|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Смертность пешеходов на дорогах России*
Т. Фаттахов1
- специально для Демоскопа
Источники данных
В России данные о погибших пешеходах существуют с 1956
года. С 1956 по 1998 год Росстатом в группе транспортных происшествий
выделялась отдельная причина смерти: «Автомототранспортные несчастные
случаи на общественной дороге в результате наезда на пешехода».
В 1999 году в связи с переходом на Международную классификацию
болезней травм и причин смерти (МКБ–10) причина «Автомототранспортные
несчастные случаи на общественной дороге в результате наезда на
пешехода» была заменена на другую причину «Пешеход,
пострадавший в результате транспортного несчастного случая».
С 2006 года Росстат стал выделять две категории погибших
пешеходов:
- Пешеход, пострадавший от дорожного мототранспортного
несчастного случая;
- Пешеход, пострадавший от внедорожного мототранспортного
несчастного случая.
В 2011 году в статистической форме С-51 "Распределение
умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти", которая
действует с 1989 года, стали выделять 4 причины пешеходной смертности:
- Пешеход, пострадавший в результате дорожного транспортного
случая (кроме железнодорожного);
- Пешеход, пострадавший в результате недорожного транспортного
случая (кроме железнодорожного);
- Пешеход, пострадавший при столкновении с поездом
или другим железнодорожным транспортным средством;
- Пешеход, пострадавший в результате неуточненного
транспортного случая (кроме железнодорожного).
Объединим данные Росстата о смертности пешеходов в один
ряд следующим образом:
- для 1989-1998 гг. возьмем статистику автомототранспортных
несчастных случаев на общественной дороге в результате наезда
на пешеходов;
- для 1999-2005 гг. возьмем статистику автомототранспортных
несчастных случаев на общественной дороге в результате наезда
на пешеходов.
- для 2006-2010 гг. возьмем сумму пешеходов, пострадавших
от дорожных мототранспортных несчастных случаев и пешеходов
пострадавших от внедорожных мототранспортных несчастных случаев
(рис. 1).
Рисунок 1. Число погибших пешеходов по данным Росстата
и ООН (ГИБДД), человек
Источник: Росстат, UNECE Statistics.
Помимо статистики Росстата, существует статистика ГИБДД
о погибших пешеходах. Но данные ГИБДД, в электронном виде имеются
за очень короткий период - с 1997 года. Еще один существенный недостаток
этих данных заключается в том, что они находятся в закрытом доступе
и не публикуются, а то, что обрывочно публикуется, не имеет базовых
распределений по полу и возрасту.
С 1993 по 2004 гг. имеются данные ООН (они также приведены
на рис. 1), которые, видимо, формировались на основе данных ГИБДД,
этот вывод можно сделать, сравнивая абсолютные значения чисел погибших
в ДТП. Поэтому расхождение в цифрах между Росстатом и ООН будем
рассматривать как расхождение между Росстатом и ГИБДД. Это расхождение
достаточно трудно объяснить, так как мы не знаем, кто попадает в
статистику ГИБДД как пешеход. Поэтому для дальнейшего анализа будем
использовать данные Росстата, ввиду того, что они собираются в соответствии
с МКБ-10, имеют распределения по полу, возрасту, и могут быть использованы
для международного и регионального сравнения.
Общая ситуация и система корректных показателей
С начала 90-х годов в России наблюдается бурный рост
автомобилизации. Этот рост сопровождался увеличением доли пешеходной
смертности в общей структуре смертности от ДТП, до 1998 года. В
1991 году был достигнут исторический максимум пешеходной смертности,
который составил 24206 погибших. Всего же с 1989 по 2011 год на
дорогах России погибло около 397 тыс. пешеходов.
Рисунок 2. Число погибших пешеходов по полу (шкала слева,
человек) и доля пешеходной смертности в общей структуре погибших
от ДТП (шкала справа, %),
1989-2011 гг.
Источник: Росстат.
Абсолютные числа событий не является лучшим показателем
для оценки ситуации, ввиду того, что они подвержены влиянию возрастной
структуры населения. Из рисунка 3 видно, что на число погибших пешеходов
в той или иной возрастной группе оказывает значительное влияние
численность населения в этой возрастной группе.
Рисунок 3. Число погибших пешеходов по пятилетним возрастным
группам (слева) и половозрастная структура населения России (справа),
2011 г.
Источник: Росстат.
Для того, что бы устранить влияние возрастной структуры,
воспользуемся стандартизованным коэффициентом смертности, который
позволяет элиминировать влияние различий в возрастной структуре
населения (рис 4).
Рисунок 4. Стандартизованные коэффициенты смертности
пешеходов и общей смертности от всех транспортных несчастных случаев,
на 100000 населения
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата.
Половозрастные особенности пешеходной смертности в России
Существуют значительные различия в смертности пешеходов
по полу. С 1989 по 2011 год в структуре пешеходной смертности всегда
преобладали мужчины, на которых приходилось более 70% всех смертных
случаев. В то же время на протяжении всего периода наблюдается рост
вклада женской пешеходной смертности - с 23% в 1989 до 31,7% в 2010
году, и только в 2011 году он несколько снизился (рис. 5).
Рисунок 5. Вклад мужчин и женщин в общую структуру смертности
пешеходов, 1989-2011 гг., %
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата
Половые различия в смертности пешеходов зависят от возраста.
Они особенно заметны в средних возрастах - от 20 до 60 лет, а также
в самой старшей возрастной группе - 85 лет и старше. Из рисунка
6 видно, что именно в этих возрастах мужчины подвержены наибольшему
риску, попасть под автомобиль, доля погибших мужчин-пешеходов по
сравнению с женщинами-пешеходами значительно выше.
Рисунок 6. Вклад мужчин и женщин в пешеходную смертность
в 2011 г. по возрастным группам, %
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата
Динамика повозрастных показателей пешеходной смертности
в России с 1989 по 2011 г. свидетельствует о ряде положительных
тенденций наметившихся в этот период. В начале 90-х годов существовали
значительные различия в мужской пешеходной смертности между отдельными
возрастными группами. Так, в группах 15-29, 30-44 и 45-59
погибало 6-7 человек на 100000 населения, в возрастной группе 60-74
- около 3 человек на 100000, в возрасте 0-14 и 75 и старше - чуть
больше 1,5 человек на 100000 населения. К 2010 г. эти различия заметно
сократились – в основном за счет более высоких темпов снижения СКС
у пешеходов-мужчин в трудоспособных возрастах. В других возрастных
группах также происходило снижение, но оно не было столь стремительным.
У женщин-пешеходов ситуация с 1989 по 2004 г. во всех
возрастных группах, кроме детских, практически не менялась. Наблюдались
небольшие положительные тенденции с 1991 по 1998 г., но затем они
сменились очередным подъемом в 1999-2003 г., который свел к нулю
положительные тенденции 1991-1998 гг. С 2004 по 2010 г. шло значительное
снижение СКС во всех возрастных группах, которое вновь сменяется
подъемом в 2011 г. (рис. 7).
Рисунок 7. Коэффициенты смертности пешеходов по пятнадцатилетним
возрастным группам, на 100000 населения соответствующего возраста
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата
Между 1989 и 2011 гг. у мужчин 58,2% снижения стандартизованного
коэффициента пешеходной смертности пришлось на возрастную группу
15-44 года, 9% - на детские возраста 0-14 лет, 27,7% - на возрастную
группу 45-74 года и 4,8% - на возрастную группу 75 лет и старше.
У женщин на детские возраста 0-14 лет пришлось 18,4%
от общего снижения, почти такую же долю внесла возрастная группа
15-29 лет, 35,2% снижения пришлось на возрастную группу 45-74 года
и 12,6% - на возрастную группу 75 и старше (рис. 8).
Рисунок 8. Снижение значения возрастных коэффициентов
смертности пешеходов по пятнадцатилетним возрастным группам: 2011
год в % к 1989 году
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата
В результате отмеченных изменений с 1989 по 2011 г.
изменился возрастной профиль мужской пешеходной смертности, причем
самые значительные изменения произошли в молодых возрастах. У женщин
ситуации немного иная. Снижение смертности с 1989 по 2011 г. произошло
во всех возрастных группах, но эти изменения были распределены более
однородно, чем у мужчин (рис. 9).
Рисунок 9. Коэффициенты смертности пешеходов по пятилетним
возрастным группам в 2011 и г., на 100000 населения соответствующего
возраста
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата
С изменением возрастного профиля смертности менялся
и средний возраст смерти. Так в 1989 г. у мужчин-пешеходов он составлял
37,3 года, а у женщин-пешеходов 47,8 года. До 1998 года происходило
омоложение женской пешеходной смертности, тогда как средний возраст
мужской смертности оставался достаточно стабильным. После 1998 года
в России наблюдается увеличение среднего возраста смерти для обоих
полов, что свидетельствует об увеличении вклада в пешеходную смертность
старших возрастных групп населения. При этом разрыв в среднем возрасте
смерти между мужчинами и женщинами - в пределах 7-8 лет -
с 1999 года не меняется (рис. 10).
Рисунок 10. Средний возраст смерти пешеходов, 1989-2011
гг., лет
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата
Различия в пешеходной смертности между городом и селом
В России существуют различия в пешеходной смертности
в зависимости не только от пола и возраста, но и от типа поселения.
В целом смертность мужчин-пешеходов на селе выше, чем в городе,
хотя в период с 1999 по 2003 г., когда смертность на селе
была чуть выше городской.
У женщин долгое время наблюдалась обратная ситуация.
До 2006 г. смертность городских женщин-пешеходов была выше,
но с недавнего времени ситуация изменилась (рис. 11).
Рисунок 11. Стандартизованный коэффициент смертности
пешеходов в городе и селе, 1989-2011 гг., на 100000 населения
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата
Повозрастные коэффициенты смертности пешеходов в городе
и селе, для мужчин и женщин также имеют значительные различия. У
мужчин разница между городом и селом объясняется очень высокой смертностью
сельских мужчин в трудоспособных возрастах, хотя риски для мужчин-пешеходов
в старших возрастных группах в городах и выше. В целом средний возраст
смерти для мужчин-пешеходов в городе выше, чем на селе, что говорит
о более молодой структуре погибающих пешеходов на селе.
У женщин в возрастной группе 15-74 года риски для женщин-пешеходов
на селе значительно выше, чем в городе, но в старших возрастных
группах у женщин, как и у мужчин, риски в городах выше, чем на селе
(рис. 12).
Рисунок 12. Возрастные коэффициенты смертности для пешеходов
мужчин и женщин в городской и сельской местности, 2011 г., на 100000
населения соответствующего возраста
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата
Вклад отдельных возрастных групп в пешеходную смертность
в городе и селе представлен на рис. 13. Из рисунка видно, какие
половозрастные группы подвержены наибольшему риску. Так в городе
основной группой риска у мужчин являются возрастные группы 30-44
и 45-49 лет. У женщин 45-59 и 60-74 года. Село имеет ряд отличий
от города. Так в зоне высокой пешеходной смертности в селе находятся
мужчины в возрастном интервале 15-59 лет и женщины в интервале 15-74
года.
Рисунок 13. Динамика возрастных коэффициентов смертности
пешеходов по пятнадцатилетним возрастным группам в разрезе город-село,
1989-2011 гг., на 100000 населения соответствующего возраста
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата.
Региональные различия в смертности пешеходов
В России пешеходная смертность крайне неоднородна в
региональном разрезе. Если в среднем по России стандартизованный
коэффициент смертности для мужчин-пешеходов составляет почти 10
погибших на 100000 населения, то в Республике Тыва этот показатель
равен 30, в Республике Бурятия 21, в Московской области 19 погибшим
на 100000 населения. Если не брать в расчет республики северного
Кавказа, то минимальные показатели пешеходной смертности наблюдаются
в Магаданской области - 1, в Ростовской и Мурманской областях -
3, в Рязанской области 5 погибших на 100000 населения. Между минимальным
и максимальным значениями СКС на региональном уровне наблюдается
тридцатикратная разница. Такая ситуация с пешеходной смертностью
у мужчин, говорит о том, что должна быть выделена особая группы
проблемных регионов, в которых скрываются основные резервы снижения
смертности.
Таблица 1. Стандартизованный коэффициент смертности
мужчин-пешеходов по регионам России в 2011 г., на 100000 населения,
регионы ранжированы по убыванию показателя
|
Регион
|
СКС
|
|
Регион
|
СКС
|
|
Регион
|
СКС
|
1
|
Республика Тыва
|
30,21
|
28
|
Удмуртская Республика
|
11,20
|
55
|
Республика Дагестан
|
8,27
|
2
|
Республика Бурятия
|
21,17
|
29
|
Ярославская область
|
11,18
|
56
|
Республика Мордовия
|
8,22
|
3
|
Московская область
|
19,31
|
30
|
Пензенская область
|
11,06
|
57
|
Республика Ингушетия
|
8,22
|
4
|
Владимирская область
|
18,91
|
31
|
Хабаровский край
|
11,00
|
58
|
Курганская область
|
8,12
|
5
|
Тверская область
|
17,17
|
32
|
Республика Марий Эл
|
10,97
|
59
|
Воронежская область
|
8,06
|
6
|
Республика Алтай
|
16,56
|
33
|
Республика Башкортостан
|
10,87
|
60
|
Вологодская область
|
7,77
|
7
|
Псковская область
|
15,96
|
34
|
Алтайский край
|
10,60
|
61
|
Курская область
|
7,62
|
8
|
Республика Калмыкия
|
15,83
|
35
|
Орловская область
|
10,58
|
62
|
Нижегородская область
|
7,39
|
9
|
Новгородская область
|
15,41
|
36
|
Архангельская область
|
10,54
|
63
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
6,99
|
10
|
Еврейская автономная область
|
15,08
|
37
|
Краснодарский край
|
10,36
|
64
|
Оренбургская область
|
6,81
|
11
|
Ленинградская область
|
15,07
|
38
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
10,34
|
65
|
г.Москва
|
6,76
|
12
|
Калужская область
|
15,03
|
39
|
Красноярский край
|
10,20
|
66
|
Ставропольский край
|
6,75
|
13
|
Сахалинская область
|
14,34
|
40
|
Российская Федерация
|
9,97
|
67
|
Тюменская область
|
6,66
|
14
|
Приморский край
|
14,25
|
41
|
Томская область
|
9,84
|
68
|
Иркутская область
|
6,51
|
15
|
Кировская область
|
14,22
|
42
|
Кемеровская область
|
9,82
|
69
|
Астраханская область
|
6,47
|
16
|
Пермская область
|
13,87
|
43
|
Самарская область
|
9,67
|
70
|
Республика Карелия
|
6,41
|
17
|
Тульская область
|
13,54
|
44
|
Oмская область
|
9,45
|
71
|
Республика Саха (Якутия)
|
6,06
|
18
|
Чувашская Республика
|
13,31
|
45
|
г.Санкт-Петербург
|
9,42
|
72
|
Камчатская область
|
5,80
|
19
|
Читинская область
|
13,03
|
46
|
Ивановская область
|
9,41
|
73
|
Республика Коми
|
5,60
|
20
|
Смоленская область
|
12,23
|
47
|
Липецкая область
|
9,33
|
74
|
Костромская область
|
5,50
|
21
|
Амурская область
|
11,99
|
48
|
Челябинская область
|
8,75
|
75
|
Рязанская область
|
4,89
|
22
|
Новосибирская область
|
11,98
|
49
|
Ульяновская область
|
8,72
|
76
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
4,77
|
23
|
Брянская область
|
11,87
|
50
|
Волгоградская область
|
8,65
|
77
|
Мурманская область
|
3,13
|
24
|
Республика Адыгея
|
11,49
|
51
|
Калининградская область
|
8,63
|
78
|
Чукотский автономный округ
|
3,05
|
25
|
Белгородская область
|
11,33
|
52
|
Тамбовская область
|
8,58
|
79
|
Ростовская область
|
2,83
|
26
|
Республика Хакасия
|
11,28
|
53
|
Саратовская область
|
8,51
|
80
|
Чеченская Республика
|
2,30
|
27
|
Республика Татарстан
|
11,23
|
54
|
Свердловская область
|
8,47
|
81
|
Магаданская область
|
1,03
|
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата.
У женщин средний СКС в 2011г. составил 2,7 на
100000 населения. Максимальные значения данного показателя для женщин
наблюдались в тех же регионах, что и мужчин: Республика Тыва, Республика
Бурятия, Владимирская, Новгородская, Ленинградская и Орловская области.
В Республике Тыва значение СКС составляет почти 8 погибших на 100000
населения. Разница между максимальным и минимальным значением, если
не считать республики Северного Кавказа, десятикратна. У женщин
разброс в СКС не так велик, как у мужчин, но все равно, значителен.
Таблица 2. Стандартизованный коэффициент смертности
женщин-пешеходов по регионам России в 2011 г., на 100000 населения,
регионы ранжированы по убыванию показателя
|
Регион
|
СКС
|
|
Регион
|
СКС
|
|
Регион
|
СКС
|
1
|
Республика Тыва
|
7,67
|
28
|
Краснодарский край
|
3,09
|
55
|
Свердловская область
|
2,29
|
2
|
Владимирская область
|
5,88
|
29
|
Новосибирская область
|
3,09
|
56
|
Сахалинская область
|
2,26
|
3
|
Новгородская область
|
5,44
|
30
|
Читинская область
|
3,08
|
57
|
Воронежская область
|
2,24
|
4
|
Ленинградская область
|
4,86
|
31
|
Ярославская область
|
3,04
|
58
|
Калининградская область
|
2,13
|
5
|
Орловская область
|
4,55
|
32
|
Республика Алтай
|
3,03
|
59
|
Республика Ингушетия
|
2,08
|
6
|
Республика Бурятия
|
4,21
|
33
|
Курская область
|
3,02
|
60
|
Челябинская область
|
2,05
|
7
|
Калужская область
|
4,10
|
34
|
Ивановская область
|
3,00
|
61
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
2,02
|
8
|
Удмуртская Республика
|
4,10
|
35
|
Республика Мордовия
|
2,98
|
62
|
Псковская область
|
2,01
|
9
|
Брянская область
|
4,07
|
36
|
Республика Дагестан
|
2,87
|
63
|
Вологодская область
|
2,00
|
10
|
Тверская область
|
3,99
|
37
|
Oмская область
|
2,83
|
64
|
Волгоградская область
|
1,98
|
11
|
Республика Марий Эл
|
3,94
|
38
|
Курганская область
|
2,83
|
65
|
Иркутская область
|
1,95
|
12
|
Московская область
|
3,93
|
39
|
Липецкая область
|
2,82
|
66
|
Республика Адыгея
|
1,92
|
13
|
Архангельская область
|
3,72
|
40
|
Томская область
|
2,76
|
67
|
Нижегородская область
|
1,89
|
14
|
Смоленская область
|
3,69
|
41
|
г.Санкт-Петербург
|
2,74
|
68
|
г.Москва
|
1,74
|
15
|
Приморский край
|
3,65
|
42
|
Белгородская область
|
2,72
|
69
|
Рязанская область
|
1,65
|
16
|
Республика Татарстан
|
3,58
|
43
|
Российская Федерация
|
2,70
|
70
|
Ставропольский край
|
1,61
|
17
|
Алтайский край
|
3,51
|
44
|
Пензенская область
|
2,69
|
71
|
Костромская область
|
1,37
|
18
|
Кемеровская область
|
3,50
|
45
|
Амурская область
|
2,69
|
72
|
Камчатская область
|
1,23
|
19
|
Тульская область
|
3,44
|
46
|
Красноярский край
|
2,65
|
73
|
Еврейская автономная область
|
1,21
|
20
|
Пермская область
|
3,43
|
47
|
Республика Саха (Якутия)
|
2,53
|
74
|
Тюменская область
|
1,17
|
21
|
Республика Хакасия
|
3,40
|
48
|
Республика Башкортостан
|
2,51
|
75
|
Магаданская область
|
1,06
|
22
|
Кировская область
|
3,39
|
49
|
Тамбовская область
|
2,46
|
76
|
Республика Коми
|
1,01
|
23
|
Чувашская Республика
|
3,32
|
50
|
Астраханская область
|
2,37
|
77
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
0,88
|
24
|
Самарская область
|
3,31
|
51
|
Саратовская область
|
2,34
|
78
|
Ростовская область
|
0,86
|
25
|
Чукотский автономный округ
|
3,16
|
52
|
Республика Карелия
|
2,34
|
79
|
Мурманская область
|
0,71
|
26
|
Хабаровский край
|
3,12
|
53
|
Ульяновская область
|
2,34
|
80
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
0,50
|
27
|
Республика Калмыкия
|
3,10
|
54
|
Оренбургская область
|
2,34
|
81
|
Чеченская Республика
|
0,46
|
Источник: Расчеты автора на основе данных Росстата
Россия на мировом фоне
Несмотря на положительные тенденции в пешеходной смертности,
которые наблюдаются в России последние 20 лет, ситуация остается
тяжелой. Разрыв в значении общего коэффициента между Россией и развитыми
странами огромен. Так в ряде европейских стран значения общего коэффициента
с начала 1990-х гг. не превышает 3 погибших на 100000 населения
и продолжает снижаться.
Во многих странах Европы, таких как Бельгия, Великобритания,
Германия, Норвегия, Швеция и др. значение общего коэффициента смертности
для пешеходов уже давно установился на уровне меньше единицы на
100000 населения. В ряде других стран, таких как Австрия, Бельгия,
Кипр, Словения и др. этот уровень чуть выше, но не превышает 2 погибших
на 100000 населения.
Рисунок 14. Общий коэффициент смертности пешеходов в
некоторых странах, 1995-2011 гг. (слева) и общий коэффициент смертности
пешеходов в некоторых странах в 2010 г., на 100000 населения
Источник: UNECE Statistics.
В детских возрастах возрастные коэффициенты смертности
в России и европейских странах вполне сопоставимы. Но, начиная с
возрастной группы 15-17 лет, пешеходная смертность в России резко
возрастает. В европейских странах риски попасть под машину
у детей и людей в трудоспособных возрастах не велики. С увеличением
возраста в интервале от 0 до 64 лет в рассматриваемых странах риски
возрастают незначительно, тогда как в России риски с возрастом увеличиваются
в разы. В странах Запада у пешеходов, основной группой риска являются
пожилые люди. В России же, пожилые люди тоже являются группой высокого
риска, но показатели интенсивности смерти в этих возрастах у нас
в 2-5 раз выше, чем в сравниваемых странах. Разница в интенсивностях
смертности пешеходовмежду Россией и, например, Нидерландами в возрастной
группе 15-17 лет почти тридцатикратная, в возрастной группе 18-20
лет шестнадцатикратная, 21-24 года пятидесятикратная, 25-64 двадцатикратная.
И это с учетом того, что данные по пешеходной смертности по Нидерландам
десятилетней давности. Отставание России от успешных западных стран
сконцентрировано именно в трудоспособных возрастах (рис. 15).
Рисунок 15. Возрастные коэффициенты смертности пешеходов
в России и некоторых странах Европы, на 100000 населения
Источник: UNECE Statistics.
Для того чтобы в России достигнуть уровня в 3 погибших
на 100000 населения, необходимо снизить пешеходную смертность до
4500 человек в год, а для того что бы достигнуть уровня 1 погибший
на 100000 населения, необходимо снизить пешеходную смертность до
1500 человек в год. Достигнуть таких результатов в ближайшее время,
вряд ли удастся. Если в России сохранятся среднегодовые темпы снижения
пешеходной смертности, наблюдавшиеся за последние двадцать лет (примерно
-2% в год), нынешний европейский уровень в России будет достигнут
к 2100 году.
К сожалению, сегодня мало внимания уделяется научной
стороне вопроса. Недостаток в статистических данных, регулярных
публикациях, статьях делает проблему неизученной. Поэтому меры политики
направленные на стабилизацию ситуации, часто бывают неэффективными.
Пока такой подход к безопасности дорожного движения в России будет
сохраняться, вряд ли можно ожидать скорого улучшения ситуации.
* - Данное научное
исследование (№ проекта 05-0029) выполнено при поддержке Программы
"Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2011- 2013 гг."
1 Фаттахов Тимур Асфанович
– магистр демографии, Институт демографии НИУ
ВШЭ.
|