Концентрация мигрантов и сегрегация школ в Санкт-Петербурге
Д.А. Александров, В.А. Иванюшина, В.В. Костенко, С.С.
Савельева, К.А. Тенишева
(Опубликовано в: Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге
- М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012, с. 26-30)
Дети-мигранты, в частности, неграждане РФ, распределены
по школам Санкт-Петербурга очень неравномерно. Ниже представлен
график (рисунок 2), построенный по данным Комитета по образованию
за 2010 год1. Хорошо
видно, что доля детей-мигрантов выше в небольших школах (общей численностью
не более 400 учеников), а в крупных школах их не более 5%. Кроме
того, в очень значительном числе школ детей-мигрантов нет вообще.
В свете того, что говорилось выше о статистике, данные, представленные
на графике, точны только на уровне общей закономерности. Нет сомнений,
что для отдельных школ и даже районов цифры могут заметно меняться,
но характер распределения и концентрации детей-мигрантов в малочисленных
школах подтверждается всеми доступным нам данными.
Приступая к этому проекту, исследовательская группа
НУЛ СОН НИУ ВШЭ получила от Комитета по образованию некоторые данные
о численности детей без гражданства РФ в школах Санкт-Петербурга.
Были предоставлены данные не о всех школах, а только о школах со
значительным числом детей-неграждан (20 и более). Таких школ во
всем Петербурге оказалось всего 91. На следующих графиках показано
распределение школ с разной долей детей-неграждан и представлена
зависимость доли мигрантов от размера школы.
Рисунок 2. Доля детей мигрантов во всех школах Петербурга
Как видно, в подавляющем большинстве школ доля неграждан
не превышает 15%; есть всего пять школ, где их больше.
Рисунок 3. Распределение детей-неграждан
по школам
При этом четко видна отрицательная зависимость между
размером школы и долей детей, не имеющих гражданства РФ. Наблюдается
та же закономерность, которая описана выше для процента детей с
неродным русским во всей совокупности школ Санкт-Петербурга.
Рисунок 4. Доля детей без гражданства
РФ в выборке школ
На следующих рисунках, представляющих собой карты города,
показано, как эти школы распределяются по районам. Наибольшее количество
таких школ находится в Невском и Выборгском районах (15 и 11 школ
соответственно); эти районы обозначены наиболее темным цветом. Районы,
обозначенные светло-серым, насчитывают от 5 до 9-ти таких школ.
В остальных районах, обозначенных белым цветом, таких школ менее
5.
Рисунок 5. Распределение школ со значительным
числом детей-неграждан по районам города
На следующей карте отмечены районы, в которых есть три
и более школы с высокой долей неграждан (выше 10%.) Как видно, это
все тот же Невский район, а также Адмиралтейский, Центральный и
Петроградский.
Рисунок 6. Распределение школ с высокой
долей детей-неграждан по районам города
Наличие школ с высокой концентрацией неграждан в центральных районах
города связано, вероятно, не столько с концентрацией семей мигрантов
в этих районах, сколько с тем, что именно в центральных районах
находятся полиэтнические школы, собирающие детей мигрантов из разных
частей города.
Зачисление детей мигрантов в школы происходит на общих основаниях.
Родители вольны выбирать общеобразовательное учреждение для своих
детей, однако школа имеет право отказать ученику в приеме на основании
отсутствия свободных мест (за исключением тех случаев, когда ученик
проживает в непосредственной близости от школы). При сравнении числа
мигрантов в школах разного вида оказывается, что в гимназиях и других
учебных заведениях, дающих «повышенный уровень образования», число
таких детей минимально.
Эксперты связывают это с тем, что обучение в таких заведениях «требует,
как минимум, отличного знания русского языка». Дети, имеющие языковой
барьер, в такие школы не попадают. Отсутствие документов также служит
препятствием.
Директор гимназии объясняет, почему у них в начальной школе нет
детей мигрантов:
«Нам нужна либо регистрация, либо направление отдела образования.
Пока они этим занимаются, уже все близлежащие дети будут учиться».
(Из интервью с экспертом)
Подчеркнем, что у гимназий и языковых школ нет проблем с набором
учеников, они очень быстро набирают свои первые классы, после чего
прием прекращается.
Попадание в «элитную» школу зависит не столько от мигрантского
статуса или этничности, сколько от социально-экономического статуса:
«Бывают и богатые приезжие: армяне, азербайджанцы, вьетнамцы
и так далее, они обучают своих детей в гимназиях». (Из интервью
с экспертом)
Можно наблюдать, как возникает сегрегация на уровне школ: практически
в каждом районе Петербурга существует несколько школ, где доля мигрантов
заметно выше, чем в других школах района. Есть несколько факторов,
способствующих такому расслоению. В первую очередь это доступность
дешевого жилья поблизости от школы – в спальных районах это обычно
общежития, в центральных районах – дома с коммунальными квартирами
или расселенные дома, готовящиеся к сносу. Второй важный фактор
– наличие в округе большого количества рабочих мест для мигрантов
(например, рынки). Большую роль играют также сетевые отношения:
вновь прибывшие мигранты предпочитают отправлять своих детей в школы,
куда ходят дети их родственников или знакомых.
Вместе с тем никто не заинтересован в формировании отдельных школ
для детей-мигрантов. На уровне Комитета по образованию и районных
комитетов чиновники единодушны в мнении, что дети мигрантов должны
распределяться по школам более или менее равномерно, не сосредотачиваясь
в отдельных учебных заведениях. Это считается чрезвычайно важным
для их эффективной адаптации, поскольку позволяет регулярно общаться
с русскоговорящими учениками. Это же мнение разделяют все эксперты,
непосредственно работающие с детьми: учителя-предметники, социальные
педагоги, завучи, директора школ:
«Если таких детей [иноэтничных детей одной национальности] несколько
в классе, я стараюсь, чтобы ребятки больше общались с русскоговорящими
детьми, чтобы они больше учились понимать русскую речь»; «Должны
ли дети-инофоны обучаться в отдельных школах? Я категорически против.
Потому что дети должны расти в обычной среде с разными детьми. И
только тогда они вырастут нормальными людьми». (Из интервью
с экспертами)
По данным НУЛ СОН НИУ ВШЭ, полученным в другом проекте2,
родители-мигранты тоже не хотят, чтобы их дети учились в «национальных»
школах, поскольку заинтересованы в интеграции и адаптации:
«В национальную школу не отдала бы. Пусть по-русски учится».
«Чтобы русские дети вокруг, это лучше». (Из интервью с родителями-мигрантами)
Это один из немногих вопросов, в которых так единодушно сходятся
все заинтересованные стороны: от чиновников исполнительной власти
и ФМС до родителей мигрантов и школьных учителей. Моноэтничные школы
с преобладанием одной группы мигрантов представляются очень плохим
вариантом. Все согласны в том, что нужны именно полиэтничные школы
с преобладанием русскоязычных детей, но существенным полиэтническим
компонентом.
По данным, полученных в исследованиях НУЛ СОН НИУ ВШЭ3,
в Петербурге полиэтничные школы с долей мигрантов более 20% имеют
лучшие учебные показатели, чем школы, где детей-мигрантов – 5%.
1 Александров Д.А.,
Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга.
Предварительные данные / Изд-во Политех. ун-та - СПб, 2011. - 100
с.
2 Проект НУЛ СОН НИУ
ВШЭ, грант ЦФИ 2009 г.
3 Проект НУЛ СОН НИУ
ВШЭ, грант ЦФИ 2010 г.
|