|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Потенциал роста
рождаемости в Москве |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
Татьяна
МАЛЕВА
|
Алла
ТЫНДИК
|
|
Вместо заключения
Имеющиеся в нашем распоряжении статистические данные
говорят о том, что сейчас Москва, вместе со всей Россией переживает
рост числа рождений, а в ближайшие годы этот показатель снизится
под влиянием неблагоприятной возрастной структуры населения. Каковы
дальнейшие перспективы в отношении деторождения в московских семьях?
Настоящее исследование показало, что Москва продолжает лидировать
в процессе изменения модели репродуктивного поведения населения.
Имеющихся макро- и микро-данных по-прежнему недостаточно для того,
чтобы оценить этот отрыв в полной мере (например, неизвестно, в
каких масштабах откладывание рождения первенца заходит за 30-летний
рубеж). Однако можно утверждать, что если раньше трансформация модели
рождаемости проявлялась в основном в более быстрой перестройке возрастной
модели рождаемости, то сейчас это также и нарастание доли окончательно
бездетных мужчин и женщин. Бездетность среди московского населения
- не норма, но социально допустимая жизненная позиция. В настоящее
время она выражается словами «нет детей, потому что не хотел» в
большей степени, чем «не хочу детей, поэтому и не будет», однако
вопрос о дальнейшей трансформации установок детности остается открытым.
Нередко репродуктивное поведение населения России сравнивается
с поведением населения других развитых стран – Франции, Германии
и пр. В таком случае возникает привычная дискуссия о том, к какой
именно модели в большей степени тяготеет Россия. Не вступая сейчас
в эту дискуссию, мы все же хотим обратить внимание на российский
опыт и российские уроки, которые показывает нам демографический
и социологический анализ. Если следовать трансформационной логике
изменения модели рождаемости современных поколений мужчин и женщин,
можно рассматривать направление движения Москвы в качестве вектора
развития других регионов России, во всяком случае, крупных российских
городов.
Откладывание деторождения на более поздние возраста
можно назвать ключевой тенденцией демографического развития как
Москвы, так и России в целом. Однако существуют объективные биологические
ограничения репродуктивного возраста женщины. При этом проблема
«перманентного откладывания», приводящая в итоге к бездетности,
также давно известна. Все это свидетельствует об актуальности задачи
мягкого регулирования календаря рождений (так называемые «tempo
policies»). Если говорить о возможностях политического вмешательства,
прежде всего, следует повышать информированность населения о репродуктивных
возможностях в целом и каждого человека, в частности. Повышение
заинтересованности мужчин и женщин в том, чтобы проходить обследования
на репродуктивное здоровье, может снизить долю «перманентно откладывающих».
В условиях сохранения и укрепления курса на поддержку
семьи и родительства можно ожидать снижения эффекта негативной возрастной
структуры и таких объективных демографических тенденций, как нарастание
числа добровольно бездетных и откладывания деторождения. Другими
словами, можно не допустить существенного ухудшения текущей ситуации,
а это принципиально важно с точки зрения поддержания благоприятного
общественного климата и «демографического оптимизма». Дальнейший
рост интенсивности деторождения возможен при условиях формирования
общества, дружественного к семье. Эти условия включают набор долговременных
информационных, социальных, экономических и политических мер, хотя
дивиденды от него не могут быть получены в ближайшее время.
Политические меры, вводимые с 2007 года, положительно
повлияли на число рождений, особенно вторых. Однако для того, чтобы
этот эффект оказался не только сдвигом календаря рождений, требуются
серьезные и продуманные меры, отвечающие на новые социально-демографические
вызовы. Европейский опыт показывает, что за 3–5 лет население «привыкает»
к политическим мерам, и их влияние резко ослабевает.
Концепция снижения косвенных издержек рождения ребенка
и улучшения условий совмещения родительских обязанностей и занятости
на рынке труда занимает прочное место в семейной политике многих
западных стран. Последнее время к ней обращаются и в России, в частности,
вводя меры по повышению доступности детских дошкольных организаций.
На текущий момент данные меры относятся преимущественно к детям
от 3 лет. Однако следует обратить внимание и на другой ключевой
порог – достижение ребенком возраста 1,5 лет. В этот момент происходит
прекращение выплаты пособий по уходу за ребенком, материальное положение
семьи ухудшается. Именно к этому моменту весомая доля женщин с маленькими
детьми планирует выйти на работу, и для них остро встает вопрос
услуг по уходу за ребенком.
Для Москвы развитие системы яслей представляется особенно
актуальным в связи с ее динамичным рынком труда, большой долей высокообразованных
женщин, занимающих высокие должностные позиции. Именно для этой
группы женщин особенно важна возможность эффективно совмещать занятость
с материнством. В настоящий момент они могут прибегать лишь к дорогостоящим
услугам нянь, которые доступны далеко не всем.
Можно спорить о применимости рекомендаций Москве в отношении
России в целом. По словам П. Макдональда, меры по «совмещению
работы и семьи эффективны только в том случае, если эта работа есть»16.
Однако несмотря на различия социально-экономического положения российских
семей, большинство придерживается модели двух работающих супругов
– и не важно, вызвано ли это стремлением женщины профессионально
реализовать себя, либо недостаточным доходом домохозяйства17.
О востребованности услуг яслей свидетельствуют и эмпирические данные
(табл. 8): только 14% родителей стремятся отдать ребенка в садик
в том возрасте, как это общепринято сейчас, т.е. в 3 года. Большее
число родителей хотели бы сделать это уже по достижении ребенком
полутора-двух лет (43,4%).
Таблица 8. Распределение ответов респондентов на вопрос
о предпочитаемом возрасте начала посещения ребенком детского дошкольного
учреждения, %
|
Валидный процент
|
ранее года
|
4,9
|
в год
|
9,1
|
примерно в полтора года
|
19,5
|
примерно в два года
|
23,9
|
после двух лет, но раньше трех
|
5,2
|
в три года или позже
|
13,9
|
затруднились ответить
|
23,5
|
итого
|
100,0
|
Источник: обследование «Человек, семья, общество» 2013
г. Подвыборка респондентов с детьми дошкольного возраста.
Политика совмещения занятости и родительства, направленная
на экономически активные и относительно благополучные слои населения,
имеет важные преимущества. Она не дает возможности нарастания так
называемого «спекулятивного эффекта» при прямом материальном стимулировании,
когда значительное число рождений приходится на бедные и маргинальные
слои населения, что повышает дальнейшие риски социального сиротства.
Разрешение конфликта между семьей и работой подразумевает
формирование широкого и диверсифицированного рынка социальных услуг
и, в первую очередь, услуг по уходу за детьми разного возраста.
Для постиндустриального общества, в которое стремится Россия и в
которое, судя по всему, первой вступает Москва как наиболее экономически
и социально развитый регион России, меры по разрешению этого конфликта
должны стать стержневым элементом демографической политики. Эффект
от развития услуг может проявиться не сразу, а через 2–3 года, однако
его действие не исчерпается и в дальнейшем. Таким образом, в создании
благоприятных условий жизни семьям с детьми заключается самый действенный
инструмент повышения рождаемости в любой стране, и Россия не является
здесь исключением.
16 McDonald P.
(2000). The “Toolbox” of Public Policies to Impact on Fertility
– a Global View. European Observatory on Family Matters seminar
on Low Fertility, Families and Public Policies, September 2000.
17 Социальное и
демографическое развитие. Социальное и демографическое развитие
России. Каирская программа действия: 15 лет спустя / Под ред. Т.М.
Малевой, О.В. Синявской. М.: ЮНФПА, 2010.
|