Данное исследование, проведенное недемографами,
безусловно, не претендует на то, чтобы такую теорию создать,
однако, представляется, оно может рассматриваться либо как
некоторый комментарий к тезисам ряда демографов, либо как
способное поставить некоторые вопросы и зафиксировать ряд
витающих в воздухе, "для всех очевидных, и все же непроизнесенных"
положений.
Стр. 5.
Чтобы ответить на вопрос, как и когда идея развития
(самореализации) прививается потенциальным родителям, мы предварительно
задались вопросом, как эта категория появляется в биографиях
респондентов. Нами были выделены четыре точки появления этой
категории.
1. До рождения будущего родителя. Родитель родителя (в панике)
обращается за информацией по поводу того, как справиться с
такой большой ответственностью, как ребенок. Он обращается
к врачам (он должен встать на учет в женскую консультацию,
где врачи делают все, чтобы родитель смог родить полноценного,
хорошо развитого ребенка (а, например, не дауна). Кроме того,
он обращается к различного рода знакомым, интернет-форумам,
глянцевым и иным журналам. Из этих различных источников он
слышит две вещи: нужно заботиться о здоровье ребенка (рассмотрели
в предыдущих главах) и его развитии, в том числе и до его
рождения.
2. Ранний возраст будущего родителя. Родитель будущего родителя
после рождения ребенка должен пройти ряд процедур, связанных
с тем, чтобы рожденный ребенок появился в стране (государстве).
Практически все родители должны получить свидетельство о рождении
(кроме того, хотя и не обязательно, получить государственную
субсидию, оформить гражданство и т. д.). Это он делает в отделении
ЗАГСа, где ему выдают материалы для молодой семьи, родившей
ребенка. В этих материалах можно видеть повторение картины,
зафиксированной на прошлой стадии, провозглашение ценности
развития и здоровья.
3. Детсадовский, школьный и институтский возраст будущего
родителя. Будущий родитель помещается на 9-15 (и более) лет
в образовательные институты. Семья по факту теряет свое влияние
на ребенка -будущего родителя. В образовательных институтах
будущий родитель помимо предметных знаний получает представление
о необходимости развиваться и учиться как можно дольше. Область
неосвоенного (проблемного) всегда оказывается гораздо большей,
нежели область освоенного. Школьная программа имеет тенденцию
сопровождаться параллельной программой. Первое институтское
образование дополняется вторым и последующими образованиями.
4. Постинстиутский возраст будущего родителя. Выходя из-под
власти институтов обязательного и "крайне желательного"
образования, будущий родитель обладает помимо прочих двумя
идеями: 1) он еще самостоятельно не жил и жизни не видел,
до рождения своего ребенка он должен жизнь увидеть; 2) все
то, что он получил в образовательных институтах, и что было
в нем развито, требует применения. На этом основании он готов
неопределенно откладывать рождение своего ребенка.
Стр. 83-84.
Продолжительность совместного проживания пары
в зависимости от типа союза
(стр. 131)
|
Продолжительность совместного проживания, лет
|
Менее 1
|
1-3
|
4-5
|
6-10
|
11-15
|
16-20
|
Более 20
|
Браки
|
27
|
54
|
57
|
84
|
89
|
94
|
98
|
Сожительства в целом
|
73
|
46
|
43
|
16
|
10
|
6
|
2
|
Итак, представленная читателю книга - это попытка
сформировать гипотезу об устройстве репродуктивной мотивации
наших современников-россиян. В конечном счете на данном этапе
гипотеза выглядит следующим образом.
Во-первых, желание рожать детей связано с предыдущим опытом
потенциальных родителей по уходу за детьми и общению с ними,
в том числе и с собственными младшими сестрами, братьями и
т. д. Этот компонент репродуктивной мотивации мы назвали "опыт
детодержания". Однако при этом нельзя утверждать, что
люди, имеющие такой опыт, обязательно склонны рожать детей,
а у людей, не имеющих его, такой склонности не будет.
Во-вторых, желание иметь своих детей опосредуется личной оценкой
указанного опыта каждым потенциальным родителем, которая актуализируется
в моменты принятия решения о зачатии или рождении ребенка.
Оценка опыта детодержания осуществляется как на основе личных
представлений человека о жизни, своем месте в мире, о ценности
ребенка и проч., так и на основе (и возможно, преимущественно)
распространенных в общественном дискурсе ценностей относительно
этих экзистенциальных проблем. В ходе исследования аналитически
были выделены две категории, используемые обследованными респондентами
при обсуждении проблем деторождения, - это "ответственность"
и "своя жизнь", в которых они непосредственно описывали
свою мотивацию: желание иметь своего ребенка, отложить его
появление до лучших времен и т. п.
Специфика употребления респондентами этих категорий подчеркивает
предельный статус "ребенка", невозможность относиться
к нему как к обычному "благу", которое можно сравнивать
с другими "благами" (по крайней мере, недостаточность
только такого отношения). Причем подобное отношение демонстрируют
преимущественно невоцерковленные респонденты ("я готова
купить Маше все что нужно, все-таки дети - это самое важное,
что у нас есть"). Это означает в первую очередь, что
"ребенок" ставит предельные вопросы, на которые
в общественном дискурсе нет готовых ответов. Соответственно
ответов люди не получают и, по-видимому, сами либо не вырабатывают
их, либо вырабатывают с большим трудом.
В-третьих, можно предположить, что те или иные категории,
структурирующие дискурс, удерживаются в нем теми или иными
влиятельными акторами и (или) институтами. По отношению к
упомянутым категориям такими институтами, по-видимому, являются
медицина и образование.
Наконец, в-четвертых, значимыми для рождения детей оказываются
отцовское желание (в семье или паре) иметь больше детей и
возможность (пространственной) мобильности для семьи с несколькими
детьми.
Стр. 146-147.
|