Детская смертность снизится на 4,5% – и это еще не все! Власти Москвы по-прежнему хотят, чтобы электрички в Подмосковье ходили каждые 5–10 минут. В начале марта мэр столицы Сергей Собянин рассказал, что в 2015 году этот план будет реализован на маршруте Москва – Зеленоград благодаря дополнительным составам и путям.
Slon уже писал, что сокращение времени в пути от дома в Подмосковье до работы в Москве на 1/5 приводит к увеличению доходов граждан на 3%.
И вот новость еще лучше: если частота поездов увеличивается на 10%, то частота поездок на авто и мотоциклах уменьшается на 2,7–2,8%, частота ДТП – примерно на 4,5%, концентрация различных окислов азота в воздухе – примерно на 2–4%, а младенческая смертность – на 4,5%.
Последствия увеличения частоты поездов на 10%
Диаграмму мы взяли из работы швейцарских экономистов Рафаэля Лалива, Симона Люшинжера и Армина Шмуцлера. Дело в том, что в 1990-х в Германии была проведена железнодорожная реформа, в результате которой в одних областях поезда стали ходить чаще, чем в других, причем разница была вызвана политическими особенностями реформы, а не спецификой дорожной сети в регионах. В общем, чистый эксперимент, поставленный историей. Результаты видны на графике выше.
Такое впечатление, что ученые, бизнесмены, журналисты и политики уже договорились похоронить автотранспорт в пользу железных дорог. Вот несколько примеров.
Slon писал, что Generation Y ездит намного меньше, поэтому автоконцерны придумывают машины нового типа для подрастающего поколения. А вот Мори Коэн, исследовательница из Технологического университета в Нью-Джерси, идет гораздо дальше и считает, что век авто кончился. Возможно, что замена автотранспорту уже существует, но пока не воспринимается нами, как реальная альтернатива. Так, долгое время бензиновые, паровые и электрические экипажи в начале XX века существовали вместе с конными повозками, и не сразу стало ясно, что бензин побеждает. Автоблог Jalopnik опубликовал пост о том, что Америка – самая развитая страна в мире – отстает в строительстве высокоскоростных железных дорог. Если бы Штаты имели хотя бы несколько трансконтинентальных веток со скоростью движения 355 км/ч, то от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка можно было бы доехать без пересадок за 12 часов. Карта дорог прилагается. Бизнесмен Элон Маск заявил, что у него есть идея некой принципиально новой транспортной системы, которую он назвал Hyperloop («Гиперпетля»). Она может доставлять человека из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско (около 560 км) за 30 минут, при этом будет стоить $6 млрд (против $60 млрд за планируемую правительством Калифорнии высокоскоростную ж/д между двумя городами), работать от солнечной энергии и ходить не по расписанию, а по требованию. Правда, никаких деталей Маск не раскрыл. Люди гадают, что это – подземный тоннель, вакуумный поезд или что-то еще?
Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ. «Slon.ru», 18 марта 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)