Rambler's Top100

№ 535 - 536
10 - 31 декабря 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Берегите женщин! 
Репродуктивное здоровье подростков в постсоветских странах

Сексуальная активность в подростковом возрасте

Уровень подростковых беременностей

Использование контрацепции

Социально-значимые заболевания среди подростков и молодежи

Сексуальное образование – путь улучшения репродуктивного здоровья

Выводы


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Рубрику ведет кандидат экономических наук Виктория САКЕВИЧ

Сексуальное образование - путь улучшения репродуктивного здоровья

Одним из доказавших свою эффективность путей решения многих проблем с репродуктивным здоровьем молодежи является введение систем сексуального образования.

Согласно определению ВОЗ и Международной Федерации планируемого родительства (МФПС), сексуальное образование, - это, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, - обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность и т.д., и, в-третьих, воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости и др. Сексуальное образование должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты. Безусловно, содержание программ сексуального образования должно быть адаптировано к возрасту и уровню развития подростка.

Впервые обязательное сексуальное образование в школах было введено в Швеции в 1955 году. В 1970-1980-е годы многие другие западноевропейские страны последовали примеру Швеции. В Германии сексуальное образование было принято в 1968, в Австрии - в 1970 году. В Нидерландах и Швейцарии оно также было введено в 1970 году, но в силу высокой степени независимости школ (кантонов в Швейцарии) не сразу стало обязательным. Появление сексуального образования в школах Западной Европы совпало с развитием современных методов контрацепции, в частности, гормональных таблеток, а также легализацией абортов в большинстве стран в 1970-1980-е годы. Эти изменения дали толчок так называемой "сексуальной революции"; ценности и нормы в отношении сексуальности и само поведение стали меняться. Среди молодежи начали все больше распространяться добрачные сексуальные контакты и совместная жизнь без регистрации брака, средний возраст рождения первого ребенка стал расти, соответственно, увеличился интервал между началом сексуальной жизни и рождением детей. Эпидемия ВИЧ-инфекции также внесла свою лепту в повышение актуальности сексуального образования.

В конце XX - начале XXI века включение в школьную программу сексуального образования в Европе продолжилось - сначала во Франции, Великобритании, затем в Португалии, Испании и других странах. Даже в Ирландии, где традиционно сильна религиозная оппозиция, сексуальное образование стало обязательным в начальной и средней школе в 2003 году. Лишь несколько стран из старых членов ЕС до сих пор не имеют системы сексуального образования.

Изучение европейского опыта показало, что сексуальное образование школьников может быть очень эффективным в снижении распространенности рискового поведения и, более того, может приводить к откладыванию начала половой жизни и к уменьшению числа сексуальных партнеров среди молодежи. Всестороннее сексуальное образование прививает навыки общения между подростками и между подростками и родителями и в целом способствует более здоровому образу жизни.

Иная картина наблюдается в странах Центральной и Восточной Европы. Здесь половое просвещение в школах стало развиваться лишь после падения коммунизма, то есть на 20-30 лет позже, чем в Западной Европе, и встречает активное сопротивление. Только Чешская Республика и Эстония преуспели в развитии системы сексуального образования, отвечающего современным требованиям.

Для обозначения курсов сексуального образования в разных странах используются разные названия (за которыми стоят и различия в содержании) – от подготовки к семейной жизни или обучения основным жизненным навыкам до изучения основ взаимоотношений, в том числе между полами (табл. 4). Можно выделить несколько подходов к сексуальному образованию в Европе9:

  • Междисциплинарный подход, когда сексуальное образование интегрировано в программы нескольких школьных предметов в разных классах. Это редкий случай для Европы, примером может служить Франция или Португалия, где основы сексуального воспитания преподаются в курсах биологии, географии, философии.
  • Биологический подход, когда сексуальное образование включено, главным образом, в уроки биологии, хотя частично может включаться и в другие предметы. Это очень распространенный подход. Например, в Бельгии биологические аспекты включены в программу по биологии, а моральные и этические – в уроки религии и философии. Похожая ситуация – в Австрии. В Нидерландах этические вопросы входят в программу по обществознанию.
  • Психосоциальный подход, когда в название программы сексуального образования входит слово «взаимоотношения». Ученики приветствуют такой подход, однако он мало распространен.
  • Идеологический подход характерен для ряда стран Восточной Европы (Словакия, Польша, Венгрия). В курсах типа «подготовка к семейной жизни» очень много внимания уделяется социальной структуре общества.

Возраст, с которого начинается сексуальное образование, также сильно варьируется: с пяти лет в Португалии и с 14-ти лет в Испании, Италии и на Кипре.

Таблица 4. Некоторые характеристики сексуального образования в европейских странах

 

Назва-
ние про-
граммы

Явля-
ется ли обяза-
тель-
ным

С какого года обяза-
тельно

С какого возраста офи-
циально начи-
нается

С какого возраста начи-
нается по данным соц. опроса

Есть ли стандарты секс. образо-
вания

Кто препо-
дает

Австрия

СО

Да

1970

10

11,6

Да

УП

Бельгия

СОО

Да

1995

6

12,5

Да

ЛУ/УП/В

Болгария

СО

Нет

 

11

13,3

Нет

УП/В

Кипр

СОО

Нет

 

14

 

Нет

УП/В

Чехия

СО

Да

1970

7

13,7

Да

УП

Дания

СО

Да

1970

12

12,2

Да

ЛУ/В

Эстония

Др.

Да

1996

10

 

Да

УП/В

Финляндия

СО

Да

1970

7

11,8

Да

УП/В

Франция

СО

Да

1998

6

13,1

Да

УП/В

Германия

СО

Да

1968

9

11,3

Да

УП/В

Греция

СО

Да

1995

6

13,3

?

ЛУ/В

Венгрия

СЖ

Да

1975

10

12,8

Нет

УП/В

Исландия

СО

Да

1975

11

12,4

Да

УП/В

Ирландия

СОО

Да

2003

6

12,5

Нет

ЛУ

Италия

СО

Нет

 

14

12,6

Нет

УП

Латвия

Др.

Да

1998

11

 

Да

УП

Литва

СО

?

 

?

 

?

ЛУ

Люксембург

СОО

Да

1973

6

 

Да

УП/В

Нидерланды

Др.

Да

1993

13

12,1

Нет

УП

Норвегия

СО

Да

1974

12

12,5

Да

УП/В

Польша

СЖ

Нет

 

12

13,1

Да

УП

Португалия

СО

Да

1999

5

 

Да

ЛУ

Словакия

СЖ

Да

1996

12

12,5

Нет

УП

Испания

СО

Нет

 

14

12,8

Нет

ЛУ

Швеция

СОО

Да

1955

6

12,1

Да

ЛУ

Великобритания

СОО

Нет

 

5/7

12,1

Да

УП/В

Примечание: СО – сексуальное образование, СОО - сексуальное образование с акцентом на межличностные отношения, СЖ – подготовка к семейной жизни, Др. – другое (например, здоровый образ жизни).
ЛУ – любой учитель, УП – учитель соответствующего предмета (чаще биологии, но и этики, философии и др.), ЛУ/В – любой учитель плюс врач (или школьная медсестра), УП/В - учитель соответствующего предмета плюс врач, ЛУ/УП/В - любой учитель плюс учитель-предметник плюс врач.

Источник: «Sexuality education in Europe – A reference guide to policies and practices». IPPF European Network, WHO Regional Office for Europe and Lund University. The Safe Project, 2006.

В России, как в большинстве постсоветских стран, систематического обязательного сексуального образования нет. Острая дискуссия по поводу необходимости его введения и его содержания не утихает с 1990-х годов. Большая часть действующих в стране программ имеют факультативный характер; вопросы, затрагивающие сексуальные отношения, как правило, интегрированы в более общие курсы воспитания здорового образа жизни, формирования ответственного отношения к своему здоровью, гигиенического воспитания, профилактики ВИЧ/СПИДа и т.д.


9 «Sexuality education in Europe – A reference guide to policies and practices». IPPF European Network, WHO Regional Office for Europe and Lund University. The Safe Project, 2006.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.