Карьерному росту женщин в России мешают не только стереотипы в обществе, но и «стеклянные потолки» в их собственном сознании
На этой неделе объединение женщин - лидеров бизнеса «Комитет 20» представило результаты масштабного исследования «Изучение и распространение лучших практик, направленных на расширение экономических возможностей женщин и создание благоприятных условий для их труда и профессионального роста». Проект, проводившийся при поддержке ExxonMobil Russia в июне - августе, включал в себя 14 глубинных интервью с главами компаний - лидеров в различных отраслях, опрос руководителей 241 предприятия из Москвы и регионов и всероссийский опрос с участием 1600 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет. По мнению руководителя проекта, исполнительного директора «Комитета 20» Елены Федяшиной, в нынешней глобальной экономической и демографической ситуации - когда население стареет, а 70% покупательских решений принимается женщинами - женский вопрос становится условием для успешного развития страны и бизнеса в целом.
Не видят смысла
В российском бизнесе, судя по результатам исследования, к такому пониманию пришли далеко не все. Представители большинства опрошенных компаний (58%) заявили, что не имеют специальных программ поддержки занятости женщин. Для наших компаний, оказывается, это новая и малознакомая тема, к тому же у руководителей и HR-менеджеров нет уверенности в необходимости таких программ. Типичные ответы: «у нас равноправие полов», «не разделяем сотрудников по полу», «в компании и так в основном работают женщины» или просто - «не видим смысла в этом». 27,1% вообще заявили, что поддерживать занятость женщин невыгодно для бизнеса.
Хотя у 57% опрошенных компаний есть программы, направленные на развитие лидерских качеств и поддержку карьерных возможностей для всех сотрудников - независимо от пола. Самые распространенные решения - наставничество (менторинг) для талантливых сотрудников, стажировки, программы развития кадрового резерва. А у 69% респондентов есть хотя бы одна инициатива, направленная на поддержку баланса между работой и семьей.
О наличии лидерских программ специально для женщин заявили только 13% организаций. Как отмечается в исследовании, 55% опрошенных руководителей считают, что в их компании нет препятствий для карьерного продвижения женщин.
Может быть, российские женщины на самом деле и не нуждаются в какой-то специальной поддержке для карьерного роста? Ведь, как отмечала на форуме «Комитета 20» по случаю выхода исследования партнер компании EY София Азизян, в последние годы доля девушек в выпусках российских вузов достигает 60-65%. А генеральный директор агентства делового туризма Continent Express Станислав Костяшкин жаловался, что в руководстве его компании женщин абсолютное большинство: «Всё пытаюсь найти мужиков, чтобы был хоть какой-то баланс!» (И Азизян, и Костяшкин участвовали в глубинных интервью.)
Барьеры - в головах
В действительности же у российских женщин - несмотря на всю эмансипацию советского периода - по-прежнему хватает препятствий для карьерного роста. Так, 54% респонденток «Комитета 20» отметили в качестве внешнего барьера для карьерного роста отсутствие поддержки со стороны окружающих, включая семью, а 53% - негативное отношение к женщине-руководителю в обществе.
Но кроме внешних барьеров есть и внутренние, и еще неизвестно, что сложнее преодолевать: 42% женщин уверены, что семья важнее карьерного роста, 40% видят в качестве барьера перерывы в карьере (декретные отпуска, отпуска по уходу за ребенком) и ограниченную географическую мобильность (возможность уезжать в командировки), а 40% прямо признаются в заниженной самооценке и нехватке навыков по самопродвижению. «Главный «стеклянный потолок» - он у наших женщин внутри, в их головах», - сетует еще одна участница исследования, генеральный директор IBS Светлана Баланова.
«Очевидно, что на определенном жизненном этапе молодым женщинам нужно, чтобы кто-то дал практический совет, объяснил, как организовать свою жизнь и соблюсти баланс работа - семья», - считает Азизян из EY. В ее компании этим занимаются коучи в рамках двухлетней программы для перспективных старших менеджеров Next Generations. По словам директора департамента IBM по продвижению программного обеспечения Татьяны Сорокиной, корпоративные программы, нацеленные на развитие женского лидерства, «помогают преодолевать различные барьеры, существующие в головах у женщин». А иногда достаточно просто сделать небольшие инвестиции: один из офисов PwC, вложив $375 000 в оборудование комнаты для кормящих матерей, смог снизить текучесть кадров среди сотрудниц на 3% и быстро окупить эти вложения - ведь стоимость потери одной сотрудницы в PwC оценивалась в $80 000.
Живучие стереотипы
В 2010 г. «Комитет 20» проводил исследование «Карьера в России: как добраться до вершины?», посвященное ключевым стимулам и препятствиям на пути карьерного роста для мужчин и женщин. Один из выводов: хотя 60% респондентов согласны с тем, что женщины должны принимать больше участия в управлении компанией, всего 4% опрошенных предпочли бы видеть в качестве своего непосредственного руководителя женщину. За мужчин высказалось в 10 раз больше опрошенных (40%).
Ольга ПРОСКУРИНА. «Ведомости», 21 ноября 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)