Rambler's Top100

№ 583 - 584
27 января - 9 февраля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Казахстан в системе международных трудовых миграций

Двадцать лет трудовой миграции

Трудовая миграция из Казахстана

Законная трудовая миграция в Казахстан

Численность и структура нерегулируемой трудовой миграции в Казахстан

Центры притяжения трудовых мигрантов

«Мигрантские сети» и проблемы адаптации иммигрантов

Мультипликативные эффекты трудовой миграции: плюсы и минусы

Вызовы второго десятилетия XXI века

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Казахстан в системе международных трудовых миграций

Над темой номера работала

Елена САДОВСКАЯ

Вызовы второго десятилетия XXI века

Какие вызовы в области международной трудовой миграции, в частности, в привлечении иностранной рабочей силы ожидают Казахстан во втором десятилетии XXI века? Как их присутствие будет влиять на местный рынок труда, сможет ли республика обойтись без квалифицированных специалистов из-за рубежа?

Со стороны исполнительных органов Казахстана в 2013 году явно прослеживалась тенденция к сокращению привлекаемой ИРС и на предпочтительное назначение местных руководителей и специалистов в казахстанские организации и компании. Особенно остро в течение последнего года обсуждался вопрос о неравенстве в зарплатах между иностранными и местными работниками. Как отмечают эксперты рекрутинговых агентств, в 2013 году число иностранных кадров из стран Западной Европы и США уменьшилось, а работодатели ужесточили требования к уровню компетенций и профессионализма своих работников. Эта политика привела к некоторым парадоксам на рынке труда Казахстана, где наблюдался, с одной стороны, дефицит кадров, с другой стороны – избыток специалистов, которые ищут и не могут найти себе работу, которую хотят. «Высокие требования работодателей, завышенные амбиции специалистов, которые живут мерками 6-летней давности, и много других моментов производят впечатление некого хаоса…»32. В 2013 году дефицит наблюдался в таких отраслях как строительство (особенно гражданское и дорожное), нефтесервис, машиностроение, сельское хозяйство, производство продуктов питания, здравоохранение. Особенно остро кадровый голод ощущается сейчас в регионах.

Острая конкуренция в борьбе «за умы» в мире пока не позволяет Казахстану обеспечить большой приток ученых в науку, образование, здравоохранение, из-за низкой, по сравнению с западными странами, зарплаты и отсутствия социального пакета. Единственное исключение – это Казахстанский институт менеджмента при Президенте РК в Алма-Ате и Назарбаев-Университет – в Астане, куда для работы приглашаются преподаватели и ученые из-за рубежа.

В условиях обостряющейся конкуренции Казахстану придется еще активнее включаться в мировой рынок квалифицированного труда, а его собственные специалисты пока на нем (в массе своей) не конкурентоспособны. Поэтому в перспективе привлечение специалистов и менеджерского состава из-за рубежа продолжится, потому что Казахстан пока не в состоянии собственными ресурсами восполнить потери человеческого капитала 1990-х годов и наполнить рынок квалифицированными кадрами. Правительству необходимо создавать соответствующие условия – правовые, экономические, социальные, способствующие не кратко-, а долговременному закреплению этих кадров в Казахстане, с учетом их специфики не только как профессиональной, но и демографической группы. Т.е., это лица среднего и старшего возраста, семейные, с детьми, имеющие свои специфические интересы и потребности в комфортном жилье, медицинских услугах, образовании для детей, рекреации и т.д., и предпочитающие долгосрочное планирование краткосрочным проектам – все это требует отражения в визовой и миграционной политике и, конечно, в соответствующих законах и правовых регуляциях Республики Казахстан.

Адекватный ответ на вызовы времени предполагает решение многих пока нерешенных в Казахстане законодательных и институциональных проблем. Главная из них – недостаточно развитая нормативно-правовая база регулирования отношений в области миграции и несоответствие некоторых важных законодательных положений международным стандартам. Особенно остра проблема массовых нарушений социальных и экономических прав трудящихся-мигрантов.

Первоочередные регуляции отношений в области миграции должны быть предприняты в рамках Таможенного союза/Единого экономического пространства. Для этого в рамках ЕЭП уже подписаны два важных документа: “Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств” и Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей”. Однако, первый рассматривает регулирование вопросов трудовой миграции вне системы международно-правого регулирования и производит впечатление скорее идеологического, чем правового документа. В нем, по существу, повторяются ошибки российского законодательства о правовом положении иностранных граждан в РФ от 2002 года, которое приравняло граждан СНГ и иностранных граждан из стран так называемого “дальнего зарубежья” и установило для обеих категорий почти одинаковые условия пребывания и трудовой деятельности в РФ.

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей” является прорывом в регулировании миграции в странах-участниках ЕЭП, но и оно не содержит многих определений в области трудовой миграции, либо эти определения (например, ключевого – ”трудящегося-мигранта”), не соответствуют международно признанным стандартам. Создание и функционирование общего рынка труда в рамках ЕЭП должно сопровождаться не только обеспечением равных экономических прав, но и построением согласованной социальной политики. В настоящее время в Белоруссии, Казахстане и России, помимо экономических и институциональных различий, имеются значительные различия в системе социальной защиты населения. Очевидно, что согласование этих различий будет трудным и длительным процессом. Но без социальных гарантий, несмотря на снятие регистрационных барьеров и разрешительных процедур в трудовой миграции между странами ЕЭП, общий рынок труда функционировать не будет. Поэтому приоритетное направление для стран-участниц ЕЭП – это формирование согласованной социальной политики, ее правовое и институциональное обеспечение, а не политически конъюнктурное расширение зоны Таможенного союза/ЕЭП за счет включения в ее состав экономически и социально неравновесных стран.

В Казахстане (и России – главной стране приема мигрантов) мобильность кадров сдерживается неразвитостью социальной инфраструктуры: системы арендного жилья, нехваткой детских садов, слабым развитием легальной системы доступных социальных услуг, институтом регистрации, который необходимо ликвидировать как атавизм прошлого и т.д. В этом русле необходимо развивать законодательные и институциональные основы легальной трудовой миграции, принимать оперативные меры, которые дают право иностранному гражданину законно работать в стране на благо своей семьи, посылающей и принимающей страны.

Не преуменьшая роли уполномоченных государственных органов в организации легальной трудовой миграции, следует отметить, что в Казахстане, странах Центральной Азии и СНГ в целом необходимо развивать механизмы саморегулирования в области трудовой миграции. Одним из таких механизмов может стать сеть рекрутинговых агентств для поиска работы, трудоустройства, обеспечения информацией по социальной защите, консультаций по законодательству для трудовых мигрантов. У этих агентств может быть государственный, частно-государственный или частный статус. Очевидно, что первые решения в этой области могут (и должны) быть приняты в странах ЕЭП.

В этом же русле развития механизмов (само)регулирования движения рабочей силы, технологически инновационным направлением было бы создание общей информационной базы по вопросам занятости населения и вакансий рабочих мест в странах ЕЭП и СНГ. Уже сейчас формируются и функционируют базы данных о потребностях в рабочей силе с разбивкой по регионам, отраслям и специальностям, квалификационным характеристикам (в потенциальной стране приема), а также предложения рабочей силы (в странах исхода). Базы данных вакансий должны содержать информацию не только о рабочей силе, но и информировать иностранных граждан о правилах въезда и пребывания на территории стран-участниц ЕЭП, о национальном миграционном законодательстве, и они должны быть открытыми, доступными, постоянно обновляемыми и бесплатными.

Есть несколько других важных направлений, которые необходимо развивать и в стране исхода, и в стране приема. Например, создание сети социальных центров для поддержки трудовых мигрантов и их правовой защиты, развитие общественных объединений самих мигрантов, участие профсоюзов и конфедераций работодателей в защите профессиональных прав мигрантов. Совместными усилиями этих организаций в сотрудничестве с работодателями и государственными органами необходимо оптимизировать систему найма, упрощать разрешительные процедуры в стране приема, развивать социальную инфраструктуру для адаптации и интеграции мигрантов в принимающих странах, систему защиты прав трудящихся-мигрантов и т.д. Важно взаимодействие экспертных сообществ и институтов гражданского общества стран - миграционных партнеров, их взаимодействие с государственными органами и т.д. Именно на путях взаимодействия всех участников миграционного процесса возможно решение проблем международной трудовой миграции.


32 Лукичева И. В Казахстан приехало меньше экспатов из Европы. http://kapital.kz/economic/25147/v-kazahstan-priehalo-menshe-ekspatov-iz-evropy.html 31.12.2013 (Режим доступа 1 января 2014)

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.