|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Досуговые практики и образовательные притязания: взаимосвязь
с миграционной историей и ресурсами семьи[1]
Акифьева Р.Н.[2]
- специально для Демоскопа
Одно из важных направлений в миграционных исследованиях
фокусируется преимущественно на изучении интеграции детей мигрантов
в школьную среду. Небольшое число работ включает в рассмотрение
их практики досуга и внеучебную активность. Исследования, которые
были проведены, показали, что то, что происходит с ребенком за пределами
школы, может оказывать значительное влияние на успеваемость детей,
а также последующие карьерные достижения. Включенность родителей
в жизнь ребенка взаимосвязана с его академическими достижениями,
улучшает взаимоотношения в семье и формирует позитивные установки
ребенка к обучению. Большой вклад в данное направление исследований
внесли работы А. Ларо[3]. Она
показала, что родители, как белые, так и афро-американцы, обладающие
сходными социальными позициями, использовали одинаковые практики
организации досуга своих детей. Последующие исследования подтвердили
выводы о том, что практики воспитания взаимосвязаны с социально-экономическим
статусом семьи, но и продемонстрировали расовые различия в организации
досуга детей[4]. Важным фокусом
в этих работах является изучение того, как социализация ребенка
в разных досуговых средах влияет на показатели его академических
достижений, в том числе на ожидания учителей. Несмотря на то, что
различные исследования подтверждают взаимосвязь досуговых практик
и академических успехов, остается дискуссионным вопрос о том, какие
именно характеристики внешкольной активности оказывают положительное
влияние на образовательные достижения ребенка, способствуют приобретению
определенных компетенций или развитию важных навыков и черт. Так,
было показано, что включенность во внешкольные образовательные программы
имеет множество позитивных последствий: способствует формированию
дружеских сетей, взаимодействию с обучающими взрослыми, приобретению
различных социальных компетенций, развитию когнитивной сферы, обеспечивает
пребывание в безопасной среде[5].
Положительное влияние программ дополнительного образования (after-school
programs) было выявлено и в исследовании детей из семей с миграционной
историей[6]. По данным других
исследований включенность в организованный досуг не всегда имеет
позитивные последствия. Например, оценка нескольких десятков программ
показала их низкое влияние на успеваемость детей и социальную сферу[7].
М. Хендерсон в качестве показателей организованной досуговой активности
рассматривает любые дополнительных занятий, которые проходят вне
школы[8]. C другой стороны,
Э. Ли и Г. Као в качестве наиболее эффективных рассматривают только
те активности, которые направлены на накапливание культурного капитала[9].
С этой перспективы, возможно, практики родительства также стоит
отличать в зависимости от того, являются ли они ориентированным
на включение детей в активности, сопряженные с потреблением высокой
культуры или в разностороннюю активность.
В данной статье, основываясь на результатах анкетного
опроса молодежи, посещающих различные досуговые площадки одного
из центральных районов Санкт-Петербурга, обсуждаются следующие вопросы:
Существуют ли отличия между досуговыми практиками детей
с миграционной историей и без миграционной истории? Как различные
досуговые практики, рассматриваемые в контексте родительского воспитания,
соотносятся с образовательными притязаниями, культурными и социальными
ресурсами семей с различным миграционным статусом?
Внеучебная активность и классовое воспроизводство
В контексте исследований механизмов классового воспроизводства,
изучение миграции и расы встраивается в более широкие рамки изучения
семей и различных социальных сообществ и групп. Мигранты не рассматриваются
в этих исследованиях как специфическая группа, требующая особых
объяснительных схем и языка описания. Напротив, демонстрируется
значимость других категорий и концепций, позволяющих уйти от рассмотрения
мигрантов как культурно обособленной группы с особыми стратегиями,
особенностями и жизненными карьерами. Одной из основных работ в
рамках этого направления являются антропологическое исследование
Аннетт Ларо[10], методологическими
основаниями которых послужили работы П. Бурдье[11].
Исследование продемонстрировало, как люди из разных классов используют
разные стратегии воспитания, которые определяют досуг детей и его
эффективность в решении задач разностороннего развития ребенка.
А. Ларо концептуализирует стиль воспитания родителей
среднего класса как «организованное развитие» (concerted cultivation),
а родителей рабочего класса и с низким уровнем дохода - как «естественное
развитие» (accomplishment of natural growth). Родители среднего
класса обеспечивают детям структурированную активность (дети посещают
кружки, секции и т.п.), а также много с ними общаются, обсуждают
разные вопросы, аргументируют свои претензии. Родители из бедных
семей и рабочего класса заботятся о безопасности своих детей, но
меньше внимания, чем родители среднего класса, уделяют качественному
наполнению досуга детей, а также не структурируют их внешкольную
активность. Они также иначе общаются с детьми, больше указывают
на то, что им нужно делать, не аргументируя.
Основной вывод исследований - внешкольная активность
предопределена классом, дети обречены на социализацию в разных досуговых
средах, что приводит к классовому воспроизводству.
Применительно к изучению мигрантских семей, можно предположить,
основываясь на исследованиях А. Ларо, что особенности социализации
и интеграции мигрантов будут определяться социальными нишами, в
которые они инкорпорируются, а не миграционным статусом и прошлым.
Досуговые практики и предпочтения, а также их жизненные карьеры
будут предопределены классовыми особенностями, выражающимися в стилях
родительского воспитания, и будут сходны с предпочтениями, карьерами
и практиками местных детей, которые занимают сходные социальные
позиции.
Основываясь на работах А. Ларо и Б. Бернстайна, М. Нельсон
и Р. Шутц проводят этнографическое исследование в центрах внешкольного
содержания детей, которые посещают дошкольники и дети школьного
возраста и убедительно демонстрируют то, как воспитатели по-разному
общаются и взаимодействуют с детьми, способствуя процессу классового
воспроизводства[12]. Согласно
этому исследованию, внешкольные институции не способны компенсировать
классовые различия, а воспроизводят их, хотя и отвечают высоким
стандартам качества. Воспитатели из этих центров используют разные
языковые коды, когда говорят с детьми, например, когда решают споры
(обращаются к детям в форме диалога или авторитарных указаний).
Взаимодействие детей из разных социальных сред различается по степени
конфликтности и по частоте обращений к взрослым, а также формами
и стилем обращений. Самым важным является то, как преподаватели
организуют досуг ребенка, каким образом они с ним взаимодействуют,
какие советы дают, как решают проблемы. Взрослый, таким образом,
оказывает основополагающее влияние на ребенка - то, как он с ним
взаимодействует, как и что говорит, как организует его досуг, формируют
те особенности, которые окажутся востребованными и в школе и на
рынке труда в будущем. В данном подходе стиль воспитания не задан
личностными и профессиональными особенностями педагога и родителя
или образовательной/академической культурой, которую он транслирует,
а определяется социальной средой, в которой происходит взаимодействие
взрослого и ребенка.
Экстраполируя выводы на объяснения досуговых практик
детей трудовых мигрантов, можно прогнозировать, что дети-мигранты
будут, как и другие дети из малоимущих семей и рабочего класса,
включены в формы досуга, которые ограничивают их жизненные возможности.
В последующих исследованиях основные выводы А. Ларо
подтверждаются только частично. Стили воспитания оказываются значимо
взаимосвязанными не только с классом, но еще и с расой, полом[13],
и иммиграционным статусом[14].
Эти исследования вносят вклад в направление, в которых мигрантские
сообщества рассматриваются как уникальные, что определяет социальную
направленность траекторий их членов, досуговые практики, обособленность
или включенность. Представители этого направления полагают, что
нельзя игнорировать этнические различия и миграционную историю,
так как наряду с классовыми практиками воспитания детей и взаимодействия
между членами семьи и сообщества, существуют этнические особенности
и практики, которые могут компенсировать классовые ограничения или
напротив их усугубить.
Концепция социального капитала, предложенная Д. Коулманом,
описывает, каким образом недостаток образования, профессиональных
умений и навыков, материальных ресурсов может быть компенсирован
социальным капиталом - социальными ресурсами семьи и сообщества,
включающими в себя систему разделяемых норм и ценностей, социальные
установки, связи (дружеские, родственные) между людьми. Дети, которые
включены в мигрантское сообщество, могут обладать доступом к социальному
капиталу сообщества, т.е. усваивают различные позитивные культурные
образцы (такие, например, как "стремления" и установки на жизненные
достижения) и сталкиваются с нормированным принуждением со стороны
родителей и членов сообщества (родители контролируют выполнение
домашних заданий или запрещают общаться с неблагополучными на их
взгляд детьми)[15]. Мигранты
инвестируют социальный капитал в образование детей, что впоследствии
позволяет перейти в другой социальный сегмент общества. Теория сегментной
ассимиляции объясняет, как этнические культурные ориентации детей
могут быть взаимосвязаны с их образовательными достижениями[16].
Этнические ориентации мигрантов, сохранение культурных особенностей
сообщества – норм, ценностей, практик, образцов поведения и т.д.
могут рассматриваться как форма социального капитала и позволяют
избежать ассимиляции в неблагоприятное окружение, преодолеть негативное
влияние низкой социальной позиции и низкого дохода семьи, обеспечивая
способность к социальной мобильности.
Остается открытым вопрос о том, как можно операционализировать
стиль родительского воспитания «организованное развитие», какие
именно практики родительства оказывают наибольшее влияние на образовательные
успехи. К. Бодовски выделяет несколько измерений «организованного
развития», среди которых: 1) различные виды активностей, в которые
родители вовлечены дома с детьми: рассказывает ребенку истории,
поет песни, занимается искусством, играет в игры, играет в кубики,
занимается спортом, упражняется в цифрах и буквах, обсуждает вопросы
природы, читает ребенку, слушает ребенка, даже если занят, стимулирует
проявление ребенком своего мнения, помогает с домашней работой;
2) способы проведения досуга вне школы, участие в организованных
активностях, таких как: занятия музыкой, декоративно-прикладным
искусством, искусством, исполнительским видом искусства, занятия
спортом, посещения клубов, а также такие поездки под руководством
взрослых членов семьи, как: визиты в библиотеку, музеи, зоопарк,
концерты и живые вступления (live show); 3) взаимоотношение родителей
с социальными институтами, преимущественно со школой: участие в
конференции с учителями, посещение школьных мероприятий, волонтерской
деятельности в школе, участие в сборе денег для школьных нужд; 4)
количество детских книг дома[17].
М. Хендерсон в показатели «организованного развития»
включает посещение дополнительных занятий, под которыми понимаются
любые занятия вне школы, «например, обучение в классе фортепьяно,
посещение занятий бокса или танца»[18].
Э. Ли и Г. Као, опираясь также на идеи А. Ларо, в качестве
наиболее эффективных в вопросах формирования у ребенка определенных
компетенций, востребованных в школе, рассматривают только те активности,
которые направлены на наращивание культурного капитала. В качестве
таких активностей рассматриваются: 1) посещение музеев и театров,
2) занятия различными видами искусства (музыкой, танцами и т.п.);
3) участие в организованных клубах и рекреационных программах, например,
в клубе скаутов, организованных спортивных программах[19].
Авторы подчеркивает, что, несмотря на то, что П. Бурдье приводит
иерархию участия в спортивных занятиях в терминах статуса, они полагают,
что наращивание культурного капитала с помощью любых спортивных
занятий может происходить благодаря обучению взаимодействовать с
взрослым.
Если рассмотреть эти различные виды активностей, которые,
как предполагают авторы, являются показателями стиля воспитания
«организованное развитие», в контексте подходов к изучению культурного
потребления, то их нельзя однозначно отнести к практикам досуга,
свойственных представителям высшего класса. Т. Чан и Дж. Голдторп
тестируют три основных позиции, которые касаются взаимосвязи социального
неравенства и моделей культурного потребления. В соответствии с
принципом гомологии П. Бурдье, индивиды, занимающие высокие социальные
позиции, предпочитают и преимущественно потребляют «высокую» культуру
(посещают театры, оперу, концерты классической музыки и т.п.), тогда
как индивиды, занимающие низкие социальные позиции предпочитают
и преимущественно потребляют «популярную» или «массовую» культуру
(посещают кинотеатры, концерты популярной музыки и т.п.). В соответствии
с принципом всеядности «omnivore» Р. Петерсона, представители высшего
класса имеют разнородные вкусы и практики потребления, и потребляют
как «высокую» культуру, так и массовую культуру, тогда как индивиды,
занимающие низкие социальные позиции, имеют тенденцию ограничиваться
в большей степени популярными культурными формам. Согласно третьему
принципу индивидуализации, в современном обществе в качестве оснований
для культурной дифференциации выступают «возраст», «пол», «этничность»
и другие, а не социальный класс. Исследование подтверждает принцип
всеядности[20]. Были выделены
два типа потребителей: первые, «всеядные», посещают все виды мероприятий,
а вторые - только кинотеатры. «Всеядные» потребители обладают более
высоким социальным статусом и имеют более высокий уровень образования
и доход, чем представители второго типа потребителей.
Если практики родительского воспитания проанализировать
в контексте этой дискуссии, то можно предположить, что у представителей
среднего и высшего класса они могут быть направлены 1) на включение
ребенка в активности, связанные с потреблением «высокой» культуры
и накоплением культурного капитала; 2) на включение в активности
разного рода, предполагающие как потребление «высокой», так и «массовой»
культуры или 3) включение в разные виды активности будет определяться
миграционными статусом или другими не социально-экономическими показателями.
В нашем исследовании мы, во-первых, попытаемся описать
различные практики родительского воспитания в терминах «всеядности»
или потребления «высокой» или «массовой» культуру. С этой целью
мы проанализируем, наблюдается ли тенденция включать ребенка в виды
досуга, направленные на накопление культурного капитала или существует
тенденция организовывать досуг как можно более разнообразно — посещать
как театры и музеи, так и зоопарки, концерты популярной музыки и
т.п.
Затем мы изучим, что лежит в основе данных тенденций
— зависят ли они от социально-экономических характеристик семьи
респондента, его миграционного статуса, пола и возраста. На заключительном
этапе анализа, мы ответим на вопрос, как выявленные практики родительского
воспитания взаимосвязаны с академическими притязаниями детей.
Выборка и переменные
Исследование проходило в два этапа. Первый поисковый
этап был проведен с целью формирования выборки исследования. Были
взяты интервью с администрацией и педагогами досуговых центров одного
из центральных районов Санкт-Петербурга (5 интервью), которые позволили
осуществить картографирование досуговых площадок района, определить
секции и кружки с высокой концентрацией детей мигрантов[21].
Кроме того, при формировании выборки, мы учитывали результаты исследования,
выполненного в первый год реализации проекта.
В выборку вошли два государственных досуговых центра,
которые предлагают кружки, секции, занятия разного вида и рода,
а также имеют зоны свободного досуга. Один центр располагается в
отдельном большом здании, в котором проходит подавляющее большинство
занятий, тогда как второй центр объединяет более 20 клубов, расположенных
в разных частях района. Программы, реализуемые данными учреждениями
дополнительного образования, отличаются большим разнообразием. На
их базе функционируют кружки, секции, студии и другие подразделения
различной направленности, которые предполагают разную интенсивность
и продолжительность занятий, формат встреч, проводимых мероприятий
и могут быть рассчитаны на работу с детьми разного возраста. Большинство
занятий можно отнести к структурированным формам досуга - они проходят
по расписанию и под руководством преподавателя, но в некоторых клубах
второго центра организованы пространства для неструктурированного
времяпрепровождения - общения, игр и т.д. Кроме того, в некоторых
клубах дети могут приходить до занятий или оставаться после, посвящая
именно неорганизованной активности большую часть времени, проводимого
в клубе. С точки зрения предложенной Н. Ригс и М. Гринберг классификации,
программы и предлагаемые формы досуга относятся к разным типам[22].
Часть имеет цель сформировать определенные компетенции, тогда как
другие направлены в первую очередь на обеспечение благоприятных
условий для проведения свободного времени вне школы и дома.
Несмотря на то, что оба центра предлагают бесплатные
занятия в рамках различных направлений (музыкального, спортивного,
социального и т. п.), рассчитанные на молодежь разного возраста,
дети с миграционной историей распределены по клубам и центрам неравномерно.
В первом центре детей мигрантов практически нет, тогда как во втором
они преимущественно посещают спортивные занятия или зоны неструктурированного
досуга.
Весной 2014 года проводилось анкетирование детей и молодежи,
посещающих эти центры. В течение двух недель в мае исследователи
проводили анкетирование в первом центре. Во втором центре, на нескольких
площадках, анкетирование проводилось в течение мая и июня. Опрашивались
все воспитанники, посещающие центры в это время, возраст которых
превышает 13 лет. В общей сложности было опрошено 205 человек.
Переменные
Миграционный статус респондента определялся, основываясь
на миграционном статусе матери и самоидентифакции респондентов[23].
Анализировались ответы только тех респондентов, которые соответствовали
одной из двух выделенных категорий:
- самоидентификация «русский»/ «русская», мать родилась в России;
- самоидентификация «азербайджанец»/«азербайджанка», «таджик»/
«таджичка», «узбек»/ «узбечка», мать родилась не в России (в Азербайджане,
Таджикистане, Узбекистане).
Была создана переменная «немигрант», которая кодировалась
«1», если респондент «русский»/ «русская», мать родилась в России
и «0», если респондент азербайджанец»/«азербайджанка», «таджик»/
«таджичка», «узбек»/ «узбечка», мать родилась не в России.
В выборку попали 159 человек (133 - «немигрант», 26
- «мигрант»).
Стили родительского воспитания
Респондент описывал все занятия, которые он регулярно
посещает на базе любых организаций. Для данной статьи мы включили
в анализ только две переменные, которые отражают организованную
регулярную активность детей:
1. Посещение спортивных занятий («посещает спортивные
занятия»):
Ответ на вопрос «Какие из перечисленных ниже спортивных
секций Вы регулярно посещаете и, если посещаете, то на базе какого
учреждения, как давно, как часто и сколько времени в среднем в неделю
Вы проводите на занятиях?»
Переменная кодировалась «1», если респондент посещает
как минимум одну спортивную секцию и «0», если не посещает никаких
спортивных занятий. В данном вопросе анкеты речь шла только о регулярных
организованных занятиях на базе любых организаций.
2. Посещение занятий музыкой («посещает занятия музыкой»):
Ответ на вопрос «Какие из перечисленных ниже занятий,
секций и кружков Вы посещаете и, если посещаете, то на базе какого
учреждения, как давно, сколько раз в неделю и сколько времени в
среднем Вы проводите на занятиях?»
Переменная кодировалась «1», если респондент отмечал,
что он посещает «занятия музыкой или музыкальную школу» и «0», если
отмечал, что не посещает.
Эта переменная фиксирует организованную активность респондента,
которая, в классическом понимании, направлена на накопление культурного
капитала. Анкета содержала информацию о других активностях, участие
в которых традиционно тоже учитывается — танцы, кружок рисования
и художественная школа. Но детальный анализ ответов детей показал,
что эти переменные фиксируют разнородную активность, так, дети,
посещающие танцы, могут посещать классическую хореографию или занятия
хип-хопом.
3. Участие в различных активностях под руководством
взрослых (потребление «высокой» и массовой культуры)
Ответ на вопрос «За последние 12 месяцев, сколько раз
вы посещали ВМЕСТЕ с кем-нибудь из взрослых членов Вашей семьи (мамой,
папой, бабушкой и т.д.)», которые кодировались от 1 — «никогда»,
до 5 - «четыре или более раз»:
- Музеи, выставки, галереи
- Драматические и другие театры
- Балет, оперу или концерт классической музыки
- Спортивные мероприятия
- Концерты популярной, рок и другой некласической музыки
- Зоопарк
Ответы на вопрос «Что и как часто из перечисленного
ниже Вы делаете ВМЕСТЕ или под руководством родителей, родственников?»,
которые кодировались от 1 — «никогда», до 5 - «(почти) каждый день».
- Посещаете кафе, рестораны
- Выезжаете за город или гуляете
- Занимаетесь различными видами физической активности, спортом
- Ходите по магазинам
4. «Количество книг»
Ответ на вопрос «Сколько, приблизительно, книг НАСЧИТЫВАЕТСЯ
в библиотеке Ваших родителей?», который кодировался от 1 - «нет
книг» до 6 - «от 501 и более».
5. Пол (1 — мужской, 2 — женский),
Респонденты распределились по полу следующим образом:
76 - женского пола, 83 — мужского.
6. Возраст
Средний возраст респондентов — 15,6
7. Образовательные притязания. Классический вопрос,
который используется в качестве одного из традиционных академических
показателей в миграционных исследованиях (aspire to graduate college)[24].
Ответ на вопросы «Вы планируете пойти учиться в следующие
учебные заведения? Выберите все подходящие ответы.
- Пойду в профессиональное училище
- Буду поступать в техникум
- Буду поступать в вуз (институт, университет, академию и т.п.)
- Буду учиться на краткосрочных курсах и дальше пойду работать
- Больше не буду учиться
- Ещё не задумывался(-ась)»
Кодировался «1», если респондент выбирал ответ «буду
поступать в вуз» и «0», если этот ответ не выбирался.
Социально-экономический статус
1. Субъективный доход семьи
Ответ на вопрос «Что из приведенного ниже наиболее близко
отражает то, как Вы оцениваете доход Вашей семьи в целом, с которой
Вы живете?», который кодировался от 1 - «С нашим уровнем дохода
я живу комфортно» до 4 - «Очень сложно прожить на такие деньги».
2. оконченное образование матери («образование матери»):
Оценивался по 8-бальной шкале, в которой 1 - «обучение
в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, получение степени» и
8 - «начальная школа».
Результаты
В факторный анализ по методу главных компонентов было
включено 13 переменных, отражающих разные аспекты стилей родительского
воспитания. В качестве метода вращения был выбран метод Varimax.
В результате анализа было выделено два основных фактора, позволяющие
объяснить наблюдаемые связи между переменными, которые вошли в каждый
из них.
Первый фактор объединил переменные, измеряющие степень
участия респондента в активностях, направленных на накопление культурного
капитала. Регулярное посещение занятий музыкой, в том числе музыкальной
школы, взаимосвязано с посещением музеев, выставок, галерей, драматических
и других театров, балета оперы или концертов классической музыки
с кем-нибудь из взрослых членов семьи, а также количеством книг
в библиотеки родителей. Этот фактор объединил аспекты стиля родительского
воспитания, которые направлены на инвестирование в культурный капитал.
Во второй фактор вошли переменные, которые ассоциируются
с потреблением массовой культуры, а также с занятиями физическими
активностями и регулярным посещением спортивных занятий и секций.
Этот фактор объединил аспекты родительского воспитания, направленные
на включение ребенка в активности, связанные с потреблением массовой
культуры и спортом.
Созданные в результате анализа факторные переменные
можно охарактеризовать как шкалы, измеряющие разные аспекты родительского
воспитания, получившие условные названия «инвестирование в культурный
капитал» и «массовое потребление». Факторный анализ позволяет проанализировать,
какие переменные сильно и слабо коррелируют между собой, и свести
несколько переменных к меньшему количеству факторов, но для того,
чтобы оценить внутреннюю согласованность созданных шкал требуется
провести анализ пригодности. С этой целью значения всех переменных,
которые использовались в факторном анализе, прошли процедуру стандартизации,
что позволило привести переменные, отличающиеся по значениям, к
общему показателю. Для шкалы «инвестирование в культурный капитал»
альфа Кронбаха равно 0,74, для шкалы «массовое потребление» - 0,69.
Таким образом, в результате факторного анализа были созданы две
шкалы, измеряющие разные стили родительского воспитания.
Таблица 1. Стили родительского воспитания
|
1 фактор
|
2 фактор
|
Количество книг
|
0.66
|
-0.19
|
Посещает занятия музыкой
|
0.57
|
0.03
|
Вместе с кем-нибудь из взрослых членов семьи:
|
- посещали музеи, выставки, галереи
|
0.74
|
0.2
|
- посещали драматические и другие театры
|
0.8
|
0.23
|
- посещали балет, оперу или концерт классической музыки
|
0.76
|
0.16
|
- посещали спортивные мероприятия
|
0.07
|
0.64
|
- посещали концерты популярной, рок и другой неклассической
музыки
|
0.27
|
0.47
|
- посещали зоопарк
|
0.07
|
0.48
|
- посещаете кафе, рестораны
|
0.05
|
0.69
|
- выезжаете за город или гуляете
|
0.29
|
0.5
|
- занимаетесь различными видами физической активности, спортом
|
0.03
|
0.549
|
- ходите по магазинам
|
0.02
|
0.43
|
Посещает занятия спортом
|
-0.26
|
0.41
|
% дисперсии
|
21.1
|
18.4
|
На следующем этапе анализа данных, был проведен множественный
регрессионный анализ для того, чтобы определить существует ли различия
в стилях воспитания, воспроизводимых в семьях с различным миграционным
статусом и различным доходом, зависят ли они от пола ребенка и меняются
ли с его возрастом. В качестве зависимой переменной в первых моделях
выступила переменная «стиль родительского воспитания «инвестирование
в культурный капитал». Результаты анализа представлены в таблице
2 и демонстрируют следующие закономерности. Во-первых, миграционный
статус респондента является статистически значимым. Положительный
коэффициент указывает на то, что данный стиль родительского воспитания
больше распространен в семьях без миграционной истории. Эти различия
сохраняются при контроле субъективного дохода семьи, который также
оказывается значимым. Отрицательное значение коэффициента (-0.28)
указывает на то, что чем больше дети удовлетворены доходом своей
семьи, тем с большей вероятностью они будут включены в данный тип
детско-родительских отношений. Стиль воспитания «инвестирование
в культурный капитал» взаимосвязан с полом ребенка - девочки чаще
участвуют в активностях, связанные с наращиванием культурного капитала.
Таблица 2. Предсказание стиля «инвестирование
в культурный капитал»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Migr (ref.)Немигранты
|
1.23***
(0.20)
|
0.92***
(0.21)
|
0.87***
(0.21)
|
0.89**
(0.21)
|
0.83**
(0.24)
|
Пол
|
|
0.58***
(0.15)
|
0.57***
(0.16)
|
0.52***
(0.16)
|
0.43*
(0.19)
|
Субъективный доход семьи
|
|
|
-0.28*
(0.12)
|
-0.28*
(0.12)
|
-0.27*
(0.13)
|
Возраст
|
|
|
|
-0.036
(0.038)
|
-0.05
(0.04)
|
Образование матери
|
|
|
|
|
-0.09
(0.06)
|
R-квадрат
|
0.21
|
0.28
|
0.3
|
0.3
|
0.32
|
В скобках указаны стандартные ошибки.
* Различия достоверны на уровне p < 0.05.
** Различия достоверны на уровне p < 0.01.
*** Различия достоверны на уровне p < 0.001.
В таблице 3 представлены результаты регрессионного анализа,
в котором в качестве зависимой переменной выступила переменная «стиль
родительского воспитания «массовое потребление». В первых трех моделях
миграционный статус респондента является статистически значимым,
но в отличие от моделей, в которых в качестве зависимой переменой
выступал стиль воспитания «инвестирование в культурный капитал»,
коэффициент является отрицательным (-0.56, -0.59, -0.48 и -0.46).
Это означает, что в семьях респондентов с миграционным статусом
с большой вероятностью будет встречаться данный стиль воспитания,
чем в семьях респондентов без миграционного статуса. Во всех моделях,
в которые была включена переменная, отражающая субъективный доход
семьи, она оказывается статистически значимой. Таким образом, данный
стиль воспитания с большей вероятностью свойственен семьям с доходом,
который респондентом воспринимает как более высокий. Пол и возраст
респондента не являются статистически значимыми.
Таблица 3. Предсказание стиля «массовое потребление»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Migr (ref.)Немигрант
|
-0,56*
(0,22)
|
-0,59**
(0,22)
|
-0,48*
(0,24)
|
-0,46
(0,24)
|
-0,25
(0,27)
|
Пол
|
|
|
-0,20
(0,18)
|
-0,25
(0,18)
|
0,0
(0,21)
|
Субъективный доход семьи
|
|
-0,30*
(0,14)
|
-0.30*
(0,14)
|
-0,29*
(0,14)
|
-0,34*
(0,15)
|
Возраст
|
|
|
|
-0,06
(0,04)
|
-0,02
(0,05)
|
Образование матери
|
|
|
|
|
0,034
(0,07)
|
R-квадрат
|
0,04
|
0,07
|
0,1
|
0,1
|
0,02
|
В скобках указаны стандартные ошибки.
* Различия достоверны на уровне p < 0.05.
** Различия достоверны на уровне p < 0.01.
*** Различия достоверны на уровне p < 0.001.
Чтобы изучить взаимосвязь стилей родительского воспитания
с академическими показателями ребенка, был проведен логистический
регрессионный анализ. Зависимой переменной является дихотомическая
переменная, которая принимает значения «1», если респондент обучается
в вузе или планирует в него поступать, а «0», если респондент не
является студентом вуза и не планирует получать высшее образование.
Стиль воспитания «инвестирование в культурный капитал» оказывается
значимым во всех моделях. Вероятность того, что ребенок будет поступать
в вуз, будет выше в тех семьях, в которых транслируется данный тип
воспитания. Стиль воспитания» массовое потребление» не взаимосвязан
с образовательными притязаниями.
Таблица 4. Зависимая переменная: образовательные
притязания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
«Инвестирование в культурный капитал»
|
0,82***
(0,21)
|
|
0,83**
(0,27)
|
|
0,90**
(0,28)
|
0,90**
(0,29)
|
«Массовое потребление»
|
|
0,06
(0,17)
|
|
0,12
(0,24)
|
|
0,96
(0,26)
|
Субъективный доход семьи
|
|
|
|
-0,40
(0,37)
|
-0,25
(0,39)
|
-0,22
(0,39)
|
Возраст
|
|
|
|
0,11
(0,11)
|
0,19
(0,12)
|
0,19
(0,12)
|
Образование матери
|
|
|
-0,33*
(0,15)
|
-0,49**
(0,14)
|
-0,30
(0,16)
|
-0,30
(0,16)
|
R-квадратНэйджелкерка
|
0,17
|
0
|
0,27
|
0,18
|
0,3
|
0,3
|
В скобках указаны стандартные ошибки.
* Различия достоверны на уровне p < 0.05.
** Различия достоверны на уровне p < 0.01.
*** Различия достоверны на уровне p < 0.001.
Выводы и обсуждение
Анализ данных позволил выделить две шкалы, которые измеряют
разные аспекты родительского воспитания. Первая объединяет переменные,
которые отражают включение детей в виды досуга, направленные на
накопление культурного капитала, тогда как вторая - на потребление
«массовой культуры» и занятия спортом. Оба стиля родительского воспитания
взаимосвязаны с субъективным доходом семьи, что подтверждают тот
факт, что любая внеучебная занятость ребенка требует экономических,
временных и организационных инвестиций, которые будут зависеть от
семейных доходов. С другой стороны, оба выделенных стиля воспитания
оказываются взаимосвязанными с миграционным статусом респондентов.
Дети мигрантов чаще занимаются спортом и включены в деятельность,
сопряженную с потреблением «массовой культуры», тогда как дети без
миграционного статуса, а также девочки с большей вероятностью будут
участвовать в формах досуга, направленных на накопление культурного
капитала.
Важным результатом нашего исследования является установленная
взаимосвязь между стилем воспитания «инвестирование в культурный
капитал» и образовательными притязаниями. С большей вероятностью
будут планировать получать высшее образование те дети, которые занимаются
музыкой, посещают вместе с взрослыми членами семьи театры, музеи,
балет, оперу и концерты классической музыки и чья родительская библиотека
насчитывает больше книг, что является традиционным показателем объективированного
культурного капитала.
Таким образом, с одной стороны люди с высоким уровнем
дохода имеют разнообразные вкусы и практики, что не ограничивается
потреблением «высокой» культуры, но, с другой стороны, только включенность
в деятельность, направленную на инвестирование в культурный капитал,
положительно взаимосвязано с академическими показателями.
Отвечая на основной вопрос нашего исследования, можно
сделать вывод, что дети мигрантов включены с большей вероятностью
в формы досуга, которые не взаимосвязаны с образовательным притязаниями,
даже если контролируется субъективный доход семьи и образование
матери.
[1] Данные, на которых основывается
статья, были собраны в рамках коллективного проекта № 13-03-00576
«Внеучебная активность и интеграция детей мигрантов в Санкт-Петербурге»,
реализуемого при финансовой поддержке РГНФ [2] Акифьева Раиса Николаевна
- НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Центр молодежных исследований, научный
сотрудник [3] Lareau A. (2003). Unequal
Childhoods: Class, Race, and Family Life. Berkeley: University of
California Press, 331 p.; Lareau A. (2011). Unequal Childhoods:
Class, Race, and Family Life, 2nd Edition with an Update a Decade
Later. Berkeley: University of California Press, 480 p. [4] Bodovski, K. (2010). Parental
practices and educational achievement: social class, race, and habitus.
British Journal of Sociology of Education, 31(2),
139–156; Dumais, S. A., Kessinger, R. J., & Ghosh, B. (2012a).
Concerted Cultivation and Teachers’ Evaluations of Students: Exploring
the Intersection of Race and Parents’ Educational Attainment. Sociological
Perspectives, 55(1), 17–42; Lee, E. M., & Kao,
G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant
status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics,
37(3), 201–226. [5] Eccles, J., & Templeton,
J. (2002). Extracurricular and Other After-School Activities for
Youth. Review of Research in Education, 26, 113–180. [6] Riggs, N. R., & Greenberg,
M. T. (2004b). Moderators in the academic development of migrant
Latino children attending after-school programs. Journal of
Applied Developmental Psychology, 25(3), 349–367 [7] US Department of Education.
(2003). When schools stay open late: The national evaluation of
the 21st-Century Community Learning Centers program. URL: http://www.mathematica-mpr.com/pdfs/whenschools.pdf
(дата обращения: 27.09.2014). [8] Henderson, M. (2013).
A Test of Parenting Strategies. Sociology, 47(3),
542–559 [9] Lee, E. M., & Kao,
G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant
status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics,
37(3), 201–226 [10] Lareau A. (2003). Unequal
Childhoods: Class, Race, and Family Life. Berkeley: University of
California Press, 331 p.; Lareau A. (2011). Unequal Childhoods:
Class, Race, and Family Life, 2nd Edition with an Update a Decade
Later. Berkeley: University of California Press, 480 p. [11] Бурдье П., Пассрон
Ж. (2007). Воспроизводство: элементы теории системы образования.
М.: Просвещение. 267 c. [12] Nelson, M. K., &
Schutz, R. (2007). Day Care Differences and the Reproduction of
Social Class. Journal of Contemporary Ethnography, 36(3),
281–317 [13] Archer, L. (2010).
“We raised it with the Head”: the educational practices of minority
ethnic, middle-class families. British Journal of Sociology
of Education, 31(4), 449–469; Bodovski, K. (2010).
Parental practices and educational achievement: social class, race,
and habitus. British Journal of Sociology of Education,
31(2), 139–156; Dumais, S. A., Kessinger, R. J., &
Ghosh, B. (2012b). Concerted Cultivation and Teachers’ Evaluations
of Students: Exploring the Intersection of Race and Parents’ Educational
Attainment. Sociological Perspectives, 55(1),
17–42. [14] Lee, E. M., & Kao,
G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant
status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics,
37(3), 201–226 [15] Coleman, J. (2001).
Капитал социальный и человеческий. Общественные Науки и Современность,
(3), 121–139 [16] Portes, A., & Rumbaut,
R. G. (2001). Legacies: the story of the immigrant second generation
(University of California Press.). Berkeley, Los Angeles, London;
Portes, A., & Zhou, M. (1993). The new second generation: Segmented
assimilation and its variants. The Annals of the American Academy
of Political and Social Science, 530(1), 74–96; Zhou,
M. (1997). Segmented Assimilation: Issues, Controversies, and Recent
Research on the New Second Generation. International Migration
Review, 31(4), 975. [17] Bodovski, K. (2010).
Parental practices and educational achievement: social class, race,
and habitus. British Journal of Sociology of Education,
31(2), 139–156 [18] Henderson, M. (2013).
A Test of Parenting Strategies. Sociology, 47(3),
542–559 [19] Lee, E. M., & Kao,
G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant
status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics,
37(3), 201–226 [20] Chan, T. W., &
Goldthorpe, J. H. (2005). The social stratification of theatre,
dance and cinema attendance. Cultural Trends, 14(3),
193–212 [21]
Автор выражает благодарность участникам исследовательского проекта
А. Любишиной и А. Макееву, студентам департамента социологии НИУ
ВШЭ – Санкт-Петербург, которые были включены в исследование на разных
этапах. [22] Riggs, N. R., &
Greenberg, M. T. (2004a). After-school youth development programs:
A developmental-ecological model of current research. Clinical
Child and Family Psychology Review, 7(3), 177–190. [23] Lee, E. M., & Kao,
G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant
status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics,
37(3), 201–226 [24] Kao, G., & Tienda,
M. (1995). Optimism and Achievement: The Educational Performance
of Immigrant Youth. Social Science Quarterly, 76(1),
1–19
|