Мы учимся все дольше, утверждают эксперты: к 2060 году продолжительность образования может составить четверть века
Мы — участники и свидетели образовательной революции: если в 1950-е в мире насчитывалось менее миллиарда грамотных людей, то сейчас их 3,5 млрд. Об этом говорится в докладе научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина. Глобальные изменения затронули не только среднюю школу: социальной нормой становится высшее образование. А когда-нибудь таким "пропуском в элиту" будет уже магистратура или аспирантура.
Однако, пожалуй, самые любопытные выводы доклада связаны с продолжительностью обучения в современном мире. Оказывается, этот период постоянно растет и, согласно прогнозам, к 2060 году может составить в России 20 лет (речь идет о среднем и высшем образовании). Для сравнения — в США тот же показатель будет равняться 25 годам.
Ключевая причина — экономическая. Одновременно с ростом продолжительности жизни возникают и более высокие требования к квалификации тех, кто выходит на рынок труда, объяснил "Огоньку" Исак Фрумин.
— Среднее образование слишком короткое, и 16-летний мальчик или девочка просто не способны конкурировать за рабочие места,— говорит он.— Ну и, конечно, современный человек должен постоянно учиться, подстраиваясь под быстрые перемены.
Однако, как показывают исследования, феномен вечных студентов связан не только с потребностями рынка труда или, скажем, с особенностями современного образования. В последнее время на рост числа людей, которые никак не расстанутся со студенческой скамьей, повлияли экономические трудности. На это не так давно обратили внимание в Италии: там нестабильность на рынке рабочей силы сильнее всего ударила... по людям с университетскими дипломами. Проблема коснулась 55,9 процента магистров и 83,2 процента бакалавров гуманитарных наук, согласно данным исследовательского института Eurispes. Как результат — многие студенты предпочли остаться в вузах, лишь бы не пускаться в свободное плавание. Только в начале 2000-х, согласно данным той же организации, 68 процентов итальянских выпускников задержались в университетских стенах, чтобы продолжить обучение. Схожую ситуацию еще несколько лет назад фиксировали и в США: там вырос средний возраст студентов — до 27 лет, а кое-где — до 35-37. Среди основных причин — отсутствие работы и попытки людей переждать лихие времена в студенческих аудиториях.
Но, пожалуй, самая серьезная проблема с вечными студентами возникла в Греции. По местным законам пока человек учится, он имеет право на множество бесплатных опций — от еды до проживания. При этом, по данным портала Greek Reporter, в стране больше университетов, чем во многих других европейских государствах, например во Франции, а вот число выпускников — значительно меньше, всего около 10 процентов от общего числа студентов. В марте этого года греческие власти потребовали от вузов в течение года избавиться от вечных студентов, то есть тех, кто поступил до 2006 года. Однако экономический кризис, как ни странно, оказал на самих молодых греков прямо противоположное воздействие: многие из них, сидевшие на студенческой скамье годами, сейчас стараются побыстрее закончить учебу... чтобы уехать и работать за рубежом. Можно ли говорить об этом как о тенденции, вопрос пока открытый.
Постоянный автор "Огонька", специалист по контролю качества программ высшего образования Анна Прийдак поясняет: даже после неблагоприятных изменений в экономике ряда европейских стран студенты здесь могут рассчитывать на различные формы финансовой поддержки.
— В Евросоюзе действует единая программа непрерывного образования, на которую с 2007 по 2013 год было потрачено около 7 млрд евро,— говорит Прийдак.— Дополнительно каждая страна заметно субсидирует вузы и выплачивает студентам стипендии, иногда в виде льготных кредитов, чтобы обучение оставалось доступным. Расходы немаленькие — на образование в целом идет от 10 до 15 процентов госбюджета.
Но есть и психологические причины. Как отмечает эксперт, нередко выпускники вузов оказываются ментально не готовы к ответственности, связанной с выходом на полноценную работу. Стараясь отодвинуть этот новый этап в своей жизни, они выбирают продолжение образования (магистратуру или аспирантуру), объясняя себе и окружающим, что просто хотят лучше подготовиться к жестким требованиям рынка труда.
Здесь феномен вечных студентов смыкается с другим глобальным явлением — появлением так называемого поколения бумеранга. В последнее время эксперты фиксируют: все больше взрослых детей возвращаются под одну крышу к своим родителям из-за финансовых трудностей. Первыми удивились в США: по данным исследователей из Pew Research Center, резко выросло число "молодых взрослых", обосновавшихся в многопоколенных домохозяйствах. Если в 1980 году их было всего 11 процентов, то в 2010-м этот показатель вырос до 21,6 процента. Похожий тренд зафиксировали и в Италии, Испании, Великобритании... Собственно, нечто похожее происходит и в образовании, где университет действительно становится для многих вторым домом — там можно спрятаться от трудностей большого мира.
Занятно, что и в Азии сегодня тоже столкнулись с проблемой вечных студентов, но там она обусловлена другими причинами: так, в Южной Корее перфекционизм в учебе стал зашкаливать, а репетиторов в стране, где ценятся только высшие баллы, больше, чем учителей. Дошло до того, что в Сеуле недавно ввели комендантский час: запрет на занятия на всевозможных подготовительных курсах после 10 вечера. Мир вечных студентов для многих стран уже реальность.
Выше не прыгнешь
Опрос С каждым годом россияне все более скептически относятся к высшему образованию
Не засиживаться!
Экспертиза 28.04.2014, 00:00 Даниил Александров, заведующий лабораторией "Социология образования и науки" НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
Время, которое человек учится в вузе, постоянно растет. Именно поэтому в Европе (в частности, в Великобритании) все больше склоняются к платному образованию по примеру США. Там не просто хотят заработать. Задача: чтобы человек учился ровно столько, сколько ему действительно нужно. Не засиживался в вузе. В США долго учатся лишь немногие. В Европе, напротив, сама система образования способствует появлению многочисленных вечных студентов. И на это есть несколько причин.
Прежде всего период детства и юности во всем мире увеличился, и это увязано с системой образования. Занятно, что сама категория "молодежь" (уже не дети, но еще не полноценные взрослые, так как не вышли на рынок труда) появилась лишь с широким распространением вузов. Сейчас период молодости длиннее и учеба дольше.
Однако не стоит забывать и о социальной политике. Например, мои коллеги из Норвегии рассказывали, что во время кризиса в стране выросла безработица. Так вот, чтобы сгладить социальный эффект, там просто увеличили число мест в вузах. Это была совершенно сознательная социальная политика.
Что же касается России, то высшее образование у нас и правда становится социальной нормой. Этот процесс начался давно: еще в 2000-е проводили широкомасштабные опросы о доступе к высшему образованию. Тогда выяснилось, что получить его хочет подавляющее большинство детей. И главное, с этим уже ничего не поделаешь.
Рост системы образования, который сам себя разогревает, описан великим социологом Джоном Мейером из Стэнфорда: чем выше уровень образования родителей, тем более образованными они хотят видеть своих детей. Как удовлетворять этот спрос? На излете советских времен число студентов сдерживали искусственно. Теперь его ничего не сдерживает, и в последние 20 лет мы все время открывали новые вузы. Однако это наложилось на недостаток квалифицированных преподавательских кадров: в результате вузов много, а качество образования низкое.
Мы, правда, не одиноки, похожая ситуация, например, сложилась в Индии и во многих других странах: огромный спрос на вузы, неудовлетворительное качество обучения, попытки государства взять эту сферу под контроль. И на противоположном берегу — США, где сфера образования саморегулируется. Мы пока идем по индийскому пути (противоречивой смеси дикого рынка и жесткого госрегулирования), отчего страдает и качество образования, и, что важнее, отношение к нему. А вот проблемы с тем, что у людей, получающих высшее образование, необоснованно растут потребности (что не всегда соответствует их способностям), я не вижу. От этого не может застраховать ни одна образовательная система в мире. В конце концов, счастливый брак тоже не всегда получается, хотя все о нем мечтают.
Идут на рекорд
У каждого из самых знаменитых вечных студентов мира своя причина оставаться в родных университетских стенах Университет Висконсина в Уайтуотере (США)
Несколько лет назад журналисты отыскали вечного студента в Университете Висконсина в Уайтуотере: некий Джонни Лечнер умудрился проучиться целых 12 лет. Изучал все — от театра до коммуникаций. Он даже удостоился особого закона, принятого в этом штате и носящего его имя: согласно этому закону, оплата за учебу для таких, как он, долгожителей вырастает в 2 раза. При этом сам вечный студент уверял, что не прячется за университетскими стенами от реального мира: просто время еще не пришло. Сегодня он известен как актер и не фигурирует в онлайн-поиске на сайте университета.
Университет Западного Мичигана (США)
Еще один человек, претендовавший на звание самого знаменитого вечного студента, тоже родом из США. Успеть за Майклом Николсоном из городка Каламазу (штат Мичиган) невозможно: например, в 2009 году в прессе писали, что у него 27 дипломов, а на студенческой скамье он провел последние 50 лет. И вот три года спустя у него было уже 29 дипломов, причем он получал 30-й. Круг научных интересов Майкла Николсона тоже оказался широк — от уголовного судопроизводства до библиотечного дела. Свою страсть к учебе пожилой студент объяснял просто: она делает жизнь интересней.
Университет Патры (Греция)
Имя этого греческого студента не называется, однако он тоже может претендовать на мировой рекорд. Этот человек прожил в студенческом общежитии Университета Патры в Греции целых 22 года. Два года назад, когда в стране жестко взялись за вечных студентов, власти с радостью рапортовали, что выселили-таки его. Занятно, что студент был, что называется, не один такой: многие университетские долгожители также оставались в своих комнатах по многу лет, а кое-кто даже нашел способ на этом заработать — сдавал эти самые комнаты другим учащимся. Естественно, за деньги.
Сергей Зуев,
ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук
Высшее образование в России превратилось в высшее среднее. И точно так же, как положено получить среднее образование, вот уже 100 процентам населения положено получить высшее. А дальше возникает низшее высшее образование, среднее высшее и высшее высшее. Это процесс идет по всему миру... Для высшего высшего, для элиты, кризиса нет. Более того, они принимают ограничительные меры: например, не более 30 процентов бюджета университета должно поступать от платы за обучение. Если больше чем 30 процентов, то университет превращается в провайдера (услуг — "О").
Источник: "Столица FM"
Владимир Собкин,
директор Института социологии образования РАО
Действительно, весьма высокий процентов выпускников наших школ получают высшее образование. Только делается это зачастую ради диплома, а не ради конкретной профессии, в школе определиться с ней, как правило, не помогают. Во многом виноваты стремительные перемены на рынке труда, но, конечно, не только это. Еще одна важная проблема — у молодых людей сегодня не сформирована способность к постоянной учебе, к образованию через всю жизнь. Наконец, наше образование, становясь массовым, в то же время оказывается менее доступным: людям приходится совмещать учебу с работой, чтобы позволить его себе.
Источник: соб. инф.
Франц Шереги,
социолог
Каждый человек пытается иметь престижную доходную профессию, но когда молодым людям не с чем себя идентифицировать, потому что нет производства, тогда образование становится абстрактным и нужен только диплом... Сейчас пусть учатся в этих вузах и государство потратит на это деньги, чтобы как-то удержать молодежь. Получать образование — это всегда полезно, лучше, чем если они пойдут на улицу, потом собьются в кучки скинхедов и начнутся проблемы.
Источник: "Полит.Ру"
Материалы подготовил Кирилл ЖУРЕНКОВ. «Огонек», 28 апреля 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)