|
|
Россияне
на весах |
|
Над темой номера работала
|
|
Мария
ГРИГОРЬЕВА
|
|
Достаточно ли осознана в России проблема избыточного
веса?
Распространенность избыточного веса в России, хотя пока
она и не привлекает слишком большого внимания, уже стала социально-экономической
и демографической проблемой, требующей решения. По нашим данным,
в 2010 году избыточный вес наблюдался у 53,8% мужчин и 54,5% женщин.
А по оценкам ВОЗ, Россия занимает 13 место среди 30 развитых стран
по уровню распространенности избыточного веса (табл. 5).
Таблица 5. Уровень распространенности избыточного веса
в некоторых развитых странах
№
|
Страна
|
Мужчины
|
Женщины
|
Оба пола
|
1
|
США
|
72,5
|
66,3
|
69,4
|
2
|
Новая Зеландия
|
67,8
|
60,6
|
64,1
|
3
|
Чехия
|
69,9
|
53,1
|
61,7
|
4
|
Мальта
|
66,8
|
56,0
|
61,6
|
5
|
Великобритания
|
65,6
|
57,5
|
61,5
|
6
|
Австралия
|
66,5
|
56,2
|
61,3
|
7
|
Словения
|
67,6
|
55,2
|
61,3
|
8
|
Ирландия
|
67,1
|
54,8
|
60,9
|
9
|
Канада
|
65,7
|
55,2
|
60,5
|
10
|
Израиль
|
62,5
|
57,8
|
60,1
|
11
|
Словакия
|
63,9
|
53,2
|
58,4
|
12
|
Испания
|
65,1
|
50,9
|
58,2
|
13
|
Российская Федерация
|
55,8
|
58,9
|
57,8
|
14
|
Люксембург
|
64,0
|
49,2
|
56,7
|
15
|
Исландия
|
63,6
|
49,1
|
56,4
|
16
|
Кипр
|
64,6
|
47,6
|
55,9
|
17
|
Португалия
|
59,7
|
50,8
|
55,3
|
18
|
Германия
|
62,8
|
46,6
|
54,8
|
19
|
Финляндия
|
59,6
|
46,2
|
53,0
|
20
|
Бельгия
|
59,8
|
43,1
|
51,5
|
21
|
Швеция
|
57,3
|
42,5
|
50,0
|
22
|
Австрия
|
56,9
|
42,1
|
49,6
|
23
|
Италия
|
58,3
|
40,1
|
49,2
|
24
|
Дания
|
54,6
|
42,1
|
48,4
|
25
|
Нидерланды
|
52,4
|
43,2
|
47,8
|
26
|
Франция
|
52,0
|
40,0
|
45,9
|
27
|
Швейцария
|
55,0
|
34,1
|
44,3
|
28
|
Южная Корея
|
33,4
|
27,4
|
30,6
|
29
|
Сингапур
|
32,3
|
23,7
|
28,1
|
30
|
Япония
|
28,9
|
15,9
|
22,4
|
Источник: ВОЗ. – url:<http://www.who.int/gho/countries/en/>
Избыточный вес, как мы видели, негативно влияет не только
на физическое состояние здоровья, но и на социальную активность
индивидов. Наличие избыточного веса сопряжено с рядом хронических
заболеваний, таких как диабет, гипертония, хроническое заболевание
сердца и печени. Люди трудоспособных возрастов, при наличии у них
избыточного веса, чаще пропускают работу по причине болезни и чаще
задерживаются на работе.
В России, как и во всех странах, в которых проводились
похожие исследования, существует социально-экономическое неравенство
в распространении избыточного веса. Однако в развитых странах, например,
в США, Австралии, странах Западной Европы, избыточный вес чаще встречается
среди населения с низким социально-экономическим статусом. В этих
странах группа риска состоит в основном из малообеспеченных слоев
населения с низким уровнем образования. Часто в эту группу попадают
мигранты, которые в основном проживают за чертой бедности. Кроме
того, распространенность избыточного веса порой находится в прямой
зависимости от уровня безработицы. В России же, наоборот, – вероятность
наличия избыточного веса выше у работающих людей, с высокими персональными
и семейными доходами. Кроме того, у мужчин избыточный вес чаще встречается
среди чиновников и профессионалов с высшим образованием. Правда,
женщины с высшим образованием имеют меньшую вероятность наличия
избыточного веса, чем женщины со средним уровнем образования. Но
этот факт вряд ли свидетельствует об обратной зависимости между
СЭС и избыточным весом, скорее, он подтверждает предположение сделанное
М. Пена с соавторами49
о том, что женщины с высшим образованием лучше осведомлены о вреде
избыточного веса и правильном питании, а также больше следят за
своей внешностью.
Нельзя сказать, что в России борьба с избыточным весом
совсем не ведется. Однако, изучив ряд нормативных документов: «Программу
приоритетного национального проекта «Здоровье»»50,
«Распоряжение правительства РФ от 25.10.2010 года «Об Основах государственной
политики в области здорового питания населения Российской Федерации
на период до 2020 года»»51,
«Государственную программу г. Москвы "Развитие здравоохранения
в городе Москве (Столичное здравоохранение)"»52
– нельзя не прийти к выводу, что лишь один из имеющихся сегодня
документов в области здравоохранения ориентирует, хоть и косвенным
образом, на снижение доли лиц с избыточным весом. Речь идет об «Основах
государственной политики в области здорового питания населения Российской
Федерации на период до 2020 года». В этом документе, в частности,
отмечается, что «питание большинства взрослого населения не соответствует
принципам здорового питания из-за потребления пищевых продуктов,
содержащих большое количество жира животного происхождения и простых
углеводов, недостатка в рационе овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов,
что приводит к росту избыточной массы тела и ожирению, распространенность
которых за последние 8-9 лет возросла с 19% до 23%, увеличивая риск
развития сахарного диабета, заболеваний сердечно-сосудистой системы
и других заболеваний»53.
«Основы государственной политики в области здорового питания» предусматривают::
- Разработку комплекса мероприятий, направленных на снижение
распространенности заболеваний, связанных с питанием;
- Разработку и внедрение единых форм государственной статистической
отчетности о заболеваемости ожирением;
- Усиление пропаганды здорового питания населения, в том числе
с использованием средств массовой информации.
Среди ожидаемых результатов такой политики – снижение
распространенности ожирения и гипертонической болезни среди населения
на 30%. Однако программы конкретных действий по реализации вышеуказанных
мер нам найти не удалось, и мы не можем привести примеры таких действий
и сделать выводы относительно их эффективности на данный момент.
Частично проблему распространенности избыточного веса
решает программа «Здоровая Россия», разработанная в рамках приоритетного
национального проекта «Здоровье». В рамках этой программы на базах
городских поликлиник в России были созданы Центры здоровья. В их
задачи входит мониторинг состояния здоровья населения, а также консультация
по вопросам здорового образа жизни, включая вопросы правильного
питания, необходимых объемов физической активности, способы избавления
от лишнего веса.
Информацию о правильном питании, примерах физических
нагрузок, способах формирования привычки здорового образа жизни,
а также о специальных диетах можно получить с помощью разработанного
в рамках программы интернет-ресурса takzdorovo.ru. Активный интернет-пользователь,
зарегистрировавшись на этом сайте, сможет разработать персональное
меню и график своей физической активности, исходя из своего нынешнего
расписания и показателей здоровья.
Но стоит отметить, что во многих развитых странах подобная
политика хотя и проводится под руководством государства, но исполнителями
конкретых программ могут выступать различные организации – начиная
от школ и офисов, заканчивая независимыми общественными организациями
и исследовательскими центрами. Очень часто меры политики по сокращению
уровня распространенности избыточного веса реализуются на инициативной
основе и лишь частично поддерживаются финансированием из государственного
бюджета. Это позволяет расширить сферы влияния на проблему. К такому
совместному действию призывают и специалисты ВОЗ54.
Они классифицируют меры вмешательства в распространение избыточного
веса по месту пропаганды здорового образа жизни:
- вмешательство на уровне семьи и в дошкольных учреждениях;
- вмешательство в школах;
- вмешательство на рабочих местах;
- вмешательство на уровне местных сообществ.
Первые два типа вмешательств позволяют сделать здоровый
образ жизни привычным с раннего детства. Такой тип вмешательства
применяли в Австрии, Германии, Дании и Великобритании. В основном
эти программы носили просветительский характер: тематические уроки
в школе, семейные консультации по покупке продуктов питания, выпуск
брошюр о необходимости здорового образа жизни. В Великобритании
к пропаганде здорового образа жизни подошли наиболее творчески.
В нескольких школах деньги, собранные от продажи фруктов в школьных
столовых, было решено потратить на строительство бассейна для школьников
и их родителей. Такая мера одновременно повысила уровень потребления
детьми фруктов, а затем и уровень физической активности за счет
бесплатных занятий плаванием. Кроме того, во многих школах организовали
так называемые «пешеходные автобусы»: группа детей в сопровождении
взрослых ходила каждый день в школу по определенному маршруту, подбирая
по пути дополнительных «пассажиров». В России упоминаний о подобных
инициативах со стороны отдельных общеобразовательных учреждений
мы не встретили. Впрочем, в рамках реализации «Основ государственной
политики в области здорового питания» проводился пересмотр меню
школьных столовых и отбор новых поставщиков школьного питания.
Вмешательство на рабочих местах в основном связано с
организацией тренажерных залов и занятий фитнессом и аэробикой на
предприятиях и в офисах, а также с изменением меню в находящихся
в них столовых и кафе. Кроме того практикуются тренинги по принципам
здорового образа жизни, предоставляется материальная и иная помощь
для занятий спортом и покупки качественных продуктов питания. В
России эти практики используются редко.
На портале www.takzdorovo.ru
были опубликованы результаты небольшого опроса. На вопрос: «У Вас
на работе поощряют занятия спортом?» 64,6% из 2197 посетителей сайта
ответили, что у них на работе занятия спортом никак не поощряются
(рис. 13). Более того, здоровый образ жизни сотрудников никого не
интересует. Лишь у 15,1% посетителей сайта работодатели заботились
о физической активности своих работников: в 7,6% случаев в офисах
есть оборудованный спортзал, а в 7,5% случаев – для сотрудников
офиса действует скидка в соседнем спортзале.
Рисунок 13. Частотное распределение ответов на вопрос
«У Вас на работе поощряют занятия спортом?», %
Источник: интернет-проект
«Здоровая Россия».
Наконец, последний тип вмешательства – на уровне местных
сообществ – требует наибольшего вклада органов власти и местного
самоуправления. Посредством данного вмешательства можно регулировать
информационные потоки, контролировать цены на продукты питания и
доступность спортивных и фитнес-центров. В Европе очень популярной
мерой такого вмешательства является увеличение числа велосипедных
дорожек и повышение их надежности и безопасности. При этом велосипедные
дорожки в Западной Европе образуют целые транспортные сети, охватывающие
не только отдельные города или страны, но и всю Европу. Примером
может служить трасса EuroVelo. Некоторые страны не ограничились
одним строительством велодорожек, власти ряда городов Франции и
Германии организовали сеть велопрокатов, которые позволяют за умеренную
плату пользоваться городскими велосипедами. Помимо экономии, это
также освобождает пользователей от хранения велосипеда в домашних
условиях, что повышает долю людей «пересевших» с автомобилей и мопедов
на велосипеды.
В США городские органы власти поощряют создание продовольственных
кооперативов, кафе здорового питания и клубов садоводов и огородников.
В 2011 году в пропагандистских целях первая леди США – Мишель Обама
– разбила огород во дворе Белого дома. А в 2012 она же выпустила
книгу «Выращено в Америке», посвященную садоводству и правильному
питанию, которая продавалась по относительно низкой цене.
Еще одним популярным способом вмешательства государства
и местных органов самоуправления в снижение распространения избыточного
веса стало введение разнообразных налогов или даже запретов
на продажу вредной пищи. Самый яркий пример – нашумевший «налог
на жир», принятый в Дании в октябре 2011 года. Согласно этому закону
продажа масла, молока, сыра, пиццы и других продуктов, содержащих
более 2,3% насыщенных жиров, облагаются дополнительным налогом.
Сегодня принятие такого закона рассматривается также в Великобритании
и Швейцарии. Похожие налоги были введены во Франции, где с 2004
года запрещена установка торговых аппаратов с закусками в школах
и офисах, а с 2011 года введен налог на сладкую газировку. С возрастающим
потреблением сладких газированных напитков решили также бороться
и в США. Мэр Нью-Йорка подготовил законопроект, согласно которому
в общественных местах (кафе, ресторанах, кинотеатрах и ларьках)
будет запрещено продавать сахаросодержащие напитки, калорийность
которых выше 25 калорий на 0,25 литра, в таре объемом более 0,5
литров. Предполагается, что данный закон будет принят в марте 2013
года.
Подводя итоги, отметим, что проблема избыточного веса
граждан и в России не пущена на самотек, государство предпринимает
некоторые шаги по сокращению масштабов этого феномена. Однако практика
ряда развитых стран показывает, что большей эффективности при меньших
затратах государственных средств можно добиться только при комплексном
действии как на индивидуальном и государственном уровне, так и на
уровне инициатив со стороны частного предпринимательского сектора.
49 Pena
M. et al. Obesity and Povetry: A New Public Health Challenge.
Washington, D.C.: PAHO, 2000
50 Направления,
основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта
«Здоровье».
51 Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р
г. Москва.
52 Государственная
программа города Москвы "Развитие здравоохранения в городе
Москве (Столичное здравоохранение)" на 2012-2016 гг.
53 Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р
г. Москва
54 Проблема ожирения
в Европейском регионе ВОЗ и стратегии ее решения //
Всемирная организация здравоохранения, 2009
|