|
|
Москва: мегаполис?
агломерация? мегалополис? |
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Алла
МАХРОВА
|
Татьяна
НЕФЕДОВА
|
Андрей
ТРЕЙВИШ
|
|
Трансформация экономики Москвы и области
Перемены в Московской агломерации связаны и с трансформацией
ее экономики в виде деиндустриализации, роста доли сектора обслуживания
и частного бизнеса. К 1996 г. промышленное производство в Москве
уменьшилось до 37%, а в Московской области – до 43% от уровня 1990
года. К концу 1990-х годов объем продукции стабилизировался и начал
расти, и Подмосковье к 2005 году, а Москва к 2007 году достигли
показателей промышленного производства конца советского периода27.
Последний финансовый кризис не оказал очень сильного влияния на
столичную и подмосковную промышленность (рис. 7).
Рисунок 7. Динамика промышленного производства в
РФ, Москве и Московской области в % к 2005 году
Рисунок 8. Динамика оборота розничной торговли в
РФ, Москве и Московской области в % к 2005 году
Процессы реиндустриализации наиболее активно шли на
периферии агломерации, где возникли новые предприятия, ориентированные
на региональный рынок сбыта, которые, в отличие от гигантов советского
времени, представляют собой образцы современных постиндустриальных
центров (неземлеёмкие и нетрудоёмкие предприятия с высоким уровнем
автоматизации). В качестве примера можно привести Ступинский район,
в котором было построено более 10 новых предприятий, в том числе
таких как «Марс», «Кампина», «Кнауфинсулейшен», «КерамаМарацци»,
«Кимберли Кларк», что вывело его в число муниципалитетов–лидеров
по объему прямых накопленных иностранных инвестиций.
Развитие отраслей сервисной экономики заметно, прежде
всего, по сдвигам в розничной торговле. Так, если в 1990-х годах
Московская область в этой сфере отставала не только от Москвы (как
казалось, безнадежно), но и от средних показателей по России, то
уже к 2005 году она превысила российский уровень, оставив далеко
позади все соседние области, существенно сократив разрыв с Москвой
и вплотную приблизившись к Санкт-Петербургу (см. табл. 2). При этом
в последние годы опережение показателей роста торговли в Подмосковье
становится все более явными (рис. 8).
В значительной степени это результат «субурбанизации»
торговли, когда в 2000-х годах вдоль МКАД с внешней стороны, то
есть в пригороде, стали развёртываться гигантские комплексы, не
сравнимые с обычными магазинами (до 30-50 тыс. м²), превратив
кольцевую автодорогу в самую большую торговую улицу. Одновременно
в Подмосковье создаются и свои сети, рассчитанные как на местных
жителей, так и на столичных дачников. Так, в 1990 году коммерческая
часть сервисной сферы еще имела у Москвы «провал», особенно на душу
населения, когда за покупками из районов и городов первого и второго
поясов ехали в Москву. К 2006 году торговый бум уже затронул 1-й
пояс, и все пояса четко выстроились в убывающем от Москвы порядке
(рис. 9).
Рисунок 9. Динамика розничной торговли в Московской
области по поясам и секторам, %
Строительно-коммерческий бум предкризисного периода
вряд ли повторится в ближайшее время. Тем не менее, тенденция децентрализации
торговли и ее сдвиг за МКАД продолжаются, так как для многих москвичей
торговые центры оказываются там более доступными для поездок на
машине, чем расположенные в столичных районах.
Активно используется территория пригорода и для логистики.
Наиболее типичный пейзаж в ближнем Подмосковье – это урезанное,
но частично засеянное поле, с одного края которого стоит ряд новеньких
складов, а с другого – коттеджный поселок. В ряде муниципалитетов
логистические функции стали ведущими отраслями специализации, как,
например, в Домодедовском районе и, в меньшей степени, в Химках,
Подольске, Чехове и ряде других городов, что связано с их близостью
к аэропортам и транзитным положением.
Субурбанизация офисных структур началась позже, чем
децентрализация жилья и розничной торговли. Примерно с 2005 года
различные фирмы стали покидать привилегированные места в центре
или сразу же размещаться за МКАД. Постоянные пробки на дорогах и
дороговизна недвижимости в Москве были главными движущими силами
переезда на периферию28.
Первая деловая зона в 3 км от МКАД возникла в Химках, еще один крупный
деловой квартал – в Красногорске. Ядром последнего стали комплекс
зданий администрации Московской области и «владения» компании КРОКУС,
для которых в 2009 году была открыта первая на территории Московской
области «частная» станция метро. Размещение новых бизнес-центров
во многом связано с инфраструктурой советского периода. Так, вокруг
международного аэропорта Шереметьево возникло нескольких зон свободной
торговли и бизнес-центров на площади около 165 га (специальная экономическая
зона «Шерризон»).
Капитал газовых, нефтяных и других корпораций стал вкладываться
в модернизацию существующих и создание новых производств, складов
и офисных комплексов вдоль главных магистралей. Зарубежные инвесторы
также сыграли свою роль в обновлении и росте индустриального сектора,
в том числе на внешней периферии области. Кроме уже упоминавшегося
Ступинского района это и «Данон» в Чеховском, и «Фрито-Лей» в Каширском,
и компании «Нестле» и LG в Рузском, и многие другие. Ряд иностранных
фирм, имея головной офис в Москве, размещали свои предприятия и
вблизи от границ Московской области, например, Крафт-фудс в Петушинском
районе Владимирской области и др.
Дороговизна недвижимости и аренды в столице вела к тому,
что бизнес, связанный с Москвой, все чаще «оседал» у ее границ и
даже у границ Московской области, где ниже цены и ставки земельного
налога. Это внесло свой вклад в процесс врастания Москвы в Подмосковье.
Экономический рост Московской области и придвинутость к ее границам
соседних областных центров, в свою очередь, способствуют врастанию
Подмосковья в смежные области.
Сельское хозяйство все еще остается важной частью экономики
Московской агломерации, в отличие от агломераций западных стран.
Агропредприятия Московской области долго были одними из лучших в
России благодаря влиянию Москвы на профиль и интенсивность производства,
а также накопленным в советское время фондам. Сельское хозяйство
Нечерноземья вообще стягивается к городам, поскольку при огромных
просторах и разреженном населении только в пригородах крупных центров
оно находит необходимую инфраструктуру и рабочие руки29.
Отсюда конфликт аграрного и жилищно-рекреационного землепользования
в столичной агломерации.
Для аграрного сектора области характерно преобладание
крупнотоварного производства, несмотря на повышенную плотность сельского
населения, обилие дач, садов и огородов горожан. Так, при подавляющей
в среднем по России доле производства картофеля и овощей в мелких
хозяйствах населения, здесь более половины овощей (и более 90% молока)
производят крупные агропредприятия. С точки зрения дачников и владельцев
коттеджей, сельское хозяйство вблизи столицы – это нонсенс. Однако
уничтожать успешные предприятия, кормящие столицу, а через нее и
многие другие города России, – рискованная стратегия, в том числе
с позиций продовольственной безопасности страны.
В 2010 году небольшая по площади Московская область
еще занимала восьмое место в России по производству продукции сельского
хозяйства (пять лет назад у нее было третье место после Краснодарского
края и Татарстана). По сравнению с 1990 годом посевные площади уменьшились
в 2,5 раза, составив 550 тыс. гектар30.
Парадокс состоит в том, что даже при таком сильном сокращении, вызванном
строительной и дачной экспансией, посевных площадей здесь больше,
чем в окружающих нечерноземных областях с сильным упадком сельского
хозяйства и забрасыванием земель. Даже поголовье крупного рогатого
скота (276 тыс. в 2010 году) в Подмосковье сохранилось лучше, чем
у регионов-соседей.
На базе столичных пищевых предприятий, озабоченных укреплением
своей сырьевой базы, особенно для мясной и молочной продукции, в
рыночных условиях 1990-х годов стали формироваться агрохолдинги.
Они либо приобретали целые подмосковные хозяйства (как Черкизовский
мясокомбинат), либо по заключенным с ними договорам закупали им
технику, обновляли поголовье скота, улучшали менеджмент (Лионозовский
молочный комбинат и др.). Так московский капитал стал выплескиваться
в агросектор сначала ближайших, а затем и более дальних территорий.
Однако из-за высокой рыночной стоимости земли и расширения застройки
сельскохозяйственные земли сжимаются, а сами аграрные функции сохраняются
на периферии Московской области или вытесняются в соседние области,
где московские агрохолдинги могут создавать лишь свои землеемкие
и нетрудоемкие филиалы.
27 Махрова А.,
Нефедова Т., Трейвиш А. Московская область сегодня и завтра: тенденции
и перспективы пространственного развития М.: Новый хронограф, 2008.
28 Jones Lang LaSalle
(JLL), 2007, Moscow City Profile, http://www.joneslanglasalle.ru
29 Нефедова Т.Г.
Сельская Россия на перепутье. Географические очерки. – М.: Новое
издательство, 2003; Нефедова Т.Г. Российские дачи как социальный
феномен // SPERO Социальная политика: экспертиза, рекомендации,
обзоры, М, № 15/ осень-зима 2011. С. 161-173 http://spero.socpol.ru/current.shtml
30 Регионы России,
2011.
|