|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Казахстан
в системе международных трудовых миграций |
Над темой номера работала
|
|
Елена САДОВСКАЯ
|
|
Вызовы второго десятилетия XXI века
Какие вызовы в области международной трудовой миграции,
в частности, в привлечении иностранной рабочей силы ожидают Казахстан
во втором десятилетии XXI века? Как их присутствие будет влиять
на местный рынок труда, сможет ли республика обойтись без квалифицированных
специалистов из-за рубежа?
Со стороны исполнительных органов Казахстана в 2013
году явно прослеживалась тенденция к сокращению привлекаемой ИРС
и на предпочтительное назначение местных руководителей и специалистов
в казахстанские организации и компании. Особенно остро в течение
последнего года обсуждался вопрос о неравенстве в зарплатах между
иностранными и местными работниками. Как отмечают эксперты рекрутинговых
агентств, в 2013 году число иностранных кадров из стран Западной
Европы и США уменьшилось, а работодатели ужесточили требования к
уровню компетенций и профессионализма своих работников. Эта политика
привела к некоторым парадоксам на рынке труда Казахстана, где наблюдался,
с одной стороны, дефицит кадров, с другой стороны – избыток специалистов,
которые ищут и не могут найти себе работу, которую хотят. «Высокие
требования работодателей, завышенные амбиции специалистов, которые
живут мерками 6-летней давности, и много других моментов производят
впечатление некого хаоса…»32.
В 2013 году дефицит наблюдался в таких отраслях как строительство
(особенно гражданское и дорожное), нефтесервис, машиностроение,
сельское хозяйство, производство продуктов питания, здравоохранение.
Особенно остро кадровый голод ощущается сейчас в регионах.
Острая конкуренция в борьбе «за умы» в мире пока не
позволяет Казахстану обеспечить большой приток ученых в науку, образование,
здравоохранение, из-за низкой, по сравнению с западными странами,
зарплаты и отсутствия социального пакета. Единственное исключение
– это Казахстанский институт менеджмента при Президенте РК в Алма-Ате
и Назарбаев-Университет – в Астане, куда для работы приглашаются
преподаватели и ученые из-за рубежа.
В условиях обостряющейся конкуренции Казахстану придется
еще активнее включаться в мировой рынок квалифицированного труда,
а его собственные специалисты пока на нем (в массе своей) не конкурентоспособны.
Поэтому в перспективе привлечение специалистов и менеджерского состава
из-за рубежа продолжится, потому что Казахстан пока не в состоянии
собственными ресурсами восполнить потери человеческого капитала
1990-х годов и наполнить рынок квалифицированными кадрами. Правительству
необходимо создавать соответствующие условия – правовые, экономические,
социальные, способствующие не кратко-, а долговременному закреплению
этих кадров в Казахстане, с учетом их специфики не только как профессиональной,
но и демографической группы. Т.е., это лица среднего и старшего
возраста, семейные, с детьми, имеющие свои специфические интересы
и потребности в комфортном жилье, медицинских услугах, образовании
для детей, рекреации и т.д., и предпочитающие долгосрочное планирование
краткосрочным проектам – все это требует отражения в визовой и миграционной
политике и, конечно, в соответствующих законах и правовых регуляциях
Республики Казахстан.
Адекватный ответ на вызовы времени предполагает решение
многих пока нерешенных в Казахстане законодательных и институциональных
проблем. Главная из них – недостаточно развитая нормативно-правовая
база регулирования отношений в области миграции и несоответствие
некоторых важных законодательных положений международным стандартам.
Особенно остра проблема массовых нарушений социальных и экономических
прав трудящихся-мигрантов.
Первоочередные регуляции отношений в области миграции
должны быть предприняты в рамках Таможенного союза/Единого экономического
пространства. Для этого в рамках ЕЭП уже подписаны два важных документа:
“Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой
миграции из третьих государств” и “Соглашение о правовом
статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей”. Однако, первый
рассматривает регулирование вопросов трудовой миграции вне системы
международно-правого регулирования и производит впечатление скорее
идеологического, чем правового документа. В нем, по существу, повторяются
ошибки российского законодательства о правовом положении иностранных
граждан в РФ от 2002 года, которое приравняло граждан СНГ и иностранных
граждан из стран так называемого “дальнего зарубежья” и установило
для обеих категорий почти одинаковые условия пребывания и трудовой
деятельности в РФ.
“Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов
и членов их семей” является прорывом в регулировании миграции в
странах-участниках ЕЭП, но и оно не содержит многих определений
в области трудовой миграции, либо эти определения (например, ключевого
– ”трудящегося-мигранта”), не соответствуют международно признанным
стандартам. Создание и функционирование общего рынка труда в рамках
ЕЭП должно сопровождаться не только обеспечением равных экономических
прав, но и построением согласованной социальной политики. В настоящее
время в Белоруссии, Казахстане и России, помимо экономических и
институциональных различий, имеются значительные различия в системе
социальной защиты населения. Очевидно, что согласование этих различий
будет трудным и длительным процессом. Но без социальных гарантий,
несмотря на снятие регистрационных барьеров и разрешительных процедур
в трудовой миграции между странами ЕЭП, общий рынок труда функционировать
не будет. Поэтому приоритетное направление для стран-участниц ЕЭП
– это формирование согласованной социальной политики, ее правовое
и институциональное обеспечение, а не политически конъюнктурное
расширение зоны Таможенного союза/ЕЭП за счет включения в ее состав
экономически и социально неравновесных стран.
В Казахстане (и России – главной стране приема мигрантов)
мобильность кадров сдерживается неразвитостью социальной инфраструктуры:
системы арендного жилья, нехваткой детских садов, слабым развитием
легальной системы доступных социальных услуг, институтом регистрации,
который необходимо ликвидировать как атавизм прошлого и т.д. В этом
русле необходимо развивать законодательные и институциональные основы
легальной трудовой миграции, принимать оперативные меры,
которые дают право иностранному гражданину законно работать в стране
на благо своей семьи, посылающей и принимающей страны.
Не преуменьшая роли уполномоченных государственных органов
в организации легальной трудовой миграции, следует отметить, что
в Казахстане, странах Центральной Азии и СНГ в целом необходимо
развивать механизмы саморегулирования в области трудовой
миграции. Одним из таких механизмов может стать сеть рекрутинговых
агентств для поиска работы, трудоустройства, обеспечения информацией
по социальной защите, консультаций по законодательству для трудовых
мигрантов. У этих агентств может быть государственный, частно-государственный
или частный статус. Очевидно, что первые решения в этой области
могут (и должны) быть приняты в странах ЕЭП.
В этом же русле развития механизмов (само)регулирования
движения рабочей силы, технологически инновационным направлением
было бы создание общей информационной базы по вопросам занятости
населения и вакансий рабочих мест в странах ЕЭП и СНГ. Уже сейчас
формируются и функционируют базы данных о потребностях в рабочей
силе с разбивкой по регионам, отраслям и специальностям, квалификационным
характеристикам (в потенциальной стране приема), а также предложения
рабочей силы (в странах исхода). Базы данных вакансий должны содержать
информацию не только о рабочей силе, но и информировать иностранных
граждан о правилах въезда и пребывания на территории стран-участниц
ЕЭП, о национальном миграционном законодательстве, и они должны
быть открытыми, доступными, постоянно обновляемыми и бесплатными.
Есть несколько других важных направлений, которые необходимо
развивать и в стране исхода, и в стране приема. Например, создание
сети социальных центров для поддержки трудовых мигрантов и их правовой
защиты, развитие общественных объединений самих мигрантов, участие
профсоюзов и конфедераций работодателей в защите профессиональных
прав мигрантов. Совместными усилиями этих организаций в сотрудничестве
с работодателями и государственными органами необходимо оптимизировать
систему найма, упрощать разрешительные процедуры в стране приема,
развивать социальную инфраструктуру для адаптации и интеграции мигрантов
в принимающих странах, систему защиты прав трудящихся-мигрантов
и т.д. Важно взаимодействие экспертных сообществ и институтов гражданского
общества стран - миграционных партнеров, их взаимодействие с государственными
органами и т.д. Именно на путях взаимодействия всех участников миграционного
процесса возможно решение проблем международной трудовой миграции.
32 Лукичева
И. В Казахстан приехало меньше экспатов из Европы. http://kapital.kz/economic/25147/v-kazahstan-priehalo-menshe-ekspatov-iz-evropy.html
31.12.2013 (Режим доступа 1 января 2014)
|