Оценка изменения численности
населения в трудоспособном возрасте в 2005 - 2025 годах при
отсутствии миграции (стр. 7)
|
Численность населения, млн. человек
|
Изменение за 2005-2025 гг.
|
2005
|
2026
|
млн.чел.
|
в %
|
Российская Федерация
|
90,2
|
71,3
|
-18,9
|
-21,0
|
Центральный федеральный округ
|
23,3
|
16,9
|
-6,4
|
-27,5
|
в т.ч. Москва и Московская область
|
10,9
|
7,7
|
-3,2
|
-29,3
|
Северо-Западный федеральный округ
|
8,8
|
6,5
|
-2,3
|
-26,2
|
Южный федеральный округ
|
13,9
|
12,5
|
-1,4
|
-10,4
|
Приволжский федеральный округ
|
19,2
|
15,2
|
-4,0
|
-21,0
|
Уральский федеральный округ
|
7,9
|
6,4
|
-1,6
|
-19,9
|
Сибирский федеральный округ
|
12,7
|
10,4
|
-2,3
|
-18,2
|
Дальневосточный федеральный округ
|
4,4
|
3,5
|
-0,8
|
-19,1
|
Демографические соображения не позволяют ожидать
существенных изменений в территориальной мобильности российских
трудовых ресурсов. При общем сокращении трудоспособного населения
в ближайшие десятилетия особенно сильно уменьшатся контингенты
молодежи (17-29 лет), а именно в этом возрасте отмечен пик
территориальной мобильности. Этот пик устойчив во времени,
в 2004-2008 годах на лиц в этом возрасте приходилось 41-42%
всех внутристрановых миграций. По расчетам, только за счет
изменения структуры населения в пределах трудоспособного возраста
(сокращение доли молодежи) миграционная активность населения
снизится к 2025 году на 9% . Негативное воздействие изменения
возрастной структуры уже ощущается на динамике пространственной
мобильности, но наблюдаемый сейчас низкий уровень пространственной
мобильности - не предел.
Стр. 8-9.
Альтернативой переезду на постоянное жительство
или временной миграции может являться развитие внутрирегиональной
и локальной пространственной мобильности как в форме переселений
и временной миграции в пределах региона, так и в форме маятниковой
миграции. Последним, к сожалению, уделяется крайне мало места
в программах развития отраслей, регионов и муниципальных образований.
При этом готовность населения, в т.ч. безработных и ЛИР [лиц,
ищущих работу], к участию во внутрирегиональной миграции выше,
чем к миграции в другие регионы и части страны, такие программы
могут иметь больший успех.
Подобные программы, помимо уже названных подходов, могут
сопровождаться следующими мероприятиями:
- развитие пассажирского транспортного сообщения в пределах
городских агломераций и соседствующих с ними периферийных
частей регионов;
- совершенствование внутриагломерационной планировочной
структуры, «вынос» предприятий за черту центрального ядра
в целях разгрузки городской транспортной инфраструктуры;
- изменение характера работ, переход, где это возможно,
от ежедневного графика работ к сменной (сутки/трое) и т.п.;
- развитие межпоселенческой дорожной сети.
Стр. 17-18.
|