Rambler's Top100

№ 553 - 554
1 - 19 мая 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Бог или эволюция?

Религия и церковь в общественной жизни

Рынок труда и безработица: мониторинг

Две трети россиян одобряют предложение о въезде в Россию граждан СНГ по загранпаспортам

Закон о прописке поддерживает лишь пятая часть россиян

Пачка сигарет – 150 рублей: что будут делать курильщики?

Безопасность дорожного движения глазами его участников, сотрудников ГИБДД и общества

Счастье по-русски: по данным ВЦИОМ

Карта счастья по данным ФОМ


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Безопасность дорожного движения глазами его участников, сотрудников ГИБДД и общества

Низкий уровень культуры вождения, независимо от социального статуса автомобилиста - основная причина нарушений правил дорожного движения. Однако автомобили, принадлежащие к привилегированным группам участников дорожного движения, по мнению самих автомобилистов, зачастую создают угрозу на дороге.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с НИУ-ВШЭ и Экспертным Советом при Правительстве РФ представляет результаты исследования, посвященного безопасности дорожного движения, включающего в себя мнение населения, автомобилистов и сотрудников ГИБДД.

Ключевым фактором нарушения правил дорожного движения, с точки зрения россиян, является низкий уровень культуры участников дорожного движения, независимо от их социального статуса (47%). 20% полагают, что дело в недостаточно жестких санкциях за нарушение правил дорожного движения, 18% - в его неэффективной организации. В 11% случаев респонденты указывают на наличие привилегий у отдельных водителей.

Большинство опрошенных автомобилистов свидетельствуют о наличии привилегированных групп участников дорожного движения, и в первую очередь, это представители силовых ведомств (37%), депутаты и их помощники (35%), а также бизнес-элиты (29%).

Две трети опрошенных автомобилистов (65%) отмечают, что потенциального нарушителя правил дорожного движения можно отличить по внешним признакам, среди которых в первую очередь упоминаются обладание особыми номерами (77%), тонированные стекла (72%). По мнению водителей, наличие привилегированных номеров дает больше прав и возможностей на дороге (58%). Три четверти автомобилистов склонны думать, что наличие неформальных привилегий - причина высокой смертности на дорогах (75%).

Результаты опроса автомобилистов подтвердились и в ходе глубинных интервью с сотрудниками ГИБДД, которые, в свою очередь, отметили, что существуют серии номерных знаков, свидетельствующих о бессмысленности остановки такого транспортного средства: санкции к водителю применены не будут, а инспектор получит серьезные неприятности - это, в свою очередь, снижает мотивацию сотрудников ГИБДД к эффективному исполнению своих обязанностей. Кроме того, участвовавшие в исследовании сотрудники ГИБДД также отметили, что лица, приобретающие ведомственные номера по неформальным каналам, уверены в своей "безнаказанности" и "неприкосновенности". И именно данная категория водителей создает особые проблемы для участников дорожного движения.

По оценкам сотрудников ГИБДД, принявших участие в исследовании, доля автомобилистов, претендующих на уклонение от ответственности за нарушение правил дорожного движения, в Москве составляет от 20 до 40%, причем речь идет и о тех водителях, которые при нарушении правил уверены в поддержке со стороны знакомых, в регионах доля автовладельцев, претендующих на получение привилегий, оценивается в 2-10%. Автомобилисты, которые, в свою очередь, оценивают примерное количество "привилегированных" водителей по внешним признакам, дают примерно такие цифры (на 1000 участников дорожного движения): 1-2 водителя - 16%, от 2 до 4 водителей - 23%, от 4 до 10 - 20%, от 10 до 20 - 19%, от 20 до 100 - 17%.

Что касается стратегий поведения автомобилистов в случае обнаружения потенциального нарушителя правил дорожного движения, то большинство опрошенных водителей признаются, что стараются на всякий случай дистанцироваться, избежать какого-либо взаимодействия с потенциальными нарушителями (68%). Но при этом 12% автомобилистов, способных распознать нарушителя правил, ведут себя более агрессивно, стараясь показать, что на дороге все равны - не уступают дорогу, не дают перестроиться, создавая, тем самым, угрозу дорожно-транспортных происшествий.

Меры, направленные на обеспечение неотвратимости наказания за нарушение правил дорожного движения, большинство автомобилистов считают эффективными: ужесточение наказаний за повторные нарушения - 84%, видеонаблюдение и использование системы ГЛОНАСС - 86%, установка на ведомственных машинах видеорегистраторов и фиксаторов скорости - 84%, фиксация правонарушения на основании авторегистраторов частных лиц (80%).

Что касается конкретных инициатив по обеспечению безопасности на дорогах, то и у населения, и у автомобилистов, и у сотрудников ГИБДД сложился определенный консенсус в данном вопросе. В частности, за отмену серийных номеров выступают 84% россиян, 50% автомобилистов, и эту же меру в числе прочих поддерживают сотрудники ГИБДД. Большинство россиян также поддерживают многократное увеличение штрафов за нарушение правил движения (68%) и увеличение штрафов применительно к нарушителям, обладающим повышенными доходами (66%). С ними солидарны и водители: две трети автомобилистов также выступают за многократное увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения (66%), а более половины - за внедрение дифференцированного подхода к назначению штрафных санкций (54%).

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 марта 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Онлайн-опрос автомобилистов проведен в марте 2013 г. Всего опрошено 1100 водителей, проживающих в 10 городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Ростов-на-Дону.

Глубинные интервью с сотрудниками ГИБДД проведены в марте 2013 г. Всего опрошено 50 сотрудников ГИБДД в 5 городах: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург.

Что, с Вашей точки зрения, служит основной причиной нарушения правил дорожного движения? (закрытый вопрос, один ответ, всероссийский опрос)

Неэффективная организация дорожного движения

18

Недостаточно жесткие санкции за нарушение правил дорожного движения

20

Низкий уровень культуры участников дорожного движения

47

Наличие привилегий у отдельных водителей

11

Другое

3

Оценка предложений по обеспечению безопасности на дорогах (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, опрос среди автомобилистов)

 

Полностью поддерживаю, скорее поддерживаю

Полностью не поддерживаю, скорее не поддерживаю

Затрудняюсь ответить

Запрет на предъявление автомобилистами удостоверений, указывающих на должностной статус

91

6

3

Многократное увеличение штрафа за нарушение ПДД

66

31

3

Внедрение дифференцированного подхода к назначению штрафных санкций

54

41

5

Отмена серийных номеров, свидетельствующих о ведомственной принадлежности

50

43

6

Оценка предложений по обеспечению безопасности на дорогах (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, всероссийский опрос)

Увеличить штрафы за несоблюдение правил для всех участников дорожного движения

Полностью поддерживаю

32

Скорее поддерживаю

36

Скорее не поддерживаю

21

Абсолютно не поддерживаю

7

Затрудняюсь ответить

3

Введение повышенных штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения к нарушителям, обладающих повышенными доходами

Полностью поддерживаю

35

Скорее поддерживаю

31

Скорее не поддерживаю

23

Абсолютно не поддерживаю

8

Затрудняюсь ответить

4

Отмену серийных номеров, свидетельствующих о ведомственной принадлежности

Полностью поддерживаю

58

Скорее поддерживаю

26

Скорее не поддерживаю

8

Абсолютно не поддерживаю

3

Затрудняюсь ответить

5

Пресс-выпуск ВЦИОМ №2267, 1 апреля 2013 г.
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113800

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.