Rambler's Top100

№ 583 - 584
27 января - 9 февраля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Казахстан в системе международных трудовых миграций

Двадцать лет трудовой миграции

Трудовая миграция из Казахстана

Законная трудовая миграция в Казахстан

Численность и структура нерегулируемой трудовой миграции в Казахстан

Центры притяжения трудовых мигрантов

«Мигрантские сети» и проблемы адаптации иммигрантов

Мультипликативные эффекты трудовой миграции: плюсы и минусы

Вызовы второго десятилетия XXI века

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Казахстан в системе международных трудовых миграций

Над темой номера работала

Елена САДОВСКАЯ

Мультипликативные эффекты трудовой миграции: плюсы и минусы

И регулируемая, и нерегулируемая трудовая иммиграция имеют многочисленные положительные социальные и экономические эффекты на различных уровнях и вносят свой вклад в развитие различных секторов экономики.

С позиции принимающей страны это, прежде всего, вклад мигрантов в создание валового национального продукта. По оценке автора (совместно с А.М. Курасовой, октябрь 2010 года), экономический вклад трудовых мигрантов (официально занятых и нерегулируемых) в Казахстане в 2006-2007 годах, когда их численность была наибольшей, мог достигать 12% ВВП Казахстана, а в 2009-2010 годах, в период экономического кризиса и сокращения числа мигрантов – около 4-5%27. Вклад мигрантов по секторам экономики различается: например, в торговом и строительном секторах он значительно больше, чем в секторе социальных услуг – образовании и здравоохранении.

Но и посылающие страны получают экономический выигрыш от миграции. Денежные переводы трудовых мигрантов в республиках Центральной Азии (Киргизия, Таджикистан) в последние годы эквивалентны значительной доле ВВП (от 20 до 50%) и, по некоторым оценкам, превышают ежегодные объемы официальной международной помощи для развития и иностранные инвестиции в республики Центральной Азии.

С позиции как принимающих, так и посылающих стран Центральной Азии трудовая иммиграция служит адаптационным механизмом, позволяющим населению приспособиться к условиям переходного периода. На ранних этапах – это индивидуальная и семейная (групповая) «стратегия выживания», но постепенно она становится важным инструментом экономической и социальной модернизации.

Уже в 1990-е годы, трудовые миграции сыграли огромную роль в развитии самодеятельности населения Казахстана, изменении общественного сознания, преодолении патерналистской психологии и зависимости от государства. Миллионы людей остались тогда без работы и средств проживания, и в процессе трудовой деятельности на выезде сотни тысяч мигрантов приобрели новые знания и навыки, особенно в финансовой и правовой сферах, которые необходимы для работы в условиях рыночной экономики. Многие казахстанцы стали более мобильными, побывали в разных странах, выучили иностранные языки, получили богатый профессиональный и жизненный опыт, обрели новых партнеров по бизнесу, и стали полностью самостоятельными в принятии на себя ответственности и риска, связанных с бизнесом.

Трудовые миграции стали катализатором глубоких трансформаций – психологических, социальных, экономических, институциональных. Активная экономическая деятельность трудовых мигрантов, занятых в торговом бизнесе, способствует формированию нового предпринимательского класса и новой социальной структуры, более адекватной рыночной экономике. В отличие от советских времен, когда критериями принадлежности к среднему классу являлись высшее образование и социальный престиж профессии, сегодня к ним прибавился и имущественный статус, приобретенный благодаря выездным заработкам предпринимателей и работающих по найму.

Миграции способствовали развитию сотрудничества между предпринимателями Казахстана и Турции, Китая, других государств, куда выезжали челноки. Хотя абсолютное число предпринимателей, вовлеченных в торговые миграции, в последнее десятилетие сократилось, в процессе взаимодействия многие временные контакты превратились в устойчивые бизнес-связи, что в целом укрепляет торговое и экономическое сотрудничество между странами.

Сходное воздействие трудовые миграции оказывают и на население других центральноазиатских стран. Когда группы таджикских мигрантов, начиная с ранней весны, приезжают в города Казахстана и России и трудоустраиваются на стройках, промышленных предприятиях, работают в торговле, и это продолжается год за годом, то это уже больше, чем просто пространственное перемещение или «горизонтальная мобильность», такие миграции постепенно приобретают свойства социальной мобильности, которая включает смену или приобретение новой профессии и квалификации (профессиональная мобильность), изменение своего статуса за счет повышения в должности: от чернорабочего к рабочему и бригадиру, более высокой оплаты труда (восходящая социальная мобильность).

Опосредовано трудовые миграции стали фактором стабилизации социально-политической ситуации во всех странах Центральной Азии, в частности внесли немалый вклад в социальные трансформации и модернизацию Казахстана.

Изменения начинаются с микроуровня. Опросы мигрантов выявляют тенденцию формирования «индивидуалистической» психологии, освоения социальных норм и стандартов, характерных для рыночной экономики в процессе выездов на заработки в другие страны. На вопрос о том, кто принимал решение о выезде на заработки в другую страну, большинство трудовых мигрантов (70,6%) ответили, что это их самостоятельный выбор. 10,6% респондентов указали, что решение принимал глава семейства – муж или жена. Остальные 18,8%, за которых приняли решение старшие в семье – это молодые люди обоего пола28.

По данным опроса, 16,1% респондентов-мигрантов сами нашли информацию о работе, 66,0% сами добирались до будущего места работы, 20,0% нашли работу самостоятельно, 42,0% сами привозили с собой заработанные деньги (проценты указаны от общего числа ответивших на указанный вопрос). Таким образом, существенная доля респондентов полностью взяла на себя ответственность за поиск работы, трудоустройство и риски, с этим связанные. Навыки самостоятельности и повышения ответственности мигранта за решение собственных проблем, благополучие своей семьи – это важный социально-психологический эффект международной трудовой миграции.

Социальная мобильность мигрантов имеет мультипликативные эффекты. Во-первых, изменение собственного статуса мигранта, во-вторых, повышение шансов мобильности в его собственном домохозяйстве, куда он периодически переводит заработанные деньги, и, в-третьих, увеличение шансов изменить свое положение за счет миграции для членов сообщества, откуда он прибыл. Экономические преимущества, которая получает семья мигрантов за счет переводов в стране исхода, не только повышают совокупный доход и уровень жизни семьи, но и открывают новые жизненные возможности для всего домохозяйства, например, некоторые его члены могут приобрести собственность, начать свой бизнес, получить образование.

Как подтверждают эмпирические исследования автора, проведенные на протяжении 2000-х годов, большинство респондентов (почти две трети) использовали большую часть заработанных денег на удовлетворение повседневных нужд (питание, одежда, медицинское обслуживание). Лишь немногие сообщили, что использовали деньги для инвестиций в будущее: на образование членов семьи, для открытия бизнеса, в целях накопления29. Эти данные коррелируют с результатами репрезентативного опроса в странах СНГ компании Gallup (США), которые показывают, что работа за рубежом более выгодна – финансово и профессионально – именно для мигрантов из Центральной Азии30:

1) более шести из 10 мигрантов (61%), вернувшихся домой в свои страны в бывшем Советском Союзе, отметили, что временная работа за рубежом улучшила экономическую ситуацию в их семьях; ситуация осталась прежней – 33%, ситуация ухудшилась – 4%. 66% респондентов из стран Центральной Aзии ответили, что экономическое положение их семей улучшилось, по сравнению с 61% молдаван и 46% мигрантов из стран Южного Кавказа.

2) около половины (48%) респондентов отметили, что их профессиональная квалификация улучшилась, причем это отметили более половины (54%) вернувшихся мигрантов из Центральной Азии (по сравнению с 38% из Молдавии и 37% из стран Южного Кавказа).

3) 31% заявили, что опыт работы в другой стране помог им получить более высокооплачиваемую работу после возвращения домой, 33% респондентов сообщили, что работали за границей по своей основной профессии. 39% респондентов в Центральной Aзии – вдвое больше, чем в Молдавии (17%) а на Кавказе (16%), получили более высокооплачиваемую работу после возвращения на родину.

Большинство респондентов из Центральной Aзии (63%) сказали, что они использовали большую часть заработанных денег на удовлетворение повседневных нужд (питание, одежда, медицинское обслуживание). Лишь немногие сообщили, что использовали деньги для инвестиций в будущее: 2% потратили деньги на образование – свое или членов семьи, 3% использовали их для открытия бизнеса, и 3% – в целых накопления31.

Наконец, в условиях, когда еще в середине 1990-х годов государство, по существу, сложило с себя обязательства по социальной защите уязвимых слоев населения, трудовые мигранты сами стали играть в семье «(пере)распределительную» роль государства и выполнять функцию социальной защиты. Когда государственные расходы на социальную сферу резко сократились, они взяли на себя обеспечение членов семьи - иждивенцев и своих родственников.

Все это подтверждает глобальные тенденции, сложившиеся в мире, которые свидетельствуют о том, что трудовая миграция несет в себе большой потенциал экономического и социального развития, восполняет дефицит на рынках труда в принимающих странах и смягчает напряжение на местных рынках труда в посылающих странах, где существует избыток рабочей силы и безработица. Масштабные финансовые переводы мигрантов в страну исхода способствуют снижению бедности в Центральной Азии, особенно в таких странах как Киргизия и Таджикистан. Трудовые миграции имеют мультипликативный эффект и в стране приема, и в стране исхода, потому что изменения на микроуровне влекут за собой изменения на мезо- и макроуровне, т.е., в мигрантских сообществах, на рынке труда и, конечно, влияют на национальные экономики и общество в целом.

В то же время, трудовые миграции имели не только положительные последствия. На индивидуальном уровне они отрицательно сказываются на здоровье предпринимателей, на их участии в семейной жизни, воспитании детей. Условия и безопасность труда часто не соответствуют стандартам, закрепленным в трудовом праве. Права казахстанских мигрантов, работавших на выезде, постоянно нарушались и нарушаются.

На макроуровне также выявились отрицательные последствия трудовых миграций. Вынужденное вовлечение в челночные миграции и бизнес привели к деструктуризации рынка труда в Казахстане, к депрофессионализации десятков и сотен тысяч специалистов, потерявших свои навыки в связи с длительным перерывом на основной работе и работе не по специальности, особенно у тех, кто был занят в «челночном» бизнесе. В то время когда Казахстан испытывает большую потребность в квалифицированных кадрах, сотни тысяч специалистов с высшим и средним специальным образованием заняты в сфере мелкого бизнеса, торговли и услуг, что ведет к недоиспользованию интеллектуального по­тенциала. Наряду с безвозвратной эмиграцией рабочих и «утечкой умов», депрофессионализация и «самостоятельная занятость» квалифицированных специалистов, их временные выезды на работу за рубеж ухудшают качество трудового потенциала в республике в целом.

Еще одна проблема второго десятилетия – это пенсионное обеспечение индивидуальных предпринимателей в Республике Казахстан. Как показал опрос, они выдержали кризисный период 1990-х, создавая рабочие места, обеспечивая возможность заработка для себя и других членов семьи, по существу, взяли на себя функции социальной защиты членов семьи. Сейчас многие мигранты, особенно женщины, сами остались без социальной защиты и достойного пенсионного обеспечения. По нынешнему законодательству РК они будут получать минимальное пенсионное пособие, которое не обеспечивает достойного уровня жизни. Пока же Министерство труда и социальной защиты – главный уполномоченный госорган РК по социальной защите населения не приступило к решению этой сложной проблемы.

Более того, с целью отложить решение этих и других бюджетных проблем, в 2013 году, был повышен возраст выхода на пенсию для женщин до 63 лет. Это было сделано вопреки массовым протестам – митингам и письмам в парламент. В интернете было собрано 80 тысяч подписей под петицией протеста – небывалый случай гражданской активности в истории Казахстана. Для того, чтобы снизить остроту протеста, срок начала повышения пенсионного возраста был отложен на 4 года, а само повышение будет проводиться в течение 10 лет. Усугубляет ситуацию и то, что 16 лет назад, начиная с 1 января 1998 года, этот возраст уже был повышен для женщин – до 58 лет, а мужчин – до 63 лет. Населением Казахстана последний закон воспринят как желание «переложить решение проблем на плечи женщин». Важно, чтобы в ближайшее десятилетие в обществе не накопился конфликтный потенциал на фоне хронически нерешаемых проблем на рынке труда и в социальной сфере, жертвами которых могут стать граждане республики, которые уже вынесли на себе тяготы кризисных 1990-х.


27 Эти оценки сопоставимы с российскими: по информации МВД РФ, вклад трудовых мигрантов в ВВП России составил в 2008 г. приблизительно 7%. По другим независимым экспертным оценкам – 8-10%. Специальных исследований по этой теме в РК не проводилось.
28 Подробнее о методике исследования см. сноску 26 данной статьи
29 См. сноски 26 и 28 данной статьи.
30 Опросы Gallup в странах СНГ проводились в 2010-2012 гг. Опрошено 19 000 респондентов в возрасте 15 лет и выше, методом face to face интервью. Респонденты отобраны методом «снежного кома». Выборка – целевая, гомогенная. География исследования: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. В общей сложности 1330 респондентов были идентифицированы в качестве временных трудовых мигрантов (в последние 10 лет временно работали в другой стране и вернулись домой). Погрешность в целом по выборке из 1330 респондентов менее ± 3,5%.
Выборка для Казахстана (2011): 1000 респондентов, опрошены методом face to face интервью. Погрешность выборки 3,4%. Источник: http://www.gallup.com/poll/159572 27.12.2012. (Режим доступа 27 декабря 2012)
31 http://www.gallup.com/poll/159572 27.12.2012. (Режим доступа 27 декабря 2012)

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.