|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Внешние миграции
населения Украины периода независимости
|
|
Над темой номера работала
|
|
Елена
МАЛИНОВСКАЯ
|
|
"Мексика Европы"?
Учитывая масштабы трудовой миграции за рубеж, Украину
иногда называют «Мексикой Европы».
Благодаря открытию границ9
и в условиях экономических трудностей переходного периода, безработицы,
низких зарплат, целью резко возросшей трансграничной мобильности
населения стали преимущественно не туризм и рекреация, а получение
дохода.
В начале 1990-х годов широкое распространение получили
краткосрочные выезды за рубеж для мелкой собственноручной торговли.
Их доходность обеспечивалась разницей цен, валютных курсов и унаследованным
от советских времен дефицитом товаров широкого потребления. Поездки
«челноков», как называли этих торговцев, не только помогли многим
семьям выжить в самый сложный период реформ, но позволили накопить
опыт хозяйствования в рыночных условиях, средства для предпринимательства.
Кроме того, полученный «челноками» опыт и установленные связи в
дальнейшем использовались для организации более длительных поездок,
теперь уже с целью трудоустройства, обеспечивавших более высокий
и стабильный доход.
Все больше украинцев находили работу за границей при
помощи лицензированных фирм-посредников (рис. 4). Однако большинство
трудовых мигрантов искали работу самостоятельно, использовали для
выезда туристические визы и потому статистически не учитывались.
В связи с этим измерить трудовую миграцию можно лишь с использованием
различного рода обследований населения.
Рисунок 4. Число граждан Украины, трудоустроенных за
границей при помощи официальных посредников в 1996-2012 годах, тысяч
человек
Источник: данные Государственной службы занятости Украины.
Опросы, имеющие статистическое значение и охватывающее
большое количество респондентов, требуют больших затрат и усилий
и проводятся не часто. Как основа для научно обоснованных оценок
масштабов трудовой миграции в украинской миграциологии используются,
как правило, три обследования населения, проведенные Государственной
службой статистики в 2001, 2008 и 2012 годах.
Первым из них было охвачено 18 тысяч лиц трудоспособного
возраста в восьми приграничных областях Украины. Экстраполяция полученных
данных на всю совокупность населения страны дала основание оценить
трудовую миграцию из Украины в начале столетия в 2,3-2,7 млн человек,
что составляло свыше 10% трудоспособного населения10.
В 2008 году было проведено полномасштабное обследование
населения по вопросу трудовой миграции по всей территории Украины.
Им было охвачено 22 тыс. домохозяйств, в составе которых насчитывалось
48 тысяч лиц трудоспособного возраста. Согласно полученным данным,
в течение трех с половиной лет до проведения опроса, т.е. в 2005-2008
годах, хотя бы раз на заработки за границу выезжали 1,5 млн украинцев,
или 5,1% трудоспособного населения11.
В это число входили также и те, кто выехал ранее, продолжал находиться
за границей, однако в обозначенный период приезжал в Украину, чтобы
затем вернуться к месту работы.
Таким образом, трудовая миграция из Украины достигла
своего пика на рубеже столетий, однако в 2000-х годах, когда экономика
успешно развивалась, несколько сократилась.
Как показало обследование 2012 года, аналогичное предыдущему,
мировой финансово-экономический кризис способствовал дальнейшему
сокращению трудовой миграции. Согласно полученным данным, в период
с 1 января 2010 по 17 июня 2012 года хотя бы раз выезжали на работу
за границей 1,2 млн граждан 15-70 лет, или 3,4% населения этого
возраста12. Вместе
с тем, обследование не охватывало лиц, выехавших до 2010 года и
не возвращавшихся в Украину в период наблюдений. Поскольку информация
об отсутствующих предоставлялась оставшимися на родине членами их
семей, не охвачены опросом также и те мигранты, которые уже успели
перевезти свои семьи в страны пребывания.
Таким образом, данные, полученные из обследований Госстата,
касаются главным образом лиц, совершающих временные поездки за рубеж
в целях трудоустройства, а также работающих за границей длительное
время, однако имеющих в Украине семью, периодически приезжающих
на родину. Они не распространяются на мигрантов, которые хотя и
выехали из Украины с трудовыми целями, однако живут за границей
уже длительное время, утратили связи с родиной, являются фактически
переселенцами, пусть даже и продолжают считать свое пребывание вне
страны временным.
Следовательно, эти обследования не могут обеспечить
четких количественных показателей трудовой эмиграции. Вместе с тем,
полученная благодаря им информация позволяет выявить тенденции,
направления, состав миграционных потоков.
В частности, результаты всех опросов указывают, что
главными странами назначения украинских мигрантов являются сопредельные
государства (Россия, Польша, Чехия, Венгрия), а также страны Юга
Европы (Италия, Испания, Португалия). Причем в результате специфики
того сегмента рынка труда, где в основном востребованы мигранты,
женщины составляют до 80% мигрантов в Италии, и, наоборот, примерно
такой же является доля мужчин среди мигрантов в Чехию и Россию.
Сравнение данных обследований Госстата 2008 и 2012 раундов
показывает, что за последние годы географическое распределение мигрантов
изменилось мало, разве что несколько сократилась доля России и возросла
Польши (рис. 5), что связано с открытием рынка труда этой страны
для сезонных работников из Украины (6 месяцев в течение календарного
года без разрешений на работу).
Рисунок 5. Страны назначения трудовых мигрантов, %
Источник: Данные обследований Государственной службы статистики
Украины
Основной моделью миграционного поведения является временная
сезонная миграция. Обследование 2012 года показало, что средняя
продолжительность отсутствия трудового мигранта в стране равняется
пяти месяцам, средняя частота поездок – три раза в течение двух
с половиной лет наблюдения. Короткие циркулярные поездки практикуются,
прежде всего, в соседние страны: Польшу, Россию, Белоруссию, Венгрию,
Чехию. Длительность пребывания в других странах закономерно больше.
Сферы приложения труда украинских трудящихся за границей
в 2008-2012 годах в целом не изменились. Прежде всего, это строительство
(мужчины) и работа в домашних хозяйствах (женщины). Вместе с тем,
финансово-экономический кризис внес в распределение трудовых мигрантов
по видам деятельности определенные коррективы. Доля занятых в строительстве,
т.е. особенно пострадавшей от кризиса отрасли, уменьшилась, однако
возросла в сельском хозяйстве, торговле и обслуживании, на транспорте,
в домохозяйствах (рис. 6).
Рисунок 6. Сферы занятости трудовых мигрантов в 2008
и 2012 годах, %
Источник: данные обследований Государственной службы статистики
Украины
Неизменным осталось распределение мигрантов по регионам
исхода. 70% из них рекрутируются из жителей восьми западных областей.
Здесь принимают участие в поездках за границу с целью заработка
10,8% лиц в возрасте 15-70 лет. Наивысшая интенсивность миграции
в Закарпатской, Черновицкой и Тернопольской областях. Доля мигрантов
среди населения соответствующей возрастной группы на Юге страны
составляет примерно 2%, на Севере – 1,3%, в Центре и на Востоке
– 1%.
Большинство трудовых мигрантов – выходцы из сел (54%),
среди горожан значительное число жителей малых городов и поселков
городского типа. 2/3 мигрантов – мужчины. Средний возраст работающих
за границей – 37 лет (средний возраст занятых в Украине – 40 лет).
Уровень образования – в основном средний (64,9%). Доля лиц с высшим
образованием довольно велика, хотя и значительно меньше, чем среди
занятых в Украине (рис. 7). Наивысшей она является у работающих
в Германии – почти 90%, довольно высокой - в Испании (20%), Венгрии
(20%), Италии (15%). В Португалии, Чехии, России в основном работают
мигранты со средним образованием.
Рисунок 7. Уровень образования трудовых мигрантов и
занятых в Украине, %
Источник: данные обследований Государственной службы статистики
Украины
Благодаря проведению миграционных амнистий (Испания,
Италия, Португалия), а также введению нового законодательства, расширившего
возможности трудоустройства иностранцев (Польша), правовое положение
украинских трудовых мигрантов в зарубежных странах улучшилось. Согласно
данным 2008 года, не имели никакого статуса, т.е. находились за
границей нелегально, 23,2% мигрантов. В 2012 году таковых оказалось
16,7%. Больше всего лиц с неурегулированным статусом в Польше, Италии,
России.
Доля лиц, работавших без письменно оформленных контрактов,
только на основе устной договоренности, еще выше – 62%. Отсутствие
контракта особенно распространено среди занятых в домашних хозяйствах
(83,5%), а по странам назначения - в Польше и России. Поэтому не
удивительно, что, согласно данным опроса 2012 года, только каждый
четвертый мигрант имел доступ к социальному страхованию, лишь каждый
пятый – к медицинскому.
Заработок мигрантов – главный мотив и результат выезда
на работу за рубеж. В среднем он равнялся, по данным обследования
2012 года, 930 долларам США, что втрое больше средней заработной
платы в Украине. Деньги, которые мигранты пересылали своим семьям
на родину, составляли свыше половины совокупных доходов у 53,8%
обследованных домохозяйств, т.е. имели для них решающее значение.
Полученные от мигрантов средства направлялись главным
образом на ежедневное потребление - 77,5% домохозяйств. 40,9% опрошенных
приобретали товары длительного пользования. Примерно каждое третье
домохозяйство (29,0%) строило, реконструировало или ремонтировало
жилье, а каждое пятое - (22,2%) делало сбережения.
Хотя инвестиционное использование заработанных за границей
денег невелико, они способствуют повышению благосостояния, сокращению
бедности, влияют на развитие экономики увеличивая платежеспособный
спрос. По данным Национального банка Украины, объемы частных трансфертов
постоянно растут, практически достигли уровня прямых иностранных
инвестиций, составляют более 4% ВВП (табл. 1).
Таблица 1. Денежные переводы в Украину в 2007-2012 годах
по оценке НБУ, млн. дол. США
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Всего
|
4922
|
6177
|
5370
|
5862
|
7019
|
7526
|
По каналам поступления
|
Через корсчета банков
|
2818
|
3275
|
2832
|
2959
|
3252
|
3278
|
Через международные платежные системы
|
1458
|
2097
|
1825
|
2126
|
2804
|
3213
|
Неформальными путями
|
646
|
805
|
713
|
777
|
963
|
1035
|
По источникам формирования
|
Оплата труда (без учета налогов и затрат в стране пребывания)
|
1842
|
3024
|
2855
|
3373
|
4022
|
4619
|
Частные трансферты, в т.ч.
|
3080
|
3153
|
2515
|
2489
|
2997
|
2911
|
Денежные переводы работников, работающих за границей
|
2292
|
2140
|
1643
|
1560
|
1890
|
1749
|
Другие денежные трансферты
|
788
|
1013
|
872
|
929
|
1107
|
1158
|
Денежные переводы в % к ВВП
|
3,4
|
3,4
|
4,6
|
4,3
|
4,3
|
4,3
|
Источник: Национальный банк Украины
Согласно выводам некоторых исследователей, базирующимся
на экономико-математическом моделировании, без переводов Украина
утратила бы 7,1% экономического потенциала. Больше всего пострадали
бы отрасли легкой и пищевой промышленности, где производство могло
бы сократиться на 17% и 14% соответственно. Потребление уменьшилось
бы на 18%, а доходы домохозяйств – на 14-21%13.
Таким образом, трудовая миграция играет в Украине роль
важного социального амортизатора, является источником значительных
дополнительных ресурсов. Вместе с тем, она имеет многочисленные
негативные последствия.
Заработки мигрантов в основном не аккумулируются финансовыми
учреждениями, с них не оплачиваются налоги, взносы в пенсионный
фонд. Направленные на потребление, они обуславливают рост цен, инфляции,
увеличение импорта.
С нелегальным трудоустройством за границей связано нарушение
прав человека, случаи подневольного труда, сферхэксплуатации. По
оценкам Международной организации по миграции (МОМ), в ситуации
жертв торговли людьми в течение последнего двадцатилетия оказывались
до 120 тысяч украинцев.
Серьезной проблемой является связанная с миграцией безнадзорность
детей, родители которых работают за границей.
Наибольшую угрозу для страны составляет трансформация
части временной трудовой миграции за рубеж в постоянную. Как свидетельствуют
опросы, с накоплением миграционного опыта, увеличением длительности
пребывания за рубежом ориентация на переселение для постоянного
проживания получает все большее распространение. Это сопряжено для
Украины не только с количественными, но и качественными потерями,
так как в трудовой миграции принимают участие активные и предприимчивые
лица, находящиеся в наиболее продуктивном возрасте.
Трудовая миграция возникла в Украине как форма самоорганизации
общества в сложных условиях трансформационного периода, реакция
же властей на обусловленные ею вызовы запаздывала. Только в 2000
году впервые среди приоритетов государственной миграционной политики
были названы защита интересов граждан на работе за границей, развитие
системы регулирования трудовой миграции14.
Повышению внимания государства к выезду на работу за рубеж способствовал
специальный доклад Уполномоченного по правам человека Верховной
Рады Украины 2003 года. Прямым следствием его обсуждения в парламенте
были: усиление контроля над деятельностью субъектов хозяйственной
деятельности, предоставляющих услуги по трудоустройству за границей;
разработка государственной программы по обеспечению прав и интересов
граждан, выезжающих на работу за рубеж (2004 год); присоединение
Украины к Европейской конвенции по защите прав трудящихся-мигрантов;
активизация переговорного процесса по заключению международных соглашений
о трудоустройстве и социальном обеспечении со странами-реципиентами
мигрантов из Украины. Стоит также отметить, что в Стратегии демографического
развития Украины до 2015 года (принятой в 2006 году) указывалось
на необходимость обеспечения возвратной миграции трудящихся-мигрантов,
содействие их реинтеграции в украинское общество.
Вместе с тем, конкретных действий по достижению этой
цели практически не было. Политика властей Украины в отношении трудовой
миграции все еще весьма фрагментарна и ограничивается главным образом
лицензированием фирм-посредников по трудоустройству и заключением
межгосударственных договоренностей, эффективность которых весьма
низка15. Определенные
надежды на расширение ее содержания связаны с тем, что в соотвествии
с Законом Украины «О занятости населения», вступившем в силу в январе
2012 года, в стране появился центральный орган исполнительной власти,
отвественный за реализацию государственной политики в сфере трудовой
миграции. Им стала Государственная служба занятости.
Активизации деятельности государства по решению проблем
мигрантов способствует давление гражданского общества, в частности
ассоциаций трудящихся-мигрантов. В 2010 году при Кабинете Министров
Украины был создан общественный консультационный совет по проблемам
трудовой миграции под председательством Министра социальной политики
Украины, треть состава которого сформирована из представителей мигрантских
организаций. В ответ на инициативу трудящихся-мигрантов Министерству
социальной политики поручено разработать законопроект о внешней
трудовой миграции, в подготовке и обсуждении которого активно принимают
участие лидеры сообществ украинских рабочих за границей. 3 июля
2013 года прошли парламентские слушания по трудовой миграции, на
которых представителями мигрантских сообществ были представлены
конкретные предложения по правовому урегулированию важных для них
вопросов.
9 С января 1993 года
постановлением правительства был отменен порядок советских времен,
согласно которому для выезда за рубеж гражданин должен был получить
разрешение властей. В 1994 году был принят Закон Украины «О порядке
выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», гарантировавший
возможность покидать страну и возвращаться на ее территорию. Компетентные
органы могли ограничить право выезда лишь временно при наличии определенных
обстоятельств, исчерпывающий список которых содержался в законе.
В то же время, согласно Закону Украины «О занятости населения»,
граждане получили право заниматься трудовой либо предпринимательской
деятельностью во время временного пребывания за рубежом. Допускалось
предоставление посреднических услуг в трудоустройстве за границей
на основе выданных государственными органами лицензий.
10 Дослідження у
сфері трудової міграції: Україна (аналітична доповідь) /Док-т для
обговорення на Нац. тристоронньому семінарі з питань зовнішньої
труд. міграції у рамках проекту МОП „Можливості проф. навчання,
зайнятість і мігр. Політика як фактори запобігання й скорочення
масштабів торгівлі жінками в Україні” (2-4 лип. 2005 р.).
11 Зовнішня трудова
міграція населення України / Державний Комітет статистики України,
Український центр соціальних реформ. – К.: ДП “Інформаційно-аналітичне
агентство”, 2009. – 118 с.
12 Данные обследования
представлены на презентации в Министерстве социальной политики Украины
в мае 2013 года и готовятся к публикации.
13 Atamanov A. et
al. Income and Distribution Effects of Migration abd Remmitances:
Analysis Based on CGE Models for Selected CIS Countries. - CASE
network reports N 86. – Warsaw, 2009. - P. 30.
14 Про основні напрями
соціальної політики на період до 2004 року. Указ Президента України
від 24 травня 2000 р. № 717/2000 // Офіційний вісник України. –
2000. - № 21. – С.11.
15 Украина заключила
соглашения о социальном страховании на основе принципа территориальности,
т.е. когда страховые обязательства несет сторона, на территории
которой проживает человек, с Белоруссией, Азербайджаном, Грузией,
Молдавией, Казахстаном. Остаются в силе для Украины также подписанные
в советские времена соглашения с Монголией, Эстонией, Венгрией.
Соглашения, базирующиеся на принципе пропорциональности, когда каждая
сторона отвечает за свою часть страхових обязательств, однако при
подсчетах суммируется страховой стаж, приобретенный на территории
обеих сторон, подписаны с Болгарией, Эстонией. Испанией, Латвией,
Литвой, Словакией, Чехией, Португалией, Израилем (не ратифицировано).
В то же время соглашения отсуствуют с рядом стран трудоустройства
многочисленных контингентов украинцев (Италия, Греция, Германия).
Кроме того, воспользоваться нормами соглашений когут лишь мигранты,
трудоустроенные официально.
|