|
|
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ СТРАТЕГИИ
ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (2012-2016
ГГ.)
ВОЗ, Копенгаген, 2012, 39 страниц
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/174654/e96638-Rus.pdf
На основании перечисленных выше глобальных и региональных
документов и итогов более двух десятилетий работы по содействию
укреплению здоровья был выработан набор широко признанных
принципов, совпадающих с концептуальными положениями политики
Здоровье-2020, на базе которых строятся все действия, предусмотренные
данным планом - от установления приоритетов до реализации
и последующей оценки достигнутого.
- Внимание к вопросам социальной справедливости. Особое
внимание необходимо уделить тому, в какой мере социальные
детерминанты, такие как гендер, социально-экономическое
положение, этническая принадлежность, миграционный статус
и уровень образования, а также распределение этих детерминант,
влияют на возможности людей делать устойчивый выбор в пользу
здоровья.
- Укрепление систем здравоохранения. Дальнейшее развитие
услуг первичной медико-санитарной помощи, наряду со службами
общественного здравоохранения, имеет ключевое значение для
укрепления здоровья населения, профилактики болезней, ранней
диагностики и оказания интегрированной медицинской помощи.
- Учет интересов здоровья во всех стратегиях. Более широкие
детерминанты эпидемии НИЗ в основном находятся за пределами
сферы воздействия сектора здравоохранения. Речь может идти
о таких областях, как торговая и налоговая политика, доступ
к образованию и медицинской помощи, городское планирование
и градостроительство.
- Подход с учетом всех этапов жизни. Риск НИЗ накапливается
в течение всей жизни, начиная с воздействия на плод во время
беременности и продолжаясь в периоды раннего детства, подросткового
и зрелого возраста. Понятие "здоровое старение"
включает такие аспекты, как укрепление здоровья в течение
всей жизни, средовые условия, помогающие справляться с функциональными
нарушениями, уровень социальной защиты, а также доступ к
необходимым социальным и медицинским услугам.
- Расширение прав и возможностей сообществ и граждан. Во
всех действиях, от планирования профилактических услуг до
лечения конкретного больного, работа должна быть ориентирована
на укрепление, а не подмену усилий сообщества, повышение
уровня медико-санитарной грамотности и уважение статуса
пациента как "специалиста" в отношении своей болезни.
- Сбалансированность популяционного и индивидуального подходов.
Большинство случаев болезней возникает среди людей, подверженных
низкому или умеренному риску, и лишь для небольшой части
риск носит крайне выраженный характер. Соответственно, всесторонняя
профилактическая стратегия должна быть сбалансированным
образом направлена как на снижение уровней риска среди населения
в целом, так и на целевой охват лиц, подверженных повышенному
риску.
- Интегрированные программы. Все НИЗ и их факторы риска
имеют конкретные особенности, и успешное решение связанных
с ними проблем требует, по отношению к каждому из них, наличия
специальных знаний и навыков и целенаправленных независимых
действий. Вместе с тем, объективный опыт показывает, что
комплексная стратегия, состоящая из множественных вмешательств,
дает более ощутимое улучшение показателей здоровья, чем
совокупность отдельных мер, причем часто оказывается и более
экономически эффективной.
- Принцип участия всего общества. Охрана и укрепление здоровья
- это результат совместных усилий государства и общества.
Основная цель поэтому заключается в том, чтобы укрепить
связи между профилактическими и лечебно-диагностическими
службами, повысить уровень сотрудничества между государственными
и негосударственными структурами, обеспечить активное участие
гражданского общества, сферы бизнеса и рядовых граждан.
Эти принципы, заложенные в ключевых положениях
Европейской стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными
заболеваниями, сегодня настолько же актуальны, как и на момент
ее принятия в 2006 г.
Стр. 4-5.
В соответствии с Европейской стратегией профилактики
и борьбы с НИЗ, План действий предусматривает всеобъемлющий
и интегрированный подход к решению проблем, связанных с НИЗ,
который одновременно содействует укреплению здоровья и развитию
программ по профилактике болезней на популяционном уровне
и целенаправленно работает на группы риска и граждан, подвергающихся
высокому риску, и максимально охватывает население эффективным
лечением и уходом. При этом, систематически проводится интеграция
политики и действий в целях сокращения неравенств в вопросах
здоровья. В то же время, в целях обеспечения максимального
позитивного эффекта в отношении здоровья, План предусматривает
конкретный набор научно обоснованных вмешательств на период
2012-2016 гг. Будет проводиться мониторинг и оценка прогресса
в реализации этих вмешательств.
План действий разделен на четыре приоритетных
направления действий, пять приоритетных вмешательств и два
вспомогательных вмешательства. Приоритетные вмешательства
носят конкретный научно обоснованный характер и соответствуют
существующим обязательствам государств-членов. Основное внимание
сосредоточено на осуществлении конкретных практических мероприятий
в период 2012-2016 гг., которые могут служить поддержкой странам
в достижении концептуального видения, целей и задач Европейской
стратегии профилактики и борьбы с НИЗ. При этом воздействие
на социальные детерминанты здоровья и сокращение неравенств
в отношении здоровья рассматриваются в качестве таких ключевых
элементов, которые не изложены в виде отдельных разделов,
но имеют общее значение для каждого из основных разделов.
Четыре приоритетные области действий "привязаны"
к соответствующим разделам Европейской региональной стратегии
по профилактике и борьбе с НИЗ, как это отражено ниже:
- стратегическое руководство борьбой с НИЗ,
включая построение альянсов и сетей и всемерное содействие
расширению прав и возможностей граждан (область действия,
соответствующая Европейской стратегии в целом);
- укрепление эпиднадзора, мониторинга и оценки,
а также наращивание научных исследований (область действия,
соответствующая Европейской стратегии в целом);
- укрепление здоровья и профилактика болезней
(область действий, соответствующая вмешательствам на популяционном
уровне, изложенным в Европейской стратегии);
- дальнейшая ориентация услуг здравоохранения
на профилактику и оказание помощи при хронических заболеваниях
(область действия, соответствующая элементам Европейском
стратегии, имеющим отношение к услугам на индивидуальном
уровне, а также к группам и лицам высокого риска).
Пять приоритетных вмешательств сосредоточены на
следующем:
- содействие потребительскому выбору в интересах
здоровья путем применения налоговой политики и механизмов
маркетинга;
- замена трансжиров в пищевых продуктах полиненасыщенными
жирами;
- снижение потребления соли;
- оценка и управление кардиометаболическим риском;
- ранняя диагностика онкологических заболеваний.
Два дополнительных набора вмешательств также включены
как средства развития внутрисекторальных связей с действиями,
направленными на экологические детерминанты НИЗ:
- содействие физически активным видам передвижения;
- содействие оздоровлению различных условий окружающей
среды.
Стр. 9-10.
|
Инвестиции в профилактику и совершенствование мер борьбы
с неинфекционными заболеваниями (НИЗ) позволят сократить преждевременную
смертность и предотвратимую заболеваемость и инвалидность, а также
повысить качество жизни и уровень благополучия людей и обществ.
На эту широкую группу нарушений здоровья приходится не менее 86%
смертности и 77% бремени болезней в Европейском регионе ВОЗ. Распределение
соответствующих эпидемиологических показателей демонстрирует значительные
неравенства, отражающие социальный градиент, но при этом все НИЗ
связаны общими факторами риска, глубинными детерминантами и наличием
возможностей для эффективных вмешательств.
Настоящий документ содержит план действий по реализации
Европейской стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями.
В нем учтены действующие обязательства государств-членов и изложены,
с применением всестороннего комплексного подхода, приоритетные направления
действий и конкретные вмешательства на предстоящие пять лет (2012-2016
гг.).
План разработан в условиях широкого консультативного
процесса под руководством Постоянного комитета Регионального комитета,
включая совещания национальных координаторов по НИЗ и Европейский
форум по политике здравоохранения для государственных должностных
лиц высшего звена. Составление плана осуществлялось параллельно
и в согласовании с разработкой новой европейской политики здравоохранения
(Здоровье-2020) и Рамочной основы действий в области общественного
здравоохранения, а также с учетом итогов Первой всемирной министерской
конференции по вопросам здорового образа жизни и борьбы с НИЗ (Москва,
апрель 2011 г.) и в свете подготовки к совещанию высокого уровня
Генеральной Ассамблеи ООН по профилактике и борьбе с неинфекционными
заболеваниями (Нью-Йорк, сентябрь 2011 г.).
Содержание
Мандат
Эпидемиологический контекст
Почему необходим план действий и почему именно в настоящее время?
Обоснование и руководящие принципы
Поле деятельности
Взаимосвязи
Использование общих характеристик
Психические расстройства
Насилие и травматизм
Инфекционные болезни
Окружающая среда и здоровье
Принципиальное видение, цель и задачи
Принципы построения Плана действий
Приоритетные области действий
Стратегическое руководство борьбой с НИЗ, включая построение альянсов
и сетей и содействие расширению прав и полномочий граждан
Укрепление эпиднадзора, мониторинга и оценки
Укрепление здоровья и профилактика болезней
Дальнейшая ориентация служб здравоохранения на профилактику и оказание
помощи при хронических заболеваниях
Приоритетные меры
Содействие здоровому потребительскому выбору посредством использования
налоговой политики и механизмов маркетинга
Замена трансжиров в пищевых продуктах полиненасыщенными жирами
Снижение потребления соли
Оценка и управление кардиометаболическим риском
Ранняя диагностика онкологических заболеваний
Вспомогательные меры
Содействие развитию физически активных средств передвижения
Укрепление здоровья в конкретных условиях
Библиография
Стратегии, планы действий, резолюции и декларации министерских
конференций ВОЗ
Приложение 1. Примеры существующих систем эпиднадзора за НИЗ
Приложение 2. Резолюция EUR/RC61/R3 "План действий по осуществлению
Европейской стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями,
2012-2016 гг.
|