Rambler's Top100

№ 517 - 518
1 - 19 августа 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Москва: мегаполис? агломерация? мегалополис?

Московская область «подтягивается» к столице

Этапы развития Московской агломерации

Современные особенности территориальной структуры

Зимнее и летнее население Москвы и агломерации

Рынок жилья Подмосковья

Трансформация экономики Москвы и области

Старые и новые идеи переустройства

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Амброджо Лоренцетти. Воздействие доброго правления на городскую жизнь (фрагмент). Ambrogio Lorenzetti. Effects of good government on the city life (detail)  (1338-1340). Москва: мегаполис? агломерация? мегалополис?

Над темой номера работали

Алла МАХРОВА Татьяна НЕФЕДОВА Андрей ТРЕЙВИШ

Алла
МАХРОВА

Татьяна
НЕФЕДОВА

Андрей
ТРЕЙВИШ

Трансформация экономики Москвы и области

Перемены в Московской агломерации связаны и с трансформацией ее экономики в виде деиндустриализации, роста доли сектора обслуживания и частного бизнеса. К 1996 г. промышленное производство в Москве уменьшилось до 37%, а в Московской области – до 43% от уровня 1990 года. К концу 1990-х годов объем продукции стабилизировался и начал расти, и Подмосковье к 2005 году, а Москва к 2007 году достигли показателей промышленного производства конца советского периода27. Последний финансовый кризис не оказал очень сильного влияния на столичную и подмосковную промышленность (рис. 7).

Рисунок 7. Динамика промышленного производства в РФ, Москве и Московской области в % к 2005 году

Рисунок 8. Динамика оборота розничной торговли в РФ, Москве и Московской области  в % к 2005 году

Процессы реиндустриализации наиболее активно шли на периферии агломерации, где возникли новые предприятия, ориентированные на региональный рынок сбыта, которые, в отличие от гигантов советского времени, представляют собой образцы современных постиндустриальных центров (неземлеёмкие и нетрудоёмкие предприятия с высоким уровнем автоматизации). В качестве примера можно привести Ступинский район, в котором было построено более 10 новых предприятий, в том числе таких как «Марс», «Кампина», «Кнауфинсулейшен», «КерамаМарацци», «Кимберли Кларк», что вывело его в число муниципалитетов–лидеров по объему прямых накопленных иностранных инвестиций.

Развитие отраслей сервисной экономики заметно, прежде всего, по сдвигам в розничной торговле. Так, если в 1990-х годах Московская область в этой сфере отставала не только от Москвы (как казалось, безнадежно), но и от средних показателей по России, то уже к 2005 году она превысила российский уровень, оставив далеко позади все соседние области, существенно сократив разрыв с Москвой и вплотную приблизившись к Санкт-Петербургу (см. табл. 2). При этом в последние годы опережение показателей роста торговли в Подмосковье становится все более явными (рис. 8).

В значительной степени это результат «субурбанизации» торговли, когда в 2000-х годах вдоль МКАД с внешней стороны, то есть в пригороде, стали развёртываться гигантские комплексы, не сравнимые с обычными магазинами (до 30-50 тыс. м²), превратив кольцевую автодорогу в самую большую торговую улицу. Одновременно в Подмосковье создаются и свои сети, рассчитанные как на местных жителей, так и на столичных дачников. Так, в 1990 году коммерческая часть сервисной сферы еще имела у Москвы «провал», особенно на душу населения, когда за покупками из районов и городов первого и второго поясов ехали в Москву. К 2006 году торговый бум уже затронул 1-й пояс, и все пояса четко выстроились в убывающем от Москвы порядке (рис. 9).

Рисунок 9. Динамика розничной торговли в Московской области по поясам и секторам, %

Строительно-коммерческий бум предкризисного периода вряд ли повторится в ближайшее время. Тем не менее, тенденция децентрализации торговли и ее сдвиг за МКАД продолжаются, так как для многих москвичей торговые центры оказываются там более доступными для поездок на машине, чем расположенные в столичных районах.

Активно используется территория пригорода и для логистики. Наиболее типичный пейзаж в ближнем Подмосковье – это урезанное, но частично засеянное поле, с одного края которого стоит ряд новеньких складов, а с другого – коттеджный поселок. В ряде муниципалитетов логистические функции стали ведущими отраслями специализации, как, например, в Домодедовском районе и, в меньшей степени, в Химках, Подольске, Чехове и ряде других городов, что связано с их близостью к аэропортам и транзитным положением.

Субурбанизация офисных структур началась позже, чем децентрализация жилья и розничной торговли. Примерно с 2005 года различные фирмы стали покидать привилегированные места в центре или сразу же размещаться за МКАД. Постоянные пробки на дорогах и дороговизна недвижимости в Москве были главными движущими силами переезда на периферию28. Первая деловая зона в 3 км от МКАД возникла в Химках, еще один крупный деловой квартал – в Красногорске. Ядром последнего стали комплекс зданий администрации Московской области и «владения» компании КРОКУС, для которых в 2009 году была открыта первая на территории Московской области «частная» станция метро. Размещение новых бизнес-центров во многом связано с инфраструктурой советского периода. Так, вокруг международного аэропорта Шереметьево возникло нескольких зон свободной торговли и бизнес-центров на площади около 165 га (специальная экономическая зона «Шерризон»).

Капитал газовых, нефтяных и других корпораций стал вкладываться в модернизацию существующих и создание новых производств, складов и офисных комплексов вдоль главных магистралей. Зарубежные инвесторы также сыграли свою роль в обновлении и росте индустриального сектора, в том числе на внешней периферии области. Кроме уже упоминавшегося Ступинского района это и «Данон» в Чеховском, и «Фрито-Лей» в Каширском, и компании «Нестле» и LG в Рузском, и многие другие. Ряд иностранных фирм, имея головной офис в Москве, размещали свои предприятия и вблизи от границ Московской области, например, Крафт-фудс в Петушинском районе Владимирской области и др.

Дороговизна недвижимости и аренды в столице вела к тому, что бизнес, связанный с Москвой, все чаще «оседал» у ее границ и даже у границ Московской области, где ниже цены и ставки земельного налога. Это внесло свой вклад в процесс врастания Москвы в Подмосковье. Экономический рост Московской области и придвинутость к ее границам соседних областных центров, в свою очередь, способствуют врастанию Подмосковья в смежные области.

Сельское хозяйство все еще остается важной частью экономики Московской агломерации, в отличие от агломераций западных стран. Агропредприятия Московской области долго были одними из лучших в России благодаря влиянию Москвы на профиль и интенсивность производства, а также накопленным в советское время фондам. Сельское хозяйство Нечерноземья вообще стягивается к городам, поскольку при огромных просторах и разреженном населении только в пригородах крупных центров оно находит необходимую инфраструктуру и рабочие руки29. Отсюда конфликт аграрного и жилищно-рекреационного землепользования в столичной агломерации.

Для аграрного сектора области характерно преобладание крупнотоварного производства, несмотря на повышенную плотность сельского населения, обилие дач, садов и огородов горожан. Так, при подавляющей в среднем по России доле производства картофеля и овощей в мелких хозяйствах населения, здесь более половины овощей (и более 90% молока) производят крупные агропредприятия. С точки зрения дачников и владельцев коттеджей, сельское хозяйство вблизи столицы – это нонсенс. Однако уничтожать успешные предприятия, кормящие столицу, а через нее и многие другие города России, – рискованная стратегия, в том числе с позиций продовольственной безопасности страны.

В 2010 году небольшая по площади Московская область еще занимала восьмое место в России по производству продукции сельского хозяйства (пять лет назад у нее было третье место после Краснодарского края и Татарстана). По сравнению с 1990 годом посевные площади уменьшились в 2,5 раза, составив 550 тыс. гектар30. Парадокс состоит в том, что даже при таком сильном сокращении, вызванном строительной и дачной экспансией, посевных площадей здесь больше, чем в окружающих нечерноземных областях с сильным упадком сельского хозяйства и забрасыванием земель. Даже поголовье крупного рогатого скота (276 тыс. в 2010 году) в Подмосковье сохранилось лучше, чем у регионов-соседей.

На базе столичных пищевых предприятий, озабоченных укреплением своей сырьевой базы, особенно для мясной и молочной продукции, в рыночных условиях 1990-х годов стали формироваться агрохолдинги. Они либо приобретали целые подмосковные хозяйства (как Черкизовский мясокомбинат), либо по заключенным с ними договорам закупали им технику, обновляли поголовье скота, улучшали менеджмент (Лионозовский молочный комбинат и др.). Так московский капитал стал выплескиваться в агросектор сначала ближайших, а затем и более дальних территорий. Однако из-за высокой рыночной стоимости земли и расширения застройки сельскохозяйственные земли сжимаются, а сами аграрные функции сохраняются на периферии Московской области или вытесняются в соседние области, где московские агрохолдинги могут создавать лишь свои землеемкие и нетрудоемкие филиалы.


27 Махрова А., Нефедова Т., Трейвиш А. Московская область сегодня и завтра: тенденции и перспективы пространственного развития М.: Новый хронограф, 2008.
28 Jones Lang LaSalle (JLL), 2007, Moscow City Profile, http://www.joneslanglasalle.ru
29 Нефедова Т.Г. Сельская Россия на перепутье. Географические очерки. – М.: Новое издательство, 2003; Нефедова Т.Г. Российские дачи как социальный феномен // SPERO Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, М, № 15/ осень-зима 2011. С. 161-173 http://spero.socpol.ru/current.shtml
30 Регионы России, 2011.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.