Rambler's Top100

№ 563 - 564
19 августа - 1 сентября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Внешние миграции населения Украины периода независимости

Два с лишним десятка лет трансформаций

На постсоветском пространстве: приобретения и потери

Западный дрейф

«Мексика Европы»?

Украина на миграционной карте мира

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Внешние миграции населения Украины периода независимости

Над темой номера работала

Елена
МАЛИНОВСКАЯ

На постсоветском пространстве: приобретения и потери

В первые годы независимости миграционный оборот между Украиной и другими новыми независимыми государствами составлял 700-800 тыс. человек в год, а сальдо обмена населением с ними имело весомое положительное значение. В 1992 году был достигнут рекордный миграционный прирост - почти 300 тыс. человек2. Население Украины продолжало увеличиваться, несмотря на отрицательные показатели его естественного движения.

Рисунок 1. Миграция между Украиной и постсоветскими государствами в 1990-2012 годы, человек

Источник: данные текущего миграционного учета Государственной службы статистики Украины

Это происходило, прежде всего, благодаря возвращению выходцев из Украины, стремившихся жить в собственном государстве, с российского Севера, из Западной и Восточной Сибири, Казахстана и Центральной Азии. В 1991-1993 годы этнические украинцы составляли до половины прибывших из Белоруссии, России, Казахстана, 54% - из Туркменистана, 60% - из стран Балтии. Репатриация стала главной причиной повышения удельного веса украинцев в населении страны: с 72,7% по переписи 1989 года до 77,8% по первой всеукраинской переписи населения 2001 года3.

Благодаря демократическим преобразованиям смогли вернуться на родину жертвы репрессий и депортаций. Так, 7% иммиграционного притока составили крымские татары, депортированные в 1944 году сталинским режимом, и их потомки. Только за 1991-1993 годы прибыло 88,5 тыс. человек. Согласно переписи 2001 года в Крыму проживали уже 248 тысяч крымских татар, или в 5,3 раза больше, чем на момент последней советской переписи 1989 года. Ныне на полуострове живут свыше 260 тысяч крымских татар, почти 13% населения.

Возвращение на историческую родину, имевшее очевидную этническую окраску, было ведущей тенденцией и для эмиграции из Украины. Русские, направлявшиеся в Россию, доминировали среди выбывших (до 50% эмигрантов в бывшие республики СССР). Активно происходила также репатриация представителей других народов, создавших свои независимые государства (кроме тех, на территории которых шли военные действия).

К сожалению, в период, когда приток иммигрантов был наибольшим, он не рассматривался как важный компонент развития страны. Хотя поддержка репатриации фигурировала в официальных документах как один из приоритетов миграционной политики, конкретных действий в этом направлении практически не было.

Единственным законодательным актом, в определенной степени способствовавшим репатриации, был Закон Украины «О гражданстве» (1991 год), согласно которому свою принадлежность к гражданству Украины могли подтвердить выходцы с ее территории и их потомки, а также лица, проживавшие в Украине в советские времена, однако выехавшие на учебу, работу, для службы в армии и т.п. Вместе с тем, процедура получения гражданства была сложной. Изменения в пользу лиц, связанных с Украиной семейными или историческими связями, были внесены только в принятую в 2001 году новую, намного более либеральную редакцию закона. Произошло это, однако, с опозданием, когда потенциал репатриации в значительной степени уже был исчерпан.

Реальную помощь со стороны государства получали лишь репатрианты из числа ранее депортированных по национальному признаку, возвратившиеся в Автономную Республику Крым. С 1991 года в государственном бюджете, а с 1999 года в бюджете Крыма отдельной строкой предусматривались средства на их обустройство. За годы независимости на эти цели было выделено примерно 1,3 млрд гривен. Для решения проблем обустройства применялся программный поход. Первая программа расселения и обустройства депортированных была принята еще в 1996 году. Ныне действующая программа рассчитана на период до 2015 года. Кроме капитального строительства и создания социальной инфраструктуры, деньги направлялись на возрождение культуры и образования крымских татар.

Массовая репатриация начала 1990-х годов в значительной степени была следствием напряженности и военных конфликтов в ряде постсоветских государств. В 1992 году Украина приняла свыше 60 тысяч беженцев из зоны военных действий в Приднестровье. В 1993 году местными органами власти была оказана помощь 14 тысячам беженцев из разных стран СНГ. В 1994 году количество обращений достигло 18 тысяч.4 Вынужденные мигранты, беженцы рекрутировались не только из выходцев из Украины, но и представителей коренного населения охваченных войной территорий. В частности, военные действия в Приднестровье (Республика Молдова) обусловили заметный приток молдаван, армяно-азербайджанская война – увеличение миграционного прироста по группе армян и азербайджанцев, а конфликт в Абхазии (Республика Грузия) – грузин. Согласно переписи 2001 года количество азербайджанцев в Украине выросло в сравнении с 1989 годом на 20% (45,2 тыс. в 2001 году), грузин – почти в полтора раза (34,2 тыс.), армян – в 1,8 раз (99,9 тыс. человек).

Размах вынужденных миграций и связанные с ними гуманитарные, политические, экономические проблемы обусловили принятие еще в 1993 году Закона Украины «О беженцах». Это был первый закон, прямо относившийся к регулированию миграции. В соответствии с ним в 1994 году созданы органы миграционной службы, а в 1996 году начата процедура предоставления статуса беженца.

Кроме статуса беженца, в Украине предоставлялась временная защита лицам, прибывшим из районов боевых действий, в соответствии со специальными правительственными постановлениями по беженцам из Приднестровья (1992 год), Чечни (1994 год), Абхазии (1996 год).

Принятием в 2001 году новой редакции Закона «О беженцах» завершилось приведение украинского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН 1951 года о статусе беженцев, что позволило присоединиться к ней в 2002 году. В 2011 году был принят новый вариант закона, которым, кроме предусмотренных Конвенцией, вводились дополнительные формы защиты (по гуманитарным обстоятельствам, а также временная защита в случае возникновения опасных ситуаций в сопредельных государствах).

К середине 1990-х годов действие факторов «выталкивания», порождавших вынужденные миграции, ослабело. В то же время вследствие глубокого экономического кризиса, пик которого пришелся на 1994-1995 годы, привлекательность Украины для иммигрантов снизилась. Неблагоприятная экономическая ситуация заставила часть граждан Украины искать лучшей жизни в других странах, прежде всего в России, где экономическое положение было лучше. Потери населения вследствие эмиграции в Россию частично компенсировались за счет въезда из других постсоветских государств, с которыми (кроме Белоруссии) сохранялось положительное сальдо миграции (рис. 2). Однако в целом во второй половине 1990-х годов сложился отрицательный баланс миграции между Украиной и остальными странами СНГ.

Рисунок 2. Сальдо миграции между Украиной и постсоветскими государствами в 1990-2012 годы, человек

Источник: данные текущего миграционного учета Государственной службы статистики Украины

На рубеже столетий улучшение экономического положения в Украине обеспечило постепенное сокращение отрицательного сальдо миграции. В 2004 году впервые за десять лет разница между въездом и выездом приобрела положительное значение (рис. 1). Впоследствии этот показатель увеличился и в 2012 году достиг 34 тысяч человек.

Таким образом, если руководствоваться данными украинской статистики, миграции между Украиной и постсоветскими государствами стабилизировались на довольно низком уровне и характеризуются небольшим положительным сальдо. Вместе с тем, утверждать, что Украина сегодня уже не теряет население в результате эмиграции в страны СНГ, прежде всего в Россию, преждевременно: хотя украинская статистика фиксирует положительное сальдо миграции с Россией, однако российская по-прежнему утверждает, что прибывших из Украины больше, чем убывших (в 2011 году в России зарегистрировано 43,6 тыс. иммигрантов из Украины и 6,3 тыс. эмигрантов5). Учитывая обычно большую точность данных о прибытии, нежели об убытии, а также наличие в России многочисленных трудовых мигрантов из Украины, часть из которых фактически проживает там постоянно, хотя и не зарегистрирована в Украине как убывшие, увеличение населения за счет миграции выглядит довольно сомнительным.


2 Здесь и далее приводятся данные текущего учета миграции, осуществляющегося Государственной статистической службой Украины на основе сведений о регистрации (снятии с регистрации) по месту проживания лиц выезжающих (прибывающих) на срок свыше 6 месяцев.
3 Національний склад населення України та його мовні ознаки: За даними Всеукраїнського перепису населення 2001 року/ Державний комітет статистики України. – К., 2003.
4 Сводный доклад по странам // Конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов  - Европейская Серия. – Т.2. - №1. – УВКБ ООН, 1996. - С.20.
5 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. – http://www.gks.ru

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.