Rambler's Top100

№ 611 - 612
22 сентября - 5 октября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Малые города России: сходство исторических судеб и различия траекторий развития

От обитателей к гражданам: жители неформального поселения в городском пространстве Бишкека

Китайский общепит Иркутска: присутствие в публичном пространстве города

Досуговые практики и образовательные притязания: взаимосвязь с миграционной историей и ресурсами семьи

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Досуговые практики и образовательные притязания: взаимосвязь с миграционной историей и ресурсами семьи[1]

Акифьева Р.Н.[2] - специально для Демоскопа

Одно из важных направлений в миграционных исследованиях фокусируется преимущественно на изучении интеграции детей мигрантов в школьную среду. Небольшое число работ включает в рассмотрение их практики досуга и внеучебную активность. Исследования, которые были проведены, показали, что то, что происходит с ребенком за пределами школы, может оказывать значительное влияние на успеваемость детей, а также последующие карьерные достижения. Включенность родителей в жизнь ребенка взаимосвязана с его академическими достижениями, улучшает взаимоотношения в семье и формирует позитивные установки ребенка к обучению. Большой вклад в данное направление исследований внесли работы А. Ларо[3]. Она показала, что родители, как белые, так и афро-американцы, обладающие сходными социальными позициями, использовали одинаковые практики организации досуга своих детей. Последующие исследования подтвердили выводы о том, что практики воспитания взаимосвязаны с социально-экономическим статусом семьи, но и продемонстрировали расовые различия в организации досуга детей[4]. Важным фокусом в этих работах является изучение того, как социализация ребенка в разных досуговых средах влияет на показатели его академических достижений, в том числе на ожидания учителей. Несмотря на то, что различные исследования подтверждают взаимосвязь досуговых практик и академических успехов, остается дискуссионным вопрос о том, какие именно характеристики внешкольной активности оказывают положительное влияние на образовательные достижения ребенка, способствуют приобретению определенных компетенций или развитию важных навыков и черт. Так, было показано, что включенность во внешкольные образовательные программы имеет множество позитивных последствий: способствует формированию дружеских сетей, взаимодействию с обучающими взрослыми, приобретению различных социальных компетенций, развитию когнитивной сферы, обеспечивает пребывание в безопасной среде[5]. Положительное влияние программ дополнительного образования (after-school programs) было выявлено и в исследовании детей из семей с миграционной историей[6]. По данным других исследований включенность в организованный досуг не всегда имеет позитивные последствия. Например, оценка нескольких десятков программ показала их низкое влияние на успеваемость детей и социальную сферу[7]. М. Хендерсон в качестве показателей организованной досуговой активности рассматривает любые дополнительных занятий, которые проходят вне школы[8]. C другой стороны, Э. Ли и Г. Као в качестве наиболее эффективных рассматривают только те активности, которые направлены на накапливание культурного капитала[9]. С этой перспективы, возможно, практики родительства также стоит отличать в зависимости от того, являются ли они ориентированным на включение детей в активности, сопряженные с потреблением высокой культуры или в разностороннюю активность.

В данной статье, основываясь на результатах анкетного опроса молодежи, посещающих различные досуговые площадки одного из центральных районов Санкт-Петербурга, обсуждаются следующие вопросы:

Существуют ли отличия между досуговыми практиками детей с миграционной историей и без миграционной истории? Как различные досуговые практики, рассматриваемые в контексте родительского воспитания, соотносятся с образовательными притязаниями, культурными и социальными ресурсами семей с различным миграционным статусом?

Внеучебная активность и классовое воспроизводство

В контексте исследований механизмов классового воспроизводства, изучение миграции и расы встраивается в более широкие рамки изучения семей и различных социальных сообществ и групп. Мигранты не рассматриваются в этих исследованиях как специфическая группа, требующая особых объяснительных схем и языка описания. Напротив, демонстрируется значимость других категорий и концепций, позволяющих уйти от рассмотрения мигрантов как культурно обособленной группы с особыми стратегиями, особенностями и жизненными карьерами. Одной из основных работ в рамках этого направления являются антропологическое исследование Аннетт Ларо[10], методологическими основаниями которых послужили работы П. Бурдье[11]. Исследование продемонстрировало, как люди из разных классов используют разные стратегии воспитания, которые определяют досуг детей и его эффективность в решении задач разностороннего развития ребенка.

А. Ларо концептуализирует стиль воспитания родителей среднего класса как «организованное развитие» (concerted cultivation), а родителей рабочего класса и с низким уровнем дохода - как «естественное развитие» (accomplishment of natural growth). Родители среднего класса обеспечивают детям структурированную активность (дети посещают кружки, секции и т.п.), а также много с ними общаются, обсуждают разные вопросы, аргументируют свои претензии. Родители из бедных семей и рабочего класса заботятся о безопасности своих детей, но меньше внимания, чем родители среднего класса, уделяют качественному наполнению досуга детей, а также не структурируют их внешкольную активность. Они также иначе общаются с детьми, больше указывают на то, что им нужно делать, не аргументируя.

Основной вывод исследований - внешкольная активность предопределена классом, дети обречены на социализацию в разных досуговых средах, что приводит к классовому воспроизводству.

Применительно к изучению мигрантских семей, можно предположить, основываясь на исследованиях А. Ларо, что особенности социализации и интеграции мигрантов будут определяться социальными нишами, в которые они инкорпорируются, а не миграционным статусом и прошлым. Досуговые практики и предпочтения, а также их жизненные карьеры будут предопределены классовыми особенностями, выражающимися в стилях родительского воспитания, и будут сходны с предпочтениями, карьерами и практиками местных детей, которые занимают сходные социальные позиции.

Основываясь на работах А. Ларо и Б. Бернстайна, М. Нельсон и Р. Шутц проводят этнографическое исследование в центрах внешкольного содержания детей, которые посещают дошкольники и дети школьного возраста и убедительно демонстрируют то, как воспитатели по-разному общаются и взаимодействуют с детьми, способствуя процессу классового воспроизводства[12]. Согласно этому исследованию, внешкольные институции не способны компенсировать классовые различия, а воспроизводят их, хотя и отвечают высоким стандартам качества. Воспитатели из этих центров используют разные языковые коды, когда говорят с детьми, например, когда решают споры (обращаются к детям в форме диалога или авторитарных указаний). Взаимодействие детей из разных социальных сред различается по степени конфликтности и по частоте обращений к взрослым, а также формами и стилем обращений. Самым важным является то, как преподаватели организуют досуг ребенка, каким образом они с ним взаимодействуют, какие советы дают, как решают проблемы. Взрослый, таким образом, оказывает основополагающее влияние на ребенка - то, как он с ним взаимодействует, как и что говорит, как организует его досуг, формируют те особенности, которые окажутся востребованными и в школе и на рынке труда в будущем. В данном подходе стиль воспитания не задан личностными и профессиональными особенностями педагога и родителя или образовательной/академической культурой, которую он транслирует, а определяется социальной средой, в которой происходит взаимодействие взрослого и ребенка.

Экстраполируя выводы на объяснения досуговых практик детей трудовых мигрантов, можно прогнозировать, что дети-мигранты будут, как и другие дети из малоимущих семей и рабочего класса, включены в формы досуга, которые ограничивают их жизненные возможности.

В последующих исследованиях основные выводы А. Ларо подтверждаются только частично. Стили воспитания оказываются значимо взаимосвязанными не только с классом, но еще и с расой, полом[13], и иммиграционным статусом[14]. Эти исследования вносят вклад в направление, в которых мигрантские сообщества рассматриваются как уникальные, что определяет социальную направленность траекторий их членов, досуговые практики, обособленность или включенность. Представители этого направления полагают, что нельзя игнорировать этнические различия и миграционную историю, так как наряду с классовыми практиками воспитания детей и взаимодействия между членами семьи и сообщества, существуют этнические особенности и практики, которые могут компенсировать классовые ограничения или напротив их усугубить.

Концепция социального капитала, предложенная Д. Коулманом, описывает, каким образом недостаток образования, профессиональных умений и навыков, материальных ресурсов может быть компенсирован социальным капиталом - социальными ресурсами семьи и сообщества, включающими в себя систему разделяемых норм и ценностей, социальные установки, связи (дружеские, родственные) между людьми. Дети, которые включены в мигрантское сообщество, могут обладать доступом к социальному капиталу сообщества, т.е. усваивают различные позитивные культурные образцы (такие, например, как "стремления" и установки на жизненные достижения) и сталкиваются с нормированным принуждением со стороны родителей и членов сообщества (родители контролируют выполнение домашних заданий или запрещают общаться с неблагополучными на их взгляд детьми)[15]. Мигранты инвестируют социальный капитал в образование детей, что впоследствии позволяет перейти в другой социальный сегмент общества. Теория сегментной ассимиляции объясняет, как этнические культурные ориентации детей могут быть взаимосвязаны с их образовательными достижениями[16]. Этнические ориентации мигрантов, сохранение культурных особенностей сообщества – норм, ценностей, практик, образцов поведения и т.д. могут рассматриваться как форма социального капитала и позволяют избежать ассимиляции в неблагоприятное окружение, преодолеть негативное влияние низкой социальной позиции и низкого дохода семьи, обеспечивая способность к социальной мобильности.

Остается открытым вопрос о том, как можно операционализировать стиль родительского воспитания «организованное развитие», какие именно практики родительства оказывают наибольшее влияние на образовательные успехи. К. Бодовски выделяет несколько измерений «организованного развития», среди которых: 1) различные виды активностей, в которые родители вовлечены дома с детьми: рассказывает ребенку истории, поет песни, занимается искусством, играет в игры, играет в кубики, занимается спортом, упражняется в цифрах и буквах, обсуждает вопросы природы, читает ребенку, слушает ребенка, даже если занят, стимулирует проявление ребенком своего мнения, помогает с домашней работой; 2) способы проведения досуга вне школы, участие в организованных активностях, таких как: занятия музыкой, декоративно-прикладным искусством, искусством, исполнительским видом искусства, занятия спортом, посещения клубов, а также такие поездки под руководством взрослых членов семьи, как: визиты в библиотеку, музеи, зоопарк, концерты и живые вступления (live show); 3) взаимоотношение родителей с социальными институтами, преимущественно со школой: участие в конференции с учителями, посещение школьных мероприятий, волонтерской деятельности в школе, участие в сборе денег для школьных нужд; 4) количество детских книг дома[17].

М. Хендерсон в показатели «организованного развития» включает посещение дополнительных занятий, под которыми понимаются любые занятия вне школы, «например, обучение в классе фортепьяно, посещение занятий бокса или танца»[18].

Э. Ли и Г. Као, опираясь также на идеи А. Ларо, в качестве наиболее эффективных в вопросах формирования у ребенка определенных компетенций, востребованных в школе, рассматривают только те активности, которые направлены на наращивание культурного капитала. В качестве таких активностей рассматриваются: 1) посещение музеев и театров, 2) занятия различными видами искусства (музыкой, танцами и т.п.); 3) участие в организованных клубах и рекреационных программах, например, в клубе скаутов, организованных спортивных программах[19]. Авторы подчеркивает, что, несмотря на то, что П. Бурдье приводит иерархию участия в спортивных занятиях в терминах статуса, они полагают, что наращивание культурного капитала с помощью любых спортивных занятий может происходить благодаря обучению взаимодействовать с взрослым.

Если рассмотреть эти различные виды активностей, которые, как предполагают авторы, являются показателями стиля воспитания «организованное развитие», в контексте подходов к изучению культурного потребления, то их нельзя однозначно отнести к практикам досуга, свойственных представителям высшего класса. Т. Чан и Дж. Голдторп тестируют три основных позиции, которые касаются взаимосвязи социального неравенства и моделей культурного потребления. В соответствии с принципом гомологии П. Бурдье, индивиды, занимающие высокие социальные позиции, предпочитают и преимущественно потребляют «высокую» культуру (посещают театры, оперу, концерты классической музыки и т.п.), тогда как индивиды, занимающие низкие социальные позиции предпочитают и преимущественно потребляют «популярную» или «массовую» культуру (посещают кинотеатры, концерты популярной музыки и т.п.). В соответствии с принципом всеядности «omnivore» Р. Петерсона, представители высшего класса имеют разнородные вкусы и практики потребления, и потребляют как «высокую» культуру, так и массовую культуру, тогда как индивиды, занимающие низкие социальные позиции, имеют тенденцию ограничиваться в большей степени популярными культурными формам. Согласно третьему принципу индивидуализации, в современном обществе в качестве оснований для культурной дифференциации выступают «возраст», «пол», «этничность» и другие, а не социальный класс. Исследование подтверждает принцип всеядности[20]. Были выделены два типа потребителей: первые, «всеядные», посещают все виды мероприятий, а вторые - только кинотеатры. «Всеядные» потребители обладают более высоким социальным статусом и имеют более высокий уровень образования и доход, чем представители второго типа потребителей.

Если практики родительского воспитания проанализировать в контексте этой дискуссии, то можно предположить, что у представителей среднего и высшего класса они могут быть направлены 1) на включение ребенка в активности, связанные с потреблением «высокой» культуры и накоплением культурного капитала; 2) на включение в активности разного рода, предполагающие как потребление «высокой», так и «массовой» культуры или 3) включение в разные виды активности будет определяться миграционными статусом или другими не социально-экономическими показателями.

В нашем исследовании мы, во-первых, попытаемся описать различные практики родительского воспитания в терминах «всеядности» или потребления «высокой» или «массовой» культуру. С этой целью мы проанализируем, наблюдается ли тенденция включать ребенка в виды досуга, направленные на накопление культурного капитала или существует тенденция организовывать досуг как можно более разнообразно — посещать как театры и музеи, так и зоопарки, концерты популярной музыки и т.п.

Затем мы изучим, что лежит в основе данных тенденций — зависят ли они от социально-экономических характеристик семьи респондента, его миграционного статуса, пола и возраста. На заключительном этапе анализа, мы ответим на вопрос, как выявленные практики родительского воспитания взаимосвязаны с академическими притязаниями детей.

Выборка и переменные

Исследование проходило в два этапа. Первый поисковый этап был проведен с целью формирования выборки исследования. Были взяты интервью с администрацией и педагогами досуговых центров одного из центральных районов Санкт-Петербурга (5 интервью), которые позволили осуществить картографирование досуговых площадок района, определить секции и кружки с высокой концентрацией детей мигрантов[21]. Кроме того, при формировании выборки, мы учитывали результаты исследования, выполненного в первый год реализации проекта.

В выборку вошли два государственных досуговых центра, которые предлагают кружки, секции, занятия разного вида и рода, а также имеют зоны свободного досуга. Один центр располагается в отдельном большом здании, в котором проходит подавляющее большинство занятий, тогда как второй центр объединяет более 20 клубов, расположенных в разных частях района. Программы, реализуемые данными учреждениями дополнительного образования, отличаются большим разнообразием. На их базе функционируют кружки, секции, студии и другие подразделения различной направленности, которые предполагают разную интенсивность и продолжительность занятий, формат встреч, проводимых мероприятий и могут быть рассчитаны на работу с детьми разного возраста. Большинство занятий можно отнести к структурированным формам досуга - они проходят по расписанию и под руководством преподавателя, но в некоторых клубах второго центра организованы пространства для неструктурированного времяпрепровождения - общения, игр и т.д. Кроме того, в некоторых клубах дети могут приходить до занятий или оставаться после, посвящая именно неорганизованной активности большую часть времени, проводимого в клубе. С точки зрения предложенной Н. Ригс и М. Гринберг классификации, программы и предлагаемые формы досуга относятся к разным типам[22]. Часть имеет цель сформировать определенные компетенции, тогда как другие направлены в первую очередь на обеспечение благоприятных условий для проведения свободного времени вне школы и дома.

Несмотря на то, что оба центра предлагают бесплатные занятия в рамках различных направлений (музыкального, спортивного, социального и т. п.), рассчитанные на молодежь разного возраста, дети с миграционной историей распределены по клубам и центрам неравномерно. В первом центре детей мигрантов практически нет, тогда как во втором они преимущественно посещают спортивные занятия или зоны неструктурированного досуга.

Весной 2014 года проводилось анкетирование детей и молодежи, посещающих эти центры. В течение двух недель в мае исследователи проводили анкетирование в первом центре. Во втором центре, на нескольких площадках, анкетирование проводилось в течение мая и июня. Опрашивались все воспитанники, посещающие центры в это время, возраст которых превышает 13 лет. В общей сложности было опрошено 205 человек.

Переменные

Миграционный статус респондента определялся, основываясь на миграционном статусе матери и самоидентифакции респондентов[23]. Анализировались ответы только тех респондентов, которые соответствовали одной из двух выделенных категорий:

  • самоидентификация «русский»/ «русская», мать родилась в России;
  • самоидентификация «азербайджанец»/«азербайджанка», «таджик»/ «таджичка», «узбек»/ «узбечка», мать родилась не в России (в Азербайджане, Таджикистане, Узбекистане).

Была создана переменная «немигрант», которая кодировалась «1», если респондент «русский»/ «русская», мать родилась в России и «0», если респондент азербайджанец»/«азербайджанка», «таджик»/ «таджичка», «узбек»/ «узбечка», мать родилась не в России.

В выборку попали 159 человек (133 - «немигрант», 26 - «мигрант»).

Стили родительского воспитания

Респондент описывал все занятия, которые он регулярно посещает на базе любых организаций. Для данной статьи мы включили в анализ только две переменные, которые отражают организованную регулярную активность детей:

1. Посещение спортивных занятий («посещает спортивные занятия»):

Ответ на вопрос «Какие из перечисленных ниже спортивных секций Вы регулярно посещаете и, если посещаете, то на базе какого учреждения, как давно, как часто и сколько времени в среднем в неделю Вы проводите на занятиях?»

Переменная кодировалась «1», если респондент посещает как минимум одну спортивную секцию и «0», если не посещает никаких спортивных занятий. В данном вопросе анкеты речь шла только о регулярных организованных занятиях на базе любых организаций.

2. Посещение занятий музыкой («посещает занятия музыкой»):

Ответ на вопрос «Какие из перечисленных ниже занятий, секций и кружков Вы посещаете и, если посещаете, то на базе какого учреждения, как давно, сколько раз в неделю и сколько времени в среднем Вы проводите на занятиях?»

Переменная кодировалась «1», если респондент отмечал, что он посещает «занятия музыкой или музыкальную школу» и «0», если отмечал, что не посещает.

Эта переменная фиксирует организованную активность респондента, которая, в классическом понимании, направлена на накопление культурного капитала. Анкета содержала информацию о других активностях, участие в которых традиционно тоже учитывается — танцы, кружок рисования и художественная школа. Но детальный анализ ответов детей показал, что эти переменные фиксируют разнородную активность, так, дети, посещающие танцы, могут посещать классическую хореографию или занятия хип-хопом.

3. Участие в различных активностях под руководством взрослых (потребление «высокой» и массовой культуры)

Ответ на вопрос «За последние 12 месяцев, сколько раз вы посещали ВМЕСТЕ с кем-нибудь из взрослых членов Вашей семьи (мамой, папой, бабушкой и т.д.)», которые кодировались от 1 — «никогда», до 5 - «четыре или более раз»:

  • Музеи, выставки, галереи
  • Драматические и другие театры
  • Балет, оперу или концерт классической музыки
  • Спортивные мероприятия
  • Концерты популярной, рок и другой некласической музыки
  • Зоопарк

Ответы на вопрос «Что и как часто из перечисленного ниже Вы делаете ВМЕСТЕ или под руководством родителей, родственников?», которые кодировались от 1 — «никогда», до 5 - «(почти) каждый день».

  • Посещаете кафе, рестораны
  • Выезжаете за город или гуляете
  • Занимаетесь различными видами физической активности, спортом
  • Ходите по магазинам

4. «Количество книг»

Ответ на вопрос «Сколько, приблизительно, книг НАСЧИТЫВАЕТСЯ в библиотеке Ваших родителей?», который кодировался от 1 - «нет книг» до 6 - «от 501 и более».

5. Пол (1 — мужской, 2 — женский),

Респонденты распределились по полу следующим образом: 76 - женского пола, 83 — мужского.

6. Возраст

Средний возраст респондентов — 15,6

7. Образовательные притязания. Классический вопрос, который используется в качестве одного из традиционных академических показателей в миграционных исследованиях (aspire to graduate college)[24].

Ответ на вопросы «Вы планируете пойти учиться в следующие учебные заведения? Выберите все подходящие ответы.

  • Пойду в профессиональное училище
  • Буду поступать в техникум
  • Буду поступать в вуз (институт, университет, академию и т.п.)
  • Буду учиться на краткосрочных курсах и дальше пойду работать
  • Больше не буду учиться
  • Ещё не задумывался(-ась)»

Кодировался «1», если респондент выбирал ответ «буду поступать в вуз» и «0», если этот ответ не выбирался.

Социально-экономический статус

1. Субъективный доход семьи

Ответ на вопрос «Что из приведенного ниже наиболее близко отражает то, как Вы оцениваете доход Вашей семьи в целом, с которой Вы живете?», который кодировался от 1 - «С нашим уровнем дохода я живу комфортно» до 4 - «Очень сложно прожить на такие деньги».

2. оконченное образование матери («образование матери»):

Оценивался по 8-бальной шкале, в которой 1 - «обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, получение степени» и 8 - «начальная школа».

Результаты

В факторный анализ по методу главных компонентов было включено 13 переменных, отражающих разные аспекты стилей родительского воспитания. В качестве метода вращения был выбран метод Varimax. В результате анализа было выделено два основных фактора, позволяющие объяснить наблюдаемые связи между переменными, которые вошли в каждый из них.

Первый фактор объединил переменные, измеряющие степень участия респондента в активностях, направленных на накопление культурного капитала. Регулярное посещение занятий музыкой, в том числе музыкальной школы, взаимосвязано с посещением музеев, выставок, галерей, драматических и других театров, балета оперы или концертов классической музыки с кем-нибудь из взрослых членов семьи, а также количеством книг в библиотеки родителей. Этот фактор объединил аспекты стиля родительского воспитания, которые направлены на инвестирование в культурный капитал.

Во второй фактор вошли переменные, которые ассоциируются с потреблением массовой культуры, а также с занятиями физическими активностями и регулярным посещением спортивных занятий и секций. Этот фактор объединил аспекты родительского воспитания, направленные на включение ребенка в активности, связанные с потреблением массовой культуры и спортом.

Созданные в результате анализа факторные переменные можно охарактеризовать как шкалы, измеряющие разные аспекты родительского воспитания, получившие условные названия «инвестирование в культурный капитал» и «массовое потребление». Факторный анализ позволяет проанализировать, какие переменные сильно и слабо коррелируют между собой, и свести несколько переменных к меньшему количеству факторов, но для того, чтобы оценить внутреннюю согласованность созданных шкал требуется провести анализ пригодности. С этой целью значения всех переменных, которые использовались в факторном анализе, прошли процедуру стандартизации, что позволило привести переменные, отличающиеся по значениям, к общему показателю. Для шкалы «инвестирование в культурный капитал» альфа Кронбаха равно 0,74, для шкалы «массовое потребление» - 0,69. Таким образом, в результате факторного анализа были созданы две шкалы, измеряющие разные стили родительского воспитания.

Таблица 1. Стили родительского воспитания

 

1 фактор

2 фактор

Количество книг

0.66

-0.19

Посещает занятия музыкой

0.57

0.03

Вместе с кем-нибудь из взрослых членов семьи:

- посещали музеи, выставки, галереи

0.74

0.2

- посещали драматические и другие театры

0.8

0.23

- посещали балет, оперу или концерт классической музыки

0.76

0.16

- посещали спортивные мероприятия

0.07

0.64

- посещали концерты популярной, рок и другой неклассической музыки

0.27

0.47

- посещали зоопарк

0.07

0.48

- посещаете кафе, рестораны

0.05

0.69

- выезжаете за город или гуляете

0.29

0.5

- занимаетесь различными видами физической активности, спортом

0.03

0.549

- ходите по магазинам

0.02

0.43

Посещает занятия спортом

-0.26

0.41

% дисперсии

21.1

18.4

На следующем этапе анализа данных, был проведен множественный регрессионный анализ для того, чтобы определить существует ли различия в стилях воспитания, воспроизводимых в семьях с различным миграционным статусом и различным доходом, зависят ли они от пола ребенка и меняются ли с его возрастом. В качестве зависимой переменной в первых моделях выступила переменная «стиль родительского воспитания «инвестирование в культурный капитал». Результаты анализа представлены в таблице 2 и демонстрируют следующие закономерности. Во-первых, миграционный статус респондента является статистически значимым. Положительный коэффициент указывает на то, что данный стиль родительского воспитания больше распространен в семьях без миграционной истории. Эти различия сохраняются при контроле субъективного дохода семьи, который также оказывается значимым. Отрицательное значение коэффициента (-0.28) указывает на то, что чем больше дети удовлетворены доходом своей семьи, тем с большей вероятностью они будут включены в данный тип детско-родительских отношений. Стиль воспитания «инвестирование в культурный капитал» взаимосвязан с полом ребенка - девочки чаще участвуют в активностях, связанные с наращиванием культурного капитала.

Таблица 2. Предсказание стиля «инвестирование в культурный капитал»

 

1

2

3

4

5

Migr (ref.)Немигранты

1.23***
(0.20)

0.92***
(0.21)

0.87***
(0.21)

0.89**
(0.21)

0.83**
(0.24)

Пол

 

0.58***
(0.15)

0.57***
(0.16)

0.52***
(0.16)

0.43*
(0.19)

Субъективный доход семьи

 

 

-0.28*
(0.12)

-0.28*
(0.12)

-0.27*
(0.13)

Возраст

 

 

 

-0.036
(0.038)

-0.05
(0.04)

Образование матери

 

 

 

 

-0.09
(0.06)

R-квадрат

0.21

0.28

0.3

0.3

0.32

В скобках указаны стандартные ошибки.
* Различия достоверны на уровне p < 0.05.
** Различия достоверны на уровне p < 0.01.
*** Различия достоверны на уровне p < 0.001.

В таблице 3 представлены результаты регрессионного анализа, в котором в качестве зависимой переменной выступила переменная «стиль родительского воспитания «массовое потребление». В первых трех моделях миграционный статус респондента является статистически значимым, но в отличие от моделей, в которых в качестве зависимой переменой выступал стиль воспитания «инвестирование в культурный капитал», коэффициент является отрицательным (-0.56, -0.59, -0.48 и -0.46). Это означает, что в семьях респондентов с миграционным статусом с большой вероятностью будет встречаться данный стиль воспитания, чем в семьях респондентов без миграционного статуса. Во всех моделях, в которые была включена переменная, отражающая субъективный доход семьи, она оказывается статистически значимой. Таким образом, данный стиль воспитания с большей вероятностью свойственен семьям с доходом, который респондентом воспринимает как более высокий. Пол и возраст респондента не являются статистически значимыми.

Таблица 3. Предсказание стиля «массовое потребление»

 

1

2

3

4

5

Migr (ref.)Немигрант

-0,56*
(0,22)

-0,59**
(0,22)

-0,48*
(0,24)

-0,46
(0,24)

-0,25
(0,27)

Пол

 

 

-0,20
(0,18)

-0,25
(0,18)

0,0
(0,21)

Субъективный доход семьи

 

-0,30*
(0,14)

-0.30*
(0,14)

-0,29*
(0,14)

-0,34*
(0,15)

Возраст

 

 

 

-0,06
(0,04)

-0,02
(0,05)

Образование матери

 

 

 

 

0,034
(0,07)

R-квадрат

0,04

0,07

0,1

0,1

0,02

В скобках указаны стандартные ошибки.
* Различия достоверны на уровне p < 0.05.
** Различия достоверны на уровне p < 0.01.
*** Различия достоверны на уровне p < 0.001.

Чтобы изучить взаимосвязь стилей родительского воспитания с академическими показателями ребенка, был проведен логистический регрессионный анализ. Зависимой переменной является дихотомическая переменная, которая принимает значения «1», если респондент обучается в вузе или планирует в него поступать, а «0», если респондент не является студентом вуза и не планирует получать высшее образование. Стиль воспитания «инвестирование в культурный капитал» оказывается значимым во всех моделях. Вероятность того, что ребенок будет поступать в вуз, будет выше в тех семьях, в которых транслируется данный тип воспитания. Стиль воспитания» массовое потребление» не взаимосвязан с образовательными притязаниями.

Таблица 4. Зависимая переменная: образовательные притязания

 

1

2

3

4

5

6

«Инвестирование в культурный капитал»

0,82***
(0,21)

 

0,83**
(0,27)

 

0,90**
(0,28)

0,90**
(0,29)

«Массовое потребление»

 

0,06
(0,17)

 

0,12
(0,24)

 

0,96
(0,26)

Субъективный доход семьи

 

 

 

-0,40
(0,37)

-0,25
(0,39)

-0,22
(0,39)

Возраст

 

 

 

0,11
(0,11)

0,19
(0,12)

0,19
(0,12)

Образование матери

 

 

-0,33*
(0,15)

-0,49**
(0,14)

-0,30
(0,16)

-0,30
(0,16)

R-квадратНэйджелкерка

0,17

0

0,27

0,18

0,3

0,3

В скобках указаны стандартные ошибки.
* Различия достоверны на уровне p < 0.05.
** Различия достоверны на уровне p < 0.01.
*** Различия достоверны на уровне p < 0.001.

Выводы и обсуждение

Анализ данных позволил выделить две шкалы, которые измеряют разные аспекты родительского воспитания. Первая объединяет переменные, которые отражают включение детей в виды досуга, направленные на накопление культурного капитала, тогда как вторая - на потребление «массовой культуры» и занятия спортом. Оба стиля родительского воспитания взаимосвязаны с субъективным доходом семьи, что подтверждают тот факт, что любая внеучебная занятость ребенка требует экономических, временных и организационных инвестиций, которые будут зависеть от семейных доходов. С другой стороны, оба выделенных стиля воспитания оказываются взаимосвязанными с миграционным статусом респондентов. Дети мигрантов чаще занимаются спортом и включены в деятельность, сопряженную с потреблением «массовой культуры», тогда как дети без миграционного статуса, а также девочки с большей вероятностью будут участвовать в формах досуга, направленных на накопление культурного капитала.

Важным результатом нашего исследования является установленная взаимосвязь между стилем воспитания «инвестирование в культурный капитал» и образовательными притязаниями. С большей вероятностью будут планировать получать высшее образование те дети, которые занимаются музыкой, посещают вместе с взрослыми членами семьи театры, музеи, балет, оперу и концерты классической музыки и чья родительская библиотека насчитывает больше книг, что является традиционным показателем объективированного культурного капитала.

Таким образом, с одной стороны люди с высоким уровнем дохода имеют разнообразные вкусы и практики, что не ограничивается потреблением «высокой» культуры, но, с другой стороны, только включенность в деятельность, направленную на инвестирование в культурный капитал, положительно взаимосвязано с академическими показателями.

Отвечая на основной вопрос нашего исследования, можно сделать вывод, что дети мигрантов включены с большей вероятностью в формы досуга, которые не взаимосвязаны с образовательным притязаниями, даже если контролируется субъективный доход семьи и образование матери.


[1] Данные, на которых основывается статья, были собраны в рамках коллективного проекта № 13-03-00576 «Внеучебная активность и интеграция детей мигрантов в Санкт-Петербурге», реализуемого при финансовой поддержке РГНФ
[2] Акифьева Раиса Николаевна - НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Центр молодежных исследований, научный сотрудник
[3] Lareau A. (2003). Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. Berkeley: University of California Press, 331 p.; Lareau A. (2011). Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life, 2nd Edition with an Update a Decade Later. Berkeley: University of California Press, 480 p.
[4] Bodovski, K. (2010). Parental practices and educational achievement: social class, race, and habitus. British Journal of Sociology of Education, 31(2), 139–156; Dumais, S. A., Kessinger, R. J., & Ghosh, B. (2012a). Concerted Cultivation and Teachers’ Evaluations of Students: Exploring the Intersection of Race and Parents’ Educational Attainment. Sociological Perspectives, 55(1), 17–42; Lee, E. M., & Kao, G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics, 37(3), 201–226.
[5] Eccles, J., & Templeton, J. (2002). Extracurricular and Other After-School Activities for Youth. Review of Research in Education, 26, 113–180.
[6] Riggs, N. R., & Greenberg, M. T. (2004b). Moderators in the academic development of migrant Latino children attending after-school programs. Journal of Applied Developmental Psychology, 25(3), 349–367
[7] US Department of Education. (2003). When schools stay open late: The national evaluation of the 21st-Century Community Learning Centers program. URL: http://www.mathematica-mpr.com/pdfs/whenschools.pdf (дата обращения: 27.09.2014).
[8] Henderson, M. (2013). A Test of Parenting Strategies. Sociology, 47(3), 542–559
[9] Lee, E. M., & Kao, G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics, 37(3), 201–226
[10] Lareau A. (2003). Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. Berkeley: University of California Press, 331 p.; Lareau A. (2011). Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life, 2nd Edition with an Update a Decade Later. Berkeley: University of California Press, 480 p.
[11] Бурдье П., Пассрон Ж. (2007). Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение. 267 c.
[12] Nelson, M. K., & Schutz, R. (2007). Day Care Differences and the Reproduction of Social Class. Journal of Contemporary Ethnography, 36(3), 281–317
[13] Archer, L. (2010). “We raised it with the Head”: the educational practices of minority ethnic, middle-class families. British Journal of Sociology of Education, 31(4), 449–469; Bodovski, K. (2010). Parental practices and educational achievement: social class, race, and habitus. British Journal of Sociology of Education, 31(2), 139–156; Dumais, S. A., Kessinger, R. J., & Ghosh, B. (2012b). Concerted Cultivation and Teachers’ Evaluations of Students: Exploring the Intersection of Race and Parents’ Educational Attainment. Sociological Perspectives, 55(1), 17–42.
[14] Lee, E. M., & Kao, G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics, 37(3), 201–226
[15] Coleman, J. (2001). Капитал социальный и человеческий. Общественные Науки и Современность, (3), 121–139
[16] Portes, A., & Rumbaut, R. G. (2001). Legacies: the story of the immigrant second generation (University of California Press.). Berkeley, Los Angeles, London; Portes, A., & Zhou, M. (1993). The new second generation: Segmented assimilation and its variants. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 530(1), 74–96; Zhou, M. (1997). Segmented Assimilation: Issues, Controversies, and Recent Research on the New Second Generation. International Migration Review, 31(4), 975.
[17] Bodovski, K. (2010). Parental practices and educational achievement: social class, race, and habitus. British Journal of Sociology of Education, 31(2), 139–156
[18] Henderson, M. (2013). A Test of Parenting Strategies. Sociology, 47(3), 542–559
[19] Lee, E. M., & Kao, G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics, 37(3), 201–226
[20] Chan, T. W., & Goldthorpe, J. H. (2005). The social stratification of theatre, dance and cinema attendance. Cultural Trends, 14(3), 193–212
[21] Автор выражает благодарность участникам исследовательского проекта А. Любишиной и А. Макееву, студентам департамента социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, которые были включены в исследование на разных этапах.
[22] Riggs, N. R., & Greenberg, M. T. (2004a). After-school youth development programs: A developmental-ecological model of current research. Clinical Child and Family Psychology Review, 7(3), 177–190.
[23] Lee, E. M., & Kao, G. (2009). Less bang for the buck? Cultural capital and immigrant status effects on kindergarten academic outcomes. Poetics, 37(3), 201–226
[24] Kao, G., & Tienda, M. (1995). Optimism and Achievement: The Educational Performance of Immigrant Youth. Social Science Quarterly, 76(1), 1–19

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.