|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Казахстан
в системе международных трудовых миграций |
Над темой номера работала
|
|
Елена САДОВСКАЯ
|
|
Мультипликативные эффекты трудовой миграции: плюсы и
минусы
И регулируемая, и нерегулируемая трудовая иммиграция
имеют многочисленные положительные социальные и экономические эффекты
на различных уровнях и вносят свой вклад в развитие различных секторов
экономики.
С позиции принимающей страны это, прежде всего, вклад
мигрантов в создание валового национального продукта. По оценке
автора (совместно с А.М. Курасовой, октябрь 2010 года), экономический
вклад трудовых мигрантов (официально занятых и нерегулируемых) в
Казахстане в 2006-2007 годах, когда их численность была наибольшей,
мог достигать 12% ВВП Казахстана, а в 2009-2010 годах, в период
экономического кризиса и сокращения числа мигрантов – около 4-5%27.
Вклад мигрантов по секторам экономики различается: например, в торговом
и строительном секторах он значительно больше, чем в секторе социальных
услуг – образовании и здравоохранении.
Но и посылающие страны получают экономический выигрыш
от миграции. Денежные переводы трудовых мигрантов в республиках
Центральной Азии (Киргизия, Таджикистан) в последние годы эквивалентны
значительной доле ВВП (от 20 до 50%) и, по некоторым оценкам, превышают
ежегодные объемы официальной международной помощи для развития и
иностранные инвестиции в республики Центральной Азии.
С позиции как принимающих, так и посылающих стран Центральной
Азии трудовая иммиграция служит адаптационным механизмом, позволяющим
населению приспособиться к условиям переходного периода. На ранних
этапах – это индивидуальная и семейная (групповая) «стратегия выживания»,
но постепенно она становится важным инструментом экономической и
социальной модернизации.
Уже в 1990-е годы, трудовые миграции сыграли огромную
роль в развитии самодеятельности населения Казахстана, изменении
общественного сознания, преодолении патерналистской психологии и
зависимости от государства. Миллионы людей остались тогда без работы
и средств проживания, и в процессе трудовой деятельности на выезде
сотни тысяч мигрантов приобрели новые знания и навыки, особенно
в финансовой и правовой сферах, которые необходимы для работы в
условиях рыночной экономики. Многие казахстанцы стали более мобильными,
побывали в разных странах, выучили иностранные языки, получили богатый
профессиональный и жизненный опыт, обрели новых партнеров по бизнесу,
и стали полностью самостоятельными в принятии на себя ответственности
и риска, связанных с бизнесом.
Трудовые миграции стали катализатором глубоких трансформаций
– психологических, социальных, экономических, институциональных.
Активная экономическая деятельность трудовых мигрантов, занятых
в торговом бизнесе, способствует формированию нового предпринимательского
класса и новой социальной структуры, более адекватной рыночной экономике.
В отличие от советских времен, когда критериями принадлежности к
среднему классу являлись высшее образование и социальный престиж
профессии, сегодня к ним прибавился и имущественный статус, приобретенный
благодаря выездным заработкам предпринимателей и работающих по найму.
Миграции способствовали развитию сотрудничества между
предпринимателями Казахстана и Турции, Китая, других государств,
куда выезжали челноки. Хотя абсолютное число предпринимателей, вовлеченных
в торговые миграции, в последнее десятилетие сократилось, в процессе
взаимодействия многие временные контакты превратились в устойчивые
бизнес-связи, что в целом укрепляет торговое и экономическое сотрудничество
между странами.
Сходное воздействие трудовые миграции оказывают и на
население других центральноазиатских стран. Когда группы таджикских
мигрантов, начиная с ранней весны, приезжают в города Казахстана
и России и трудоустраиваются на стройках, промышленных предприятиях,
работают в торговле, и это продолжается год за годом, то это уже
больше, чем просто пространственное перемещение или «горизонтальная
мобильность», такие миграции постепенно приобретают свойства социальной
мобильности, которая включает смену или приобретение новой профессии
и квалификации (профессиональная мобильность), изменение своего
статуса за счет повышения в должности: от чернорабочего к рабочему
и бригадиру, более высокой оплаты труда (восходящая социальная мобильность).
Опосредовано трудовые миграции стали фактором стабилизации
социально-политической ситуации во всех странах Центральной Азии,
в частности внесли немалый вклад в социальные трансформации и модернизацию
Казахстана.
Изменения начинаются с микроуровня. Опросы мигрантов
выявляют тенденцию формирования «индивидуалистической» психологии,
освоения социальных норм и стандартов, характерных для рыночной
экономики в процессе выездов на заработки в другие страны. На вопрос
о том, кто принимал решение о выезде на заработки в другую страну,
большинство трудовых мигрантов (70,6%) ответили, что это их самостоятельный
выбор. 10,6% респондентов указали, что решение принимал глава семейства
– муж или жена. Остальные 18,8%, за которых приняли решение старшие
в семье – это молодые люди обоего пола28.
По данным опроса, 16,1% респондентов-мигрантов сами
нашли информацию о работе, 66,0% сами добирались до будущего места
работы, 20,0% нашли работу самостоятельно, 42,0% сами привозили
с собой заработанные деньги (проценты указаны от общего числа ответивших
на указанный вопрос). Таким образом, существенная доля респондентов
полностью взяла на себя ответственность за поиск работы, трудоустройство
и риски, с этим связанные. Навыки самостоятельности и повышения
ответственности мигранта за решение собственных проблем, благополучие
своей семьи – это важный социально-психологический эффект международной
трудовой миграции.
Социальная мобильность мигрантов имеет мультипликативные
эффекты. Во-первых, изменение собственного статуса мигранта, во-вторых,
повышение шансов мобильности в его собственном домохозяйстве, куда
он периодически переводит заработанные деньги, и, в-третьих, увеличение
шансов изменить свое положение за счет миграции для членов сообщества,
откуда он прибыл. Экономические преимущества, которая получает семья
мигрантов за счет переводов в стране исхода, не только повышают
совокупный доход и уровень жизни семьи, но и открывают новые жизненные
возможности для всего домохозяйства, например, некоторые его члены
могут приобрести собственность, начать свой бизнес, получить образование.
Как подтверждают эмпирические исследования автора, проведенные
на протяжении 2000-х годов, большинство респондентов (почти две
трети) использовали большую часть заработанных денег на удовлетворение
повседневных нужд (питание, одежда, медицинское обслуживание). Лишь
немногие сообщили, что использовали деньги для инвестиций в будущее:
на образование членов семьи, для открытия бизнеса, в целях накопления29.
Эти данные коррелируют с результатами репрезентативного опроса в
странах СНГ компании Gallup (США), которые показывают, что работа
за рубежом более выгодна – финансово и профессионально – именно
для мигрантов из Центральной Азии30:
1) более шести из 10 мигрантов (61%), вернувшихся домой
в свои страны в бывшем Советском Союзе, отметили, что временная
работа за рубежом улучшила экономическую ситуацию в их семьях; ситуация
осталась прежней – 33%, ситуация ухудшилась – 4%. 66% респондентов
из стран Центральной Aзии ответили, что экономическое положение
их семей улучшилось, по сравнению с 61% молдаван и 46% мигрантов
из стран Южного Кавказа.
2) около половины (48%) респондентов отметили, что их
профессиональная квалификация улучшилась, причем это отметили более
половины (54%) вернувшихся мигрантов из Центральной Азии (по сравнению
с 38% из Молдавии и 37% из стран Южного Кавказа).
3) 31% заявили, что опыт работы в другой стране помог
им получить более высокооплачиваемую работу после возвращения домой,
33% респондентов сообщили, что работали за границей по своей основной
профессии. 39% респондентов в Центральной Aзии – вдвое больше, чем
в Молдавии (17%) а на Кавказе (16%), получили более высокооплачиваемую
работу после возвращения на родину.
Большинство респондентов из Центральной Aзии (63%) сказали,
что они использовали большую часть заработанных денег на удовлетворение
повседневных нужд (питание, одежда, медицинское обслуживание). Лишь
немногие сообщили, что использовали деньги для инвестиций в будущее:
2% потратили деньги на образование – свое или членов семьи, 3% использовали
их для открытия бизнеса, и 3% – в целых накопления31.
Наконец, в условиях, когда еще в середине 1990-х годов
государство, по существу, сложило с себя обязательства по социальной
защите уязвимых слоев населения, трудовые мигранты сами стали играть
в семье «(пере)распределительную» роль государства и выполнять функцию
социальной защиты. Когда государственные расходы на социальную сферу
резко сократились, они взяли на себя обеспечение членов семьи -
иждивенцев и своих родственников.
Все это подтверждает глобальные тенденции, сложившиеся
в мире, которые свидетельствуют о том, что трудовая миграция несет
в себе большой потенциал экономического и социального развития,
восполняет дефицит на рынках труда в принимающих странах и смягчает
напряжение на местных рынках труда в посылающих странах, где существует
избыток рабочей силы и безработица. Масштабные финансовые переводы
мигрантов в страну исхода способствуют снижению бедности в Центральной
Азии, особенно в таких странах как Киргизия и Таджикистан. Трудовые
миграции имеют мультипликативный эффект и в стране приема, и в стране
исхода, потому что изменения на микроуровне влекут за собой изменения
на мезо- и макроуровне, т.е., в мигрантских сообществах, на рынке
труда и, конечно, влияют на национальные экономики и общество в
целом.
В то же время, трудовые миграции имели не только положительные
последствия. На индивидуальном уровне они отрицательно сказываются
на здоровье предпринимателей, на их участии в семейной жизни, воспитании
детей. Условия и безопасность труда часто не соответствуют стандартам,
закрепленным в трудовом праве. Права казахстанских мигрантов, работавших
на выезде, постоянно нарушались и нарушаются.
На макроуровне также выявились отрицательные последствия
трудовых миграций. Вынужденное вовлечение в челночные миграции и
бизнес привели к деструктуризации рынка труда в Казахстане, к депрофессионализации
десятков и сотен тысяч специалистов, потерявших свои навыки в связи
с длительным перерывом на основной работе и работе не по специальности,
особенно у тех, кто был занят в «челночном» бизнесе. В то время
когда Казахстан испытывает большую потребность в квалифицированных
кадрах, сотни тысяч специалистов с высшим и средним специальным
образованием заняты в сфере мелкого бизнеса, торговли и услуг, что
ведет к недоиспользованию интеллектуального потенциала. Наряду
с безвозвратной эмиграцией рабочих и «утечкой умов», депрофессионализация
и «самостоятельная занятость» квалифицированных специалистов, их
временные выезды на работу за рубеж ухудшают качество трудового
потенциала в республике в целом.
Еще одна проблема второго десятилетия – это пенсионное
обеспечение индивидуальных предпринимателей в Республике Казахстан.
Как показал опрос, они выдержали кризисный период 1990-х, создавая
рабочие места, обеспечивая возможность заработка для себя и других
членов семьи, по существу, взяли на себя функции социальной защиты
членов семьи. Сейчас многие мигранты, особенно женщины, сами остались
без социальной защиты и достойного пенсионного обеспечения. По нынешнему
законодательству РК они будут получать минимальное пенсионное пособие,
которое не обеспечивает достойного уровня жизни. Пока же Министерство
труда и социальной защиты – главный уполномоченный госорган РК по
социальной защите населения не приступило к решению этой сложной
проблемы.
Более того, с целью отложить решение этих и других бюджетных
проблем, в 2013 году, был повышен возраст выхода на пенсию для женщин
до 63 лет. Это было сделано вопреки массовым протестам – митингам
и письмам в парламент. В интернете было собрано 80 тысяч подписей
под петицией протеста – небывалый случай гражданской активности
в истории Казахстана. Для того, чтобы снизить остроту протеста,
срок начала повышения пенсионного возраста был отложен на 4 года,
а само повышение будет проводиться в течение 10 лет. Усугубляет
ситуацию и то, что 16 лет назад, начиная с 1 января 1998 года, этот
возраст уже был повышен для женщин – до 58 лет, а мужчин – до 63
лет. Населением Казахстана последний закон воспринят как желание
«переложить решение проблем на плечи женщин». Важно, чтобы в ближайшее
десятилетие в обществе не накопился конфликтный потенциал на фоне
хронически нерешаемых проблем на рынке труда и в социальной сфере,
жертвами которых могут стать граждане республики, которые уже вынесли
на себе тяготы кризисных 1990-х.
27 Эти оценки сопоставимы
с российскими: по информации МВД РФ, вклад трудовых мигрантов в
ВВП России составил в 2008 г. приблизительно 7%. По другим независимым
экспертным оценкам – 8-10%. Специальных исследований по этой теме
в РК не проводилось.
28 Подробнее о методике
исследования см. сноску 26 данной статьи
29 См. сноски 26
и 28 данной статьи.
30 Опросы Gallup
в странах СНГ проводились в 2010-2012 гг. Опрошено 19 000 респондентов
в возрасте 15 лет и выше, методом face to face интервью.
Респонденты отобраны методом «снежного кома». Выборка – целевая,
гомогенная. География исследования: Армения, Азербайджан, Грузия,
Казахстан, Киргизстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
В общей сложности 1330 респондентов были идентифицированы в качестве
временных трудовых мигрантов (в последние 10 лет временно работали
в другой стране и вернулись домой). Погрешность в целом по выборке
из 1330 респондентов менее ± 3,5%.
Выборка для Казахстана (2011): 1000 респондентов, опрошены методом
face to face интервью. Погрешность выборки 3,4%. Источник:
http://www.gallup.com/poll/159572
27.12.2012. (Режим доступа 27 декабря 2012)
31 http://www.gallup.com/poll/159572
27.12.2012. (Режим доступа 27 декабря 2012)
|