Rambler's Top100

№ 591 - 592
24 марта - 6 апреля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Формирование молдавской диаспоры: демографическая и профессиональная структура

Трудовые ресурсы населения Республики Молдова в условиях демографического старения

Украинский традиционализм и дискурс "женской ответственности" за низкую рождаемость

"Лучи света в темном царстве": социальные дивиденды мигрантов в гендерной перспективе

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Трудовые ресурсы населения Республики Молдова в условиях демографического старения

Марина Пищенко[1], Ольга Пенина[2]
(Опубликовано в книге: Экономический рост в условиях глобализации. Международная научно-практическая конференция. VIII выпуск. Научная сессия "Демографическое развитие: вызовы социальной политике. 17-18 октября 2013 г. Кишинев., 2013. с. 156-163)

Введение

Трудовые ресурсы выступают главной производительной силой общества, одним из определяющих факторов социально-экономического развития национальной экономики. В настоящее время рынок труда Молдовы ощущает значимое влияние демографического спада, обусловленного массивным оттоком населения трудоспособных возрастов, низкой рождаемостью и сохранением высокого уровня смертности взрослого населения по сравнению с экономически развитыми странами. Существующие прогнозы численности населения Молдовы, выполненные как национальными[3], так и международными экспертами, указывают на ожидаемый в ближайшее время существенный дефицит человеческого капитала, что ставит под угрозу стабильность развития страны, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В случае Молдовы анализ трудовых ресурсов остается малоизученным направлением исследования, что определяет его актуальность, но, в то же время, и достаточно проблематичной задачей, так как требует наличия, в первую очередь, достоверных оценок численности населения.

Представленный в данной статье анализ трудовых ресурсов базируется на результатах переписей населения, проведенных в советский период (1959, 1970, 1979 и 1989) и период Независимости (2004 год). В силу недостаточной надежности официальных оценок численности населения за годы после переписи 2004 года, по ряду объективных причин, мы используем расчеты возрастно-половой структуры населения, произведенные Центром демографических исследований (ЦДИ) Национального института экономических исследований АНМ.

Качество данных по численности населения

В работе используются данные о возрастно-половом составе наличного населения Молдовы согласно Всесоюзным переписям населения 1959, 1970, 1979 и 1989 годов[4]. Публикуемые Национальным бюро статистики (НБС)[5] данные переписи 2004 года касаются только постоянного (de jure) населения[6], однако наличие данных об отсутствующих в стране в разрезе возраста, пола и длительности отсутствия (более одного года) позволило произвести оценки наличного (de facto) населения Молдовы на момент переписи. За все годы переписи было произведено сглаживание данных из-за наличия возрастной аккумуляции, особенно выраженной для переписи 1959 года.

К сожалению, НБС не публикует ежегодные расчеты по возрастно-половому составу наличного населения, ограничиваясь лишь его общим числом. Тем не менее, эти оценки принимают во внимание результаты переписи 2004 года, начиная с 2005 года. Официальные же оценки численности постоянного населения, для которых НБС ежегодно рассчитывает структуру по полу и возрасту, и которые используются при расчете всех основных индикаторов демографического и иного характера, продолжают вплоть до нынешнего года основываться на данных переписи 1989 года, игнорируя результаты последней переписи.

Другим немаловажным моментом является неполнота данных. Использование официальных данных по эмигрантам (так называемые «постоянные» эмигранты, т.е. те, кто официально снимается с учета по месту области внешней миграции в силу существующих различий между национальными и международными критериями в этой области проживания, и покидают страну), в расчетах численности населения существенно завышает ее оценку. Начиная с 1998 года, НБС публикует данные о числе «трудовых эмигрантов» (известные также как «временные» эмигранты, т.е. те, кто покидает страну, сохраняя при этом место своего проживания), находящихся за рубежом на основе выборочного обследования[7]. Однако НБС не использует эти данные при расчете численности населения.

Принимая во внимание приведенные факты, в представленной работе мы используем расчеты возрастно-половой структуры населения за 2005-2012 годы, произведенные ЦДИ АНМ. В основе этих расчетов заложены данные о наличном населении по результатам переписи 2004 года, текущей статистики естественного движения населения и официальная информация о миграционных потоках. Необходимо осознавать, что и эти экспертные оценки численности населения являются завышенными по причине крайне заниженных официальных данных о числе мигрантов, покидающих страну. Согласно официальной статистике, за последние годы, как естественная убыль, так и миграционное сальдо близки к нулю. И если первый факт является лишь временным явлением и обязан благоприятной возрастной структуре населения, то второе «событие» носит искусственный характер, завышая реальную численность населения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после переписи 2004 года общая численность сохраняется на относительно стабильном уровне. Наконец отметим, что с 1998 года НБС публикует данные без учета Приднестровья (рис. 1).

Рисунок 1. Общая численность населения Молдовы согласно официальным данным (постоянное население) и экспертным оценкам (наличное население), 1979-2012 годы

* С 1998 года: без населения Приднестровья и мун. Бендеры.

Методы исследования

Прогноз численности населения (до 2035 года) произведен с использованием когортно-компонентного метода[8]. В основу прогноза заложена гипотеза умеренного роста продолжительности жизни при рождении (у мужчин 0,21 года за год, у женщин 0,27 года за год) при неизменном уровне и календаре рождаемости (коэффициент суммарной рождаемости – 1,44[9] в 2012 году).

Для оценки динамики процесса сменяемости поколений работающего населения, был рассчитан коэффициент трудового замещения (КТЗ) в пределах одного поколения[10]. В общем виде, данный показатель характеризует степень замещения трудоспособного населения и показывает, насколько будут замещены каждые 100 человек, выбывающие из трудоспособного возраста в пределах одного поколения.

Результаты

Количественной характеристикой трудовых ресурсов является численность населения, определяемая границами трудоспособного возраста. В Молдове возраст выхода на пенсию, устанавливающий верхнюю границу трудоспособного возраста, исторически претерпел изменения по социальным и экономическим мотивам. В Молдове вплоть до 1999 года пенсионный возраст соответствовал советским стандартам и составлял 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Начиная с 1 января 1999 года, пенсионный возраст стал увеличиваться на 6 месяцев в год и к 2008 году должен был составить 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Однако впоследствии был принят закон, который заморозил возраст выхода на пенсию на уровне 2002 года, остановившись, таким образом, на уровне 62 года для мужчин и 57 лет для женщин[11]. Нижняя граница трудоспособного возраста не претерпела изменений за рассматриваемый период и находится на уровне 16 лет для обоих полов.

Представленная динамика численности трудовых ресурсов населения Молдовы (рис. 2) за годы переписи и за 2005-2012 годы, а также прогнозируемые значения до 2035 года развиваются по двум вариантам прогноза. Первый вариант предполагает неизменность возраста выхода на пенсию (57 лет у женщин и 60 лет у мужчин). Второй вариант прогноза соответствует предложенному в 1999 году сценарию ежегодного увеличения возраста выхода на пенсию на 6 месяцев (до 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин к 2019 году).

В 1959 году население трудоспособного возраста насчитывало порядка 1,6 млн. человек, в 1970 году - 1,9 млн., а за 1979-1989 годы увеличилось с 2,3 до 2,4 млн. человек. На момент переписи 2004 года численность трудовых ресурсов Молдовы составила без учета Приднестровья и муниципия Бендер 2,16 млн. человек, что составляет 64% от общей численности населения. Сложившаяся возрастная структура населения и современные тенденции рождаемости и смертности неизбежно ведут к падению абсолютных значений трудового контингента населения при неизменном возрасте выхода на пенсию (с 2,05 млн. в 2012 году до 1,84 млн. человек в 2035 году). Увеличение возраста выхода на пенсию согласно предложенному выше сценарию несколько сдерживает общие потери трудовых ресурсов, однако общую тенденцию их убыли не меняет.

Рисунок 2. Численность трудовых ресурсов Молдовы в 1959-2012 годы и прогнозируемые значения до 2035 года по двум вариантам возраста выхода на пенсию

Источник: Всесоюзная перепись населения (1959, 1970, 1979, 1989), Перепись населения Молдовы 2004 года, экспертные оценки (2005-2035 годы).

* Перепись 2004 года: без населения Приднестровья и мун. Бендеры.

Стабильный экономический рост в большей степени определяет не численность населения, а его структура. Представленная треугольная диаграмма[12] (рис. З) наглядно свидетельствует о произошедших изменениях трудовой структуры населения Молдовы за анализируемый период. Доля населения трудоспособного возраста в общей структуре населения увеличилась с 55% в 1959 году до 66% в 2012 году. При этом доля населения моложе трудоспособного возраста, сократилась практически в два раза, с 34,7% в 1959 году до 17,5% в 2012 году. В тоже время, доля населения старше трудоспособного возраста за аналогичный период увеличилась с 10% в 1959 году до 16,8% в 2012 году.

Рисунок 3. Возрастная структура населения Молдовы (%) в 1959-2012 годы и прогноз до 2035 году при условии неизменности возраста выхода на пенсию

* Перепись 2004 года: без населения Приднестровья и мун. Бендеры.

Доля населения старше 60 лет за рассматриваемый период существенно выросла. Так, если в 1959 году коэффициент старения населения был на уровне 7,7%, что по шкале демографического старения Ж. Боже-Гарнье - Э. Россета соответствует «демографической молодости», в 1970 году данный показатель составил 9,7% - «первое преддверие старости», в 1989 году наблюдался «начальный уровень демографической старости» (12,6%). По данным переписи 2004 года население Молдовы находится на «среднем уровне» демографической старости (14,4%). Однако уже к 2035 году показатели старения населения будут соответствовать «очень высокому уровню» демографической старости (23,6%).

Описанные выше процессы непосредственным образом влияют на текущее восполнение населения трудоспособного возраста, его будущее замещение. За все годы переписи, кроме 1989 года, наблюдается общая тенденция снижения коэффициента трудового замещения в пределах одного поколения (рис. 4). Рост показателя в 1989 году является следствием введения мер семейной политики в первой половине 1980-х годов, что вызвало сильный всплеск рождений с последующим обвальным падением в 1990-е годы[13]. Кратковременный подъем показателя в ближайшем будущем (до 2020 года) также является следствием волнообразного подъема числа рождений в 2000-е годы многочисленными поколениями рожденных в 1980-е годы. После 2020 года начнется очень быстрое сокращение коэффициента трудового замещения, вплоть до 50% к 2035 году.

Рисунок 4. Коэффициент трудового замещения в пределах одного поколения в 1959-2012 годы и прогнозируемые значения до 2035 года

* Перепись 2004 года: без населения Приднестровья и мун. Бендеры.

Выводы. Необратимость процесса депопуляции и убыли трудовых ресурсов, диктуемые вполне ожидаемыми в свете теории демографического перехода долгосрочными изменениями в уровне рождаемости и усугубляемые эмиграцией населения как ответ на сложившуюся в стране социально- экономическую обстановку, требуют принятия определенных шагов со стороны органов власти и управления. Принципиальным моментом является налаживание качественного, отвечающего международным стандартам учета внешних мигрантов с целью обеспечения адекватных официальных оценок численности населения. Создание благоприятных социально-экономических условий в республике для ослабления миграционной убыли населения является приоритетным направлением всей демографической политики. Сокращение избыточной по сравнению с западными стандартами смертности взрослых - реальный путь обеспечения страны трудовыми ресурсами не только в количественном, но, что намного важнее, в качественном плане. Рост пенсионного возраста является малопривлекательной, но, по всей видимости, необходимой мерой по предотвращению быстрой убыли трудового населения в среднесрочной перспективе.



[1] Доктор экономических наук, Национальный институт экономических исследований, АН Молдовы.
[2] Доктор медицинских наук, Национальный институт экономических исследований, АН Молдовы.
[3] Paladi Gh., Gagauz О., Penina О. Imbatrinirea populatiei in Republica Moldova: consecinte economice si sociale. Chi§inau: Inst.lntegrare Europeana §i §tiin^e Politice, 2009, 222 стр.
[4] Всесоюзная перепись населения 1959, 1970, 1979, 1989 года.
[5] www.statistica.md
[6] Перепись населения 2004. Том 1. Национальное Бюро статистики Республики Молдова. Кишинев, 2006. 492 стр.
[7] Речь идет об исследовании «Анкета рабочей силы», проводимом НБС с 1998 года.
[8] Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография в примерах и задачах. Учебное пособие. Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Экономический факультет. Москва 2006. 96 стр.
[9] Коэффициент суммарной рождаемость и продолжительность жизни рассчитаны на основе оценок численности населения ЦДИ, что, безусловно, приводит к расхождению с официальными показателями.
[10] Андреев E.M. О точности результатов российских переписей населения и степени доверия к разным источникам информации / Демоскоп weekly, 2013, № 549-550, http://demoscope.ru/weekly/2013/0549/analit01.php
[11] Закон о пенсиях государственного социального страхования № 156-XIV от 14.10.98; Закон Республики Молдова о государственной системе социального страхования № 489-XIV от 08.07.99.
[12] Треугольная диаграмма (ternary diagram) представляет собой равносторонний треугольник, каждая сторона которого графически характеризует один из элементов рассматриваемой трудовой структуры населения.
[13] Гагауз О. Низкая рождаемость в Молдове / Демоскоп Weekly 2011, № 457-458, http://demoscope.ru/weekly/2011/0457/index.php

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.