Rambler's Top100

№ 573 - 574
1 - 17 ноября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Текущее состояние безопасности дорожного движения в мире

Смертность пешеходов на дорогах России

Совершенствование системы учета и анализа медицинских последствий до-рожно-транспортных происшествий в Воронежской области

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Смертность пешеходов на дорогах России*

Т. Фаттахов1 - специально для Демоскопа

Источники данных

В России данные о погибших пешеходах существуют с 1956 года. С 1956 по 1998 год Росстатом в группе транспортных происшествий выделялась отдельная причина смерти: «Автомототранспортные несчастные случаи на общественной дороге в результате наезда на пешехода».

В 1999 году в связи с переходом на Международную классификацию болезней травм и причин смерти (МКБ–10) причина «Автомототранспортные несчастные случаи на общественной дороге в результате наезда на пешехода» была заменена на другую причину «Пешеход, пострадавший в результате транспортного несчастного случая».

С 2006 года Росстат стал выделять две категории погибших пешеходов:

  1. Пешеход, пострадавший от дорожного мототранспортного несчастного случая;
  2. Пешеход, пострадавший от внедорожного мототранспортного несчастного случая.

В 2011 году в статистической форме С-51 "Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти", которая действует с 1989 года, стали выделять 4 причины пешеходной смертности:

  1. Пешеход, пострадавший в результате дорожного транспортного случая (кроме железнодорожного);
  2. Пешеход, пострадавший в результате недорожного транспортного случая (кроме железнодорожного);
  3. Пешеход, пострадавший при столкновении с поездом или другим железнодорожным транспортным средством;
  4. Пешеход, пострадавший в результате  неуточненного транспортного случая (кроме железнодорожного).

Объединим данные Росстата о смертности пешеходов в один ряд следующим образом:

  1. для 1989-1998 гг. возьмем статистику автомототранспортных несчастных случаев на общественной дороге в результате наезда на пешеходов;
  2. для 1999-2005 гг. возьмем статистику автомототранспортных несчастных случаев на общественной дороге в результате наезда на пешеходов.
  3. для 2006-2010 гг. возьмем сумму пешеходов, пострадавших от дорожных мототранспортных несчастных случаев и  пешеходов пострадавших от внедорожных мототранспортных несчастных случаев (рис. 1).

Рисунок 1. Число погибших пешеходов по данным Росстата и ООН (ГИБДД), человек

Источник: Росстат, UNECE Statistics.

Помимо статистики Росстата, существует статистика ГИБДД о погибших пешеходах. Но данные ГИБДД, в электронном виде имеются за очень короткий период - с 1997 года. Еще один существенный недостаток этих данных заключается в том, что они находятся в закрытом доступе и не публикуются, а то, что обрывочно публикуется, не имеет базовых распределений по полу и возрасту.

С 1993 по 2004 гг. имеются данные ООН (они также приведены на рис. 1), которые, видимо, формировались на основе данных ГИБДД, этот вывод можно сделать, сравнивая абсолютные значения чисел погибших в ДТП. Поэтому расхождение в цифрах между Росстатом и ООН будем рассматривать как расхождение между Росстатом и ГИБДД. Это расхождение достаточно трудно объяснить, так как мы не знаем, кто попадает в статистику ГИБДД как пешеход. Поэтому для дальнейшего анализа будем использовать данные Росстата, ввиду того, что они собираются в соответствии с МКБ-10, имеют распределения по полу, возрасту, и могут быть использованы для международного и регионального сравнения.

Общая ситуация и система корректных показателей

С начала 90-х годов в России наблюдается бурный рост автомобилизации. Этот рост сопровождался увеличением доли пешеходной смертности в общей структуре смертности от ДТП, до 1998 года. В 1991 году был достигнут исторический максимум пешеходной смертности, который составил 24206 погибших. Всего же с 1989 по 2011 год на дорогах России погибло около 397 тыс. пешеходов.

Рисунок 2. Число погибших пешеходов по полу (шкала слева, человек) и доля пешеходной смертности в общей структуре погибших от ДТП (шкала справа, %),
1989-2011 гг.

Источник: Росстат.

Абсолютные числа событий не является лучшим показателем для оценки ситуации, ввиду того, что они подвержены влиянию возрастной структуры населения. Из рисунка 3 видно, что на число погибших пешеходов в той или иной возрастной группе оказывает значительное влияние численность населения в этой возрастной группе.

Рисунок 3. Число погибших пешеходов по пятилетним возрастным группам (слева) и половозрастная структура населения России (справа), 2011 г.

Источник: Росстат.

Для того, что бы устранить влияние возрастной структуры, воспользуемся стандартизованным коэффициентом смертности, который позволяет элиминировать влияние различий в возрастной структуре населения (рис 4).

Рисунок 4. Стандартизованные коэффициенты смертности пешеходов и общей смертности от всех транспортных несчастных случаев, на 100000 населения

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата.

Половозрастные особенности пешеходной смертности в России

Существуют значительные различия в смертности пешеходов по полу. С 1989 по 2011 год в структуре пешеходной смертности всегда преобладали мужчины, на которых приходилось более 70% всех смертных случаев. В то же время на протяжении всего периода наблюдается рост вклада женской пешеходной смертности - с 23% в 1989 до 31,7% в 2010 году, и только в 2011 году он несколько снизился (рис. 5).

Рисунок 5. Вклад мужчин и женщин в общую структуру смертности пешеходов, 1989-2011 гг., %

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата

Половые различия в смертности пешеходов зависят от возраста. Они особенно заметны в средних возрастах - от 20 до 60 лет, а также в самой старшей возрастной группе - 85 лет и старше. Из рисунка 6 видно, что именно в этих возрастах мужчины подвержены наибольшему риску, попасть под автомобиль, доля погибших мужчин-пешеходов по сравнению с женщинами-пешеходами значительно выше.

Рисунок 6. Вклад мужчин и женщин в пешеходную смертность в 2011 г. по возрастным группам, %

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата

Динамика повозрастных показателей пешеходной смертности в России с 1989 по 2011 г. свидетельствует о ряде положительных тенденций наметившихся в этот период. В начале 90-х годов существовали значительные различия в мужской пешеходной смертности между отдельными возрастными группами. Так, в группах 15-29, 30-44 и  45-59 погибало 6-7 человек на 100000 населения, в возрастной группе 60-74 - около 3 человек на 100000, в возрасте 0-14 и 75 и старше - чуть больше 1,5 человек на 100000 населения. К 2010 г. эти различия заметно сократились – в основном за счет более высоких темпов снижения СКС у пешеходов-мужчин в трудоспособных возрастах. В других возрастных группах также происходило снижение, но оно не было столь стремительным.

У женщин-пешеходов ситуация с 1989 по 2004 г. во всех возрастных группах, кроме детских, практически не менялась. Наблюдались небольшие положительные тенденции с 1991 по 1998 г., но затем они сменились очередным подъемом в 1999-2003 г., который свел к нулю положительные тенденции 1991-1998 гг. С 2004 по 2010 г. шло значительное снижение СКС во всех возрастных группах, которое вновь сменяется подъемом в 2011 г. (рис. 7).

Рисунок 7. Коэффициенты смертности пешеходов по пятнадцатилетним возрастным группам, на 100000 населения соответствующего возраста

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата

Между 1989 и 2011 гг. у мужчин 58,2% снижения стандартизованного коэффициента пешеходной смертности пришлось на возрастную группу 15-44 года, 9% - на детские возраста 0-14 лет, 27,7% - на возрастную группу 45-74 года и 4,8% - на возрастную группу 75 лет и старше.

У женщин на детские возраста 0-14 лет пришлось 18,4% от общего снижения, почти такую же долю внесла возрастная группа 15-29 лет, 35,2% снижения пришлось на возрастную группу 45-74 года и 12,6% - на возрастную группу 75 и старше (рис. 8).

Рисунок 8. Снижение значения возрастных коэффициентов смертности пешеходов по пятнадцатилетним возрастным группам: 2011 год в % к 1989 году

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата

В результате отмеченных изменений с 1989 по 2011 г. изменился возрастной профиль мужской пешеходной смертности, причем самые значительные изменения произошли в молодых возрастах. У женщин ситуации немного иная. Снижение смертности с 1989 по 2011 г. произошло во всех возрастных группах, но эти изменения были распределены более однородно, чем у мужчин (рис. 9).

Рисунок 9. Коэффициенты смертности пешеходов по пятилетним возрастным группам в 2011 и г., на 100000 населения соответствующего возраста

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата

С изменением возрастного профиля смертности менялся и средний возраст смерти. Так в 1989 г. у мужчин-пешеходов он составлял 37,3 года, а у женщин-пешеходов 47,8 года. До 1998 года происходило омоложение женской пешеходной смертности, тогда как средний возраст мужской смертности оставался достаточно стабильным. После 1998 года в России наблюдается увеличение среднего возраста смерти для обоих полов, что свидетельствует об увеличении вклада в пешеходную смертность старших возрастных групп населения. При этом разрыв в среднем возрасте смерти между мужчинами и женщинами - в пределах 7-8  лет -  с 1999 года не меняется (рис. 10).

Рисунок 10. Средний возраст смерти пешеходов, 1989-2011 гг., лет

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата

Различия в пешеходной смертности между городом и селом

В России существуют различия в пешеходной смертности в зависимости не только от пола и возраста, но и от типа поселения. В целом смертность мужчин-пешеходов на селе выше, чем в городе, хотя в период с 1999 по 2003 г., когда смертность  на селе была чуть выше городской.

У женщин долгое время наблюдалась обратная ситуация. До 2006 г. смертность  городских женщин-пешеходов была выше, но с недавнего времени ситуация изменилась (рис. 11).

Рисунок 11. Стандартизованный коэффициент смертности пешеходов в городе и селе, 1989-2011 гг., на 100000 населения

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата

Повозрастные коэффициенты смертности пешеходов в городе и селе, для мужчин и женщин также имеют значительные различия. У мужчин разница между городом и селом объясняется очень высокой смертностью сельских мужчин в трудоспособных возрастах, хотя риски для мужчин-пешеходов в старших возрастных группах в городах и выше. В целом средний возраст смерти для мужчин-пешеходов в городе выше, чем на селе, что говорит о более молодой структуре погибающих пешеходов на селе.

У женщин в возрастной группе 15-74 года риски для женщин-пешеходов на селе значительно выше, чем в городе, но в старших возрастных группах у женщин, как и у мужчин, риски в городах выше, чем на селе (рис. 12).

Рисунок 12. Возрастные коэффициенты смертности для пешеходов мужчин и женщин в городской и сельской местности, 2011 г., на 100000 населения соответствующего возраста

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата

Вклад отдельных возрастных групп в пешеходную смертность в городе и селе представлен на рис. 13. Из рисунка видно, какие половозрастные группы подвержены наибольшему риску. Так в городе основной группой риска у мужчин являются возрастные группы 30-44 и 45-49 лет. У женщин 45-59 и 60-74 года. Село имеет ряд отличий от города. Так в зоне высокой пешеходной смертности в селе находятся мужчины в возрастном интервале 15-59 лет и женщины в интервале 15-74 года.

Рисунок 13. Динамика возрастных коэффициентов смертности пешеходов по пятнадцатилетним возрастным группам в разрезе город-село, 1989-2011 гг., на 100000 населения соответствующего возраста

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата.

Региональные различия в смертности пешеходов

В России пешеходная смертность крайне неоднородна в региональном разрезе. Если в среднем по России стандартизованный коэффициент смертности для мужчин-пешеходов составляет почти 10 погибших на 100000 населения, то в Республике Тыва этот показатель равен 30, в Республике Бурятия 21, в Московской области 19 погибшим на 100000 населения. Если не брать в расчет республики северного Кавказа, то минимальные показатели пешеходной смертности наблюдаются в Магаданской области - 1, в Ростовской и Мурманской областях - 3, в Рязанской области 5 погибших на 100000 населения. Между минимальным и максимальным значениями СКС на региональном уровне наблюдается тридцатикратная разница. Такая ситуация с пешеходной смертностью у мужчин, говорит о том, что должна быть выделена особая группы проблемных регионов, в которых скрываются основные резервы снижения смертности.

Таблица 1. Стандартизованный коэффициент смертности  мужчин-пешеходов по регионам России в 2011 г., на 100000 населения, регионы ранжированы по убыванию показателя


Регион

СКС


Регион

СКС


Регион

СКС

1

Республика Тыва

30,21

28

Удмуртская Республика

11,20

55

Республика Дагестан

8,27

2

Республика Бурятия

21,17

29

Ярославская область

11,18

56

Республика Мордовия

8,22

3

Московская область

19,31

30

Пензенская область

11,06

57

Республика Ингушетия

8,22

4

Владимирская область

18,91

31

Хабаровский край

11,00

58

Курганская область

8,12

5

Тверская область

17,17

32

Республика Марий Эл

10,97

59

Воронежская область

8,06

6

Республика Алтай

16,56

33

Республика Башкортостан

10,87

60

Вологодская область

7,77

7

Псковская область

15,96

34

Алтайский край

10,60

61

Курская область

7,62

8

Республика Калмыкия

15,83

35

Орловская область

10,58

62

Нижегородская область

7,39

9

Новгородская область

15,41

36

Архангельская область

10,54

63

Карачаево-Черкесская Республика

6,99

10

Еврейская автономная область

15,08

37

Краснодарский край

10,36

64

Оренбургская область

6,81

11

Ленинградская область

15,07

38

Республика Северная Осетия-Алания

10,34

65

г.Москва

6,76

12

Калужская область

15,03

39

Красноярский край

10,20

66

Ставропольский край

6,75

13

Сахалинская область

14,34

40

Российская Федерация

9,97

67

Тюменская область

6,66

14

Приморский край

14,25

41

Томская область

9,84

68

Иркутская область

6,51

15

Кировская область

14,22

42

Кемеровская область

9,82

69

Астраханская область

6,47

16

Пермская область

13,87

43

Самарская область

9,67

70

Республика Карелия

6,41

17

Тульская область

13,54

44

Oмская область

9,45

71

Республика Саха (Якутия)

6,06

18

Чувашская Республика

13,31

45

г.Санкт-Петербург

9,42

72

Камчатская область

5,80

19

Читинская область

13,03

46

Ивановская область

9,41

73

Республика Коми

5,60

20

Смоленская область

12,23

47

Липецкая область

9,33

74

Костромская область

5,50

21

Амурская область

11,99

48

Челябинская область

8,75

75

Рязанская область

4,89

22

Новосибирская область

11,98

49

Ульяновская область

8,72

76

Кабардино-Балкарская Республика

4,77

23

Брянская область

11,87

50

Волгоградская область

8,65

77

Мурманская область

3,13

24

Республика Адыгея

11,49

51

Калининградская область

8,63

78

Чукотский автономный округ

3,05

25

Белгородская область

11,33

52

Тамбовская область

8,58

79

Ростовская область

2,83

26

Республика Хакасия

11,28

53

Саратовская область

8,51

80

Чеченская Республика

2,30

27

Республика Татарстан

11,23

54

Свердловская область

8,47

81

Магаданская область

1,03

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата.

У женщин средний СКС  в 2011г. составил 2,7 на 100000 населения. Максимальные значения данного показателя для женщин наблюдались в тех же регионах, что и мужчин: Республика Тыва, Республика Бурятия, Владимирская, Новгородская, Ленинградская и Орловская области. В Республике Тыва значение СКС составляет почти 8 погибших на 100000 населения. Разница между максимальным и минимальным значением, если не считать республики Северного Кавказа, десятикратна. У женщин разброс в СКС не так велик, как у мужчин, но все равно, значителен.

Таблица 2. Стандартизованный коэффициент смертности женщин-пешеходов по регионам России в 2011 г., на 100000 населения, регионы ранжированы по убыванию показателя


Регион

СКС


Регион

СКС


Регион

СКС

1

Республика Тыва

7,67

28

Краснодарский край

3,09

55

Свердловская область

2,29

2

Владимирская область

5,88

29

Новосибирская область

3,09

56

Сахалинская область

2,26

3

Новгородская область

5,44

30

Читинская область

3,08

57

Воронежская область

2,24

4

Ленинградская область

4,86

31

Ярославская область

3,04

58

Калининградская область

2,13

5

Орловская область

4,55

32

Республика Алтай

3,03

59

Республика Ингушетия

2,08

6

Республика Бурятия

4,21

33

Курская область

3,02

60

Челябинская область

2,05

7

Калужская область

4,10

34

Ивановская область

3,00

61

Республика Северная Осетия-Алания

2,02

8

Удмуртская Республика

4,10

35

Республика Мордовия

2,98

62

Псковская область

2,01

9

Брянская область

4,07

36

Республика Дагестан

2,87

63

Вологодская область

2,00

10

Тверская область

3,99

37

Oмская область

2,83

64

Волгоградская область

1,98

11

Республика Марий Эл

3,94

38

Курганская область

2,83

65

Иркутская область

1,95

12

Московская область

3,93

39

Липецкая область

2,82

66

Республика Адыгея

1,92

13

Архангельская область

3,72

40

Томская область

2,76

67

Нижегородская область

1,89

14

Смоленская область

3,69

41

г.Санкт-Петербург

2,74

68

г.Москва

1,74

15

Приморский край

3,65

42

Белгородская область

2,72

69

Рязанская область

1,65

16

Республика Татарстан

3,58

43

Российская Федерация

2,70

70

Ставропольский край

1,61

17

Алтайский край

3,51

44

Пензенская область

2,69

71

Костромская область

1,37

18

Кемеровская область

3,50

45

Амурская область

2,69

72

Камчатская область

1,23

19

Тульская область

3,44

46

Красноярский край

2,65

73

Еврейская автономная область

1,21

20

Пермская область

3,43

47

Республика Саха (Якутия)

2,53

74

Тюменская область

1,17

21

Республика Хакасия

3,40

48

Республика Башкортостан

2,51

75

Магаданская область

1,06

22

Кировская область

3,39

49

Тамбовская область

2,46

76

Республика Коми

1,01

23

Чувашская Республика

3,32

50

Астраханская область

2,37

77

Карачаево-Черкесская Республика

0,88

24

Самарская область

3,31

51

Саратовская область

2,34

78

Ростовская область

0,86

25

Чукотский автономный округ

3,16

52

Республика Карелия

2,34

79

Мурманская область

0,71

26

Хабаровский край

3,12

53

Ульяновская область

2,34

80

Кабардино-Балкарская Республика

0,50

27

Республика Калмыкия

3,10

54

Оренбургская область

2,34

81

Чеченская Республика

0,46

Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата

Россия на мировом фоне

Несмотря на положительные тенденции в пешеходной смертности, которые наблюдаются в России последние 20 лет, ситуация остается тяжелой. Разрыв в значении общего коэффициента между Россией и развитыми странами огромен. Так в ряде европейских стран значения общего коэффициента с начала 1990-х гг. не превышает 3 погибших на 100000 населения и продолжает снижаться.

Во многих странах Европы, таких как Бельгия, Великобритания, Германия, Норвегия, Швеция и др. значение общего коэффициента смертности для пешеходов уже давно установился на уровне меньше единицы на 100000 населения. В ряде других стран, таких как Австрия, Бельгия, Кипр, Словения и др. этот уровень чуть выше, но не превышает 2 погибших на 100000 населения.

Рисунок 14. Общий коэффициент смертности пешеходов в некоторых странах, 1995-2011 гг. (слева) и общий коэффициент смертности пешеходов в некоторых странах в 2010 г., на 100000 населения

Источник: UNECE Statistics.

В детских возрастах возрастные коэффициенты смертности в России и европейских странах вполне сопоставимы. Но, начиная с возрастной группы 15-17 лет, пешеходная смертность в России резко возрастает. В европейских странах  риски попасть под машину у детей и людей в трудоспособных возрастах не велики. С увеличением возраста в интервале от 0 до 64 лет в рассматриваемых странах риски возрастают незначительно, тогда как в России риски с возрастом увеличиваются в разы. В странах Запада у пешеходов, основной группой риска являются пожилые люди. В России же, пожилые люди тоже являются группой высокого риска, но показатели интенсивности смерти в этих возрастах у нас в 2-5 раз выше, чем в сравниваемых странах. Разница в интенсивностях смертности пешеходовмежду Россией и, например, Нидерландами в возрастной группе 15-17 лет почти тридцатикратная, в возрастной группе 18-20 лет шестнадцатикратная, 21-24 года пятидесятикратная, 25-64 двадцатикратная. И это с учетом того, что данные по пешеходной смертности по Нидерландам десятилетней давности. Отставание России от успешных западных стран сконцентрировано именно в трудоспособных возрастах (рис. 15).

Рисунок 15. Возрастные коэффициенты смертности пешеходов в России и некоторых странах Европы, на 100000 населения

Источник: UNECE Statistics.

Для того чтобы в России достигнуть уровня в 3 погибших на 100000 населения, необходимо снизить пешеходную смертность до 4500 человек в год, а для того что бы достигнуть уровня 1 погибший на 100000 населения, необходимо снизить пешеходную смертность до 1500 человек в год. Достигнуть таких результатов в ближайшее время, вряд ли удастся. Если в России сохранятся среднегодовые темпы снижения пешеходной смертности, наблюдавшиеся за последние двадцать лет (примерно -2% в год), нынешний европейский уровень в России будет достигнут к 2100 году.

К сожалению, сегодня мало внимания уделяется научной стороне вопроса. Недостаток в статистических данных, регулярных публикациях, статьях делает проблему неизученной. Поэтому меры политики направленные на стабилизацию ситуации, часто бывают неэффективными. Пока такой подход к безопасности дорожного движения в России будет сохраняться, вряд ли можно ожидать скорого улучшения ситуации.


* - Данное научное исследование (№ проекта 05-0029) выполнено при поддержке Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2011- 2013 гг."
1 Фаттахов Тимур Асфанович – магистр демографии, Институт демографии НИУ ВШЭ.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.