н.В. и Архангельского В.Н.; Экономический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова. – М.: МАКС Пресс, 2012. С.168-184.
[10] Малева Т. М., Митрофанова
Е. С., Тындик А. О., Бурдяк А. Я., Гришина Е. Е., Кириллова М. К.,
Елисеева М. А. Разработка методологии и проведение первой пилотной
волны регулярного общенационального репрезентативного обследования
населения по изучению демографического, социального и экономического
поведения, включая пенсионное поведение. М.: ФГБОУ ВПО Российская
академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ, 2014.
[11] Различия являются статистически
значимыми при уровне значимости a=0,05.
[12] Различие статистически
значимо при уровне значимости a=0,05.
|