|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ:
ДОКЛАД О ХОДЕ РАБОТЫ
ВОЗ, 2013, 76 страниц
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/235976/Prevention-and-control-of-noncommunicable-diseases-in-the-European-Region-A-progress-report-Rus.pdf
Процент стран Европейского региона,
сообщивших о следующих основных источниках финансирования
мер по борьбе с НИЗ и функции, 2012-2013 гг. В скобках
указаны различия в процентных пунктах по сравнению с 2009-2010
гг. (стр. 24)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Целевые налоги на алкоголь, табак и др.
|
|
|
|
|
* ЦЮВЕ - страны Центральной и Юго-Восточной Европы:
Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская
Республика Македония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша,
Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория,
Чешская Республика, Эстония
** ЕС - Европейский союз
*** ННГ - новые независимые государства
Процент стран, проводящих исследования
или опросы, включающие объективное измерение факторов
риска, 2012-2013 гг. В скобках указаны различия в процентных
пунктах за период с 2010 г. (стр. 27)
|
|
|
|
|
Гипертензия / повышенное артериальное давление
|
|
|
|
|
Диабет или повышенное содержание глюкозы в крови
|
|
|
|
|
Избыточный вес и ожирение
|
|
|
|
|
Отклонение от нормы по содержанию липидов к крови
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ценовые и налоговые меры в отношении
алкоголя в стран Европейского региона (стр. 49)
|
|
НДС на алкогольные напитки 0%
|
|
НДС на алкогольные напитки 8-12%
|
|
НДС на алкогольные напитки 15-20%
|
|
НДС на алкогольные напитки 21-25%
|
|
НДС на алкогольные напитки 26-30%
|
|
Уровень акцизных сборов, скорректированный с учетом
инфляции
|
|
Запрет на продажи по цене ниже себестоимости
|
|
Запрет скидок за объем покупки
|
|
Дополнительный налог на конкретные виды продукции
|
|
Требование предлагать к продаже безалкогольные
напитки по более низким ценам
|
|
Другие ценовые меры, направленные против потребления
алкоголя несовершеннолетними или потребления в больших
дозах
|
|
Сведения по Узбекистану не представлены.
Сведения по Казахстану не представлены.
Что касается приоритета Плана действий, относящегося
к здоровому потреблению, в странах наблюдается растущая
тенденция ограничивать воздействие коммерческого продвижения
пищевых и безалкогольных напитков на детей и можно с удовлетворением
отметить, что свыше 50% государств-членов ввели меры по
ограничению маркетинга, ориентированного на детей. В отношении
пищевой соли измерение фактического потребления остается
барьером для эффективного мониторинга влияния каких бы
то ни было характеристик состава пищевых продуктов или
других мер воздействия на популяцион-ном уровне. Тем не
менее, ожидается, что протоколы по измерению потребления
соли на популяционном уровне вскоре будут разработаны.
Внедряются важные инновации по ограничению потребления
алкоголя, и поскольку многие виды продукции поставляют
глобальные производители, и многочисленных методы маркетинга
и продвижения продаж общие для многих стран, извлекаемые
уроки из опыта смогут приобретать все большую применимость
среди различных стран. Что касается табака, только две
страны Региона требуют помещения крупноразмерных предупреждений
на упаковках со всеми надлежащими характеристиками, что,
несомненно, гораздо ниже, чем в других регионах ВОЗ, и
табачная продукция, особенно новые продукты, такие как
бездымный табак, еще не подвержены универсальной регламентации.
Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях
внедряется в многочисленных условиях для воздействия на
НИЗ, и ряд инициатив уже вовлекает многочисленные действующие
силы и учреждения, особенно в секторах городского планирования,
транспорта, образования и трудовой занятости. Вызывает
удовлетворение развитие многочисленных инициатив в масштабе
Региона, которые принимают во внимание связи между здоровьем,
благополучием и средой, в которой люди живут, работают
и отдыхают, то есть здоровые школы, города и рабочие места;
растущее внимание к воздействию на факторы риска НИЗ через
многоотраслевые и коллективные инициативы, а также многосторонние
соглашения в области окружающей среды, которые способствуют
координированным действиям. По мере накопления опыта внедрения
таких инновационных инициатив, важное значение имеет распространение
уроков из опыта.
Продолжается работа по укреплению систем здравоохранения;
остается приоритетом более эффективное внедрение руководств
по клинической практике. В восточных субрегионах государства-члены
участвуют в общих стратегических диалогах относительно
своих служб общественного здравоохранения, и пять из них
осуществили полевые испытания руководства по самооценке
конкретных барьеров и планирования для улучшения ответных
действий систем здравоохранения в плане профилактики и
борьбы с НИЗ на популяционном и индивидуальном уровнях.
Стр. 63-64.
|
Неинфекционные заболевания по-прежнему остаются ведущей
причиной смертности и высокой заболеваемости в Европейском регионе.
Государства-члены достигли значительного прогресса в реализации
мер профилактики и борьбы с НИЗ, действуя согласно мандатам, определенным
в политике Здоровье-2020 и Плане действий по реализации Европейской
стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями
на 2012-2016 гг.
В настоящей публикации содержится обзор прогресса,
достигнутого государствами-членами в осуществлении Плана действий,
который отражен в результатах по Европейскому региону, полученных
в ходе проведенного силами ВОЗ в 2013 г. глобального опросного
обследования потенциала стран по борьбе с НИЗ. Задача публикации
- показать результаты, полученные государствами-членами в различных
предложенных областях деятельности, охарактеризовать проведенные
мероприятия и осветить дальнейшие планы. В настоящем докладе не
только подчеркиваются успехи, достигнутые в реализации предложенных
элементов Плана действий, но также приведены детальные сведения
о достижениях и инновациях различных государств-членов, полученных
в процессе адаптации подходов к профилактике и борьбе с НИЗ. В
нем также освещен достигнутый прогресс в согласовании национальных
информационных систем с Глобальной системой мониторинга и индикаторами
политики Здоровье-2020, что дает возможность этим системам проводить
более полноценный мониторинг показателей НИЗ, факторов риска,
фундаментальных детерминант и приоритетных вмешательств.
В докладе подчеркнуты новые возможности и трудности,
возникающие в процессе осуществления Плана действий. В частности,
в Европейском регионе углубляются различия между странами и группами
населения внутри стран по уровню употребления табака. Во многих
странах до сих пор не выполняются требования Рамочной конвенции
ВОЗ по борьбе против табака относительно упаковки и маркировки
табачной продукции. Важнейшая задача на ближайшие несколько лет
- направить дополнительные усилия на то, чтобы обеспечить полное
осуществление положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против
табака в масштабах всего Региона.
Содержание
Благодарности
Сокращения
Резюме
1. Введение
1.1 Бремя НИЗ
1.2 Связанные с НИЗ несправедливые различия между странами и
в пределах стран Региона
1.3 Межсекторальные действия в борьбе с НИЗ
1.4 НИЗ, устойчивое развитие и повестка дня на период после
2015 года
1.5 Действующие механизмы профилактики и борьбы с НИЗ
2. Прогресс в четырех приоритетных областях Европейского
плана действий по НИЗ
2.1. Стратегическое руководство борьбой с НИЗ: альянсы и сети
2.1.1. Число национальных стратегий и планов действий по НИЗ
2.1.2. Многоотраслевые механизмы координации стратегий по борьбе
с НИЗ
2.1.3. Партнерства и сотрудничество в деле реализации стратегий
2.1.4. Потенциал и бюджет для осуществления стратегий по борьбе
с НИЗ
2.2. Укрепление эпиднадзора, мониторинга и оценки
2.2.1. Информационные системы здравоохранения
2.2.2. Онкологические регистры
2.2.3. Эпиднадзор за факторами риска
2.3. Укрепление здоровья и профилактика болезней
2.3.1. Первичная профилактика: политика, стратегии и планы действий
в отношении основных НИЗ и их факторов риска
2.3.2. Финансовая политика
2.3.3. Меры, направленные на регламентирование рекламы, а также
на сокращение потребления соли и трансжиров
2.4. Переориентация служб здравоохранения на профилактику НИЗ
и оказание длительной помощи пациентам с НИЗ
2.4.1. Наличие и внедрение научно обоснованных руководств
2.4.2. Потенциал раннего выявления, диагностики и мониторинга
2.4.3. Остающиеся пробелы и нерешенные задачи
3. Меры, предпринимаемые в Европейском регионе
3.1 Стратегическое руководство и наращивание институционально-кадрового
потенциала
3.2 Мониторинг и эпиднадзор
3.3 Учет интересов здоровья во всех стратегиях
3.4 Укрепление здоровья в конкретных условиях пребывания и физически
активные виды передвижения
3.4.1 Содействие развитию физически активных видов передвижения
3.4.2 Содействие укреплению здоровья в различных условиях среды
пребывания
3.5 Укрепление систем здравоохранения и наращивание потенциала
4. Наглядные примеры инновационной практики в борьбе
против НИЗ в Европейском регионе
4.1 Алкогольная политика
4.2 Питание и физическая активность
4.3 Табак
5. Проблемы и возможности систем здравоохранения
6. Выводы и заключительные соображения
Библиография
Приложение 1. Страны Европейского региона, принявшие участие
в организованном ВОЗ Глобальном опросном обследовании потенциала
стран по борьбе с НИЗ, 2010 и 2013 гг.
Приложение 2. Страны Европейского региона, принявшие участие
в организованном ВОЗ Глобальном опросном обследовании потенциала
стран по борьбе НИЗ, по группам стран.
|