|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Безопасность дорожного движения глазами его участников,
сотрудников ГИБДД и общества
Низкий уровень культуры вождения, независимо от социального статуса
автомобилиста - основная причина нарушений правил дорожного движения.
Однако автомобили, принадлежащие к привилегированным группам участников
дорожного движения, по мнению самих автомобилистов, зачастую создают
угрозу на дороге.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
совместно с НИУ-ВШЭ и Экспертным Советом при Правительстве РФ представляет
результаты исследования, посвященного безопасности дорожного движения,
включающего в себя мнение населения, автомобилистов и сотрудников
ГИБДД.
Ключевым фактором нарушения правил дорожного движения,
с точки зрения россиян, является низкий уровень культуры участников
дорожного движения, независимо от их социального статуса (47%).
20% полагают, что дело в недостаточно жестких санкциях за нарушение
правил дорожного движения, 18% - в его неэффективной организации.
В 11% случаев респонденты указывают на наличие привилегий у отдельных
водителей.
Большинство опрошенных автомобилистов свидетельствуют
о наличии привилегированных групп участников дорожного движения,
и в первую очередь, это представители силовых ведомств (37%), депутаты
и их помощники (35%), а также бизнес-элиты (29%).
Две трети опрошенных автомобилистов (65%) отмечают,
что потенциального нарушителя правил дорожного движения можно отличить
по внешним признакам, среди которых в первую очередь упоминаются
обладание особыми номерами (77%), тонированные стекла (72%). По
мнению водителей, наличие привилегированных номеров дает больше
прав и возможностей на дороге (58%). Три четверти автомобилистов
склонны думать, что наличие неформальных привилегий - причина высокой
смертности на дорогах (75%).
Результаты опроса автомобилистов подтвердились и в ходе
глубинных интервью с сотрудниками ГИБДД, которые, в свою очередь,
отметили, что существуют серии номерных знаков, свидетельствующих
о бессмысленности остановки такого транспортного средства: санкции
к водителю применены не будут, а инспектор получит серьезные неприятности
- это, в свою очередь, снижает мотивацию сотрудников ГИБДД к эффективному
исполнению своих обязанностей. Кроме того, участвовавшие в исследовании
сотрудники ГИБДД также отметили, что лица, приобретающие ведомственные
номера по неформальным каналам, уверены в своей "безнаказанности"
и "неприкосновенности". И именно данная категория водителей
создает особые проблемы для участников дорожного движения.
По оценкам сотрудников ГИБДД, принявших участие в исследовании,
доля автомобилистов, претендующих на уклонение от ответственности
за нарушение правил дорожного движения, в Москве составляет от 20
до 40%, причем речь идет и о тех водителях, которые при нарушении
правил уверены в поддержке со стороны знакомых, в регионах доля
автовладельцев, претендующих на получение привилегий, оценивается
в 2-10%. Автомобилисты, которые, в свою очередь, оценивают примерное
количество "привилегированных" водителей по внешним признакам,
дают примерно такие цифры (на 1000 участников дорожного движения):
1-2 водителя - 16%, от 2 до 4 водителей - 23%, от 4 до 10 - 20%,
от 10 до 20 - 19%, от 20 до 100 - 17%.
Что касается стратегий поведения автомобилистов в случае
обнаружения потенциального нарушителя правил дорожного движения,
то большинство опрошенных водителей признаются, что стараются на
всякий случай дистанцироваться, избежать какого-либо взаимодействия
с потенциальными нарушителями (68%). Но при этом 12% автомобилистов,
способных распознать нарушителя правил, ведут себя более агрессивно,
стараясь показать, что на дороге все равны - не уступают дорогу,
не дают перестроиться, создавая, тем самым, угрозу дорожно-транспортных
происшествий.
Меры, направленные на обеспечение неотвратимости наказания
за нарушение правил дорожного движения, большинство автомобилистов
считают эффективными: ужесточение наказаний за повторные нарушения
- 84%, видеонаблюдение и использование системы ГЛОНАСС - 86%, установка
на ведомственных машинах видеорегистраторов и фиксаторов скорости
- 84%, фиксация правонарушения на основании авторегистраторов частных
лиц (80%).
Что касается конкретных инициатив по обеспечению безопасности
на дорогах, то и у населения, и у автомобилистов, и у сотрудников
ГИБДД сложился определенный консенсус в данном вопросе. В частности,
за отмену серийных номеров выступают 84% россиян, 50% автомобилистов,
и эту же меру в числе прочих поддерживают сотрудники ГИБДД. Большинство
россиян также поддерживают многократное увеличение штрафов за нарушение
правил движения (68%) и увеличение штрафов применительно к нарушителям,
обладающим повышенными доходами (66%). С ними солидарны и водители:
две трети автомобилистов также выступают за многократное увеличение
штрафов за нарушение правил дорожного движения (66%), а более половины
- за внедрение дифференцированного подхода к назначению штрафных
санкций (54%).
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 марта 2013
г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях,
краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает
3,4%.
Онлайн-опрос автомобилистов проведен в марте 2013 г.
Всего опрошено 1100 водителей, проживающих в 10 городах: Москва,
Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Самара,
Нижний Новгород, Казань, Уфа, Ростов-на-Дону.
Глубинные интервью с сотрудниками ГИБДД проведены в
марте 2013 г. Всего опрошено 50 сотрудников ГИБДД в 5 городах: Москва,
Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург.
Что, с Вашей точки зрения, служит основной причиной
нарушения правил дорожного движения? (закрытый вопрос, один ответ,
всероссийский опрос)
Неэффективная организация дорожного движения
|
18
|
Недостаточно жесткие санкции за нарушение правил дорожного
движения
|
20
|
Низкий уровень культуры участников дорожного движения
|
47
|
Наличие привилегий у отдельных водителей
|
11
|
Другое
|
3
|
Оценка предложений по обеспечению безопасности на дорогах
(закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, опрос среди автомобилистов)
|
Полностью поддерживаю, скорее поддерживаю
|
Полностью не поддерживаю, скорее не поддерживаю
|
Затрудняюсь ответить
|
Запрет на предъявление автомобилистами удостоверений, указывающих
на должностной статус
|
91
|
6
|
3
|
Многократное увеличение штрафа за нарушение ПДД
|
66
|
31
|
3
|
Внедрение дифференцированного подхода к назначению штрафных
санкций
|
54
|
41
|
5
|
Отмена серийных номеров, свидетельствующих о ведомственной
принадлежности
|
50
|
43
|
6
|
Оценка предложений по обеспечению безопасности на дорогах
(закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, всероссийский опрос)
Увеличить штрафы за несоблюдение правил для всех участников
дорожного движения
|
Полностью поддерживаю
|
32
|
Скорее поддерживаю
|
36
|
Скорее не поддерживаю
|
21
|
Абсолютно не поддерживаю
|
7
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
Введение повышенных штрафных санкций за нарушение правил
дорожного движения к нарушителям, обладающих повышенными доходами
|
Полностью поддерживаю
|
35
|
Скорее поддерживаю
|
31
|
Скорее не поддерживаю
|
23
|
Абсолютно не поддерживаю
|
8
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
Отмену серийных номеров, свидетельствующих о ведомственной
принадлежности
|
Полностью поддерживаю
|
58
|
Скорее поддерживаю
|
26
|
Скорее не поддерживаю
|
8
|
Абсолютно не поддерживаю
|
3
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
Пресс-выпуск ВЦИОМ №2267, 1 апреля 2013 г.
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113800
|