Пожилые потребители приобретают все большее значение для продавцов товаров и услуг. Но в России богатых пенсионеров по-прежнему мало
К 2047 г. число потребителей старше 60 лет превысит 2 млрд человек - их будет больше, чем детей и подростков до 16 лет, подсчитали в совместном исследовании Форум потребительских товаров (объединяет более 400 топ-менеджеров предприятий розничной торговли и производителей в 70 странах) и консалтинговая компания A.T. Kearney. Исследование основано на данных опроса более 3000 потребителей в возрасте от 65 лет по всему миру. «Произойдет своего рода сейсмический сдвиг, и он коснется каждого из нас», - считают авторы исследования. Причины, готовящие демографическую революцию, - падение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, улучшение состояния здоровья и повышение благосостояния пожилых потребителей.
Сейчас около 1 млрд людей в мире перешагнуло 60-летний рубеж, отрасль потребительских товаров уже предлагает этой категории потребителей все больше товаров и услуг, и этот тренд будет развиваться, приведены в сообщении авторов исследования слова гендиректора Nestle Пола Бюльке.
Россия, по данным A.T. Kearney, входит в пятерку стран с самым быстрым старением населения: к 2050 г. больше трети жителей России, Испании, Германии, Японии и Италии будут старше 60. Несмотря на то что у потребителей старшего возраста в России есть свои особенности, долгосрочные выводы исследования актуальны и для российского рынка, считает Пер Хонг, управляющий партнер A.T. Kearney в России. Уже сейчас каждый пятый россиянин - старше 60 лет, отмечает он.
Но производители и ритейлеры пока обращают на пожилых потребителей недостаточно внимания, указывает Хонг: участвовавшие в исследовании россияне жаловались, что им сложно ориентироваться в магазинах, тяжело доставать продукты с полок, а реклама вызывает у них скепсис. Российским компаниям следует учитывать предпочтения пожилых в своей продуктовой и маркетинговой стратегии, советует Хонг.
Россия оказалась в лидерах по числу пожилых потребителей, намеренных чаще покупать в интернете. Особенно им в этом виде ритейла нравится то, что товар доставляют на дом. Пока ядро целевой аудитории большинства российских интернет-магазинов - покупатели в возрасте 25-45 лет, говорит представитель Enter Екатерина Белоусова, но можно предположить, что с годами они сохранят верность онлайн-торговле, продолжает она.
Маркетологи уже видят пожилых клиентов, считает главный редактор портала Research & Trends Дмитрий Фролов. Например, многие банки, в том числе Сбербанк и Альфа-банк, готовы выдавать кредиты пенсионерам - правда, процент по таким займам великоват. Популярный у исследователей и маркетологов в середине 2000-х гг. прогноз, что к 2015 г. Россию ждет бум богатых пенсионеров - бизнесменов, которые выйдут из дела, зафиксировав прибыль, оправдался лишь отчасти: такие люди уезжают за границу, так что рынок не видит их денег, говорит Фролов. И советует подождать еще лет пять: тем, кому в 90-х гг. было под 30, сейчас лишь немногим за 50.
Елена ВИНОГРАДОВА. «Ведомости», 15 марта 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)