Rambler's Top100

№ 589 - 590
10 - 23 марта 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Индия. Планирование семьи: "сверху" или "снизу"?

Соотношение полов в населении Австралии

Социально-экономические причины динамики демографических показателей в монархиях Персидского залива

Демографическое развитие России: нефтяной нарратив

Трансформация гендерных ролей в современной России

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Социально-экономические причины динамики демографических показателей в монархиях Персидского залива

Краснова Н.В.[1]
(Опубликовано в журнале "Вестник московского университета" сер. 6. Экономика, 2013, №3, с. 114-120)

На Всемирной конференции по народонаселению (Бухарест, 1974 г.) отмечалась тесная взаимосвязь между показателями роста населения и экономического развития. В последней трети XX в. и начале XXI в. произошли значительные изменения в условиях и образе жизни коренного населения стран Персидского залива, получила развитие система здравоохранения, улучшились жилищные условия подданных, многие переселились в города, но социальная система была сохранена. Все это не могло не отразиться на динамике демографических показателей.

Арабский Восток с его жарким климатом и постоянными проблемами с пресной водой сформировал и адаптировал к суровым жизненным условиям социальную систему и культурные стереотипы коренного населения. "Это было население, не допускающее возражений, презирающее сомнения, наша верховная власть - это венец из шипов. Оно не понимало наших метафизических трудностей и интроспективных исследований. Знало оно только доверие и ложь, веру и неверие, без той нашей колеблющейся свиты более возвышенного бесплотного духа"[2]. Стирания национальных и культурных границ в странах Персидского залива в результате глобализации и модернизации не происходит. Арабы допускают формирование западной лингвистической среды среди коренного населения, но сохраняют свои образцы поведения, а расширение границ общения происходит в рамках исламского правового поля. Монархии Персидского залива доказывают, что в ходе модернизации конфликт интересов между коренным населением и охватившим мир процессом глобализации существенно уменьшается, сглаживается, если в обществе есть веками накопленные и бережно оберегаемые знания и установки, выработанные инстинктом самосохранения и обоснованные шариатом.

В странах Персидского залива традиционное арабское общество, имеющее свою социальную систему, взаимодействует с совокупностью социально-экономических (производство ВВП на душу населения, доля детей, посещающих начальную школу, доля городских жителей) и демографических факторов (рост численности населения, соотношение полов) и позволяет выявить особенности влияния указанных факторов на динамику уровня рождаемости в том регионе мира, где большинство населения исповедует ислам, в соответствии с которым влиять на процесс рождаемости в сторону снижения нежелательно.

Автором статьи предложена классификация названных факторов, влияющих на изменение модели воспроизводства населения в специфических условиях арабского общества.

В качестве одной из переменных в классификацию включено соотношение полов (вторичное и третичное)[3]. Этот фактор имеет специфическое значение для стран Персидского залива, где существует устойчивая и значительная диспропорция соотношения полов в пользу мужчин. Она связана с миграционным притоком мужского населения трудоспособного возраста и традиционным типом брачности, характерным для мусульманских стран, в которых высокий уровень рождаемости в близкородственных браках сопряжен с высоким уровнем материнской смертности. Представленная особенность возрастно-половой структуры создает благоприятную для коренных женщин ситуацию на брачном рынке. При высоких показателях разводов в первых браках в странах Персидского залива брачный рынок рассматриваемых монархий обладает притягательной силой для мигрантов-мужчин из арабских и неарабских стран, несмотря на существующие ограничения в отношении постоянной иммиграции и невозможности получения статуса гражданина-подданного с политическими и экономическими правами.

Анализ статистической информации по исследуемым странам позволяет выделить четыре основные фазы процесса снижения суммарного коэффициента рождаемости (СКР).

1-я фаза началась с 1970-х гг. В Катаре, Бахрейне, Кувейте она закончилась к 1975 г., в Омане и Саудовской Аравии просуществовала до 1990 г.

В этот период СКР находился на стабильно высоком уровне и превышал 7 детей на одну женщину, доля городского населения составляла от 62%; доля детей в начальной школе - до 60%; производство ВВП на душу населения - до 7000 долл. США. При этом рост населения к концу фазы увеличился в два раза по сравнению с ее началом. Представляется, что такое увеличение населения стало некой пороговой величиной, после которой СКР начал снижаться. Соотношение полов в данный период - от 125:100 в пользу мужчин.

2-я фаза в Катаре, Бахрейне и Кувейте началась с 1975 г.; в Омане и Саудовской Аравии - с 1995 г. В это время произошло снижение СКР в среднем на 0,5-0,7. Ускорился процесс урбанизации, так что доля городского населения повысилась до 75-80%. Доля детей, посещающих школу, превышала в среднем 75%. Производство ВВП на душу населения составляло в среднем более 7000 долл. США (в Бахрейне - ниже). Ежегодный прирост населения составлял свыше 5% в течение 5 лет (т.е. численность населения утроилась). Соотношение полов (фиксируются исторические максимумы) - от 121:100 в течение длительного временного периода.

3-я фаза в Бахрейне, Катаре и Кувейте началась с середины 1980-х гг. и продолжалась до 2005 г. Оман и Саудовская Аравия вступили в третью фазу позже - с 2005 г. В этот период наблюдалась устойчивая тенденция к снижению СКР - на 1,8-2,7 рождений на одну женщину к концу фазы по сравнению с началом наблюдения. При этом численность населения возросла до 3,6 раза. Отмечался высокий охват детей начальным образованием (от 96% в период от 5 лет, либо не менее 62% детей в течение длительного периода времени - 15-20 лет). Доля городского населения составляла от 78%. Сохранялся значительный перевес мужского населения над женским (соотношение полов - от 117:100). Производство ВВП на душу населения возросло в 2,5 раза по сравнению с началом наблюдения. Его показатель выше 7000 долл. США является величиной, после преодоления которой или при длительной фиксации на которой (10 - 12 лет) формируется устойчивая тенденция снижения уровня рождаемости при взаимодействии с динамикой вышерассмотренных факторов.

4-я фаза. Бахрейн, Кувейт, Катар, которые обгоняют другие страны региона в прохождении стадий демографического перехода, вступили в четвертую фазу в середине 2000-х гг. Оман и Саудовская Аравия еще не вступили в эту фазу, снижение уровня рождаемости в них происходит относительно медленно. Для рассматриваемой фазы характерно резкое снижение показателя СКР до 3 рождений на одну женщину и ниже. При этом доля детей, охваченных школьным обучением, составляет от 97%; происходит увеличение численности населения от 3,5 раза и более по сравнению с началом рассматриваемого периода; доля городских жителей в населении - от 90% и снижается от 1-2%; производство ВВП на душу населения характеризуется устойчивым ростом в течение относительно продолжительного периода (10 лет) и составляет от 9000 долл. США, диспропорция в соотношении полов находится в интервале от 135:100 до 170:100 в пользу мужчин (состояние стагнации или тенденция к снижению).

Существенный рост указанных факторов или длительное их поддержание на определенном уровне (15 - 20 лет) при не снижающемся производстве ВВП на душу населения становится фактором ускорения изменения СКР. Повышение качественных характеристик населения оказывает определенное влияние на снижение общего уровня рождаемости даже в странах с сильными консервативными традициями.

Традиционные механизмы и инструменты арабского общества, включая социальную систему стран Персидского залива, выверенные веками, в основе которых лежат правовые нормы шариата, адаптировались к рыночным механизмам, но сохранили себя. Они способствовали формированию благосостояния населения с помощью исламских традиций: патерналистского отношения к подданным, использования и распределения доходов от продажи природных ресурсов между всеми представителями коренного населения. Сохранение традиционных основ общества на фоне растущего благосостояния стран обусловливает значительные доходы средней арабской семьи и в соответствии с исламскими правовыми нормами позволяет коренному населению поддерживать относительно высокий уровень жизни и быть разборчивым в выборе места работы (подданных монархий среди занятых физическим трудом крайне мало). В отношении недропользования исламское право утверждает суверенные права государства на регулирование деятельности, связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых, но требует использования этих ресурсов в интересах всех членов общества. Таким образом, доходы от нефти рассматриваются как общенациональное достояние. Инструменты указанных традиций объединили большие арабские семьи общим экономическим бюджетом: государства выплачивают "природную ренту" подданным, те полученный доход вкладывают в семейный бизнес и управляют им при государственной поддержке. Такая доктрина в распределении ресурсов в сочетании с сохранением родо-племенной структуры общества и традиционной для монархий социальной модели "отец нации - дети" обеспечивает приоритет коренного населения стран Персидского залива в области трудоустройства, оплаты труда, получения образования, предоставления социальных гарантий. Среди прочего, это способствует снижению смертности от несчастных случаев и уменьшает стрессовые нагрузки.

С момента своего создания в 1981 г. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в качестве первоочередных задач определил развитие здравоохранения, чтобы преодолеть распространенные заболевания: малярию, проказу, трахому, дифтерию и т.д. Межгосударственное сотрудничество в сборе демографической информации является одним из приоритетных направлений деятельности ССАГПЗ. Оно осуществляется, в частности путем проведения общерегиональных выборочных обследований здоровья детей GCHS (Gulf Child Health Survey) в странах Персидского залива, включая Ирак. Такие обследования подразумевают анализ существующей демографической ситуации главным образом в динамике детской и младенческой смертности, так как по указанным показателям нефтяные монархии Аравии несколько десятилетий назад занимали последние места в мире. До начала 1970-х гг. система медицинского обслуживания населения в рассматриваемых странах практически отсутствовала.

Благодаря ССАГПЗ в течение последних четырех десятилетий были предприняты активные совместные действия стран Персидского залива для борьбы с эпидемиологическими заболеваниями и создания системы здравоохранения. На фоне развития химической и фармацевтической промышленности стимулируется национальное производство лекарственных препаратов, осуществляется региональная кооперация в фармацевтической области, действует единая система закупки медикаментов в третьих странах, что позволяет получить широкий ассортимент качественных лекарств и умеренные цены на них. Также проводятся широкие кампании по вакцинации населения, особое внимание направляется на развитие здравоохранения и наличие занятости в нем коренного населения.

Конкретным примером сотрудничества стран Персидского залива стал проект по борьбе с малярией в регионе. В рамках единой организации Совета министров здравоохранения арабских государств Персидского залива, учрежденной в 1976 г., была создана комиссия из компетентных специалистов-медиков, а в каждом государстве - национальные комитеты, включающие представителей государственных и местных властей. В 1980 г. был создан Фонд по борьбе с малярией. Комиссия разработала единую систему закупки медикаментов за границей, которая позволила добиться обеспечения высокого качества лекарств и справедливых цен.

Правительства стран Залива не жалели средств на создание современной системы здравоохранения, увеличивая ассигнования на эти цели и объявив медицинские услуги бесплатными для подданных. Коренное население является приоритетом для правителей стран Персидского залива. Права неграждан ограждает законодательство в миграционной сфере. Мигранты в случае необходимости получают медицинскую помощь в определенных пределах, прописанных в трудовом договоре с работодателем. Однако она не является для них бесплатной.

Проведение массовой вакцинации коренного населения, внедрение эффективных и качественных медикаментов, создание современной системы здравоохранения способствовали установлению контроля над внешними факторами смертности. В 1990-е гг. приоритет был отдан охране здоровья матери и ребенка. В Саудовской Аравии, Кувейте и ОАЭ на государственном уровне была поставлена задача по снижению младенческой и детской смертности. Особые меры были предприняты для снижения детской заболеваемости. Массовая вакцинация против полиомиелита среди детей в возрасте от 9 мес. до 18 лет проводилась в ОАЭ в 1998 - 1999 гг. В результате были вакцинированы более 750 тыс. человек[4]. С 1999 г. заработала программа, направленная на повышение иммунитета детей, страдающих гемофилией (широкое распространение этого заболевания связано с высоким процентом близкородственных браков в аравийских странах). К концу 1990-х гг. в ОАЭ удалось ликвидировать заболеваемость дифтерией среди детей[5]. Начиная с середины 1990-х гг. в ОАЭ создается система охраны здоровья школьников - специализированные детские медицинские центры, в которые только в течение 1998/99 учебного года обратились почти 195 тыс. учащихся из 388 школ, в 2005 г. функционировало не менее 115 подобных центров[6].

Несомненным достижением рассматриваемых стран является предоставление государственных гарантий по бесплатному лечению для коренного населения. Даже в проблемные для нефтяных монархий 1980-е гг., когда цена на нефть на мировом рынке была низкой, в Кувейте и ОАЭ лечение оставалось бесплатным (но была введена плата за пребывание в больнице). В результате первая фаза эпидемиологического перехода во всех странах Персидского залива была преодолена: в Кувейте, в Бахрейне и ОАЭ - в первой половине 1980-х гг., десятилетием позднее - в Катаре, Омане и Саудовской Аравии. Однако статистические данные по странам Персидского залива ограниченны, нет подробной информации о смертности по определенным причинам, поэтому трудно судить о соотношении "экзогенных" и "эндогенных" причин смерти. В странах Персидского залива вторая и третья фазы эпидемиологического перехода проходят почти одновременно; они протекают в условиях регионального взаимодействия, устойчивого роста производства ВВП на душу населения и увеличения государственных расходов на здравоохранение при непосредственном участии Совета министров здравоохранения ССАГПЗ. В начале 2000-х гг. на первый план вышли вопросы борьбы с эндогенными факторами смертности, и основной упор делался на социально-культурные факторы повышения уровня жизни и улучшения экологической среды.

Сохраненные механизмы традиционного исламского общества в сочетании с качественными и современными методами в здравоохранении оказались эффективными в борьбе за увеличение ожидаемой продолжительности жизни, за здоровье и жизнь детей и матерей. В настоящее время показатель младенческой смертности в Кувейте и ОАЭ лишь незначительно выше, чем в развитых странах Европы. Но поскольку в странах Персидского залива приветствуются близкородственные браки, генетические отклонения у новорожденных оказываются существенно выше, что оказывает отрицательное влияние на уровень младенческой смертности.

Динамика младенческой смертности оказывает сильное влияние на рост средней продолжительности предстоящей жизни. Снижение младенческой смертности зависит от целого ряда социально-экономических факторов: улучшение здравоохранения, повышение социально-гигиенических условий и культуры населения. В засушливых регионах на уровень младенческой смертности оказывает воздействие такой специфический фактор, как снабжение населения качественной питьевой водой. В первом десятилетие XXI в. качественной питьевой водой было обеспечено население большинства рассматриваемых в статье государств, кроме Омана и Саудовской Аравии, где сохранилась существенная доля коренного населения, ведущего кочевой образ жизни.

На основании имеющихся статистических данных автором была проанализирована динамика производства ВВП на душу населения, динамика показателей уровня образования среди девочек и взрослых женщин, доля городского населения и влияние этих социально-экономических факторов на уровень младенческой смертности.

Было установлено, что поддержание в течение длительного периода времени (от 20 лет) производства ВВП на душу населения (свыше 7000 долл. США), доли населения, проживающего в городах (выше 75%), доли девочек, посещающих школу (выше 65%), и последовательное снижение доли неграмотных взрослых женщин (ниже 35%) способствует формированию устойчивой тенденции снижения коэффициента младенческой смертности. Во всех странах Персидского залива произошло значительное сокращение младенческой смертности на фоне роста производства ВВП на душу населения и роста доли городских жителей, снижения доли неграмотных взрослых женщин и увеличения доли девочек, посещающих начальную школу, в условиях сохранения традиционных основ и механизмов исламского общества. Социально-экономический фактор, такой как производство ВВП на душу населения, достигая в среднем 25%-35% от уровня производства ВВП на душу населения развитых стран мира при положительной своей динамике, влияет на процесс воспроизводства населения в традиционном обществе в среднем через 15 лет. Государство патерналистски относится к подданным и нацелено на развитие населения, приветствуя качественные разработки, услуги и конечные продукты в системе образования и здравоохранения. Сохраняющиеся нормы традиционного исламского общества, противодействующие распространению пагубного воздействия западного стиля городской жизни, в сочетании с качественными методами в здравоохранении и значительным улучшением условий жизни, оказались эффективными в борьбе за жизнь. Во всех рассматриваемых монархиях создана современная система здравоохранения, причем в значительной степени ее развитие - это результат скоординированных действий стран в рамках ССАГПЗ.

Список литературы

  • Galal O., Qureshi A. Regional Inequality in Under-Five Mortality in the Arab World, 1960 - 1994: The Arab Regional Population Conference, Cairo, 1996. Cairo, 1996. Vol. 2.
  • Lawrence T. E. Seven Pillars of Wisdom. L., 1962.
  • Rashad H., Khadr Z. The Demography of the Arab Region: New Challenges and Opportunities // Human Capital: Population Economics in the Middle East / Ed. by I. Sirageldin. Cairo, 2002.
  • The UAE Ministry of Information and Culture: The UAE Yearbook 1999. L., 1999.
  • The UAE Ministry of Information and Culture: The UAE Yearbook 2005. L., 2005.
  • United Nations: Demographic Yearbook 1991. N.Y, 1992.
  • United Nations: Demographic Yearbook 1995. N.Y, 1996.
  • United Nations: Demographic Yearbook 2001. N.Y, 2002.
  • United Nations: Demographic Yearbook 2003. N.Y, 2004.
  • United Nations: Demographic Yearbook 2008. N.Y, 2009.
  • United Nations: World Population Ageing 2007. N.Y, 2008.

[1] Краснова Н.В., канд. экон. наук, ведущий экономист ООО "СМТ-Строй", г. Москва[2] Lawrence T. E. Seven Pillars of Wisdom. L., 1962. P. 36.
[3] Соотношение полов - демографический показатель, который рассчитывается эмпирически. Существует первичное соотношение полов - численность мальчиков к численности девочек в утробе матери (в среднем 125 - 135 мальчиков на 100 девочек), вторичное соотношение полов - это численность мальчиков к численности девочек в момент рождения (в среднем 102 - 108 мальчиков на 100 девочек), третичное соотношение полов - численность мужчин к численности женщин в течение всей жизни.
[4] The UAE Ministry of Information and Culture: The UAE Yearbook 1999. L., 1999. P. 214.
[5] Ibid. P. 212.
[6] The UAE Ministry of Information and Culture: The UAE Yearbook 2005. L., 2005. P. 242.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.