|
Труд по уходу за детьми и их воспитанию в доклассической
европейской экономической мысли
А.Л. Синица1
(Опубликовано в Вестнике Московского университета.
Сер. 6. Экономика, 2009, №6, с. 56-66)
Одна из целей социальной политики - создание более благоприятных
условий для содержания детей. Основным направлением поддержки семей
с детьми является предоставление пособий, однако труд по уходу за
детьми и их воспитанию также является важным элементом2.
В данной статье анализируются взгляды исследователей
труда по уходу за детьми и их воспитанию в экономике доклассического
периода3. Выбор периода
обусловлен тем, что многие теоретические положения, разработанные
в ту эпоху, актуальны и сейчас.
Нас интересует экономический аспект труда, под которым
мы подразумеваем поиск ответов на следующие вопросы: кто должен
обеспечивать содержание детей, какая форма труда является наиболее
подходящей с экономической точки зрения и какие виды труда должен
выполнять мужчина, а какие - женщина. Однако есть и другие аспекты
(педагогический, социологический, философский), которых мы также
коснемся.
Цель статьи - рассмотреть форму и содержание труда по
уходу за детьми и их воспитанию. В развитых странах эта категория
труда очень важна при рассмотрении рынка труда, так как работающие
матери являются важным резервом увеличения числа занятых, а именно
они испытывают наибольшие трудности на рынке труда, когда их дети
находятся в дошкольном возрасте. Между тем, выбор государством приоритетной
институциональной формы воспитания и ухода за детьми оказывает большое
влияние на экономику страны4.
Всех исследователей доклассического периода можно разделить
на две группы. В первую группу попадают сторонники вмешательства
государства в жизнь семьи и труд по уходу и воспитанию. Она представлена
утопистами, для которых интересы общества выше семейных. Во вторую
группу попадают сторонники автономности семьи. В нее входят экономисты
доклассических школ (меркантилисты и физиократы), энциклопедисты
и философы, основывающие свои концепции на разделении труда между
мужчиной и женщиной внутри семьи.
Утописты
Вопрос, кто является субъектом труда по уходу за детьми
и их воспитанию, начал привлекать внимание достаточно давно. Одним
из первых, кто затронул вопрос выбора формы ухода и воспитания детей,
был Платон, позиция которого послужила отправной точкой для многих
мыслителей.
В диалоге "Государство" он рассматривает устройство
и функции идеального государства. По мнению Платона, цель труда
по уходу за детьми и их воспитанию - создать такое общество, в котором
люди были бы умеренными в своих желаниях и могли сами устроить свою
жизнь5. Для этого
он предлагает отменить частную собственность6
и ликвидировать институт семьи7,
который мешает обществу воспитывать детей "правильным"
образом8. Отсутствие
семьи и собственности ведет к тому, что людей не пугает потеря родственника
или имущества9.
Платон полагал, что мужчина и женщина не различаются
по своей природе и могут выполнять одинаковую работу10,
но в женщине слабее природные задатки11.
Поэтому она может заниматься любой работой, а дети полностью принадлежат
общественной системе воспитания, которая освобождает мать от домашнего
труда12.
Вновь к проблеме труда по уходу за детьми и их воспитанию
вернулись в эпоху Возрождения. Взгляды Платона развил Т. Кампанелла.
Он ввел идею обязательного труда по четыре часа в день для всех
членов общества.
Другое направление утопической мысли зародилось в это
же время и берет свое начало с Т. Мора. В отличие от Платона (основоположника
"жестких" форм утопий), чья критика затронула все сферы
жизни общества, Т. Мор (основоположник "мягких" форм утопий)
критиковал только зарождавшуюся тогда капиталистическую реальность,
а не весь окружающий мир13.
В идеальном обществе Т. Мора работают тоже все граждане14.
Уход за маленькими детьми и их воспитание - естественная обязанность
матерей15, которым
удается совмещать работу с материнством при отсутствии общественного
воспитания лишь потому, что выполнение "женских" обязанностей
(приготовление пищи16
и одежды, обработка шерсти и льна17)
и занятие земледелием, которым обязаны заниматься все граждане18,
требуют не более шести часов в сутки19.
Тем не менее подросшие дети обязаны ходить в школу20,
являющуюся основой существования общества.
Рассматривая труд по уходу за детьми и их воспитанию,
Платон и Т. Мор сходились в том, что, во-первых, всеобщая занятость
снизит продолжительность рабочего дня и будет способствовать более
эффективному распределению времени, а во-вторых, труд по уходу и
воспитанию детей - важнейший вид труда. Однако различий было больше.
Платон и его последователи считали, что наилучшей является общественная
форма воспитания, так как она укрепляет единство народа, у родителей
остается больше времени на свои нужды, а дети воспитываются "правильно".
Т. Мор и его сторонники отдавали предпочтение семейному уходу и
воспитанию, так как они считали, что он укрепляет брак и позволяет
матери наблюдать за детьми. Однако обязательная всеобщая занятость
вне дома в их концепциях заставляет мать работать больше, поскольку
на нее ложится еще и работа в доме.
Экономические школы
Ранние экономические школы уделяли мало внимания выбору
формы воспитания детей. Меркантилисты интересовались торговлей и
денежным обращением, поэтому в своих работах не затрагивали труд
по уходу за детьми.
Из меркантилистов только Д. Юм в трактате "О торговле"
касается интересующего нас вопроса, но не с экономической точки
зрения. Он отмечает, что "всякий человек должен быть вознагражден
за свой труд по возможности полным обладанием всеми предметами первой
необходимости и известным количеством удовольствий"21.
Первейшей потребностью, удовлетворить которую легче всего, является
"влечение друг к другу обоих полов"22.
Воспитание детей и совместные заботы о ребенке, родившемся в результате
брака, укрепляют семью23.
Д. Юм является сторонником общественной формы воспитания
уже подросших детей, считая, что она более выгодна и способствует
укреплению общественных институтов24.
В отличие от меркантилистов, которые занимались проблемой
промышленного производства, физиократы, рассматривающие землю как
один из основных факторов производства, интересовались развитием
сельского хозяйства. Одним из следствий этого интереса была разработка
теорий народонаселения и занятости.
Основатель этой школы Ф. Кенэ утверждал, что забота
о ребенке - обязанность, внушаемая отцу и матери самой природой25.
Обязанностью матери является кормление ребенка26
и ведение домашнего хозяйства27,
а отца - работа вне дома28.
П.С. Дюпон де Немур считал, что мужчина должен работать вне дома
и содержать семью29,
а женщина - заниматься уходом за детьми30.
По мнению Р. Кантильона, мать растит детей31,
а отец их содержит32;
женщина может изготовлять что-то на продажу или работать в поле,
однако ее труд покрывает лишь затраты на нее саму33,
следовательно, она не может содержать детей без помощи мужа.
Взгляды физиократов поддерживали энциклопедисты.
Д. Дидро впервые указал основные объекты социальной
политики: дети, отцы, матери и кормилицы34.
П.А. Гольбах ставил брак как частный вид общества в
противовес порочному светскому обществу35
и считал, что помимо взаимной поддержки супругов он также имеет
своей целью рождение детей - помощников в старости36.
Мужчина сильнее от природы, поэтому он должен защищать жену, заботиться
о ней, выполнять работу, с которой не может справиться женщина,
и быть ей верным37.
Жена как более слабое существо должна выполнять менее тяжелую работу:
вести домашнее хозяйство, воспитывать маленьких детей, подчеркивать
превосходство супруга и быть ему верной38.
Содержать и воспитывать детей - обязанность родителей39,
так как дети являются помощниками родителей и обеспечивают их в
старости40. Власть
родителей над детьми основана на том факте, что первые содержат
последних41. П.А.
Гольбах отличается от всех остальных авторов, считая, что дети обязаны
помогать родителям, даже тем, которые плохо заботятся о них, потому
что именно родители дали им жизнь42.
Ш.Л. Монтескье также считал, что обязанностями мужчины
как главы дома43
являются содержание семьи44
и воспитание подросших детей45.
Обобщая опыт разных стран, Ш.Л. Монтескье обратил внимание
на культурные различия. Он отметил, что обязанности женщины различаются
в зависимости от страны проживания. На Востоке предназначение женщины
заключается только в рождении детей, а не в их воспитании или другой
работе46: ребенок
воспитывается в семье, но не матерью, так как многоженство не позволяет
полноценно воспитывать детей47.
На Западе, где семейная жизнь более соответствует природным нормам,
на женщину ложатся заботы о ребенке48
и доме49, а не работа
вне его.
Очень большую роль труду по воспитанию придавал известный
просветитель Ж. -Ж. Руссо. Он считал, что нравственный облик человека
зависит от воспитания, полученного в детстве50,
поэтому труд по уходу за детьми и их воспитанию является ключевым
условием для воспитания хорошего гражданина.
Ж.-Ж. Руссо особенно подчеркивает, что обязанности обоих
полов различаются51,
так как они не сходны по своим склонностям и характеру, несмотря
на наличие общего дела52.
Он пишет, что если общество имеет хорошие законы, то мужчина должен
вступить в брак53
с одной женщиной54,
которой он должен быть верен55,
любить и содержать ее56.
Таким образом он становится главой дома57,
и жена находится у него в подчинении58.
Жена должна слушаться мужа, так как непослушание наносит
вред лишь ей самой59.
Предназначением женщины является рождение детей60,
поэтому вся ее жизнь должна быть подчинена этому. Во время беременности
она должна вести себя осторожно, а после рождения ребенка, в период
вскармливания, женщина не должна работать61.
Жена является матерью семейства, поэтому должна знать все тонкости
ведения домашнего хозяйства62.
Мужу она обязана не только подчиняться, но и помогать ему в жизни63
и быть верной64.
Также она поддерживает единство семьи и связывает мужа с детьми65,
которые в свою очередь связывают ее с мужем66.
Ж.-Ж. Руссо вступает в спор с Платоном, утверждая, что
женщины не могут выполнять одинаковую с мужчиной работу, не мешая
своему основному призванию67,
поскольку это разрушает семью68.
По его мнению, семейная форма воспитания и ухода за
детьми является наилучшей, так как человек учится любить семейную
жизнь, только воспитываясь дома. Общественная жизнь развращает людей
и губит семьи69.
Философы
Исключить философов XVI-XVIII вв. из рассмотрения нельзя,
потому что они, во-первых, оказали значительное влияние на экономистов,
а во-вторых, в то время экономика и философия еще не разделялась.
В интересующем нас вопросе философы не поддержали утопистов.
Дж. Локк подчеркивал важность воспитания и утверждал,
что именно воспитание в детстве создает различия между людьми70.
Он считал, что Бог предопределил людям заботиться о себе самим и
жить в семье71,
имеющей черты государства в миниатюре72.
Отсутствие социальных институтов государства подкрепляет эту необходимость.
Основной целью брака является произведение потомства и продолжение
рода73, однако лишь
взаимная поддержка и помощь, а также общность интересов супругов
способны создать условия, необходимые для содержания детей74.
Женщина сама не сможет заработать достаточно денег75,
поэтому ее союз с мужем должен продолжаться, пока дети не станут
самостоятельными76.
Следовательно, он считает, что в браке муж поддерживает маленьких
детей и жену, которая производит потомство (выполняет свой долг
перед родом77).
Согласно Дж. Локку обязанности родителей включают в
себя не только руководство детьми78,
но и их содержание, охрану и воспитание79,
образование80, ибо
"малую власть дает человеку над его потомством один лишь акт
зачатия (курсив. - Дж. Локк), если его заботы на этом кончаются"81,
и в этом случае отец теряет права на ребенка82.
Дж. Локк выдвигает два важных положения:
1) труд создает различия в стоимости83;
2) пренебрежение родительскими обязанностями не позволяет
детям превратиться в достойных людей84.
Здесь он продолжает мысль своих предшественников о том,
что труд по уходу за детьми и их воспитанию направлен на благо не
только семьи, но и государства, и является нужным и полезным.
К.А. Гельвеций продолжает мысль Дж. Локка, утверждая,
что разница в умах основана на различиях в воспитании, которое внушает
любовь к законам и социальным добродетелям85.
Он соглашается с Дж. Локком в вопросе разделения труда
внутри семьи: муж содержит семью86,
а жена воспитывает детей87
и работает по дому88.
Развивая эту мысль, он утверждал, что мужчина может "требовать
плату, достаточную для поддержания приличного существования - своего
и своей семьи"89.
Однако он не исключал возможности общественного воспитания детей
более старшего возраста, что могло бы позволить матери получить
оплачиваемую работу.
Как видно, разделение труда внутри семьи в трудах доклассиков,
в отличие от концепции разделения труда, предложенной Б. Мандевилем
и А. Смитом, представляло собой принцип организации общества и взаимодействия
его членов, т.е. основное внимание в них уделялось философскому,
социальному и нравственному аспектам, а не экономическому.
Мыслители доклассического периода предлагали две формы
ухода и воспитания детей: общественную и семейную.
Общественную форму в качестве основной предлагали утописты,
на идеях которых позже было основано учение социалистов. Возникновение
общественных институтов воспитания и ухода за детьми в теоретических
концепциях утопистов вызвано отсутствием или ослаблением института
семьи и обязательной занятостью вне дома всех членов общества, в
том числе матерей с маленькими детьми. Утописты считали, что специализированные
институты лучше воспитают детей, а родители потратят освободившееся
время на улучшение общественной жизни.
Остальные рассмотренные авторы предлагали семейную форму
воспитания, основанную на разделении труда внутри семьи: мужчина
содержит семью, а женщина заботится о детях и ведет хозяйство. Женщина
может работать вне дома, но ее доходов недостаточно для содержания
детей и хватает только на нее. Они отмечали, что воспитывать детей
должна мать, это ее "естественная" обязанность, установленная
Богом и Природой.
Также необходимо отметить, что, несмотря на все противоречия
между представителями концепций, в методологических принципах у
некоторых из них были общие моменты: утопистов и экономистов объединяло
то, что они строили свои концепции, основываясь на экономических
предпосылках, тогда как энциклопедисты и философы - на нравственных
и религиозных.
Но все представители доклассического периода экономической
мысли соглашались с тем, что общественная форма ухода и воспитания
ребенка является прямым следствием занятости матери вне дома.
Заключение
Обратиться сегодня к опыту прошлого очень важно, так
как изучая его, мы увидим не только генезис взглядов исследователей
на вопрос о выборе формы воспитания и ухода за детьми, но и найдем
положительные черты концепций сторонников семейной формы.
В эпоху доклассиков утопические идеи не воспринимались
обществом, потому что семьям было удобнее воспитывать детей дома.
В результате промышленной революции женщины переселились в города
и оказались вовлеченными в производство вне дома. Это привело к
усилению потребности в общественных формах воспитания и ухода за
детьми, в результате чего семейная форма воспитания и ухода за детьми
уступила место общественной: утопические идеи стали доминировать,
но их форма изменилась. Однако эта форма базируется на ослаблении
семьи и передаче многих ее функций государству, что негативно влияет
на общество.
Поскольку отказаться от труда женщин экономически развитые
страны не могут, необходимо найти такое сочетание общественной и
семейной форм, которое позволило бы матерям работать вне дома и
сохранять независимость семьи от государства.
Опыт доклассиков свидетельствует, что это достижимо,
хотя и требует значительных усилий. Труд по уходу за детьми и их
содержанию играет в этом деле важнейшую роль. Осознание роли этого
труда в жизни общества и изучение концепций доклассиков позволит
реализовать цели социальной политики по отношению к детям.
Список литературы
- Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях
и его воспитании. М., 1938.
- Гельвеций К. А. Об уме. М., 1938.
- Дидро Д. Избранные произведения. М.; Л., 1951.
- Кенэ Ф. Естественное право // Кенэ Ф. Избранные экономические
произведения. М., 1960.
- Кенэ Ф. Население // Кенэ Ф. Избранные экономические
произведения. М., 1960.
- Кенэ Ф. Общие принципы экономической политики земледельческого
государства и примечания к этим принципам // Кенэ Ф. Избранные
экономические произведения. М., 1960.
- Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Собр. соч.:
В 3 т. Т. 3. М., 1988.
- Локк Дж. Мысли о воспитании //Локк Дж. Собр. соч.: В
3 т. Т. 3. М., 1988.
- Монтескье Ш. Л. О духе законов или об отношениях, в которых
законы должны находиться к устройству каждого правления, к нравам,
климату, религии, торговле, и т.д., к чему автор прибавил новые
исследования о законах римских, касающихся исследования, о законах
французских и о законах феодальных. СПб., 1900.
- Мор Т. Золотая книга столь же полезная, как забавная,
о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия //
Утопический роман XVI-XVII веков. М., 1971.
- Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т.
3 (1). М., 1971.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избр.
соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1961.
- Синица А. Л. Социально-экономические аспекты выбора способа
ухода за ребенком // Социально-экономическая политика: уровень
жизни населения Российской Федерации. М., 2007.
- Юм Д. О торговле // Юм Д. Малые произведения. М., 1996.
- Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 2. М., 1995.
- Cantillon R. Essai sur la Nature du Commerce en General.
P. 1. Ch. 11 // McMaster University Website. URL: http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3113/cantillon/essay1.txt
- Dupont de Nemours P.S. De l'Orogine de des Progress d'une
Science Nou-velle. P., 1910.
- Dupont de Nemours P.S. Principes et Recherches sur Is
Philosophie de l'Univers. P., 1792.
- Holbach P.-H.D. Elements de la Morale Universelle, ou
Catechisme de la Nature. P., 1973 (Reprod. de l'ed. de: P., 1790).
1 Синица А.Л., мл.
науч. сотр. Центра по изучению проблем народонаселения экономического
ф-та МГУ имени М. В. Ломоносова
2 Под трудом по уходу
за детьми и их воспитанию мы подразумеваем деятельность, направленную
на удовлетворение их жизненно важных потребностей и их социализацию.
3 Период в экономической
науке, который предшествовал становлению классической политической
экономии.
4 См.: Синица А.
Л. Социально-экономические аспекты выбора способа ухода за ребенком
// Социально-экономическая политика: уровень жизни населения Российской
Федерации. М., 2007.
5 См.: Платон.
Государство // Платон. Собр. соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3 (1). С.
212.
6 Там же. С. 204.
7 Там же. С. 255.
8 Там же. С. 354.
9 Там же. С. 167.
10 Там же. С. 250-254.
11 Там же. С. 251.
12 Там же. С. 258.
13 См.: Мор Т.
Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия // Утопический роман XVI-XVII
веков. М., 1971. С. 138.
14 Там же. С. 84.
15 Там же. С. 91.
16 Там же. С. 90.
17 Там же. С. 84.
18 Там же. С. 84.
19 Там же. С. 87.
20 Там же. С. 132.
21 Юм Д.
О торговле// Юм Д. Малые произведения. М., 1996. С. 79.
22 Юм Д.
Трактат о человеческой природе. М., 1995. Т. 2. С. 248.
23 Там же. С. 248.
24 Там же. С. 251
- 52.
25 См.: Кенэ
Ф. Естественное право // Кенэ Ф. Избранные экономические произведения.
М., 1960. С. 331.
26 См.: Кенэ
Ф. Население // Кенэ Ф. Избранные экономические произведения.
С. 180.
27 См.: Кенэ
Ф. Общие принципы экономической политики земледельческого государства
и примечания к этим принципам // Кенэ Ф. Избранные экономические
произведения. С. 495.
28 Там же. С. 495.
29 Dupont de
Nemours P.S. De POrogine de des Progress d'une Science Nouvelle.
P., 1910. P. 12.
30 Dupont de
Nemours P.S. Principes et Recherches sur Is Philosophie de PUnivers.
P., 1792. P. 82.
31 Cantillon
R. Essai sur la Nature du Commerce en General. P. 1. Cli. 11
// McMaster University Website. URL: http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3113/cantillon/essayl.txt
(дата обращения: 25.09.2008).
32 Ibid. Ch. 9.
33 Ibid.
34 См.: Дидро
Д. Избранные произведения. М.; Л., 1951. С. 345.
35 Holbach P.-H.
D. Elements de la Morale Universelle, ou Catechisme de la Nature.
P., 1973 (Reprod. del'ed. de: P., 1790). P. 95.
36 Ibid. P. 97.
37 Ibid. P. 98.
38 Ibid. P. 98 -
99.
39 Ibid. P. 104.
40 Ibid. P. 105.
41 Ibid. P. 105
- 106.
42 Ibid. P. 110
- 111.
43 См.: Монтескье
Ш. Л. О духе законов или об отношениях, в которых законы должны
находиться к устройству каждого правления, к нравам, климату, религии,
торговле и т.д., к чему автор прибавил новые исследования о законах
римских, касающихся исследования, о законах французских и о законах
феодальных. СПб., 1900. С. 226.
44 Там же. С. 414.
45 Там же. С. 56.
46 Там же. С. 265.
47 Там же. С. 259
- 260.
48 Там же. С. 414.
49 Там же. С. 113.
50 См.: Руссо
Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения:
В 3 т. М., 1961. Т. 1. С. 556, 590.
51 Там же. С. 552.
52 Там же. С. 553.
53 Там же. С. 695.
54 Там же. С. 644.
55 Там же. С. 551.
56 Там же. С. 655.
57 Там же. С. 615.
58 Там же. С. 547.
59 Там же. С. 563.
60 Там же. С. 550.
61 Там же. С. 551.
62 Там же. С. 598.
63 Там же. С. 660.
64 Там же. С. 551.
65 Там же. С. 551.
66 Там же. С. 731.
67 Там же. С. 553.
68 Там же. С. 553.
69 Там же. С. 590.
70 См.: Локк
Дж. Мысли о воспитании // Локк Дж. Собр. соч.: В 3 т. М., 1988.
3. С. 412.
71 Там же. С. 306.
72 См.: Локк
Дж. Два трактата о правлении //Локк Дж. Собр. соч.: В 3 т. Т.
3. С. 304.
73 См.: Локк
Дж. Мысли о воспитании. С. 306.
74 Там же. С. 306.
75 Там же. С. 307.
76 Там же. С. 306.
77 Там же. С. 307.
78 См.: Локк
Дж. Два трактата о правлении. С. 294.
79 См.: Локк
Дж. Мысли о воспитании. С. 299.
80 Там же. С. 300.
81 Там же. С. 298.
82 Там же. С. 297.
83 Там же. С. 285.
84 См.: Локк
Дж. Мысли о воспитании. С. 464.
85 См.: Гельвеций
К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании.
М., 1938. С. 410.
86 Там же. С. 65.
87 См.: Гельвеций
К. А. Об уме. М., 1938. С. 19.
88 См.: Гельвеций
К. А. О человеке... С. 313.
89 Гельвеций
К. А. Об уме. С. 20.
|