Преступность в России: 2013 год
| | На фоне продолжающегося снижения преступности растет число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, - в 2013 году оно увеличилось на 5,7%, а доля в общем числе преступлений возросла до 10,5%
|
| Число убийств и покушений на убийство продолжает снижаться, составив в 2013 году до 8,6 на 100 тысяч человек
|
| Число ДТП и пострадавших в них снизилось в 2013 году, но остается очень высоким
|
| 66% лиц, совершивших преступления в 2013 году, не имели постоянного источника дохода, 48% уже совершали преступления раньше
|
| Число осужденных снижается: в 2013 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 735,6 тысячи человек, 29% из них – к наказанию лишением свободы, 30% - условно
|
| В местах лишения свободы на 1 апреля 2014 года содержалось 675 тысяч человек
|
| Вся статья (в формате PDF)
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова
Е.М. Преступность в России: 2013 год /Демоскоп Weekly. 2014. № 595-596.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0595/barometer595.pdf
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число ДТП и пострадавших в них снизилось в 2013 году,
но остается очень высоким
Значительное число дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной
из серьезных социально-экономических проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[10]
резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со
171 тысячи человек в 1985 году до 250 тысяч в 1990 году, а затем
- после некоторого снижения – до 325 тысяч человек в 2007 году.
В 2007 году число зарегистрированных ДТП возросло до
233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи).
Начиная с 2008 года, оно стало довольно быстро сокращаться (кроме
2011 года), снизившись до 185,8 тысячи ДТП в 2013 году, что на 20,5%
меньше, чем в 2007 году, и на 1,0% меньше, чем в 2012 году.
В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля
происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных
средств: в 1995 году она составляла 52,1%, в 2000 году – 59,1%,
в 2005 году – 67,2%, в 2011 году – 75,0%.
Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,1 тысячи человек в 1993 году. После непродолжительного
снижения оно пустилось в 1997 году до 27,7 тысячи человек, а затем
вновь стало расти – до 35,6 тысячи в 2003 году (рис. 7). Всего за
2003 год от всех видов транспортных травм, по данным учета естественного
движения населения, умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч
человек).
Начиная с 2004 года число погибших в ДТП стало сокращаться
(исключение составил 2007 год, когда оно немного увеличилось). Число
раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2
тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция снижения.
В 2011-2012 годах вновь отмечался рост числа погибших и, особенно,
раненых в ДТП, который в 2013 году, по предварительным данным, сменился
умеренным сокращением.
Число погибших на автомобильных дорогах и улицах составило
в 2013 году 27 тысяч человек (на 3,6% меньше, чем в 2012 году).
Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях составило в 2013
году 258,4 тысячи человек (на 0,1% меньше, чем в 2012 году).
По данным оперативного учета естественного движения
населения, в результате всех видов транспортных травм за январь-декабрь
2013 года умерло 28,4 тысячи человек (на 3,0% меньше, чем по аналогичным
данным за январь-декабрь 2012 года), в том числе в ДТП – 20,1 тысячи
(практически не изменилось, уменьшившись на 4 человека)[11].
В расчете на 100 тысяч человек постоянного населения
число погибших от всех видов транспортных травм за январь-декабрь
2013 года составило 19,8 (20,5 в 2012 году), в том числе в ДТП -
14,0 (14,1).
Для сравнения можно отметить, что в Европейском союзе
за последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения
смертности от ДТП, в результате чего она снизилась с 16,2 в расчете
на 100 тысяч человек в 1990 году до 7,4 в 2009 году[12].
Значения показателя стандартизованного коэффициента
смертности существенно различаются по странам ЕС-27, но самые высокие
значения – в Румынии (15,1), Греции (13,6), Литве (12,8), Польше
(12,1), Болгарии и Латвии (по 11) – на четверть ниже, чем в России.
Лучшие показатели - в Швеции, Нидерландах и Великобритании - составляют
около 4 погибших в ДТП на 100 тысяч человек.
Рисунок 7. Число пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980, 1985, 1990, 1993-2013 годы, тысяч человек
Заметные различия наблюдаются и внутри России. Число
погибших в результате ДТП в 2012 году варьировалось от 2 на 100
тысяч человек постоянного населения в Чукотском автономном округе
до 47 в Республике Тыве (рис. 8). В половине регионов значение показателя
было ниже 21,4, в том числе в 8 – 15 и менее на 100 тысяч человек,
и только в 4 регионах – ниже 10 (Москве, Санкт-Петербурге, Чукотском
и Ненецком автономных округах). С другой стороны, в 10 регионах
значение показателя превышало 30 погибших в ДТП на 100 тысяч человек
(в республиках Тыва, Алтай, Калмыкия, Псковской, Ленинградской,
Калужской, Новгородской, Рязанской, Магаданской и Владимирской областях).
Число раненных в ДТП варьировалось в 2012 году от 53
на 100 тысяч человек в Чеченской Республике до 363 в Республике
Калмыкии. В половине регионов значение показателя превышало 193,
причем в 39 регионах было выше 200 на 100 тысяч человек, а в 4 –
300 и более на 100 тысяч человек. Помимо Республики Калмыкии крайне
высокими значениями показателя выделяются Псковская (329) и Магаданская
(301) области, Республика Хакасия (300). Лишь в 4 регионах значение
показателя ниже 100 раненых на 100 тысяч человек (помимо Чеченской
Республики в республиках Ингушетии и Дагестане, а также в Чукотском
автономном округе).
Рисунок 8. Число пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях по регионам-субъектам Российской Федерации, 2012 год,
на 100 тысяч человек постоянного населения
Список регионов
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность»
дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 9).
Число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП
сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в
2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем вновь снижалось
– до 131 на 1000 ДТП в 2013 году.
Вместе с тем устойчиво (за исключением небольшого снижения
в 2008 году) возрастало число раненых в происшествиях на дорогах
и улицах - в расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось
с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В 2013 году оно немного
снизилось – до 1266 на 1000 ДТП. В целом можно говорить об определенной
стабилизации показателя в последние годы.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных
в ДТП в определенной степени связана с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.
Рисунок 9. Число погибших (ось слева) и раненых
(ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2013
годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2012
году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения
составило в целом по стране 142, варьируясь от 30 в Чеченской Республике
до 249 в Псковской области (рис. 10). Еще в 12 регионах оно превышало
200 ДТП на 100 тысяч человек (в республиках Калмыкия, Хакасия, Алтай,
Приморском и Камчатском краях, Новгородской, Владимирской, Рязанской,
Калужской, Ленинградской, Магаданской и Еврейской автономной областях
– от 205 до 243). Только в 9 регионах-субъектах федерации оно не
достигало 100 (помимо Чечни, в республиках Дагестан, Ингушетия,
Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Чукотском автономном округе,
Белгородской, Томской и Новосибирской областях).
Однако при низком относительном числе зарегистрированных
ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2012 году от 42 в Чукотском автономном округе, 54 в Санкт-Петербурге
и 67 в Москве до 542 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение
числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках
Тыва (431), Ингушетия (375), Дагестан (360), Кабардино-Балкария
(254). В остальных регионах оно не превышает 215 погибших на 1000
ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это
соотношение ниже 142 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь
в центральной половине регионов от 121 до 166 погибших на 1000 ДТП.
Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП, в которых были пострадавшие, составило в 2012
году в целом по России 1270, а среди регионов-субъектов федерации
варьировалось от 1093 в Ненецком автономном округе до 1800 в Чеченской
Республике, а в центральной половине регионов – от 1239 до 1336
при медианном значении 1284 раненных на 1000 ДТП.
Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации,
2012 год
Список регионов
Примерно 2/3 дорожно-транспортных происшествий, в которых
есть пострадавшие, происходят из-за нарушения правил дорожного движения
водителями легковых автомобилей (65,4% в 2011 году). На долю нарушений
ПДД водителя грузовых автомобилей и мототранспорта приходится существенно
меньше (6,2% и 4,2%, соответственно).
Однако число погибших и раненых в ДТП не связано напрямую
с обеспеченностью населения собственными легковыми автомобилями
– напротив, в ряде случаев оно выше в регионах с более низкой обеспеченностью
индивидуальными автомобилями.
В 2012 году на каждую тысячу россиян приходилось в среднем
258 собственных легковых автомобиля. Среди регионов-субъектов федерации
значение этого показателя варьировалось от 71 в Чукотском автономном
округе до 423 в Камчатском крае, а число погибших в ДТП на 100 тысяч
автомобилей – от 23 в Москве (где на 1000 человек приходится 292
собственных легковых автомобиля) до 314 в Республике Тыве (149 автомобилей
на 1000 человек). Самые высокие значения числа погибших в ДТП в
расчете на 100 тысяч собственных легковых автомобилей отмечаются
в регионах, в которых обеспеченность такими автомобилями не достигает
200 на 1000 человек, а самые низкие значения – в регионах, где обеспеченность
автомобилями заметно выше (рис. 11). Исключение составляет лишь
Чукотский автономный округ со слаборазвитой дорожной сетью и низкой
обеспеченностью автомобилями, где число погибших на 1000 ДТП невысоко
(28), но число раненных в ДТП вдвое выше, чем в Москве (853 против
403, хотя такие сопоставления не вполне правомерны из-за малочисленности
населения Чукотского автономного округа).
Число раненных в ДТП в расчете на 100 тысяч собственных
легковых автомобилей составило в среднем России 701, а среди регионов-субъектов
федерации варьировалось от 403 в Москве до 1788 в Еврейской автономной
области. Высокие значения показателя отмечались также в республиках
Калмыкия (1544), Алтай (1405) и Чувашия (1303), Ивановской области
(1336).
Рисунок 11. Число собственных легковых автомобилей
(на 1000 человек) и число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях
(на 100 тысяч автомобилей) по регионам – субъектам Российской Федерации,
2012 год
Список регионов
[10] Дорожно-транспортное
происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения,
либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель,
характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых
погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (с
2010 года, ранее – в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее
в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию
на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[11] По уточненным данным
годовой разработки, число умерших в результате всех видов транспортных
травм в 2012 году составило 30203 человека (по данным за январь-декабрь
2012 года – 29265), в том числе в ДТП – 20640 (20140).
[12] Key figures on Europe
/ Pocketbook. Luxembourg: Publications Office of the European Union,
2011. Cat. No KS-EI-11-001-EN-C. P. 129.
|