Rambler's Top100

№ 515 - 516
18 июня - 31 июля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Молдавские трудовые мигранты в Европейском Союзе: аспекты интеграции и проблемы возвращения

Дети мигрантов в России: доступ к образованию и медицине

Воздействие трудовой миграции на здоровье детей мигрантов в Таджикистане

Концентрация мигрантов и сегрегация школ в Санкт-Петербурге

Демографические и социальные проблемы Новых независимых государств

Архив раздела Глазами аналитиков




Google
Web demoscope.ru

Концентрация мигрантов и сегрегация школ в Санкт-Петербурге

Д.А. Александров, В.А. Иванюшина, В.В. Костенко, С.С. Савельева, К.А. Тенишева (Опубликовано в: Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге - М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012, с. 26-30)

Дети-мигранты, в частности, неграждане РФ, распределены по школам Санкт-Петербурга очень неравномерно. Ниже представлен график (рисунок 2), построенный по данным Комитета по образованию за 2010 год1. Хорошо видно, что доля детей-мигрантов выше в небольших школах (общей численностью не более 400 учеников), а в крупных школах их не более 5%. Кроме того, в очень значительном числе школ детей-мигрантов нет вообще.

В свете того, что говорилось выше о статистике, данные, представленные на графике, точны только на уровне общей закономерности. Нет сомнений, что для отдельных школ и даже районов цифры могут заметно меняться, но характер распределения и концентрации детей-мигрантов в малочисленных школах подтверждается всеми доступным нам данными.

Приступая к этому проекту, исследовательская группа НУЛ СОН НИУ ВШЭ получила от Комитета по образованию некоторые данные о численности детей без гражданства РФ в школах Санкт-Петербурга. Были предоставлены данные не о всех школах, а только о школах со значительным числом детей-неграждан (20 и более). Таких школ во всем Петербурге оказалось всего 91. На следующих графиках показано распределение школ с разной долей детей-неграждан и представлена зависимость доли мигрантов от размера школы.

Рисунок 2. Доля детей мигрантов во всех школах Петербурга

Как видно, в подавляющем большинстве школ доля неграждан не превышает 15%; есть всего пять школ, где их больше.

Рисунок 3. Распределение детей-неграждан по школам

При этом четко видна отрицательная зависимость между размером школы и долей детей, не имеющих гражданства РФ. Наблюдается та же закономерность, которая описана выше для процента детей с неродным русским во всей совокупности школ Санкт-Петербурга.

Рисунок 4. Доля детей без гражданства РФ в выборке школ

На следующих рисунках, представляющих собой карты города, показано, как эти школы распределяются по районам. Наибольшее количество таких школ находится в Невском и Выборгском районах (15 и 11 школ соответственно); эти районы обозначены наиболее темным цветом. Районы, обозначенные светло-серым, насчитывают от 5 до 9-ти таких школ. В остальных районах, обозначенных белым цветом, таких школ менее 5.

Рисунок 5. Распределение школ со значительным числом детей-неграждан по районам города

На следующей карте отмечены районы, в которых есть три и более школы с высокой долей неграждан (выше 10%.) Как видно, это все тот же Невский район, а также Адмиралтейский, Центральный и Петроградский.

Рисунок 6. Распределение школ с высокой долей детей-неграждан по районам города

Наличие школ с высокой концентрацией неграждан в центральных районах города связано, вероятно, не столько с концентрацией семей мигрантов в этих районах, сколько с тем, что именно в центральных районах находятся полиэтнические школы, собирающие детей мигрантов из разных частей города.

Зачисление детей мигрантов в школы происходит на общих основаниях. Родители вольны выбирать общеобразовательное учреждение для своих детей, однако школа имеет право отказать ученику в приеме на основании отсутствия свободных мест (за исключением тех случаев, когда ученик проживает в непосредственной близости от школы). При сравнении числа мигрантов в школах разного вида оказывается, что в гимназиях и других учебных заведениях, дающих «повышенный уровень образования», число таких детей минимально.

Эксперты связывают это с тем, что обучение в таких заведениях «требует, как минимум, отличного знания русского языка». Дети, имеющие языковой барьер, в такие школы не попадают. Отсутствие документов также служит препятствием.

Директор гимназии объясняет, почему у них в начальной школе нет детей мигрантов:

«Нам нужна либо регистрация, либо направление отдела образования. Пока они этим занимаются, уже все близлежащие дети будут учиться». (Из интервью с экспертом)

Подчеркнем, что у гимназий и языковых школ нет проблем с набором учеников, они очень быстро набирают свои первые классы, после чего прием прекращается.

Попадание в «элитную» школу зависит не столько от мигрантского статуса или этничности, сколько от социально-экономического статуса:

«Бывают и богатые приезжие: армяне, азербайджанцы, вьетнамцы и так далее, они обучают своих детей в гимназиях». (Из интервью с экспертом)

Можно наблюдать, как возникает сегрегация на уровне школ: практически в каждом районе Петербурга существует несколько школ, где доля мигрантов заметно выше, чем в других школах района. Есть несколько факторов, способствующих такому расслоению. В первую очередь это доступность дешевого жилья поблизости от школы – в спальных районах это обычно общежития, в центральных районах – дома с коммунальными квартирами или расселенные дома, готовящиеся к сносу. Второй важный фактор – наличие в округе большого количества рабочих мест для мигрантов (например, рынки). Большую роль играют также сетевые отношения: вновь прибывшие мигранты предпочитают отправлять своих детей в школы, куда ходят дети их родственников или знакомых.

Вместе с тем никто не заинтересован в формировании отдельных школ для детей-мигрантов. На уровне Комитета по образованию и районных комитетов чиновники единодушны в мнении, что дети мигрантов должны распределяться по школам более или менее равномерно, не сосредотачиваясь в отдельных учебных заведениях. Это считается чрезвычайно важным для их эффективной адаптации, поскольку позволяет регулярно общаться с русскоговорящими учениками. Это же мнение разделяют все эксперты, непосредственно работающие с детьми: учителя-предметники, социальные педагоги, завучи, директора школ:

«Если таких детей [иноэтничных детей одной национальности] несколько в классе, я стараюсь, чтобы ребятки больше общались с русскоговорящими детьми, чтобы они больше учились понимать русскую речь»; «Должны ли дети-инофоны обучаться в отдельных школах? Я категорически против. Потому что дети должны расти в обычной среде с разными детьми. И только тогда они вырастут нормальными людьми». (Из интервью с экспертами)

По данным НУЛ СОН НИУ ВШЭ, полученным в другом проекте2, родители-мигранты тоже не хотят, чтобы их дети учились в «национальных» школах, поскольку заинтересованы в интеграции и адаптации:

«В национальную школу не отдала бы. Пусть по-русски учится». «Чтобы русские дети вокруг, это лучше». (Из интервью с родителями-мигрантами)

Это один из немногих вопросов, в которых так единодушно сходятся все заинтересованные стороны: от чиновников исполнительной власти и ФМС до родителей мигрантов и школьных учителей. Моноэтничные школы с преобладанием одной группы мигрантов представляются очень плохим вариантом. Все согласны в том, что нужны именно полиэтничные школы с преобладанием русскоязычных детей, но существенным полиэтническим компонентом.

По данным, полученных в исследованиях НУЛ СОН НИУ ВШЭ3, в Петербурге полиэтничные школы с долей мигрантов более 20% имеют лучшие учебные показатели, чем школы, где детей-мигрантов – 5%.


1 Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга. Предварительные данные / Изд-во Политех. ун-та - СПб, 2011. - 100 с.
2 Проект НУЛ СОН НИУ ВШЭ, грант ЦФИ 2009 г.
3 Проект НУЛ СОН НИУ ВШЭ, грант ЦФИ 2010 г.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.