|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
"Городской аудит": база данных по 336 показателям
для 369 европейских городов
В Европейском союзе (ЕС-27) более ¾ населения
сосредоточено в больших или малых городах, и лишь четверть европейцев
проживает на преимущественно сельских территориях. Большие и малые
города, являясь центрами культурной, политической, социальной и
экономической жизни, играют решающую роль в развитии Европы. Поэтому
для всех лиц, принимающих решения в ЕС на любом уровне – национальном,
региональном или местном, - необходимо четкое представление об экономических
и социальных процессах, происходящих в городах и на прилегающих
к ним территориях. Адекватным инструментом получения объективной
информации о качестве жизни в европейских городах призвана стать
система «Городского аудита», реализуемая совместными усилиями городов-участников,
национальными статистическими службами, Евростатом и Генеральной
Дирекцией по региональной политике Европейской Комиссии.
Для выделения городских поселений в системе «Городского
аудита» используются две концепции – административная и морфологическая,
- в соответствии с которыми выделяются территориальные единицы четырех
уровней:
- сам город (в существующих административных границах), для которого,
как правило, имеется значительный массив данных;
- большая городская зона, выходящая за пределы административных
границ города и ограничиваемая, как правило, зоной преобладающих
потоков маятниковой миграции, то есть покрывающая и город, и его
«хинтерланд»1;
- «городское ядро» для сопоставимости данных по некоторым столичным
городам, когда административная концепция не позволяет выделить
сопоставимые территориальные единицы2;
- внутригородские районы для выявления внутригородских различий
в крупных городах3.
Для сравнения приводятся значения показателя не только
по этим территориальным образованиям, но и по стране в целом.
В процессе отбора городов-участников проекта и выделения
соответствующих урбанизированных зон и внутригородских районов используются
следующие критерии:
- население городов-участников в сумме должно составлять около
20% населения страны;
- отобранные города должны хорошо отражать географическое распределение
сети городских поселений (центральные и периферийные);
- выборка должна содержать достаточное число средних городов (с
числом жителей от 50 до 250 тысяч человек);
- города попадают в проект, если по ним имеются необходимые и
сопоставимые данные.
Впрочем, окончательный отбор обычно является результатом
определенного компромисса.
Первая попытка собрать сооставимые данные о качестве
жизни в европейских городах была предпринята в 1999 году, когда
пилотным проектом было охвачено 58 крупных городов Европы-15 с общей
численностью населения 42,6 миллионов человек (в пределах административных
границ), а с учетом прилегающих урбанизированных территорий 27 городов
- 70 миллионов человек. Данные по 33 индикаторам собирались по состоянию
на 1981, 1991 и 1996 годы. На этой пробной стадии в выборку не включили
крупнейшие города – Лондон и Париж, - и необходимость дальнейшего
расширения и развития проекта была очевидна.
В настоящее время система «Городского аудита» охватывает
369 городов, включая 322 города в ЕС-27, в которых проживает около
25% населения союза, а также 26 городов в Турции, 5 в Хорватии,
6 в Норвегии и 10 в Швейцарии (табл. 1). База данных «Городского
аудита» содержит информацию (разной степени полноты) о пяти периодах
времени: 1989-1993 годы (по состоянию на 1991 или близкий к нему
год), 1994-1998 (1996), 1999-2002 (2001), 2003-2006 (2004), 2007-2009
(2008) годы. Начали поступать данные за 2010-2012 (2011) годы.
Таблица 1. Число территориальных образований, представленных
в «Городском аудите», 2010 год
|
Город в административных границах
|
Городское ядро
|
Урбанизированная зона
|
Австрия
|
5
|
|
5
|
Бельгия
|
7
|
|
7
|
Болгария
|
8
|
|
8
|
Великобритания
|
30
|
1
|
26
|
Венгрия
|
9
|
|
9
|
Германия
|
40
|
|
36
|
Греция
|
9
|
1
|
9
|
Дания
|
4
|
1
|
4
|
Ирландия
|
5
|
1
|
5
|
Испания
|
25
|
|
24
|
Италия
|
32
|
|
32
|
Кипр
|
1
|
|
1
|
Латвия
|
2
|
|
2
|
Литва
|
3
|
|
3
|
Люксембург
|
1
|
|
1
|
Мальта
|
2
|
|
1
|
Нидерланды
|
15
|
|
14
|
Польша
|
28
|
|
27
|
Португалия
|
9
|
1
|
9
|
Румыния
|
14
|
|
14
|
Словакия
|
8
|
|
8
|
Словения
|
2
|
|
2
|
Стокгольм
|
8
|
1
|
8
|
Финляндия
|
4
|
1
|
4
|
Франция
|
35
|
1
|
23
|
Чехия
|
14
|
|
13
|
Эстония
|
2
|
|
2
|
Всего по ЕС-27
|
322
|
8
|
297
|
Хорватия
|
5
|
|
5
|
Турция
|
26
|
|
26
|
Швейцария
|
10
|
1
|
10
|
Норвегия
|
6
|
|
6
|
Итого:
|
369
|
9
|
344
|
Источник: Regional and Urban Statistics Reference Guide
2010. Eurostat, 2010. P. 210.
База данных «Городского аудита» содержит 336 переменных,
собираемых и контролируемых Евростатом. На их основе рассчитываются
более 300 сопоставимых индикаторов, характеризующих важнейшие аспекты
качества жизни в городах:
- демография (население, гражданство; домохозяйства);
- социальные аспекты (жилье; здоровье и здравоохранение; преступность);
- экономические аспекты (рынок труда; экономическая активность;
дифференциация доходов и бедность);
- гражданская включенность (в том числе женщин в местные органы
власти);
- образование и профессиональное обучение (образовательные учреждения
и урочень образования);
- окружающая среда (климат и географические условия; воздушная
среда и шум; вода; утилизация отходов; использование земель);
- поездки и транспорт;
- информационное пространство (пользователи и инфраструктура;
местное электронное правительство; информационно-коммуникативный
сектор);
- культура и отдых (культура и отдых; туризм).
Доступность показателей по отдельным аспектам различается.
Если, например, демографические данные имеются приблизительно для
90% городов, то данные по состоянию окружающей среды в них – менее
чем для половины.
Особое значение имеет сопоставимость данных по единицам
одинакового уровня территориальной иерархии. Между тем, если сравнить
основные территориальные единицы (образования), используемые в системы
«Городского аудита», для столичных городов по удельному весу населения
и территории, можно увидеть значительные различия между странами.
Так, если в административных границах Бухареста проживает
около 90% населения урбанизированной зоны столицы Румынии, то, с
другой стороны, в Люксембурге – менее 20% (рис. 1). Столь низкая
доля свидетельствует о том, что город уже перерос свои административные
границы. Для столичных городов, не вмещающихся в существующие границы,
был введен дополнительный уровень территориальной иерархии – городское
ядро урбанизированной зоны. Единственное исключение составляет Лондон,
городское ядро урбанизированной зоны которого (Большой Лондон в
отличие от Внутреннего) выделено для большей сопоставимости со вторым
крупнейшим городом ЕС-27 Парижем.
Рисунок 1. Сопоставление населения европейских столиц,
входящих в «Городской аудит», в различных границах, 2004 год*, %
численности населения урбанизированной зоны
* Венгрия – 2005 год, Финляндия – 2003 год;
Хорватия – 2001 год
Распределение столичных городов по удельному весу занимаемой
территорории урбанизированной зоны более единообразно – в большинстве
стран доля территории города не превышает 20% (рис. 2). Плотность
населения в урбанизированной зоне ниже, а доля территории, не покрытой
городской застройкой (жилыми и нежилыми зданиями, транспортной и
инженерной инфраструкторой), - выше. На основе информации, имеющейся
в базе данных «Городского аудита», можно анализировать имеющиеся
различия и сходство в демографических, социальных, экономических,
экологических и других аспектах жизни на разных территориальных
уровнях. Базу данных «Городского аудита» предполагается пополнить
данными, относящимися к хинтерланду города (урбанизированная зона
без самого города).
Рисунок 2. Сопоставление территории европейских столиц,
входящих в «Городской аудит» в различных границах, 2004 год*, %
территории урбанизированной зоны
* Венгрия – 2005 год, Финляндия – 2003 год;
Хорватия – 2001 год
Если говорить об абсолютной численности населения городов,
то в административных границах 6 городов « Городского аудита» -
Берлине, Мадриде, Париже и Лондоне в Европе, Анкаре и Стамбуле в
Турции – проживает свыше 3 миллионов человек. Число жителей еще
в 20 городах Европы составляет от 1 до 3 миллионов человек (рис.
3). В значительно большем числе городов проживает от 500 тысяч человек
до 1 миллиона человек, в 80 – от 250 до 500 тысяч человек. В каждой
группе городов разного размера проживает примерно по 30 миллионов
человек, что обеспечивает достаточную сопоставимость показателей.
Самым многолюдным европейским городом проекта является
крупнейший город ЕС-27 – «Большой Лондон», насчитывавший в 2008
году 7,7 миллиона жителей. Если строго следовать критерию "город
в административных границах", равных ему в выборке не будет,
но «Большой Париж» (точнее, Париж с "маленькой короной",
включающей прилегающие департаменты О-де-Сен, Сена-Сен-Дени и Валь-де-Марн)
вполне сопоставим с «Большим Лондоном» по численностью населения
- 6,5 миллиона человек, в то время как сам Париж (2,2 миллиона человек)
сопоставим, скорее, с «Внутренним» Лондоном (3,0 миллиона человек).
Остальные европейские города-"миллионники",
по крайней мере, вдвое меньше: в Берлине проживает, по данным за
2008 год, 3,4 миллиона человек, в Мадриде - 3,2, «Больших Афинах»
(городском ядре урбанизированной зоны) - 2,9 (в самих Афинах – 0,8
), Риме - 2,7 миллиона человек. В остальных европейских городах
число жителей не достигало и 2 миллионов человек.
Если говорить о городе в его административных границах,
число «миллионников» сократится. Помимо «Больших Афин» и собственно
Афин, упомянутых выше, это относится к Дублину (1,1 и 0,5 миллиона
жителей), Лиссабону (1,8 и 0,5), Копенгагену (1,8 и 0,5), Стокгольму
(1,4 и 0,8 миллиона человек) и Хельсинки (1,0 и 0,6 миллиона жителей).
Рисунок 3. Самые большие города "Городского аудита"
ЕС (с численностью населения 1 миллион человек и более), 2008* год,
миллионов человек
* Города Франции – 2006 год; Дании и Ирландии - 2004
год
Помимо показателей по городам в разной конфигурации
и урбанизированным зонам, база данных «Городского аудита» стала
пополняться показателями для метрополитенских ареалов. Под ними
понимаются городские агломерации, выделяемые как урбанизированные
зоны, с числом жителей от 250 тысяч человек и более4.
Каждая агломерация представляет, по крайней мере, один регион третьего
уровня (NUTS 3), а если в прилегающем регионе того же уровня более
50% населения проживае в той же агломерации, он также включает в
данный метрополитенский ареал. В настоящее время в базе данных «Городского
аудита» представлены некоторые показатели по 255 метрополитенским
ареалам (247 в ЕС-27, 4 в Швейцарии, 3 в Норвегии, 1 в Хорватии).
Это не все метрополитенские ареалы – только в ЕС-27 их выделяют
258 (табл. 2). В них проживает 59% населения ЕС-27 (в США, для сравнения,
- 80%). Населения большинства метрополитенских ареалов растет, причем
в некоторых довольно быстро, но в отдельных – в Ирландии, Великобритании
и Словакии - сокращается.
Таблица 2. Метрополитенские ареалы в ЕС-27
|
Число метрополитенских ареалов
|
% населения, 2006
|
Изменение доли населения за 2000-2006 годы, пунктов %
|
Бельгия
|
5
|
42,2
|
0,2
|
Болгария
|
3
|
31,2
|
2,0
|
Чехия
|
4
|
51,5
|
0,2
|
Дания
|
4
|
67,7
|
0,0
|
Германия
|
55
|
62,2
|
0,6
|
Эстония
|
1
|
38,8
|
0,5
|
Ирландия
|
2
|
53,8
|
-0,4
|
Греция
|
2
|
46,2
|
7,0
|
Испания
|
22
|
74,2
|
0,3
|
Франция
|
30
|
65,1
|
0,0
|
Италия
|
26
|
53,1
|
0,3
|
Кипр
|
1
|
100,0
|
0,0
|
Латвия
|
1
|
47,9
|
0,7
|
Литва
|
2
|
45,0
|
0,5
|
Люксембург
|
1
|
100,0
|
0,0
|
Венгрия
|
3
|
41,0
|
0,4
|
Мальта
|
1
|
92,4
|
0,1
|
Нидерланды
|
14
|
64,6
|
0,2
|
Австрия
|
5
|
46,0
|
1,2
|
Польша
|
22
|
58,9
|
0,0
|
Португалия
|
2
|
38,4
|
0,3
|
Румыния
|
8
|
32,6
|
0,1
|
Словения
|
2
|
40,9
|
0,3
|
Словакия
|
2
|
25,6
|
-0,1
|
Финляндия
|
3
|
43,6
|
1,2
|
Швеция
|
3
|
50,8
|
0,9
|
Великобритания
|
34
|
72,8
|
-0,1
|
Всего по ЕС-27
|
258
|
58,7
|
0,5
|
Источник: L. Dijkstra. Metropolitan regions in the EU
// Regional Focus 2009 № 1. P. 3. - http://ec.europa.eu/regional_policy/index_en.htm
1 Приблизительно
соответствует функциональной городской зоне, выделяемой на основе
комплексного исследования, включающего анализ использования и характера
застройки территории. Критерии могут быть различными не только на
национальном, но и на местном уровне, но чаще всего задаются занятостью,
интенсивностью поездок на работу в город и развитостью транспортной
инфраструктуры. Обычно используется коэффициент маятниковой миграции
в 10-20%, то есть в урбанизированную зону включают территории, если
каждый десятый (пятый) проживающеий на ней регулярно ездит на работу
в город и на ночь возвращается из города домой.
2 Например, согласно
административной концепции, «Большой Лондон» классифицируется как
регион высшего уровня Великобритания (NUTS 1) с населением в 7,7
миллиона человек, тогда как Париж в административных границах классифицируется
во Франции как регион более низкого уровня (NUTS 3) с населением
в 2,1 миллиона человек. Поэтому для лучшей сопоставимости данных
по крупнейшим городам Европы для некоторых столичных городов выделяется
дополнительный уровень территориальной иерархии.
3 Желательно, чтобы
число жителей составляло не менее 5, но и не более 40 тысяч человек.
4 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/region_cities/metropolitan_regions
|