Rambler's Top100

№ 541 - 542
4 - 17 февраля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Европа ищет ответы на вызовы старения

Сколько «Европ»?

Ожидаемая продолжительность жизни: неравномерные изменения по группам стран

Уверенный рост ожидаемой продолжительности жизни в странах ЕС-15

«Новые» члены ЕС и страны Юго-Восточной Европы: периоды спада и подъема продолжительности жизни

Продолжительность жизни в СНГ: трансформационный кризис и страновые различия

Внутриевропейские различия в возрастной структуре населения велики

Взгляды правительств на вопросы старения

Мадридский международный план действий

Четыре приоритетных направления

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Европа ищет ответы на вызовы старения

Над темой номера работал

Александр СИДОРЕНКО

Александр СИДОРЕНКО

Четыре приоритетных направления

Основные итоги осуществления международной политики в области старения изложены в материалах двух обзоров и оценок осуществления Мадридского плана действий, выполненных в 2007 и 2012 годах.

В 2007 году свои национальные доклады представили 37 стран региона ЕОК ООН, в 2012 году – 39 стран. Из 15 стран группы ЕС-15 доклады для обоих обзоров представили 12 стран; ещё 3 страны представили национальные доклады один раз для одного из двух обзоров. В группе ЕС-10, 6 стран представили доклады для обоих обзоров, 4 страны – для одного из двух. Только 2 страны ЮВЕ представили национальные доклады в 2007 и 2012 годах и 1 страна – в 2007; 3 страны ни разу не представили свои доклады. Из 12 стран СНГ+, 5 стран представили национальные доклады и в 2007, и в 2012 годах; ещё 3 страны представили свои доклады для одного из двух обзоров; 4 страны свои доклады не представили ни разу.

Наибольшее число стран назвали четыре направления в качестве наиболее приоритетных в течение первых двух пятилетних циклов осуществления РСО/ММПДС: системы социальной защиты; качество жизни и здоровье; рынок труда; и интеграция и участие лиц пожилого возраста в жизни общества.

Направление «системы социальной защиты», соответствующее четвёртому обязательству РСО/ММПДС, идентифицировали в качестве приоритетного 9 стран региона в 2007 году и 23 страны – в 2012 году. Это направление лидировало в качестве приоритетного во всех 4 группах стран.

Вторым наиболее приоритетным направлением явились меры по улучшению качества жизни и здоровья лиц пожилого возраста (обязательство 7): правительства 8 стран отдали приоритет этой сфере деятельности в 2007 году; 21 страна – в 2012 году.

На третьем приоритетном месте оказались меры по адаптации рынка труда к старению населения (обязательство 5): правительства 6 стран посчитали это направление приоритетным в 2007 году, и 16 стран – в 2012 году. Интеграция и участие лиц пожилого возраста в жизни общества (обязательство 2) было четвёртым приоритетным направлением в деятельности правительств по осуществлению РСО/ММПДС в 2002-2012 годах. Так полагали правительства 4 государств а 2007 году, и 13 государств – в 2012 году.

Разумеется, тот факт, что правительство определённой страны не назвало данное направление приоритетным, ещё не означает, что в этом направлении ничего не делается. Так, например, Украина в 2012 году не обозначила направление социальной защиты в качестве приоритетного, однако пенсионная реформа была в центре внимания украинского правительства и законодателей на протяжение нескольких последних лет26. Впрочем, справедливо и обратное утверждение: присвоение приоритета данному направлению не обязательно свидетельствует о наличии или даже разработке соответствующих мер государственной политики.

В табл. 12 представлены основные меры, предпринятые в странах Европы и Средней Азии по трём из четырёх приоритетных направлений осуществления РСО/ММПДС: системы социальной защиты; рынок труда; качество жизни и здоровье. Приведенные иллюстрации основываются на национальных докладах стран региона, подготовленных правительствами этих стран в ходе первого и второго обзоров и оценки осуществления региональной стратегии, и включают меры как государственных структур, так и неправительственных и частных организаций. Меры, относящиеся к системам социальной защиты и рынку труда, взаимно дополняют друг друга, а потому объединены в одну графу.

Таблица 12. Основные меры, предпринятые в странах Европы и Средней Азии по трём приоритетным направлениям осуществления РСО/ММПДС, 2002-2012 годы

Приоритетное направление

Меры

Системы социальной защиты  

Обеспечение финансовой стабильности систем социальной защиты:

  • Реформы (параметрические и структурные) пенсионных систем, напр.,
    • увеличение возраста выхода на пенсию;
    • увеличение предусмотренных периодов отчисления взносов;
    • ограничения досрочного выхода на пенсию;
    • введение социальных пенсий;
    • поощрение частных пенсионных схем;
    • введение/совершенствование адресной социальной помощи...
  • Продление периода активной трудовой жизни, напр.,
    • законодательные акты, предписывающие равное обращение и недискриминацию по признаку возраста или инвалидности;
    • отмена возраста обязательного выхода на пенсию – введение «гибкого»пенсионного возраста;
    • дополнительные пенсионные права при более позднем выходе на пенсию;
    • ограничение льгот и повышение налогов при раннем выходе на пенсию;
    • облегчение трудоустройства после достижения пенсионного возраста;
    • профессиональная подготовка лиц пенсионного и предпенсионного возраста;
    • корректировка условий труда на рабочем месте;
    • применение более гибких графиков работы;
    • облегчение возможности предпринимательства для пожилых лиц;
    • субсидии для работодателей при приёме на работу нетрудоустроенных работников пожилого возраста...

Стимулирование устойчивого экономического роста:

  • Обеспечение сбалансированности национального бюджета
  • Профессиональная подготовка/переподготовка работников
  • Инициативы для повышения производительности труда
  • Реформы рынка труда для повышения занятости


Рынок труда

Качество жизни и здоровье

Обеспечения большей устойчивости системы оказания услуг и расширения доступа к приемлемым по цене услугам в области медицинской и социальной помощи и ухода:

  • Финансовые меры, напр.
    • обязательное страхование;
    • адресная помощь нуждающимся;
    • бесплатные или частично оплачиваемые услуги...
  • Обеспечение «старения на месте», напр.,
    • Стимуляция и поддержание активности лиц, нуждающихся в уходе;
    • Услуги по уходу на дому...
  • Поддержка членов семьи, обеспечивающих уход, напр.,
    • Услуги для «передышки» в обеспечении ухода;
    • Пенсионные льготы;
    • Обучение;
    • Гибкий график работы...
  • Реформы управления, напр.,
    • Введение/совершенствование «непрерывной» системы ухода...
  • Улучшение доступности физической среды и транспорта
  • Профилактика и реабилитация., напр.
    • Поощрение здорового образа жизни...
  • Борьба с пренебрежением и насилием в отношении лиц пожилого возраста и лиц с инвалидностью, напр.,
    • Разработка и введение стандартов услуг по уходу на дому и в стационарах;
    • Мониторинг условий проживания и оказания услуг...
  • Преодоление региональных различий в оказании медицинской и социальной помощи, напр.,
    • Финансовое поощрение и профессиональная подготовка медицинского персонала и социальных работников, направляемых на работу в отдалённые и малообеспеченные районы;
    • Привлечение регионального и местного финансирования;
    • Поддержка медицинского персонала и социальных работников из национальных меньшинств, а также проживающих в отдалённых районах...

Источники: Краткий доклад об осуществлении Мадридского Международного плана действий по проблемам старения в регионе ЕЭК ООН. Записка секретариата. Европейская Экономическая Комиссия. Конференция ЕЭК ООН на уровне министров по проблемам старения 2007 года. Леон, Испания, 6-8 ноября 2007 года. http://www.unece.org/fileadmin/DAM/pau/_docs/ece/2007/ECE_AC30_2007_4_r.pdf

Обобщающий доклад об осуществлении Мадридского международного плана действий по проблемам старения в регионе ЕЭК ООН: краткий обзор, введение и заключения. Записка Секретариата. Европейская экономическая комиссия. Рабочая группа по проблемам старения. Конференция на уровне министров по проблемам старения. Вена, 19 и 20 сентября 2012 года. http://www.unece.org/fileadmin/DAM/pau/age
/Ministerial_Conference_Vienna/Documents/ECE.AC.30-2012-4.R.pdf

Содержание основных мер, предпринятых в первый (2002-2007) и второй (2008-2012) циклы осуществления РСО/ММПДС, практически совпадает. Вместе с тем, в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса государства региона особое внимание в ходе второго цикла уделяли устойчивости и финансовой стабильности систем социальной защиты, а также медицинского и социального обслуживания населения пожилого возраста.

Совпадает и направленность мер государственной политики в области старения в странах четырёх групп, что обусловлено приверженностью их правительств к выполнению обязательств региональной стратегии осуществления ММПДС. Вместе с тем, содержание национальных действий в странах, принадлежащих к различным группам, существенно отличается27. Эти отличия проявляются в объёмах, последовательности осуществления и финансовой обеспеченности государственных программ. В основе этих отличий лежат неодинаковые уровни национального потенциала, в первую очередь его кадровых, финансовых и инфраструктурных ресурсов. Например, слабое развитие национальных финансовых инструментов в странах ЮВЕ и СНГ существенно тормозит создание накопительных пенсионных схем в этих странах. Другой пример: недостаточное финансирование и нехватка квалифицированного персонала являются основными препятствиями для развития систем гериатрической помощи в странах СНГ28.

В ходе осуществления ММПДС возникла и интенсивно развивается потенциально важная инициатива в области старения. Её суть состоит в мобилизации поддержки мирового сообщества для разработки международной конвенции ООН по правам людей пожилого возраста. В 2010 году в соответствии с резолюцией генеральной ассамблеи ООН была учреждена рабочая группа открытого состава «...для усиления защиты прав... пожилых людей посредством рассмотрения существующей международной системы прав ... пожилых людей, выявления возможных пробелов и определения наилучших путей их устранения, в том числе, путём рассмотрения, при необходимости, вопроса о целесообразности разработки дополнительных документов и мер»29. В декабре 2012 года генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой постановила, что рабочая группа, начиная со своей следующей сессии в 2013 году, начнёт рассмотрение предложений по разработке международного юридического документа, направленного на утверждение и защиту прав и достоинства людей пожилого возраста. Эта резолюция открывает принципиально новые перспективы для разработки юридически обязующего международного документа по вопросам старения.  Между тем, в международном сообществе пока нет единодушия по вопросу о необходимости подготовки такого документа: наиболее весомое возражение заключается в том, что усилия международного сообщества следовало бы сосредоточить на осуществлении уже имеющихся рамочных стратегий по старению30. Если всё же консенсус будет найден, это откроет перспективы создания не только юридически обязательного для исполнения международного документа в области старения, но и постоянного механизма для мониторинга его осуществления.


26 Пенсионная реформа, Зеркало Недели. http://news.zn.ua/tags/piensionnaia-rieforma
27 Краткий доклад об осуществлении Мадридского Международного плана действий по проблемам старения в регионе ЕЭК ООН. Записка секретариата. Европейская Экономическая Комиссия. Конференция ЕЭК ООН на уровне министров по проблемам старения 2007 года. Леон, Испания, 6-8 ноября 2007 года. http://www.unece.org/fileadmin/DAM/pau/_docs/ece/2007/ECE_AC30_2007_4_r.pdf ; Обобщающий доклад об осуществлении Мадридского международного плана действий по проблемам старения в регионе ЕЭК ООН: краткий обзор, введение и заключения. Записка Секретариата. Европейская экономическая комиссия. Рабочая группа по проблемам старения. Конференция на уровне министров по проблемам старения. Вена, 19 и 20 сентября 2012 года. http://www.unece.org/fileadmin/DAM/pau/age/Ministerial_Conference_Vienna/Documents/ECE.AC.30-2012-4.R.pdf
28Alexandre Sidorenko and Asghar Zaidi, Active Ageing in CIS Countries: Semantics, Challenges, and Responses. Current Gerontology and Geriatrics Research, Volume 2013 (2013). http://dx.doi.org/10.1155/2013/261819
29 Open-ended Working Group on Ageing for the purpose of strengthening the protection of the human rights of older persons. UNDESA. http://social.un.org/ageing-working-group/
30 Report of the Open-ended Working Group on Ageing (A/AC.278/2011/4). Open-ended Working Group on Ageing, First working session, New York, 18-21 April 2011.
http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/344/90/PDF/N1134490.pdf?OpenElement

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.