Впервые трудовые мигранты появились в Москве в 1970-1980-х годах, когда город столкнулся с нехваткой неквалифицированной рабочей силы. Москвичи не спешили идти на вредное производство, в городской транспорт, строить дома, метрополитен и возводить объекты к Олимпиаде-80. Тогда власти решили эту проблему за счет лимита и оргнабора, разрешая определенным ведомствам и предприятиям по квотам привлекать рабочую силу из регионов, в том числе из союзных республик.
Непосредственно иностранцы в качестве трудовых мигрантов появились в Москве в 80-х годах в рамках соглашения между Советским Союзом и Вьетнамом. Вьетнамцы работали на заводах ЗИЛ и АЗЛК.
В начале 90-х годов Москва вновь столкнулась с нехваткой рабочих рук. Первое постановление правительства России, регулирующее привлечение иностранной рабочей силы, было издано в 1993 году. Тогда же мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение, согласно которому мигранты (и иногородние, и иностранцы, которых привлекали строительные компании) могли получить временную регистрацию сроком на три месяца. При этом количество рабочих и сроки их пребывания определяли строительные компании по согласованию с департаментом строительства. Дефицит рабочих ощущался и на транспорте, поэтому городское правительство разрешило Мосгортрансу в 1994-1995 годах привлекать ежегодно до 5 тыс. иногородних водителей и граждан СНГ на срок до шести месяцев.
Уже в 1994 году было принято городское положение «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы в Москве». Работодатель мог получить специальное разрешение на привлечение иностранцев, заплатив городу за каждого трудового мигранта пошлину в размере минимальной месячной оплаты труда. Этим воспользовались иностранные компании, которые привлекали на работу своих соотечественников, и российские компании из строительного сектора, нанимавшие дешевую рабочую силу из СНГ.
В середине 1990-х годов в Москву в основном приезжали граждане Украины, Молдавии, Азербайджана, Грузии и Армении. «Нелегальные мигранты были с самого начала. Процедура получения разрешения была сложной. Все документы от каждого предприятия России пересыпались в Москву в центральный аппарат миграционной службы и лежали там по полгода. Работодатели не могли столько ждать. Люди работали без всякого разрешения. Я думаю, уже тогда лишь четверть мигрантов работала легально. А остальные были нелегалами не потому, что не хотели получить разрешение. Они просто не могли сделать это законно», - объясняет бывший сотрудник ФМС, доктор экономических наук Ольга Воробьева.
К концу 90-х - началу 2000-х годов в Москве наметился рост мигрантов-иностранцев. Уже в 1997 году власти столкнулись с необходимостью защитить московский рынок труда от дешевой нелегальной рабочей силы. Был принят городской закон «Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы», который вводил штрафы за нарушения для работодателей и обязательное медицинское обследование для иностранцев, работающих во вредных и опасных условиях труда. А каждое разрешение на привлечение мигрантов сопровождалось предварительной экспертизой о целесообразности их найма.
По некоторым данным, уже к 2002 году на каждого из 52500 иностранцев, которые получили официальное разрешение на проживание и работу в Москве, приходилось десять нелегальных мигрантов. Власти пытались контролировать этот процесс, но количество нелегалов росло. При этом в Москве постепенно меняется этнический состав рабочих-иностранцев. Теперь в Россию больше приезжают из стран Средней Азии - в первую очередь Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
В 2002 году в России появился федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан», который впервые вводил квоты на иностранную рабочую силу. На 2003 год правительство утвердило квоту в 530 000 разрешений на всю Россию. Но количество мигрантов в связи с небольшой квотой не уменьшилось, наоборот, выросло число нелегальных.
Это привело к либерализации миграционного законодательства в 2007 году. Были приняты новый федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан» и новая редакция закона «О правовом положении иностранных граждан». Они упрощали порядок регистрации и получения разрешения на работу. Если первоначально разрешения получал работодатель, то с 2007 года иностранный работник мог самостоятельно подать документы, получить разрешение и искать работу. Из-за этого число зарегистрированных мигрантов выросло, но эксперты объясняли это тем, что многие иностранцы смогли выйти из тени. В том же году была установлена самая большая квота на привлечение иностранной рабочей силы - 6 млн человек. В Москве в 2007 году квота на трудовых мигрантов составила 810 тыс. человек. «Всем стало понятно, что иными способами противодействовать нелегальной миграции нельзя», - говорит старший научный сотрудник Института демографии ГУ ВШЭ Никита Мкртчян.
Однако уже в последующие годы общероссийская квота была резко снижена. «Но это не привело к тому, что мигрантов стало меньше, стало меньше легальных мигрантов», - говорит Ольга Воробьева.
В 2013 году квота на иностранную рабочую силу в Москве составила 200 тыс. Сколько на самом деле в столице трудовых мигрантов, не знает никто. По оценкам экспертов, число нелегальных мигрантов сегодня составляет 2-3 млн человек.
Анастасия ПЕТРОВА. “Московские новости», 21 октября 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)