|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Российская
молодежь
в брачно-семейном интерьере |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
Сергей
ЗАХАРОВ
|
Екатерина
МИТРОФАНОВА
|
|
Заключение: персональный выбор на смену универсальной
норме
Описанные выше изменения в поведении российской молодежи,
затрагивающие всю сферу их брачно-семейной жизни, нуждаются в каком-то
истолковании.
Можно предположить, что эти изменения тесно связаны
с революционными сдвигами в обществе в конце 1980-х – начале 1990-х
годов, которые привели к открытию границ страны, ликвидации цензуры
и вакуума информации о реальной ситуации в стране и мире, значительному
расширению границ и возможностей личных выборов каждого человека.
Старшему поколению, выросшему в государственно-патерналистской системе
«развитого социализма», было значительно сложнее перестроиться,
чтобы использовать все ресурсы нового времени. Молодое же поколение,
в сознательной жизни которого не было идеологем прошлого, выросло
с ощущением того, что свобода и открытость, разнообразие и доступность
благ – естественное положение вещей.
Все это привело к дифференциации потребностей, подвижкам
в системе ценностей российской молодежи в сторону самореализации,
подобным тем, о которых свидетельствуют наблюдения за тенденциями
последних десятилетий в развитых странах[45].
Послушное следование единственно верной норме заменилось возможностью
делать персональные выборы[46].
Сами ценности не претерпели радикальных изменений, но теперь это
- не единственно допустимый и одинаковый для всех базовый набор,
а совокупность осознанных и принятых человеком позиций, соответствующих
его целям и интересам.
Не удивительно поэтому, что современная российская молодежь,
к которой относятся возрастные когорты 1983-1997 годов рождения,
довольно сильно отличается от предыдущих поколений в своих взглядах,
притязаниях и действиях[47].
По-видимому, в основе различий лежит возросшее значение «новых»
для россиянина ценностей: свободы, независимости, индивидуальности[48].
Взгляды и действия, будучи производной от ценностей и норм, также
выходят на новые траектории, потому что больше не сдерживаются одним
типичным образцом поведения.
Молодежь 21 века больше ориентирована на экономику и
самостоятельность, а не на политику и государство. Будучи аполитичными[49]
и прагматичными, молодые люди делают ставку на достижение целей
своими силами, с большим недоверием относятся к любым проявлениям
патернализма[50]. Это относится
как к сфере образования и занятости, так и к семье.
По сравнению с предшествующими поколениями, нынешняя
молодежь более амбициозна, более мобильна, более образована. Они
активно инвестируют в свой человеческий капитал, стремясь увеличить
стоимость на рынке труда. Ровесники Интернета, мобильного телефона
и портативного компьютера, молодые люди не чувствуют границ. Им
кажется, что весь мир для них открыт. Вопрос только в персонифицированной
оценке целесообразности вертикальной и горизонтальной (территориальной)
мобильности.
Время жизни современного человека становится более пластичным,
гибким, настраиваемым. Период взросления увеличивается за счет возрастания
времени, затрачиваемого на образование и поиски себя. Российская
молодежь 21 века не торопится получить статусы родителя и семейного
человека. Увеличение совокупного периода получения образования идет
параллельно с увеличением возраста при вступлении в первый брак
и рождении первого ребенка. Интервалы между наступлением важных
событий жизни увеличиваются по сравнению с предыдущими поколениями,
для которых была характерна концентрация этих событий на коротком
промежутке времени[51]. Молодые
поколения живут более размеренно в смысле наступления важнейших
жизненных событий, решения принимают дольше, позволяя себе выбирать
в имеющемся у них мире возможностей то, что подходит им больше всего.
Более высокие притязания они предъявляют к качеству:
жизни в целом, отношений с партнером, воспитания детей. Это побуждает
молодых людей, не жалея времени и попыток, искать подходящую работу,
место жительства, партнера, а также вкладываться в развитие ребенка,
руководствуясь принципом «лучше меньше да лучше».
Появление эффективных средств планирования семьи привело
к разделению брачного, репродуктивного и сексуального поведения,
сделав их автономными сферами самореализации. Вследствие этого значимые
события семейной жизни стали растягиваться по всей временной оси,
наступая в соответствии с индивидуальными потребностями и представлениями
каждого человека. Пики начала брачно-партнерских отношений и рождения
детей размываются, демонстрируя откладывание демографических событий
молодым поколением на более старшие возраста.
В итоге россияне получают возможность использовать более
эффективно самое ресурсное время жизни – молодость. Сегодня они
пытаются начинать планировать свою семейную жизнь как можно раньше
и встраивать в нее те события и в той последовательности, как они
действительно хотят.
[45] Inglehart R. Culture
Shift in Advanced Industrial Society Princeton NJ: Princeton University
Press, 1990; Van de Kaa D.J. Europe's Second Demographic Transition
// Population Bulletin, Vol. 42, № 1. Population Reference Bureau,
Washington D.C., 1987; Lesthaeghe R. and Neels K. From the First
to the Second Demographic Transition: An Interpretation of the Spatial
Continuity of Demographic Innovation in France, Belgium and Switzerland
European // Journal of Population. Vol. 18, No. 4, 2002, pp. 325-360.
[46] Lesthaeghe R. On Theory
development: Application to the study of family formation // Population
and Development Review. Vol. 24, 1998, pp. 1-14; Демографическая
модернизация России, 1900-2000 /Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое
издательство, 2006, с.139.
[47] См.: Революция притязаний
и изменение жизненных стратегий молодежи:1985-1995 годы /Под ред.
В.С. Магуна. М.: Институт социологии РАН, 1998; Магун В., Энговатов
М. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи
и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001 //Вестник общественного
мнения. №4 (72), 2004. С.70-82.
[48] Ядова М.А. Современное
и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические
исследования, 2012, №1, с. 114-125; Лисаускене М. В. Поколение
перемен: формирование новой ментальности //Вестник Бурятского
государственного университета. Вып. 14: Философия, социология,
политология, культурология, 2008, с. 153-158.
[49] Панарин С. Безопасность
и этническая миграция в Россию //Pro et Contra. Том 3.
1998. № 4. С. 5, 14, 17-25.
[50] Блюм А., Себий П., Захаров
С. Указ соч., c. 158.
[51] Там же, c. 160-161.
|