Rambler's Top100

№ 511 - 512
21 мая - 3 июня 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Продолжительность жизни и возраст выхода на пенсию

Свидетельствует ли опыт других стран о необходимости повышения возраста выхода на пенсию?

Неотложность повышения пенсионного возраста определяется степенью старения населения?

Оправдано ли повышение пенсионного возраста ростом продолжительности жизни?

Хронологический возраст – это еще не все

Оправдано ли повышение возраста выхода на пенсию продлением здоровой жизни?

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Ян Стен. Больной старик. Jan Steen. Sick old Man (1660) Продолжительность жизни и возраст выхода на пенсию

Над темой номера работали

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ Сергей ВАСИН Александр РАМОНОВ

Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ

Сергей
ВАСИН

Александр
РАМОНОВ

Оправдано ли повышение возраста выхода на пенсию продлением здоровой жизни?

Еще один вопрос, который заслуживает рассмотрения, касается не продолжительности жизни вообще, а продолжительности здоровой жизни. Мало просто дожить до пенсии, а потом прожить какое-то время «на заслуженном отдыхе». Надо еще сохранить работоспособность до конца трудового периода жизни, удовлетворительные здоровье и активность в годы, проведенные на пенсии.

А. Кудрин и Е. Гурвич исходят из установленного на основе мировой статистики факта тесной связи между продолжительностью общей и здоровой жизни. Правда, они оговариваются, что «связь между этими показателями для разных стран еще не доказывает, что между их изменением во времени для одной страны будет такая же связь»7. Эта оговорка совершенно верна. В целом для мира в период переживаемого им эпидемиологического перехода снижение смертности и улучшение здоровья не могут не идти рука об руку. Но эта макрокартина не всегда однозначно отображается в каждой отдельной стране. Хотя в литературе рассматривается гипотеза о всеобщем сокращении заболеваемости в тесной связи с сокращением смертности8, она не всегда подтверждается в каждом отдельном случае. Как показало  недавно проведенное исследование, даже в разных странах Европейского союза динамика продолжительности здоровой жизни на фоне роста общей продолжительности жизни имеет различный характер9.

По-видимому,  и в отношении России предположение о том, что в силу действия в разных странах одних и тех же факторов (более совершенного здравоохранения и общего улучшения условий жизни) «рост общей продолжительности жизни происходит преимущественно за счет продления активной, здоровой жизни при минимальном увеличении периода нездоровья»10, по меньшей мере, не бесспорно.

Впрочем, даже если бы этот тезис был, в принципе, верен, о реализации его к России пока можно говорить только  в будущем времени – хотя бы потому, что пока нет больших успехов в росте продолжительности жизни, по крайней мере, в тех возрастных группах, в которых людям, как правило,  приходится бороться с нездоровьем. Если брать периоды роста продолжительности жизни, то, как мы видели (рис. 13), наибольший вклад в этот рост вносит у мужчин возрастная группа от 45 до 60 лет, а как раз в той группе, которая сейчас находится за пределами пенсионного возраста, особых достижений нет. У женщин ситуация лучше, но у них более долгая жизнь сочетается с более высоким бременем болезней и инвалидности.

В настоящее время ожидаемая продолжительность здоровой жизни в возрасте 50 лет - eH(50), насколько можно судить о ней по самооценке респондентов, в России заметно ниже, чем в западноевропейских и даже восточноевропейских странах. У мужчин во многих случаях разрыв превышает 10 лет. По имеющимся данным (правда, они относятся к 2004 году) продолжительность здоровой жизни мужчин в 50 лет составляла всего 14,1 года (во Франции - 26, в Италии - 26,5, в Нидерландах - 27, в Швейцарии – 30).

Рисунок 13. Ожидаемая продолжительность жизни e(50) и ожидаемая продолжительность здоровой жизни eH(50) в возрасте 50 лет исходя из самооценки здоровья как хорошего, в некоторых странах, 2004 г., Россия по данным РМЭЗ (Российского мониторинга экономики и здоровья)

Источник: Рамонов А.В. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни как интегральная оценка здоровья россиян. Экономический журнал Высшей школы экономики, 2011, т. 15, №4.

При этом обнаруживается общая для многих стран закономерность: женщины, хотя общая продолжительность жизни у них выше, чем у мужчин, начиная с определенного возраста из-за накапливающегося бремени болезней и инвалидности уступают мужчинам по продолжительности здоровой жизни.

Рисунок 14. Ожидаемая продолжительность жизни e(x) и ожидаемая продолжительность здоровой жизни eH(x) исходя из разных определений здоровья, 2004 г., по данным РМЭЗ

Источник: Рамонов А.В. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни как интегральная оценка здоровья россиян. Экономический журнал Высшей школы экономики, 2011, т. 15, №4.

Рисунок 15. Относительный вклад различий в смертности и здоровье в различия в ожидаемой продолжительности здоровой жизни мужчин и женщин (женщины по сравнению с мужчинами), 2004 г., по данным РМЭЗ

Источник: Рамонов А.В. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни как интегральная оценка здоровья россиян. Экономический журнал Высшей школы экономики, 2011, т. 15, №4.

Как известно, в России официальный возраст выхода на пенсию у женщин на 5 лет ниже, чем у мужчин. Это обстоятельство, так же как и  значительно более высокая продолжительность жизни женщин, часто служит основанием для предложений первым делом повысить пенсионный возраст именно для женщин, тогда как состояние здоровья во внимание не приимается.

В действительности, и общая продолжительность жизни россиянок может казаться высокой только в сравнении с продолжительностью жизни российских мужчин. Если же сравнивать ее с продолжительностью жизни европейских женщин, то она достаточно низка. Как мы видели на рис. 8, по ожидаемой продолжительности жизни женщин в возрасте 60 и 65 лет Россия находится на одном из последних мест в Европе. Отставание от среднего показателя для ЕС-27 в возрасте 60 лет составляет 4,5 года, в возрасте 65 лет – 5 лет, это примерно четверть жизни, предстоящей россиянкам этого возраста.

Но насколько здоровыми они будут в этой предстоящей жизни?

Исследования показывают, что по уровню здоровья в старших и пожилых возрастах российские женщины уступают не только женщинам в лидирующих странах ЕС, но и российским мужчинам.

На рис. 16 показана разница между долями женщин и мужчин в России, имеющих определенные ограничения по здоровью в возрастах после 45 лет. Обратим внимание на то, что женщины в возрастах от 45 до 69 лет уступают мужчинам в России не только по показателям хронической заболеваемости и самооценке здоровья в целом, но также и по показателям ограничений в жизненной активности и передвижении, также в особенности по показателям, характеризующим распространенность боли и депрессии11.

Рисунок 16. Разница в долях женщин и мужчин (доля женщин минус доля мужчин), имеющих определенные ограничения по здоровью в общих объемах выборочных совокупностей, по данным РМЭЗ, 14-я волна,  2005, %

Всего в возрастах 45 лет и старше 33% женщин испытывали ограничения в жизненной активности, сопряженные с проблемами со здоровьем. Среди мужчин аналогичный показатель составил только 22%. 65% женщин в России в возрастах 45+ испытывали на момент опроса и депрессию, и болевые ощущения одновременно, среди мужчин - только 46%.

Рисунок 17.  Доли мужчин и женщин, испытывающих боли, беспокойство и депрессию, а также одновременно боли и депрессию в России, по данным РМЭЗ, 14-я волна,  2005, %

Можно посмотреть скептически на продемонстрированные результаты, поскольку они отражают лишь одномоментную картину (в данном случае, за 2005 год) и не могут дать представления о будущей динамике здоровья в реальных поколениях (а именно в тех поколениях, которые через 10-15 лет достигнут пенсионных или предпенсионных возрастов).

Но посмотрим на эти результаты в другом ракурсе. Выделим возрастную группу 45-49 лет. Представители именно этих возрастов через 10-15 лет (т.е. к 2015-2020 годам) достигнут пенсионных возрастов. Среди них в 2005 году 18% мужчин и 30% женщин имели два или более двух хронических заболеваний, 8% мужчин и 12% женщин испытывали ограничения в жизненной активности, 12% мужчин и 15% женщин имели трудности с передвижением, 39% мужчин и 56% женщин испытывали одновременно беспокойство и ощущение боли. Сложно представить ситуацию, при которой к 2015-2020 годам состояние здоровья этих людей по названным показателям могло бы улучшиться.

Как выглядит состояние здоровья россиянок старших возрастов в сравнении с их сверстницами в других странах? Используя данные российских  и европейских исследований, сопоставим состояние здоровья российских и французских женщин, достигших пожилых возрастов. Сравним для этого число женщин с наиболее тяжелыми ограничениями в элементарных операциях по уходу за собой в 2005 году. (Распространенность наиболее тяжелых ограничений в ежедневных действиях по уходу за собой во Франции измерена по шкале ADL12 в рамках обследования SHARE13 первой волны – 2004-2005 гг. В России – по данным РМЭЗ-2005, опираясь на распределение ответов на вопрос jm136 “У вас есть проблемы с уходом за собой?”).

Рисунок 18.  Доли женщин в России и Франции, испытывающих в 2005 году ограничения хотя бы по одному из элементарных действий: одевание, принятие душа, прием пищи, проход по комнате из одной стороны в другую, подъем с постели, посещение туалета

Источники: РМЭЗ 14-й волны 2005 года (выборка женщин 60+ = 1428 респондентов). SHARE первой волны 2004-2005 гг. (выборка женщин 60+ во Франции = 1056 респондентов)

Как видим (рис. 18), россиянки проигрывают француженкам по показателям тяжелых ограничений, связанных с уходом за собой, и с возрастом этот проигрыш лишь увеличивается.

На основе продемонстрированных на рисунке 18 показателей можно рассчитать показатели ожидаемой продолжительности жизни без указанных ограничений. Так, среди российских женщин в возрасте 60 лет ожидаемая продолжительность жизни без ограничений в операциях по уходу за собой в 2005 году составила 13,4 года (при общей продолжительности жизни в этом возрасте – 18,9 лет). Среди французских женщин в возрасте 60 лет аналогичный показатель составил 20,8 лет (при общей продолжительности жизни в этом возрасте – 26,4 года).

Таким образом, перспектива опережающего повышения пенсионного возраста женщин в России в данный момент, будучи целесообразной с экономической точки зрения, с точки зрения общественного здоровья сталкивается с серьезным препятствием – нездоровьем женщин старших трудоспособных и пожилых возрастов. Для мужчин все еще чрезвычайно актуальной остается высокая смертность в трудоспособных возрастах.


7 Кудрин А., Гурвич Е. Цит. соч.  с. 63.
8 Fries J. F. Ageing, Natural Death, and the Compression of Morbidity // The New England Journal of Medicine. 1980. Vol. 303. P. 130-135.
9 Jagger C., Gillies C., Cambois E., Van Oyen H., Nusselder W., Robine J-M and the EHLEIS team.
Trends in Disability-free Life Expectancy at age 16 and age 65 in the European Union 1995-2001: a comparison of 13 EU countries // European Journal of Public Health (In press).
10 Кудрин А., Гурвич Е. Цит. соч.  с. 63.
11 При построении соответствующих показателей в группу тех, кто ощущали болевые ощущения, вошли те респонденты, кто ощущали как сильные, так и незначительные болевые ощущения. В группу тех, кто испытывали депрессию, вошли те, кто испытывал депрессию как часто, так и иногда.
12 Activities Daily Living – шкала измеряет дееспособность в отношении 6 элементарных действий: одевание, принятие душа, прием пищи, проход по комнате из одной стороны в другую, подъем с постели, посещение туалета
13 Survey on Health, Aging and Retirement in Europe.www.share-project.org

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.