Rambler's Top100

№ 595 - 596
21 апреля - 4 мая 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России: 2013 год

На фоне продолжающегося снижения преступности растет число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, - в 2013 году оно увеличилось на 5,7%, а доля в общем числе преступлений возросла до 10,5%

Число убийств и покушений на убийство продолжает снижаться, составив в 2013 году до 8,6 на 100 тысяч человек

Число ДТП и пострадавших в них снизилось в 2013 году, но остается очень высоким

66% лиц, совершивших преступления в 2013 году, не имели постоянного источника дохода, 48% уже совершали преступления раньше

Число осужденных снижается: в 2013 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 735,6 тысячи человек, 29% из них – к наказанию лишением свободы, 30% - условно

В местах лишения свободы на 1 апреля 2014 года содержалось 675 тысяч человек

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Преступность в России: 2013 год /Демоскоп Weekly. 2014. № 595-596. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0595/barometer595.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Число ДТП и пострадавших в них снизилось в 2013 году, но остается очень высоким

Значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.

Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[10] резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 171 тысячи человек в 1985 году до 250 тысяч в 1990 году, а затем - после некоторого снижения – до 325 тысяч человек в 2007 году.

В 2007 году число зарегистрированных ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно стало довольно быстро сокращаться (кроме 2011 года), снизившись до 185,8 тысячи ДТП в 2013 году, что на 20,5% меньше, чем в 2007 году, и на 1,0% меньше, чем в 2012 году.

В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств: в 1995 году она составляла 52,1%, в 2000 году – 59,1%, в 2005 году – 67,2%, в 2011 году – 75,0%.

Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,1 тысячи человек в 1993 году. После непродолжительного снижения оно пустилось в 1997 году до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти – до 35,6 тысячи в 2003 году (рис. 7). Всего за 2003 год от всех видов транспортных травм, по данным учета естественного движения населения, умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек).

Начиная с 2004 года число погибших в ДТП стало сокращаться (исключение составил 2007 год, когда оно немного увеличилось). Число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция снижения. В 2011-2012 годах вновь отмечался рост числа погибших и, особенно, раненых в ДТП, который в 2013 году, по предварительным данным, сменился умеренным сокращением.

Число погибших на автомобильных дорогах и улицах составило в 2013 году 27 тысяч человек (на 3,6% меньше, чем в 2012 году). Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях составило в 2013 году 258,4 тысячи человек (на 0,1% меньше, чем в 2012 году).

По данным оперативного учета естественного движения населения, в результате всех видов транспортных травм за январь-декабрь 2013 года умерло 28,4 тысячи человек (на 3,0% меньше, чем по аналогичным данным за январь-декабрь 2012 года), в том числе в ДТП – 20,1 тысячи (практически не изменилось, уменьшившись на 4 человека)[11].

В расчете на 100 тысяч человек постоянного населения число погибших от всех видов транспортных травм за январь-декабрь 2013 года составило 19,8 (20,5 в 2012 году), в том числе в ДТП - 14,0 (14,1).

Для сравнения можно отметить, что в Европейском союзе за последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения смертности от ДТП, в результате чего она снизилась с 16,2 в расчете на 100 тысяч человек в 1990 году до 7,4 в 2009 году[12].

Значения показателя стандартизованного коэффициента смертности существенно различаются по странам ЕС-27, но самые высокие значения – в Румынии (15,1), Греции (13,6), Литве (12,8), Польше (12,1), Болгарии и Латвии (по 11) – на четверть ниже, чем в России. Лучшие показатели - в Швеции, Нидерландах и Великобритании - составляют около 4 погибших в ДТП на 100 тысяч человек.

Рисунок 7. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 1980, 1985, 1990, 1993-2013 годы, тысяч человек

Заметные различия наблюдаются и внутри России. Число погибших в результате ДТП в 2012 году варьировалось от 2 на 100 тысяч человек постоянного населения в Чукотском автономном округе до 47 в Республике Тыве (рис. 8). В половине регионов значение показателя было ниже 21,4, в том числе в 8 – 15 и менее на 100 тысяч человек, и только в 4 регионах – ниже 10 (Москве, Санкт-Петербурге, Чукотском и Ненецком автономных округах). С другой стороны, в 10 регионах значение показателя превышало 30 погибших в ДТП на 100 тысяч человек (в республиках Тыва, Алтай, Калмыкия, Псковской, Ленинградской, Калужской, Новгородской, Рязанской, Магаданской и Владимирской областях).

Число раненных в ДТП варьировалось в 2012 году от 53 на 100 тысяч человек в Чеченской Республике до 363 в Республике Калмыкии. В половине регионов значение показателя превышало 193, причем в 39 регионах было выше 200 на 100 тысяч человек, а в 4 – 300 и более на 100 тысяч человек. Помимо Республики Калмыкии крайне высокими значениями показателя выделяются Псковская (329) и Магаданская (301) области, Республика Хакасия (300). Лишь в 4 регионах значение показателя ниже 100 раненых на 100 тысяч человек (помимо Чеченской Республики в республиках Ингушетии и Дагестане, а также в Чукотском автономном округе).

Рисунок 8. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях по регионам-субъектам Российской Федерации, 2012 год, на 100 тысяч человек постоянного населения
Список регионов

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность» дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 9). Число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем вновь снижалось – до 131 на 1000 ДТП в 2013 году.

Вместе с тем устойчиво (за исключением небольшого снижения в 2008 году) возрастало число раненых в происшествиях на дорогах и улицах - в расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В 2013 году оно немного снизилось – до 1266 на 1000 ДТП. В целом можно говорить об определенной стабилизации показателя в последние годы.

Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных в ДТП в определенной степени связана с обновлением и изменением парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.

Рисунок 9. Число погибших (ось слева) и раненых (ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2013 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2012 году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране 142, варьируясь от 30 в Чеченской Республике до 249 в Псковской области (рис. 10). Еще в 12 регионах оно превышало 200 ДТП на 100 тысяч человек (в республиках Калмыкия, Хакасия, Алтай, Приморском и Камчатском краях, Новгородской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Ленинградской, Магаданской и Еврейской автономной областях – от 205 до 243). Только в 9 регионах-субъектах федерации оно не достигало 100 (помимо Чечни, в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Белгородской, Томской и Новосибирской областях).

Однако при низком относительном числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 2012 году от 42 в Чукотском автономном округе, 54 в Санкт-Петербурге и 67 в Москве до 542 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Тыва (431), Ингушетия (375), Дагестан (360), Кабардино-Балкария (254). В остальных регионах оно не превышает 215 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это соотношение ниже 142 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов от 121 до 166 погибших на 1000 ДТП.

Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП, в которых были пострадавшие, составило в 2012 году в целом по России 1270, а среди регионов-субъектов федерации варьировалось от 1093 в Ненецком автономном округе до 1800 в Чеченской Республике, а в центральной половине регионов – от 1239 до 1336 при медианном значении 1284 раненных на 1000 ДТП.

Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2012 год
Список регионов

Примерно 2/3 дорожно-транспортных происшествий, в которых есть пострадавшие, происходят из-за нарушения правил дорожного движения водителями легковых автомобилей (65,4% в 2011 году). На долю нарушений ПДД водителя грузовых автомобилей и мототранспорта приходится существенно меньше (6,2% и 4,2%, соответственно).

Однако число погибших и раненых в ДТП не связано напрямую с обеспеченностью населения собственными легковыми автомобилями – напротив, в ряде случаев оно выше в регионах с более низкой обеспеченностью индивидуальными автомобилями.

В 2012 году на каждую тысячу россиян приходилось в среднем 258 собственных легковых автомобиля. Среди регионов-субъектов федерации значение этого показателя варьировалось от 71 в Чукотском автономном округе до 423 в Камчатском крае, а число погибших в ДТП на 100 тысяч автомобилей – от 23 в Москве (где на 1000 человек приходится 292 собственных легковых автомобиля) до 314 в Республике Тыве (149 автомобилей на 1000 человек). Самые высокие значения числа погибших в ДТП в расчете на 100 тысяч собственных легковых автомобилей отмечаются в регионах, в которых обеспеченность такими автомобилями не достигает 200 на 1000 человек, а самые низкие значения – в регионах, где обеспеченность автомобилями заметно выше (рис. 11). Исключение составляет лишь Чукотский автономный округ со слаборазвитой дорожной сетью и низкой обеспеченностью автомобилями, где число погибших на 1000 ДТП невысоко (28), но число раненных в ДТП вдвое выше, чем в Москве (853 против 403, хотя такие сопоставления не вполне правомерны из-за малочисленности населения Чукотского автономного округа).

Число раненных в ДТП в расчете на 100 тысяч собственных легковых автомобилей составило в среднем России 701, а среди регионов-субъектов федерации варьировалось от 403 в Москве до 1788 в Еврейской автономной области. Высокие значения показателя отмечались также в республиках Калмыкия (1544), Алтай (1405) и Чувашия (1303), Ивановской области (1336).

Рисунок 11. Число собственных легковых автомобилей (на 1000 человек) и число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (на 100 тысяч автомобилей) по регионам – субъектам Российской Федерации, 2012 год
Список регионов


[10] Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (с 2010 года, ранее – в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[11] По уточненным данным годовой разработки, число умерших в результате всех видов транспортных травм в 2012 году составило 30203 человека (по данным за январь-декабрь 2012 года – 29265), в том числе в ДТП – 20640 (20140).
[12] Key figures on Europe / Pocketbook. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. Cat. No KS-EI-11-001-EN-C. P. 129.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.