|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Виктория
САКЕВИЧ
|
Сексуальное образование - путь улучшения
репродуктивного здоровья
Одним из доказавших свою эффективность путей решения
многих проблем с репродуктивным здоровьем молодежи является введение
систем сексуального образования.
Согласно определению ВОЗ и Международной Федерации планируемого
родительства (МФПС), сексуальное образование, - это, во-первых,
предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации,
во-вторых, - обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки
общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию,
способности принимать решение и брать на себя ответственность и
т.д., и, в-третьих, воспитание позитивных установок и ценностей,
например, самоуважения, открытости и др. Сексуальное образование
должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические
и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные
аспекты. Безусловно, содержание программ сексуального образования
должно быть адаптировано к возрасту и уровню развития подростка.
Впервые обязательное сексуальное образование в школах
было введено в Швеции в 1955 году. В 1970-1980-е годы многие другие
западноевропейские страны последовали примеру Швеции. В Германии
сексуальное образование было принято в 1968, в Австрии - в 1970
году. В Нидерландах и Швейцарии оно также было введено в 1970 году,
но в силу высокой степени независимости школ (кантонов в Швейцарии)
не сразу стало обязательным. Появление сексуального образования
в школах Западной Европы совпало с развитием современных методов
контрацепции, в частности, гормональных таблеток, а также легализацией
абортов в большинстве стран в 1970-1980-е годы. Эти изменения дали
толчок так называемой "сексуальной революции"; ценности
и нормы в отношении сексуальности и само поведение стали меняться.
Среди молодежи начали все больше распространяться добрачные сексуальные
контакты и совместная жизнь без регистрации брака, средний возраст
рождения первого ребенка стал расти, соответственно, увеличился
интервал между началом сексуальной жизни и рождением детей. Эпидемия
ВИЧ-инфекции также внесла свою лепту в повышение актуальности сексуального
образования.
В конце XX - начале XXI века включение в школьную программу
сексуального образования в Европе продолжилось - сначала во Франции,
Великобритании, затем в Португалии, Испании и других странах. Даже
в Ирландии, где традиционно сильна религиозная оппозиция, сексуальное
образование стало обязательным в начальной и средней школе в 2003
году. Лишь несколько стран из старых членов ЕС до сих пор не имеют
системы сексуального образования.
Изучение европейского опыта показало, что сексуальное
образование школьников может быть очень эффективным в снижении распространенности
рискового поведения и, более того, может приводить к откладыванию
начала половой жизни и к уменьшению числа сексуальных партнеров
среди молодежи. Всестороннее сексуальное образование прививает навыки
общения между подростками и между подростками и родителями и в целом
способствует более здоровому образу жизни.
Иная картина наблюдается в странах Центральной и Восточной
Европы. Здесь половое просвещение в школах стало развиваться лишь
после падения коммунизма, то есть на 20-30 лет позже, чем в Западной
Европе, и встречает активное сопротивление. Только Чешская Республика
и Эстония преуспели в развитии системы сексуального образования,
отвечающего современным требованиям.
Для обозначения курсов сексуального образования в разных странах
используются разные названия (за которыми стоят и различия в содержании)
– от подготовки к семейной жизни или обучения основным жизненным
навыкам до изучения основ взаимоотношений, в том числе между полами
(табл. 4). Можно выделить несколько подходов к сексуальному образованию
в Европе9:
- Междисциплинарный подход, когда сексуальное образование интегрировано
в программы нескольких школьных предметов в разных классах. Это
редкий случай для Европы, примером может служить Франция или Португалия,
где основы сексуального воспитания преподаются в курсах биологии,
географии, философии.
- Биологический подход, когда сексуальное образование включено,
главным образом, в уроки биологии, хотя частично может включаться
и в другие предметы. Это очень распространенный подход. Например,
в Бельгии биологические аспекты включены в программу по биологии,
а моральные и этические – в уроки религии и философии. Похожая
ситуация – в Австрии. В Нидерландах этические вопросы входят в
программу по обществознанию.
- Психосоциальный подход, когда в название программы сексуального
образования входит слово «взаимоотношения». Ученики приветствуют
такой подход, однако он мало распространен.
- Идеологический подход характерен для ряда стран Восточной Европы
(Словакия, Польша, Венгрия). В курсах типа «подготовка к семейной
жизни» очень много внимания уделяется социальной структуре общества.
Возраст, с которого начинается сексуальное образование,
также сильно варьируется: с пяти лет в Португалии и с 14-ти лет
в Испании, Италии и на Кипре.
Таблица 4. Некоторые характеристики сексуального образования
в европейских странах
|
Назва-
ние про-
граммы
|
Явля-
ется ли обяза-
тель-
ным
|
С какого года обяза-
тельно
|
С какого возраста офи-
циально начи-
нается
|
С какого возраста начи-
нается по данным соц. опроса
|
Есть ли стандарты секс. образо-
вания
|
Кто препо-
дает
|
Австрия
|
СО
|
Да
|
1970
|
10
|
11,6
|
Да
|
УП
|
Бельгия
|
СОО
|
Да
|
1995
|
6
|
12,5
|
Да
|
ЛУ/УП/В
|
Болгария
|
СО
|
Нет
|
|
11
|
13,3
|
Нет
|
УП/В
|
Кипр
|
СОО
|
Нет
|
|
14
|
|
Нет
|
УП/В
|
Чехия
|
СО
|
Да
|
1970
|
7
|
13,7
|
Да
|
УП
|
Дания
|
СО
|
Да
|
1970
|
12
|
12,2
|
Да
|
ЛУ/В
|
Эстония
|
Др.
|
Да
|
1996
|
10
|
|
Да
|
УП/В
|
Финляндия
|
СО
|
Да
|
1970
|
7
|
11,8
|
Да
|
УП/В
|
Франция
|
СО
|
Да
|
1998
|
6
|
13,1
|
Да
|
УП/В
|
Германия
|
СО
|
Да
|
1968
|
9
|
11,3
|
Да
|
УП/В
|
Греция
|
СО
|
Да
|
1995
|
6
|
13,3
|
?
|
ЛУ/В
|
Венгрия
|
СЖ
|
Да
|
1975
|
10
|
12,8
|
Нет
|
УП/В
|
Исландия
|
СО
|
Да
|
1975
|
11
|
12,4
|
Да
|
УП/В
|
Ирландия
|
СОО
|
Да
|
2003
|
6
|
12,5
|
Нет
|
ЛУ
|
Италия
|
СО
|
Нет
|
|
14
|
12,6
|
Нет
|
УП
|
Латвия
|
Др.
|
Да
|
1998
|
11
|
|
Да
|
УП
|
Литва
|
СО
|
?
|
|
?
|
|
?
|
ЛУ
|
Люксембург
|
СОО
|
Да
|
1973
|
6
|
|
Да
|
УП/В
|
Нидерланды
|
Др.
|
Да
|
1993
|
13
|
12,1
|
Нет
|
УП
|
Норвегия
|
СО
|
Да
|
1974
|
12
|
12,5
|
Да
|
УП/В
|
Польша
|
СЖ
|
Нет
|
|
12
|
13,1
|
Да
|
УП
|
Португалия
|
СО
|
Да
|
1999
|
5
|
|
Да
|
ЛУ
|
Словакия
|
СЖ
|
Да
|
1996
|
12
|
12,5
|
Нет
|
УП
|
Испания
|
СО
|
Нет
|
|
14
|
12,8
|
Нет
|
ЛУ
|
Швеция
|
СОО
|
Да
|
1955
|
6
|
12,1
|
Да
|
ЛУ
|
Великобритания
|
СОО
|
Нет
|
|
5/7
|
12,1
|
Да
|
УП/В
|
Примечание: СО – сексуальное образование, СОО - сексуальное
образование с акцентом на межличностные отношения, СЖ – подготовка
к семейной жизни, Др. – другое (например, здоровый образ жизни).
ЛУ – любой учитель, УП – учитель соответствующего предмета (чаще
биологии, но и этики, философии и др.), ЛУ/В – любой учитель плюс
врач (или школьная медсестра), УП/В - учитель соответствующего
предмета плюс врач, ЛУ/УП/В - любой учитель плюс учитель-предметник
плюс врач.
Источник: «Sexuality education in Europe – A reference
guide to policies and practices». IPPF European Network, WHO Regional
Office for Europe and Lund University. The Safe Project, 2006.
В России, как в большинстве постсоветских стран, систематического
обязательного сексуального образования нет. Острая дискуссия по
поводу необходимости его введения и его содержания не утихает с
1990-х годов. Большая часть действующих в стране программ имеют
факультативный характер; вопросы, затрагивающие сексуальные отношения,
как правило, интегрированы в более общие курсы воспитания здорового
образа жизни, формирования ответственного отношения к своему здоровью,
гигиенического воспитания, профилактики ВИЧ/СПИДа и т.д.
9 «Sexuality education
in Europe – A reference guide to policies and practices». IPPF European
Network, WHO Regional Office for Europe and Lund University. The
Safe Project, 2006.
|