Rambler's Top100

№ 601 - 602
2 - 15 июня 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Сохранить импульс перемен

Как оптимизировать рождаемость и предотвратить гуманитарные катастрофы в странах Тропической Африки

Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве

Динамика населения России и её компоненты в 2001-2025 гг.

Региональное развитие и региональная политика в России

Языки США на карте

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru

Сохранить импульс перемен

(Полностью опубликовано в: Доклад о человеческом развитии в 2013 г. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. UNDP, 2013. с. 83-104, http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2013_ru.pdf)

На протяжении последних десятилетий новости о развивающихся странах были по большей части хорошими, особенно в том, что касается ускорения прогресса человеческого развития. Но что произойдет в будущем? Смогут ли эти страны продолжать продвижение по пути человеческого развития такими же высокими темпами, и смогут ли другие страны Юга воспользоваться преимуществами? Да, смогут, если политика будет верной. Эта политика включает в себя повышение равенства возможностей, предоставление права голоса и возможности участия, противодействие экологическим вызовам и управление демографическими изменениями. Разработчикам политики надо стремиться к более амбициозным стратегиям и осознавать высокую цену политического бездействия.

В ближайшие несколько лет разработчикам политики в развивающихся государствах придется воплощать в жизнь честолюбивую повестку дня, соответствующую сложным глобальным условиям, прежде всего экономическому спаду, который стал причиной снижения спроса в странах Севера. В то же время им придется заниматься срочными стратегическими вопросами, имеющими для их стран приоритетное значение.

Политические приоритеты для развивающихся стран

Чтобы развивающиеся страны могли упрочить свои достижения последних десятилетий и чтобы плодами этих достижений могли воспользоваться также и те государства, которые до сих пор отстают, перед этими странами на ближайшие годы выдвигаются четыре политических приоритета:

  • Повышение равенства возможностей. Равенство возможностей и социальная справедливость, ценные сами по себе, важны также и для расширения человеческого потенциала[1]. Трудно сделать устойчивым прогресс человеческого развития в условиях повышающегося или сохраняющегося отсутствия равенства возможностей[2]. В свою очередь, отсутствие равенства возможностей в отношении конкретных видов потенциала, - например, выражаемое замещающими показателями и измеряемое различиями в состоянии здоровья и результатах образования, а также в доходах, - замедляет прогресс человеческого развития, хотя его последствия могут быть не столь ярко выраженными. В основе этих отрицательных взаимосвязей лежит гендерное неравенство: здоровье и образование женщин имеют решающее значение для решения демографических и других проблем человеческого развития. Хотя некоторые страны Латинской Америки и других регионов значительно сократили неравенство доходов, не все страны признают важность преодоления неравенства в здоровье, образовании и доходах[3].
  • Предоставление права голоса и возможности участия. По мере того, как растет уровень образования и расширяется доступ к информационно-коммуникационным технологиям, люди требуют более широкого участия в политическом процессе, заставляя лиц, принимающих решения, быть более подотчетными и расширять возможности для открытого общественного дискурса. В период, когда растет безработица и ухудшаются экономические условия, ограниченные возможности политического участия могут спровоцировать общественные беспорядки. В свою очередь, расширение возможностей политического участия, наряду с большей подотчетностью правительства, гарантирующей удовлетворение базовых человеческих потребностей, может способствовать развитию свобод человека и придать устойчивый характер человеческому развитию. Активное политическое участие лиц, испытывающих относительную депривацию, служит важным источником поддержки политических изменений, осуществляемых в интересах человеческого развития.
  • Противодействие экологическим вызовам. Из-за изменения климата и локальных нагрузок на природные ресурсы и экосистемы практически во всех странах, вне зависимости от уровня их развития, растет давление на окружающую среду. Если не будут приняты срочные меры, дальнейший прогресс человеческого развития окажется под угрозой. На основании сценариев, разработанных для «Доклада о человеческом развитии 2011», настоящий Доклад выступает за более амбициозные действия на национальном и международном уровнях для решения этих проблем.
  • Управление демографическими изменениями. В некоторых развивающихся странах, преимущественно в Африке к югу от Сахары, многочисленные когорты молодых людей вступают в ряды экономически активного населения. В других странах, преимущественно в Восточной Азии, доля населения трудоспособного возраста падает, в то время как доля пожилых людей возрастает. Необходимы новые стратегии вмешательства для создания значительной продуктивной занятости населения при одновременном удовлетворении растущих запросов на обеспечение социальной защиты.

На пути человеческого развития будут вставать и другие проблемы, в том числе волатильность цен на сырьевые товары, особенно на продукты питания и топливо. Во все более глобализирующемся мире эти и другие тревоги будут создавать все более сложную среду с присущими ей рисками, включающими в себя регресс человеческого развития, рост незащищенности и усиление неравенства. В столь сложной обстановке трудно делать прогнозы, поскольку при моделировании могут быть упущены из виду ключевые переменные, такие как технологический прогресс, в результате которого производственный и индивидуальный потенциал человека может значительно изменяться. Тем не менее, чтобы продемонстрировать возможные варианты политики и их содержание, полезно применять сценарное моделирование.

Повышение равенства возможностей

Повышение равенства возможностей, в том числе между мужчинами и женщинами и между группами (например, религиозными, расовыми и др.), не только ценно само по себе, но также необходимо для содействия человеческому развитию. Одним из наиболее мощных инструментов продвижения равенства возможностей и человеческого развития является образование, которое формирует потенциал людей и расширяет их свободу выбора. Образование способствует росту уверенности людей в себе и позволяет им найти лучшую работу, участвовать в политических дебатах, выдвигать требования к правительству, касающиеся медицинской помощи, социального обеспечения и других прав.

Образование также оказывает поразительно благоприятное воздействие на здоровье и уровень смертности (см. вставку 4.1, посвященную прогнозу состояния образования в Республике Корея и Индии). Свидетельства со всего мира, доказывают, что если у родителей, особенно у матерей, уровень образования выше, то шансы на выживание их детей возрастают. Кроме того, у работающих и высокообразованных женщин (которые завершили образование до рождения ребенка) детей меньше[4]. Также у образованных женщин состояние здоровья детей лучше, что увеличивает их шансы на выживание (табл. 4.1) и ослабляет стимул иметь более многочисленную семью[5]. Образованным женщинам лучше доступны средства контрацепции, и они пользуются ими более эффективно[6].

Вставка 4.1
Почему у Республики Корея и Индии различаются демографические прогнозы?

В Республике Корея уровень образованности растет быстрыми темпами. В 1950-е гг. значительная доля детей школьного возраста не получила формального образования. Сегодня молодые корейские женщины входят в число самых образованных женщин мира; больше половины из них заканчивает университет. Вследствие этого, в будущем старшее поколение корейцев будет более образованным, чем сегодняшнее (смотри рисунок), и благодаря положительной корреляции между образованием и здоровьем, пожилые корейцы, вероятно, будут более здоровыми.

Если предположить, что коэффициент охвата населения образованием (который является высоким) останется постоянным, то доля населения в возрасте до 14 лет сократится с 16% в 2010 г. до 13% в 2050 г. Кроме того произойдет заметный сдвиг в образовательной структуре населения, и, как предполагается, доля лиц с высшим образованием возрастет с 26 до 47%.

В Индии другая картина. До 2000 г. более половины взрослого населения не имело формального образования. Несмотря на расширение охвата базовым образованием в последнее время и впечатляющий рост численности более высокообразованных индийцев (что, несомненно, является ключевым фактором современного экономического роста Индии), доля необразованного взрослого населения снижается довольно медленно. Согласно прогнозу, отчасти из-за низкого уровня образования, особенно среди женщин, численность населения Индии будет стремительно расти, и Индия обгонит Китай, самую населенную страну мира. Даже если придерживаться оптимистичного ускоренного сценария, предполагающего развитие образования темпами подобными корейским, к 2050 г. в Индии распределение образованности все еще останется крайне неравномерным, притом, что немалую группу людей без образования (преимущественно пожилых) будут составлять взрослые. Тем не менее, согласно этому сценарию стремительное распространение высшего образования позволит сформировать из молодых людей достаточно хорошо образованную рабочую силу.

Сопоставление прогнозируемых показателей численности населения и уровня образования в Республике Корея и Индии

Источник: Lutz, W., and S. KC. 2013. “Demography and Human Development: Education and Population Projections." Human Development Research Paper. United Nations Development Programme, Human Development Report Office, New York.

Исследования, проведенные для настоящего Доклада, которые опираются на данные Докладов о состоянии народонаселения и здравоохранения, а также на данные обследований на микроуровне, подтверждают эти аргументы и показывают, что для обеспечения выживания ребенка гораздо большее значение имеет уровень образования матери, чем доход или достаток семьи. Это влечет за собой серьезные последствия для проводимой политики и означает потенциальное смещение акцента с усилий по увеличению дохода домохозяйств на улучшение образования для девочек.

Эту взаимосвязь можно продемонстрировать на основе данных о детской смертности (табл. 4.1). Во многих африканских странах, прежде всего в Мали и Нигере, высок уровень детской смертности в возрасте до пяти лет. Но в каждой стране уровень смертности среди детей тем ниже, чем более высоким образованием обладают их матери. В некоторых странах, как, например, в Нигерии, значительное снижение детской смертности коррелирует с наличием у матери начального образования; в других, таких как Либерия и Уганда, решающая разница в уровне смертности коррелирует с наличием у матери среднего образования.

Экспериментальное моделирование, проведенное для настоящего Доклада, отражает влияние различий в уровнях образования на детскую смертность в период 2010-2050 гг. по двум сценариям. «Базовый» сценарий предполагает, что текущие тенденции в уровне образования на общенациональном уровне сохранятся без новых значительных финансовых обязательств или политических инициатив. Согласно этому допущению, доля каждой группы детей (с разбивкой по возрасту и полу), которая переходит на следующую образовательную ступень, остается неизменной (см. Техническое приложение).

Таблица 4.1. Уровень детской смертности в возрасте до пяти лет и суммарный коэффициент рождаемости, с разбивкой по уровню образования матери В выбранных странах за последний год, по которому имеются данные, за период начиная с 2005 г.

Примечание. Данные относятся к периоду за 10 лет до проведения исследования.
Источник: Lutz, W., and S. KC. 2013. Demography and Human Development: Education and Population Projections." Human Development Research Paper. United Nations Development Programme, Human Development Report Office, New York.

Сценарий «ускоренного развития» предполагает постановку более амбициозных целей образовательной политики, аналогичных тем, которые были достигнуты за последние десятилетия в Республике Корея, где, например, доля детей школьного возраста, переходящих на следующую образовательную ступень, стабильно возрастала из года в год. Результаты ускоренного сценария демонстрируют значительное снижение детской смертности по мере роста образовательного уровня матерей. Эта модель также показывает, что усиление акцента на прогресс в области образования привело бы к более значительному и постоянному снижению детской смертности во всех странах и регионах, что явилось бы непосредственным результатом улучшения образования для девочек (табл. 4.2).

Таблица 4.2. Прогнозируемые показатели детской смертности в возрасте до пяти лет, в соответствии с образовательными сценариями: 201-2015, 2025-2030 и 2045-2050 гг. (тыс. чел.)

Примечание. Анализ базового и ускоренного сценариев см. в Техническом приложении.
Источник: Lutz, W., and S. KC. 2013. “Demography and Human Development: Education and Population Projections" Human Development Research Paper. United Nations Development Programme, Human Development Report Office, New York.

В Индии за период с 2010 по 2015 гг. отмечен самый высокий прогноз детской смертности - почти 7,9 млн случаев, что составляет около половины общего числа случаев смерти среди детей в возрасте до пяти лет в Азии[7]. В соответствии с базовым сценарием, на последнем временном отрезке прогноза - с 2045 по 2050 г. - умрут почти 6,1 млн детей, в то время как по ускоренному сценарию - вдвое меньше (3,1 млн).

В Китае живет больше людей, чем в Индии, но по прогнозу, число случаев детской смертности в период 2010-2015 гг. здесь будет на четверть (1,7 млн чел.) меньше чем в Индии. И если учесть успехи Китая в области образования, то прогнозы обоих сценариев выглядят оптимистичными. Если Китай последует сценарию ускоренного развития, что представляется наиболее вероятным, то в период 2045-2050 гг. число детских смертей снизится до 0,5 млн чел., что в три раза меньше текущего уровня.

Для некоторых других стран прогноз менее оптимистичен. Например, согласно базовому сценарию, детская смертность в Кении вырастет приблизительно с 582 тыс. случаев в 2010-2015 гг. до почти 1,55 млн случаев в 2045-2050 гг. Согласно сценарию ускоренного развития смертность в 2045-2050 гг. снизится до 371 тыс. случаев, что гораздо лучше, но не намного ниже уровня 2010-2015 гг.

Прогнозируемое снижение случаев детской смертности отражает совокупный эффект, при котором у более образованных женщин рождается меньше детей и меньшее их число умирает. Также прогнозы показывают, что политические меры оказывают большее влияние там, где уровень образования первоначально был ниже.

Эти результаты подчеркивают важность снижения гендерного неравенства, особенно в области образования и в странах с низким Индексом человеческого развития (ИЧР). Гендерное неравенство крайне трагично не только потому, что оно лишает женщин основных социальных возможностей, но также и потому, что жизненные перспективы будущих поколений подвергаются из-за него серьезной опасности.

<…>

Управление демографическими переменами

В период с 1970 по 2011 г. население мира выросло с 3,6 млрд до 7 млрд человек. На перспективы развития влияют возрастная структура населения, а также его численность[8]. Снижение коэффициента рождаемости и сдвиги в возрастной структуре могут иметь значительные последствия для экономического роста[9]. За 1970-2010 гг., коэффициент демографической нагрузки (отношение численности детского и пожилого населения к численности трудоспособного населения в возрасте от 15 до 64 лет) в большинстве регионов резко снизился, причем наиболее резко в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, где он упал на 39,5%, а затем - в Латинской Америке и странах Карибского бассейна и в Арабских государствах - на 34%.

Тем не менее, за 2010-2050 гг. коэффициент демографической нагрузки, вероятно, возрастет в странах со средним, высоким и очень высоким ИЧР, особенно в развитых странах и в странах Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В более бедных регионах, таких как страны Африки к югу от Сахары и страны Южной Азии, коэффициент демографической нагрузки будет сокращаться, но более медленными темпами.

В ближайшие десятилетия демографические перемены окажут глубокое воздействие на большинство стран Юга, но очень по-разному. Некоторые бедные страны пожнут плоды демографического роста, так как возрастет доля экономически активного населения[10]. Однако более богатые регионы Юга столкнутся с проблемой роста коэффициента демографической нагрузки, старением населения и полным охватом населения образованием, что выразится в снижении численности людей, получающих доходы.

В долгосрочной перспективе, эти и другие демографические проблемы можно смягчить за счет повышения образовательного уровня. Во-первых, образование ускоряет снижение коэффициента рождаемости в тех регионах, где он по-прежнему высок. Во-вторых, образование может повысить производительность труда в богатых странах с относительно меньшим количеством трудоспособного населения. В то же время правительствам нужно более активно содействовать созданию рабочих мест, чтобы расширять возможности эффективной занятости как для молодых, так и для более пожилых работников.

Отставание экономических возможностей и производительности от этих демографических изменений не только не позволяет странам воспользоваться плодами демографического дивиденда, но и может угрожать социальной стабильности, как мы это уже наблюдали во многих странах в последние годы.

Моделирование демографических и образовательных тенденций

Тем не менее, демографические тенденции не являются фатальной неизбежностью. Их можно изменить, по крайней мере, косвенно, осуществляя образовательную, а иногда миграционную политику[11]. Эффективные варианты политики можно определить, опираясь на моделирование демографических и образовательных тенденций[12]. Воздействие различных политических мер иллюстрируется двумя сценариями на период с 2010 по 2050 г.: базовым сценарием, в котором коэффициент охвата населения образованием остается неизменным на каждом из уровней образования, и ускоренным сценарием, согласно которому страны с самым низким начальным уровнем образования ставят перед собой масштабные цели в области образования[13].

Предметом все более пристального внимания является страновой коэффициент демографической зависимости, т.е. отношение численности населения моложе 15 или старше 64 лет к численности лиц в возрасте 15-64 лет (трудоспособного возраста). Высокий коэффициент демографической зависимости может разорить страну и привести к регрессу человеческого развития. Базовый сценарий прогнозирует снижение демографической нагрузки на 9,7 процентных пункта в течение 2010-2050 гг. для стран с низким ИЧР, на 9 процентных пунктов для стран со средним ИЧР, увеличение на 15,2 процентных пункта для стран с высоким ИЧР и на 28,7 процентных пункта для стран с очень высоким ИЧР (рис. 4.5). При ускоренном сценарии коэффициент демографической нагрузки в странах с низким ИЧР за период 2010-2050 гг. падает на 21,1 процентных пункта, более чем в два раза по сравнению с базовым сценарием. Коэффициент демографической нагрузки также медленнее увеличивается в странах со средним ИЧР (6,1 процентных пунктов) и в странах с высоким ИЧР (4,9 процентных пункта) при ускоренном, чем при базовом сценарии, однако этот рост менее заметен в странах с очень высоким ИЧР.

Рисунок 4.5. Образовательная политика может изменить коэффициент демографической нагрузки

Примечание. Обсуждение базового и ускоренного сценария см. в Техническом приложении.
Источник: расчеты ОДЧР на основе Lutz and KC (2013).

По базовому сценарию все группы по ИЧР ожидает увеличение доли пожилых людей в населении: 3,9 процентных пунктов для стран с низким ИЧР, 7,7 процентных пункта для стран со средним ИЧР, 20,2 процентных пункта для стран с высоким ИЧР и 22,3 процентных пункта для стран с очень высоким ИЧР[14]. В период 2010-2050 гг. прогнозируется сокращение доли молодого населения во всех группах по ИЧР. Для стран с низким ИЧР коэффициент демографической нагрузки будет уменьшаться преимущественно из-за снижения доли молодого населения, а не увеличения доли пожилого населения.

В Арабских государствах, Южной Азии и в странах Африки к югу от Сахары по базовому сценарию прогнозируется сокращение коэффициента демографической нагрузки, а по ускоренному - еще более быстрое сокращение. Например, в странах Африки к югу от Сахары коэффициент демографической нагрузки снижается на 11,8 процентных пункта по базовому сценарию и на 25,7 процентных пункта по ускоренному сценарию.

В Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, в Европе и Центральной Азии, в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна, согласно прогнозам, коэффициент демографической нагрузки возрастет. В странах Восточной Азии и Тихоокеанского региона произойдет резкое увеличение доли лиц пожилого возраста - до 25,8 процентных пункта, т.е. она вырастет еще больше, чем в странах с очень высоким ИЧР.

Бразилия и Чили демонстрируют потенциал, необходимый для проведения амбициозной политики в области образования, в ходе которой изменится коэффициент демографической нагрузки. В Бразилии он вырастет на 15,6 процентных пункта по базовому сценарию, но лишь на 10,8 процентных пункта по ускоренному сценарию (таблица 4.4). Аналогичное увеличение ожидается в Чили - 20,1 и 17,3 процентных пункта.

Таблица 4.4. Тенденции коэффициента демографической нагрузки в ряде стран, 1970-2050 гг.

Источник: расчеты ОДЧР на основе Lutz and KC (2013). Обсуждение базового и ускоренного сценариев см. в Техническом приложении.

Проблемы, стоящие перед разными странами согласно двум сценариям, существенно различаются. По базовому сценарию в Китае произойдет более стремительный рост - на 27,3 процентных пункта, - чем, скажем, в Таиланде (23,9 процентных пункта) или Индонезии (8,7 процентных пункта), странах, где даже более решительная политика в области образования окажет лишь ограниченное влияние на соответствующие коэффициенты демографической нагрузки, потому что уровень образования уже достаточно высок.

Страны по-разному могут реагировать на уменьшение численности рабочей силы. Они могут снизить уровень безработицы, стимулировать производительность труда и обеспечивать более высокую долю экономически активного населения, особенно среди женщин и пожилых работников. Также они могут передавать работу подрядчикам в офшорные зоны и привлекать международных мигрантов[15].

Без надлежащих политических мер демографическая динамика может в краткосрочной перспективе повысить неравенство, учитывая различия темпов демографического перехода домохозяйств, и предоставить первоначальное преимущество более состоятельным домохозяйствам. Снижение уровня рождаемости и сдвиги в возрастной структуре могут повлиять на экономический рост[16]. В подтверждение результатов сравнительного межстранового анализа, проведенного в рамках подготовки настоящего Доклада, недавнее исследование показывает, что коэффициент демографической нагрузки со стороны детского населения, как правило, выше у бедных домохозяйств, а у богатых - ниже, особенно в странах Африки к югу от Сахары и в Латинской Америке, и что разница между богатыми и бедными в коэффициенте демографической нагрузки со стороны детского населения со временем исчезнет[17]. Во время демографического перехода самые богатые слои населения, как правило, склонны снижать уровень рождаемости, что создает кратковременный рост неравенства в доходах, поскольку этим слоям удается воспользоваться преимуществами демографические изменений в первую очередь. Затем подтягивается средний класс, члены которого дают образование дочерям и планируют семьи, а за ним - бедные слои населения. В конечном счете, рождаемость снижается во всех группах с одинаковым уровнем дохода, и экономические выгоды от демографического дивиденда распределяются более равномерно[18]. Это соответствует предыдущим исследованиям по Латинской Америке и Африке[19].

Тем не менее, этот краткосрочный рост неравенства не является неизбежным, и может зависеть от государственной политики, особенно в области здравоохранения и репродуктивного здоровья, что делает преимущества демографического перехода доступными для всех групп по уровню дохода в одно и то же время. Рассмотрим три страны с наибольшим снижением коэффициента демографической нагрузки детей: Кот-д’Ивуар (с ВВП на душу населения в 2011 г. в размере 1800 долл. США), Намибия (6800 долл. США) и Перу (10300 долл. США). В Кот-д’Ивуаре коэффициент демографической нагрузки уменьшился преимущественно среди богатых и в наименьшей степени среди бедных слоев населения, в Намибии он уменьшился главным образом среди людей со средним достатком, а в Перу он повсеместно и почти равномерно снизился[20] (См. вставку 4.2, в которой рассмотрено распределение выгоды от демографического роста в Китае и Гане).

В 13 из 18 стран со снижающимся коэффициентом демографической нагрузки, ростом образованности женщин в 1970-2010 гг., ростом производительности труда в 19802008 гг., и падением безработицы в течение 2005-2010 гг., экономическая активность женщин превысила общий показатель экономической активности населения за период с 2000-2004 гг. по 2005-2010 гг., что указывает на повышение гендерного баланса на рынке труда. Однако это не упрощает проблему занятости, так как уровень образованности вырос. В самом деле, в некоторых странах ситуация на рынке труда для более образованных женщин- работниц стала тяжелее. Нужны дополнительные политические меры по стимулированию условий рынка труда, предлагающих производительные возможности для более квалифицированной и широкопрофильной рабочей силы.

Вставка 4.2.
Китай и Гана: кто получит демографический дивиденд?

Глобальная тенденция к замедлению темпов роста численности населения и старению населения отчасти обусловлена Китаем, самой густонаселенной страной в мире, которая переживает демографический переход. В странах Африки к югу от Сахары, ускоренная образовательная политика, приносящая возрастающий положительный эффект от расширения охвата обучением может ускорить процесс демографического перехода и создать демографический дивиденд в регионе. На примере Китая и Ганы можно продемонстрировать возможный ход событий.

Китай

В 1970 г. наибольшую долю населения Китая составляла молодежь, в результате возник высокий коэффициент демографической нагрузки - 0,77 единиц, при этом на каждую девочку приходилось 1,08 мальчиков в возрасте 0-4 лет (рисунок 1). К 2010 г. возрастно-половая пирамида Китая выглядела совершенно иначе. Поскольку уровень рождаемости упал, доля трудоспособного населения росла быстрее, чем доля молодого населения, снизив коэффициент демографической нагрузки до 0,382. Гендерный дисбаланс среди детей в возрасте до 1 года стал более заметным, число мальчиков превысило число девочек в 1,18 раз. Трудоспособное население в возрасте от 35 до 50 лет, которое в настоящее время представляет наибольшую долю населения, выйдет на пенсию через 15-25 лет. Поэтому к 2030 г. Китай столкнется с проблемой старения населения, что окажет еще большее давление на социальный сектор и увеличит число иждивенцев. При выходе на пенсию эта когорта будет иметь более высокий уровень образования, чем ее предшественники 40 лет назад.

При ускоренном сценарии, с сильной политикой в области образования, в 2050 г. произойдет трансформация возрастной структуры населения Китая, крупнейшую когорту которой составит население в возрасте 60-64 лет. Уровень образования группы, находящейся в трудоспособном возрасте, существенно вырастет, что будет способствовать созданию более производительной рабочей силы. Более квалифицированная и производительная рабочая сила сможет компенсировать некоторые негативные последствия высокого коэффициента демографической нагрузки и многочисленную долю пожилых людей. Согласно этому сценарию, соотношение мальчиков и девочек упадет до 1,06, что приблизится к среднему мировому уровню.

Гана

В 1970 г. население Ганы составляло 8,7 млн чел. Наибольшей долю населения составляли молодые люди, что привело к высокому коэффициенту демографической нагрузки (0,934). Также была высока доля населения, не имеющего формального образования, особенно среди женщин. К 2010 г. численность населения Ганы почти утроилась - до 24,4 млн чел. Его возрастная структура мало изменилась, хотя улучшения в ожидаемой продолжительности жизни позволили выровнять середину пирамиды. Хотя численность молодого населения меньше, чем в 1970 г., она остается большой, и коэффициент демографической нагрузки по-прежнему высок - 0,736. Однако, уровень образования изменился в лучшую сторону, а доля людей с начальным и средним образованием увеличилась.

Согласно двум сценариям политики в области образования перспективы Ганы в 2050 г. заметно различаются. По базовому варианту, который предполагает постоянный коэффициент охвата обучением, в 2010-2050 гг. возрастно-половая пирамида населения Ганы сохранит треугольную форму, с большой долей молодых людей и высокой долей иждивенцев (0,645, рис. 2). Как прогнозируется в базовом сценарии, численность населения достигнет 65,6 млн человек, а по ускоренному сценарию - лишь 48,2 млн чел.

При ускоренном сценарии развития существенно изменятся демографические перспективы, так как в результате падения уровня рождаемости коэффициент демографической нагрузки снизится до 0,532, в основном из-за уменьшения доли молодежи от общей численности населения Ганы. Также будет сокращаться доля людей трудоспособного возраста без образования, что означает повышение производительности и расширение возможностей получения выгод от демографического роста, при условии, что создание рабочих мест будет соответствовать предложению рабочей силы этих новых когорт.

Рисунок 1. Демографический прогноз для Китая

Источник: Lutz and KC 2013. Определение базового и ускоренного сценариев см. в Техническом приложении.

Рисунок 2. Демографический прогноз для Ганы

Источник: Lutz and KC 2013. Определение базового и ускоренного сценариев см. в Техническом приложении.

Влияние коэффициента старения населения

Население стареет быстрее, чем в прошлом, при этом снижается рождаемость и растет ожидаемая продолжительность жизни при рождении[21]. Например, удвоение доли пожилого населения в два раза с 7% до 14% во Франции заняло более века (с 1865 по 1980 гг.), в Швеции - 85 лет, в Австралии - 83 года, а в США - 69 лет. В развивающихся странах процесс старения населения по-прежнему происходит гораздо быстрее. В восьми из девяти развивающихся стран, входящих в выборку, доля пожилого населения, по прогнозам, достигнет 14% в течение 30 лет или за более короткий срок (рис. 4,6). Единственным исключением является Гана, где, как ожидается, этот процесс займет 50 лет или более.

Рисунок 4.6. Население в развивающихся странах быстрее стареет

Источник: расчеты ОДЧР на основе Lutz and KC (2013). Обсуждение базового и ускоренного сценариев см. в Техническом приложении.

Коэффициент старения населения важен, поскольку развивающиеся страны все еще находящиеся в бедности после демографического перехода, будут бороться за удовлетворение потребностей пожилого населения. У многих развивающихся стран есть лишь очень небольшое окно возможностей, чтобы воспользоваться всеми демографическими дивидендами ситуации с большой численностью трудоспособного населения[22].

Необходимость амбициозных политических мер

Чтобы ускорить и сделать устойчивым прогресс в области развития, странам необходимо проводить амбициозную политику по расширению охвата женщин образованием и по реализации других мер, оказывающих комплексное воздействие на человеческое развитие. Сроки имеют решающее значение. Страны, которые предпримут немедленные действия, чтобы воспользоваться демографическими дивидендами, и не допустят нанесения дальнейшего ущерба окружающей среде, могут достичь многого. Страны, которые этого не сделают, могут столкнуться с высокими издержками, которые с течением времени будут усугубляться.

Важность смелых и быстрых политических действий можно продемонстрировать на примере еще двух сценариев, которые показывают влияние различных политических мер на прогнозируемый ИЧР и его составляющие в 2050 г. Базовый сценарий предполагает преемственность прошлых тенденций и политики последних десятилетий. Сценарий ускоренного прогресса устанавливает некоторые из вариантов и задач политики по двенадцати направлениям политики, которые связаны с жесткими, но разумными оперативными мерами по снижению бедности, расширению инфраструктуры и улучшению управления. В качестве примеров амбициозных целей выступают удвоение кредитования со стороны международных финансовых институтов за 10 лет, 50%-ный рост миграции за 20 лет[23], 20%-ное увеличение расходов на здравоохранение в течение 10 лет, 20%-ное расширение инфраструктуры в течение 30 лет и 20%-ное улучшение управления в течение 10 лет.

Прогнозы базового сценария довольно оптимистичны в том смысле, что они устремляют в будущее импульс достижений последних десятилетий, включая значительные улучшения в человеческом развитии. Страны действительно выглядят гораздо лучше в сценарии ускоренного прогресса, причем прогресс наиболее стремителен в странах с низким ИЧР (см. рис. 4.7). Совокупный ИЧР поднимется до 52% в странах Африки к югу от Сахары (с 0,402 до 0,612) и до 36% в Южной Азии (с 0,527 до 0,714). Таким образом, страны с низким ИЧР добиваются сближения с уровнем человеческого развития, достигнутым в странах с высоким и очень высоким ИЧР.

Рисунок 4.7. Перспективы человеческого развития на период до 2050 года выглядят лучше в сценарии ускоренного прогресса, особенно для стран с низким ИЧР

Примечание. Определение базового и ускоренного сценариев см. в Техническом приложении.
Источник: расчеты ОДЧР на основе Pardee Center for International Futures (2013).

Таким образом, амбициозная, полностью интегрированная политика дает мощные рычаги для дальнейшего прогресса человеческого развития (рис. 4.8). Максимальный эффект будет получен в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии, за которыми следуют Арабские государства и страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Более слабое воздействие в Европе и Центральной Азии, а также в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе.

Рисунок 4.8. К 2050 г. сценарий ускоренного прогресса предусматривает более значительные результаты в области человеческого развития

Примечание. Определение базового и ускоренного сценариев см. в Техническом приложении.
Источник: расчеты ОДЧР на основе Pardee Center for International Futures (2013).

Во всех регионах наибольшее воздействие является следствием применения политических вмешательств в области здравоохранения и образования. Например, в странах Африки к югу от Сахары благодаря активной стратегии значение ИЧР на 2050 г. по базовому сценарию выросло с 0,612 по базовому сценарию до 0,651. В большинстве регионов укрепление управления является вторым по значимости фактором воздействия на прогресс за счет сокращения коррупции, укрепления демократических институтов и расширения прав и возможностей женщин. Тем не менее, в Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары еще более важное значение имеют инвестиции в инфраструктуру.

Оба сценария показывают значительные различия по отдельным измерениям ИЧР. По базовому сценарию в странах Африки к югу от Сахары продолжительность жизни повышается с 53,7 лет в 2010 г. до 69,4 лет в 2050 г., что отчасти является ответом на устойчивый прогресс в борьбе с ВИЧ/СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, а по сценарию ускоренного прогресса она увеличивается до 72,9 лет. За тот же период средняя продолжительность формального образования в странах Африки к югу от Сахары, по прогнозам, увеличится с 4,3 до 6,7 года по базовому сценарию, а по сценарию ускоренного прогресса она возрастает до 8,1 года.

По сценарию ускоренного прогресса достижения выглядят еще более значительными, если рассматривать увеличение ВВП на душу населения (рис. 4.9). Это верно для всех групп по ИЧР, как видно на рис. 4,8, на котором различия между сценариями в обоих случаях являются значительными. В глобальном масштабе, ВВП на душу населения возрастет с 8770 долл. США в 2010 г. до 17873 долл. США в 2050 г. согласно базовому сценарию и до 27995 долл. США согласно сценарию ускоренного прогресса. Наибольший дифференциальный эффект будет наблюдаться в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии. В странах Африки к югу от Сахары, ВВП на душу населения возрастет с 1769 долл. США в 2010 г. до 5730 долл. США в 2050 г. по базовому сценарию и до впечатляющих 13210 долл. США согласно сценарию ускоренного прогресса - что более чем вдвое превышает уровень базового сценария. По сценарию ускоренного прогресса, Южную Азию ожидает ошеломительный рост с 2871 долл. США до 23661 долл. США.

Рисунок 4.9. Рост ВВП на душу населения к 2050 г. особенно значителен согласно сценарию ускоренного прогресса

Примечание. Определение базового и ускоренного сценариев см. в Техническом приложении
Источник: расчеты ОДЧР на основе Pardee Center for International Futures (2013).

Дифференциальный рост доходов непосредственно влияет на сокращение бедности. По базовому сценарию бедность по доходам практически исчезает в Китае, но лишь незначительно снижается в странах Африки к югу от Сахары, так как население продолжает расти, и остается высокой в Индии, где в 2030 г. 130 млн человек по-прежнему будут жить в бедности. По сценарию ускоренного прогресса, численность бедных людей падает гораздо быстрее, сокращаясь практически до нуля в некоторых странах и регионах (табл. 4.5).

Таблица 4.5. Число людей, живущих в крайней бедности, с разбивкой по регионам и выбранным странам, базовый сценарий и сценарий ускоренного прогресса,
2010-2050 гг. (млн чел.)

Примечание. Крайняя бедность определяется из расчета 1,25 $ в день по паритету покупательной способности. Обсуждение базового и ускоренного сценариев см. в Техническом приложении.
Источник: расчеты ОДЧР на основе Pardee Center for International Futures (2013).

Значительное сокращение бедности к 2050 г. зависит от серьезности стратегических мер. Например, неспособность к смелым действия, способным предотвратить сценарий экологического бедствия, будет сильно тормозить сокращение бедности.

Ловить момент

Более значительный прогресс в человеческом развитии и возможен, и крайне необходим. Но чтобы ускорить прогресс требуются скоординированные стратегические действия на всех фронтах развития. Наиболее важным из них является равенство возможностей, поскольку в более справедливых обществах большинство аспектов благосостояния находится в значительно лучшей форме, и благосостояние является более устойчивыми. Другим примером является снижение детской смертности: ускоренный прогресс возможен во всех странах благодаря образованию, особенно для женщин.

Стратегии необходимы и для того, чтобы принимать во внимание иные силы, которые будут влиять на развитие, особенно на полноценное участие людей в процессах, определяющих их жизнь. Требования на участие растут по мере того, как люди становятся более образованными и более связанными друг с другом. Другими важными вопросами являются экологические и демографические изменения; когда ненадолго открыто окно возможностей, странам надо действовать быстро, чтобы не платить потом слишком высокую цену за упущенное человеческое развитие.

Большинство возможностей сделать устойчивым человеческое развитие и даже придать ему ускорение находятся в руках национальных правительств. Тем не менее, во все более глобализирующемся мире правительства не должны действовать в одиночку. В последней главе рассматривается сложная сеть международных договоренностей, которые должны соблюдаться национальными правительствами, а также вопрос о том, каким образом региональные и глобальные институты могут работать более эффективно в интересах устойчивого человеческого развития.


[1] Разница между справедливостью (equity) и равенством (equality) связано с различием между тем, что поддается, и тем, что не поддается наблюдению. Справедливость ассоциируется с равенством возможностями, которое нельзя наблюдать. К сожалению, поскольку наблюдать и измерять можно только результаты, то оценить, является ли общество справедливым, можно лишь приблизительно, по степени распространенности неравенства.
[2] Неравенство между расовыми, этническими и религиозными группами с высокой вероятностью влечет за собой политическое насилие и, если ему не противопоставить комплексные политические меры, демонстрирует тенденцию к превращению в постоянно действующий фактор, (Stewart, F. 2013. “Capabilities and Human Development: Beyond the Individual: The Critical Role of Social Institutions and Social Competencies." Human Development Research Paper. United Nations Development Programme, Human Development Report Office, New York.).
[3] Эта благоприятная тенденция в Латинской Америке стимулируется снижением неравенства в трудовых доходах, сокращающимся разрывом между доходами квалифицированных и неквалифицированных рабочих, а также обусловленными денежными трансфертами (см. Lopez-Calva, L., and N. Lustig, eds. 2010. Declining Inequality in Latin America: A Decade of Progress? Harrisonburg, VA: RR Donnelley.).
[4] Cleland, J. 2002. “Education and Future Fertility Trends with Special Reference to Mid-Transitional Countries." United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division, New York. www.un.org/esa/population/publications/completingfertility/RevisedCLELANDpaper.PDF. Accessed 15 May 2012.. Martin, T.C., and F. Juarez. 1995. “The Impact of Women’s Education on Fertility in Latin America: Searching for Explanations." International Family Planning Perspectives 12 (2): 52-57, 80. доказывают, что в некоторых случаях в краткосрочной перспективе образование не оказывает немедленного влияния на репродуктивное поведение.
[5] Taylor, C.E., J.S. Newman, and N.U. Kelly. 1976. “The Child Survival Hypothesis." Population Studies 30 (2): 263-278.
[6] UNDESA (United Nations Department of Economic and Social Affairs). 2007. World Economic and Social Survey 2007: Development in an Ageing World. New York: United Nations Publications.; Diamond, I., M. Newby, and S. Varle. 1999. “Female Education and Fertility: Examining the Links." In C. Bledsoe, J. Casterline, J. Johnson-Kuhn, and J. Haaga, eds., Critical Perspectives on Schooling and Fertility in the Developing World. Washington, DC: National Academy of Science Press.
[7] Обычно этот показатель приводится как число случаев смерти на 1 тыс. живорождений или в виде коэффициента младенческой смертности, который составляет 61,7 случаев смерти на 1000 живорождений в год.
[8] Каждая возрастная группа населения сталкивается с различными потребностями и ведет себя по-разному. Населению детского возраста (0-14 лет) требуются инвестиции в здравоохранение и образование. Взрослым трудоспособного возраста (в возрасте 15-64 лет) требуются рабочие места и финансовая инфраструктура для поддержки производства и сбережений. Пожилым людям (в возрасте от 65 лет и старше) требуется медико-санитарная помощь и пенсионное обеспечение. Таким образом, возрастная структура страны изменяет ее задачи и возможности.
[9] В условиях, когда у родителей меньше детей, которым нужна поддержка, родители вкладывают больше средств в их образование (Becker, G., K. Murphy, and R. Tamura. 1990. Human Capital, Fertility, and Economic Growth." Journal of Political Economy 98 (5): S12-S37; Galor, O. 2006. “Economic Growth in the Very Long-Run." Working Paper 2006-16. Brown University, Department of Economics, Providence, RI.), накапливают больше сбережений для выхода на пенсию (Bloom, D.E., D. Canning, and J. Sevilla. 2003. The Demographic Dividend: A New Perspective on the Economic Consequences of Population Change. Santa Monica, CA: Rand Corporation.), и все большее число женщин выходят на официальный рынок труда (Bloom, D.E., D. Canning, G. Fink, and J.E. Finlay. 2009. “Fertility, Female Labor Force Participation, and the Demographic Dividend." Journal of Economic Growth 14 (2): 79-101.). В результате экономический рост ускоряется, используя преимущества того, что называют «демографическим дивидендом» (Bloom, D.E., D. Canning, and J. Sevilla. 2003. The Demographic Dividend: A New Perspective on the Economic Consequences of Population Change. Santa Monica, CA: Rand Corporation).
[10] Низкий коэффициент демографической нагрузки может создать демографические плюсы, так как увеличение численности экономически активного населения может ускорить экономический рост и увеличить объем инвестиций, учитывая низкий спрос на расходы со стороны иждивенцев. (Подробный анализ демографических тенденций на основе прогнозов Lutz and KC 2013 см. в Abdurazakov, A., A. Minsat, and J. Pineda. 2013. “Implications of Education Policies in a Country’s Demographic Prospects: Detailed Analysis of Demographic Trends Based on Projections by Lutz and KC." Human Development Research Paper. United Nations Development Programme, Human Development Report Office, New York.). Но страны смогут пожинать эти плоды, лишь в том случае если обеспечат продуктивную занятость для большого числа новоприбывших в ряды рабочей силы.
[11] Lutz and KC 2013.
[12] Сценарий распределения уровней образования, при котором всеобщее начальное образование дополняется масштабным средним образованием, дает самые высокие годовые темпы экономического роста для стран с низким ИЧР и высокой долей молодежи (IIASA (International Institute for Applied Systems Analysis). 2008. “Economic Growth in Developing Countries: Education Proves Key." Policy Brief 03. Laxenburg, Austria. www.iiasa.ac.at/Admin/PUB/policy-briefs/pb03-web.pdf. Accessed 4 June 2012). В нашем анализе используется набор данных, в соответствии с которым население каждой страны разбито по возрасту, полу и уровню образования. Поэтому каждая пятилетняя когорта населения может быть классифицирована по следующим категориям: лица без образования, с начальным образованием, со средним образованием или с высшим образованием. Эти уровни образования можно также дифференцировать по полу. Доля населения, входящего в каждую пятилетнюю когорту, меняется сообразно тенденциям рождаемости, смертности и миграции. Таким образом, доли населения детского, трудоспособного и пожилого возраста тоже будут изменяться с течением времени.
[13] Такой подход согласуется с Целями ООН в области развития, сформулированными в Декларации тысячелетия, и инициативой «Образование для всех». Управление этим сценарием предусматривает несколько ключевых задач: обеспечение к 2015 г. почти всеобщего (99%) охвата населения начальным образованием; к 2030 г. - 50%-ного, а к 2050 г. - 90%-ного охвата неполным средним образованием; и обеспечение к 2050 г. 60%-ного охвата высшим образованием.
[14] Расчеты ОДЧР на основе Lutz and KC (2013).
[15] UNDESA 2007 Маловероятно, что международная миграция уменьшит экономические последствия старения населения в развитых странах, поскольку объем миграции, необходимые для этого, намного превосходят политически приемлемые уровни. В сценарии III данного исследования уровень миграции, необходимый для того, чтобы остановить ожидаемое увеличение доли пожилого населения в период 1995-2050 гг. варьирует от среднегодового совокупного притока в 1,1 млн чел. для Соединенного Королевства и 1,7 млн для Франции до более 10 млн чел. для Японии и США.
[16] Becker, G., K. Murphy, and R. Tamura. 1990. “Human Capital, Fertility, and Economic Growth." Journal of Political Economy 98 (5): S12-S37; Galor 2006; Bloom, Canning and Sevilla 2003; Bloom and others 2009.
[17] Bloom, D.E., D. Canning, G. Fink, and J.E. Finlay. 2012. “Microeconomic Foundations of the Demographic Dividend." Working Paper 93. Harvard University, Program on the Global Demography of Aging, Cambridge, MA. www.hsph.harvard.edu/pgda/WorkingPapers/2012/PGDA_WP_93.pdf. Accessed 27 December 2012. В странах Африки к югу от Сахары коэффициент демографической нагрузки молодежи составляет 1,07 в 20% беднейших домохозяйств, но 0,72 - в 20% самых богатых. В Латинской Америке этот коэффициент составляет 0,91 для беднейших домохозяйств и 0,57 - для самых богатых.
[18] См.: The Economist.. 2011b. “South-North FDI: Role Reversal." 24 September. www.economist.com/node/21528982. Accessed 15 May 2012., где рассматриваются основные результаты исследования, проведенного Блумом и др. (Bloom and others 2012).
[19] Hausmann and Szekely (Hausmann, R., and M. Szekely. 2001. “Inequality and the Family in Latin America." In N. Birdsall, A.C. Kelley, and S. Sinding, eds., Population Matters: Demographic Change, Economic Growth, and Poverty in the Developing World. New York: Oxford University Press) приходят к выводу, что демографический переход в Латинской Америке обостряет существующие тенденции неравенства, при более быстрых и более ранних демографических сдвигах среди самых богатых групп населения, увеличивающих разрыв между богатыми и бедными. Giroux (Giroux, S.C. 2008. “Child Stunting Across Schooling and Fertility Transitions: Evidence from Sub-Saharan Africa." DHS Working Paper 57. United States Agency for International Development, Washington, DC. http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PNADM570.pdf. Accessed 21 December 2012.) делает вывод, что хотя разница в уровне рождаемости, связанная с образованием, в странах Африки к югу от Сахары оставалась относительно стабильной, но вместе с падением рождаемости в этих странах, неравенство возросло. Автор показывает, что изменения в образовательной структуре населения сформировали новейшие вариации в репродуктивном неравенстве в этом регионе.
[20] Bloom and others 2012.
[21] World Bank. 2011
[22] Во многих странах, если пенсионный возраст остается неизменным, такое окно закроется в течение нескольких десятилетий. Это позволяет сделать вывод, что во многих странах, где население стареет довольно быстро, произойдут важные дискуссии о пенсионном возрасте
[23] В предыдущем разделе обсуждалась роль миграции в демографических тенденциях; здесь роль миграции является более всеобъемлющей, поскольку она полностью интегрирована в модель, в которой демографические тенденции являются лишь частью ряда модулей, используемых в этом экспериментальном проектировании. См.: Pardee Center for International Futures. 2013. “Development-Oriented Policies and Alternative Human Development Paths." Background paper for the 2013 Human Development Report. United Nations Development Programme. Human Development Report Office, New York..

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.