|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГЕОДЕМОГРАФИЯ РОССИИ
Под редакцией М.П. Карпенко
М., Изд-во СГУ, 2011, 224 страницы
|
Хотя статистика российского образования показывает
постоянный прирост доли граждан с высшим образованием, необходимость
институциональной постановки такой цели перед обществом осознана
еще далеко не всеми слоями элиты российского общества. Опубликованные
результаты исследовательского центра рекрутингового портала
SuperJob.ru (Башкатова А. Диплом - единственная надежда на
будущий достаток // Независимая газета. 29.10.2010) показали
явно негативное отношение россиян к идеям чиновников и бизнесменов,
которые предлагают ограничить доступ граждан к высшему образованию
и простимулировать молодежь занимать рабочие вакансии. Большинство
респондентов (60%) ограничение доступа к высшему образованию
воспринимают остро негативно, ведь такое ограничение является,
по сути, отменой конституционного права на образование. Лишь
15% граждан посчитали, что государство должно ограничивать
коммерческие места обучения, 10% - что государству необходимо
урезать и коммерческие, и бюджетные места, а 5% - что власти
имеют право ограничить доступ только к бюджетному высшему
образованию.
Во всем мире постоянно растет число вузов с традиционной
(кампусной) технологией обучения. Возрастает также и численность
студентов. Однако увеличение спроса населения на высшее образование
развивается в условиях постоянно возрастающего дефицита учебных
мест. Так, например, в США соотношение спроса и предложения
учебных мест высшего образования составляет 100 млн. человек
на 15 млн., в Китае - 80 млн. на 5 млн., в Турции порядка
1 млн. абитуриентов претендуют на 100 тыс. мест в вузах.
Для удовлетворения спроса на высшее образование
в обществе, основанном на знаниях, при традиционной технологии
количество вузов и преподавателей необходимо увеличивать практически
на порядок. Таких нагрузок по росту капитальных вложений в
кампусы, на подготовку и оплату труда преподавателей не выдержит
никакая экономика.
Стр. 12-13.
Прогнозирование численности возрастных групп молодежи
до 24 лет на 2011 и 2012 гг. (стр. 24)
Возраст
|
2011г.
|
2012 г.
|
3 года
|
1596,7
|
1702,2
|
4 года
|
1467,1
|
1597,5
|
5 лет
|
1444,2
|
1468
|
6 лет
|
1488,4
|
1445,3
|
7 лет
|
1463
|
1489,8
|
8 лет
|
1377,7
|
1464,6
|
9 лет
|
1284,8
|
1379,1
|
10 лет
|
1276,5
|
1286
|
11 лет
|
1255,6
|
1277,7
|
12 лет
|
1307,3
|
1256,8
|
13 лет
|
1279,1
|
1308,5
|
14 лет
|
1331,9
|
1280,1
|
15 лет
|
1398
|
1332,9
|
16 лет
|
1454,7
|
1398,9
|
17 лет
|
1450,4
|
1455,1
|
18 лет
|
1675,9
|
1450,3
|
19 лет
|
1840,4
|
1675,5
|
20 лет
|
2074,1
|
1840
|
21 год
|
2225,2
|
2073,6
|
22 года
|
2401,5
|
2225
|
23 года
|
2561,7
|
2402
|
24 года
|
2578,6
|
2562,7
|
Прогноз баланса поступающих
во все учреждения СПО России (государственные и негосударственные)
(стр. 55)
Год
|
Всего зачисление в учрежде-ния СПО
|
В том числе после
|
9 класса
|
11 класса
|
получения НПО
|
получения СПО, ВПО
|
всего
|
в данном году
|
всего
|
в данном году
|
всего
|
в данном году
|
2009
|
694,0
|
303,5
|
268,0
|
313,4
|
175,0
|
59,4
|
23,2
|
17,7
|
2010
|
608,0
|
265,9
|
234,8
|
274,6
|
152,5
|
52,0
|
20,3
|
15,5
|
2011
|
631,0
|
276,0
|
243,7
|
285,0
|
133,6
|
54,0
|
21,1
|
16,1
|
2012
|
602,8
|
263,6
|
232,8
|
272,3
|
138,7
|
51,6
|
20,2
|
15,4
|
2013
|
577,6
|
252,6
|
223,0
|
260,8
|
132,5
|
49,4
|
19,3
|
14,7
|
2014
|
557,0
|
243,6
|
215,1
|
251,6
|
126,9
|
47,6
|
18,6
|
14,2
|
2015
|
568,0
|
248,4
|
219,3
|
256,5
|
122,4
|
48,6
|
19,0
|
14,5
|
2016
|
539,7
|
236,0
|
208,4
|
243,8
|
124,8
|
46,2
|
18,0
|
13,8
|
2017
|
567,2
|
248,0
|
219,0
|
256,1
|
118,6
|
48,5
|
19,0
|
14,5
|
2018
|
589,2
|
257,7
|
227,5
|
266,1
|
124,7
|
50,4
|
19,7
|
15,0
|
2019
|
618,4
|
270,4
|
238,8
|
279,3
|
129,5
|
52,9
|
20,7
|
15,8
|
2020
|
659,6
|
288,4
|
254,7
|
297,9
|
135,9
|
56,4
|
22,1
|
16,8
|
2021
|
671,9
|
293,8
|
259,5
|
303,5
|
145,0
|
57,5
|
22,5
|
17,1
|
2022
|
652,7
|
285,4
|
252,1
|
294,8
|
147,7
|
55,8
|
21,8
|
16,7
|
2023
|
663,7
|
290,2
|
256,3
|
299,7
|
143,5
|
56,8
|
22,2
|
16,9
|
2024
|
723,4
|
316,4
|
279,4
|
326,7
|
145,9
|
61,9
|
24,2
|
18,5
|
2025
|
770,7
|
337,1
|
297,6
|
348,1
|
159,0
|
65,9
|
25,8
|
19,7
|
2026
|
762,5
|
333,5
|
294,5
|
344,4
|
169,4
|
65,2
|
25,5
|
19,5
|
2027
|
747,6
|
326,9
|
288,7
|
337,6
|
167,6
|
63,9
|
25,0
|
19,1
|
2028
|
731,3
|
319,8
|
282,4
|
330,3
|
164,3
|
62,5
|
24,5
|
18,7
|
2029
|
714,3
|
312,4
|
275,8
|
322,6
|
160,7
|
61,1
|
23,9
|
18,2
|
2030
|
696,8
|
304,7
|
269,1
|
314,7
|
157,0
|
59,6
|
23,3
|
17,8
|
2031
|
679,4
|
297,1
|
262,4
|
306,8
|
153,2
|
58,1
|
22,7
|
17,3
|
2032
|
662,2
|
289,6
|
255,7
|
299,1
|
149,3
|
56,6
|
22,1
|
16,9
|
2033
|
645,7
|
282,4
|
249,3
|
291,6
|
145,6
|
55,2
|
21,6
|
16,5
|
2034
|
629,9
|
275,5
|
243,3
|
284,5
|
141,9
|
53,9
|
21,1
|
16,1
|
2035
|
615,1
|
269,0
|
237,5
|
277,8
|
138,5
|
52,6
|
20,6
|
15,7
|
Возможные хроногоризонты
и численность студентов в России при различных сценариях развития
высшего образования (стр. 70)
Годы/чис-ленность студентов
|
Уровни массовости высшего образования
|
общество знаний (60%)
|
когнитивное общество (90%)
|
сценарии развития высшего образования
|
реалии-стичес-кий
|
оптими-стичес-кий
|
проме-жуточ-ный
|
сме-шан-ный
|
реалии-стичес-кий
|
оптими-стичес-кий
|
проме-жуточ-ный
|
сме-шан-ный
|
Хроногори-зонты (год)
|
2025
|
2014/15
|
2017
|
2020
|
До 2035 г. этот уровень не достига-ется
|
2025
|
2032
|
2032
|
Количество студентов (тыс. чел.)
|
5739
|
6600
|
5490
|
5192
|
8609
|
10016
|
10016
|
Соотношение заработка
работников с высшим образованием и работников с образованием
ниже среднего в странах - членах и партнерах ОЭСР (стр. 97-98)
Страны ОЭСР
|
Год, по которому доступны последние данные по странам
|
Относительная величина заработной платы (за 1 принята
заработная плата работников, имеющих образование не
ниже среднего, но меньшее, чем высшее)
|
Отношение заработной платы работников с высшим образованием
и образованием ниже среднего
|
работники с образованием ниже среднего
|
работники с высшим образованием
|
Австралия
|
2005
|
0,81
|
1,31
|
1,62
|
Австрия
|
2008
|
0,68
|
1,60
|
2,35
|
Бельгия
|
2005
|
0,89
|
1,33
|
1,49
|
Канада
|
2007
|
0,79
|
1,42
|
1,80
|
Чешская республика
|
2008
|
0,72
|
1,83
|
2,54
|
Дания
|
2008
|
0,83
|
1,25
|
1,51
|
Финляндия
|
2007
|
0,94
|
1,48
|
1,57
|
Франция
|
2007
|
0,84
|
1,50
|
1,79
|
Германия
|
2008
|
0,90
|
1,67
|
1,86
|
Греция
|
2007
|
Данные отсутствуют
|
Венгрия
|
2008
|
0,73
|
2,10
|
2,88
|
Ирландия
|
2005
|
0,86
|
1,55
|
1,80
|
Италия
|
2006
|
0,76
|
1,55
|
2,04
|
Япония
|
2007
|
0,80
|
1,48
|
1,85
|
Южная Корея
|
2007
|
0,69
|
1,60
|
2,32
|
Люксембург
|
2006
|
0,74
|
1,53
|
2,07
|
Голландия
|
2006
|
0,85
|
1,54
|
1,81
|
Новая Зеландия
|
2008
|
0,82
|
1,18
|
1,44
|
Норвегия
|
2007
|
0,79
|
1,28
|
1,62
|
Польша
|
2008
|
0,83
|
1,67
|
2,01
|
Португалия
|
2006
|
0,68
|
1,77
|
2,60
|
Республика Словакия
|
2008
|
0,69
|
1,81
|
2,62
|
Испания
|
2007
|
0,81
|
1,38
|
1,70
|
Швеция
|
2008
|
0,83
|
1,26
|
1,52
|
Швейцария
|
2008
|
0,74
|
1,54
|
2,08
|
Турция
|
2005
|
0,69
|
1,49
|
2,16
|
Великобритания
|
2008
|
0,71
|
1,54
|
2,17
|
США
|
2008
|
0,66
|
1,77
|
2,68
|
Среднее по ОЭСР
|
|
0,78
|
1,53
|
1,96
|
Страны-партнеры
|
Бразилия
|
2008
|
0,52
|
2,54
|
4,88
|
Эстония
|
2008
|
0,91
|
1,29
|
1,42
|
Израиль
|
2008
|
0,75
|
1,52
|
2,03
|
Словения
|
2007
|
0,74
|
1,92
|
2,59
|
Доля взрослых граждан,
имеющих хорошее здоровье, в странах ОЭСР и странах-партнерах,
% (стр. 103-104)
Страны
|
Уровень образования
|
ниже полного среднего
|
полное среднее
|
высшее
|
ОЭСР
|
Австрия
|
78,24
|
85,69
|
89,14
|
Бельгия
|
63,89
|
79,60
|
85,26
|
Канада
|
70,93
|
84,77
|
90,42
|
Чешская Республика
|
29,97
|
65,58
|
81,90
|
Дания
|
57,26
|
79,22
|
86,60
|
Финляндия
|
50,59
|
68,40
|
79,12
|
Франция
|
55,05
|
66,25
|
77,63
|
Греция
|
78,55
|
89,37
|
94,34
|
Венгрия
|
33,94
|
55,69
|
75,37
|
Ирландия
|
81,40
|
86,70
|
88,49
|
Италия
|
54,39
|
70,89
|
79,61
|
Южная Корея
|
33,40
|
53,76
|
60,28
|
Голландия
|
69,24
|
80,31
|
86,55
|
Новая Зеландия
|
82,49
|
90,55
|
91,83
|
Норвегия
|
64,89
|
73,22
|
86,57
|
Польша
|
49,82
|
63,75
|
77,66
|
Португалия
|
50,52
|
72,85
|
75,27
|
Словацкая Республика
|
42,38
|
61,33
|
74,29
|
Испания
|
68,87
|
78,46
|
84,53
|
Швеция
|
76,67
|
79,01
|
86,43
|
Швейцария
|
69,22
|
84,91
|
91,93
|
Турция
|
65,27
|
79,37
|
79,21
|
Великобритания
|
65,94
|
75,77
|
85,51
|
США
|
75,06
|
86,96
|
94,54
|
Партнеры
|
Эстония
|
37,93
|
44,33
|
67,62
|
Израиль
|
66,95
|
77,60
|
80,82
|
Словения
|
44,29
|
65,19
|
79,74
|
В среднем по ОЭСР
|
61,16
|
75,52
|
83,44
|
В среднем по ЕС
|
57,31
|
72,02
|
81,84
|
|
В монографии представлены результаты выполненных в Современной
гуманитарной академии исследований проблемы развития сферы образования
с позиций географических и демографических особенностей России.
Приведены результаты комплекса расчетов динамики численности
обучающихся по всем уровням образования на далекую перспективу,
позволяющие прогнозировать возможные сценарии развития российского
образования. Показана принципиальная возможность с использованием
информационно-телекоммуникационных образовательных технологий обеспечить
обучение на месте проживания практически любого числа студентов
и школьников в каждом малонаселенном пункте любого отдаленного региона
России.
В результате анализа статистических данных по многим
странам мира доказано, что высшее образование существенно повышает
качество жизни граждан - возрастают их доходы, снижается риск безработицы,
улучшается здоровье и продолжительность жизни. Показано, что для
наиболее экономически активной части населения России возрастной
группы 18-35 лет получение высшего образования является одним из
ведущих приоритетов в оценке качества жизни. С учетом этого разработан
критерий оценки качества жизни в регионах страны с позиций этой
группы населения. Проведена численная оценка качества жизни в регионах
России и показано, что оно может быть существенно повышено за счет
развития распределенных вузов.
Дана оценка сценария совместного существования на ближайшее
будущее распределенных и традиционных вузов. Показано, что начиная
приблизительно с 2020 г. в российском образовании будут доминировать
распределенные вузы. При этом развитие экспорта российского высшего
образования трансграничным методом может привести к тому, что отрасль
высшего образования может вносить в ВВП страны вклад, сопоставимый
по масштабам с экспортом нефти.
В монографии также изложены результаты исследований,
которые можно назвать "концептуальным взглядом в будущее"
российского высшего образования. Сформулированы три постулата его
развития - "географический", "непрерывности образования"
и "развития личности". Показано, что наша страна идет
в ногу с современными передовыми тенденциями - индивидуализации
образования за счет развития персональных образовательных сред,
дано описание среды, реализованной в распределенном вузе - Современной
гуманитарной академии. Изложены также результаты исследования особенностей
психологии обучения граждан "третьего" возраста (свыше
27 лет), непрерывное образование которых в современном мире диктуется
потребностями инновационной, базирующейся на знаниях, экономики.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Перспективы развития российского высшего образования:
количественные и качественные ориентиры
Глава 2. Демография и образование
2.1. Методология демографического прогноза в сфере образования
2.2. Образовательно-демографическое прогнозирование
2.2.1. Прогноз динамики численности возрастных групп фертильных
женщин и рожденных детей, а также детей и молодежи в возрасте
до 24 лет включительно
2.2.2. Прогнозирование численности студентов вузов, среднего профессионального
образования и учащихся системы начального профессионального образования
2.2.3. Баланс численности детей, окончивших 9 класс
2.2.4. Исходные данные для расчетов балансов групп молодежи (выпускники
11 класса, поступающие на обучение в системы НПО, СПОиВПО)
2.2.5. Баланс выпускников 11 класса
2.2.6. Баланс поступления в вузы
2.2.7. Баланс поступления в учреждения СПО
2.2.8. Баланс поступления в учреждения НПО
2.2.9. Динамика численности выпускников вузов, учреждений СПО
и НПО по годам
2.2.10. Расчет динамики структурного состава молодежи 16-24 лет
2.3. Анализ результатов демографического моделирования с точки
зрения перспектив развития образования
Глава 3. Влияние географического фактора на развитие
системы образования
Глава 4. Социально-экономический аспект образования
4.1. Влияние образования на благосостояние личности
4.1.1. Образование и доходы работников
4.1.2. Образование и безработица
4.1.3. Образование и здоровье
4.1.4. Образование и продолжительность жизни
4.2. Проблемы оценки качества жизни с образовательно-геодемографических
позиций
4.3. Критерий привлекательности регионов России для наиболее экономически
активной части населения
4.3.1. Формирование составляющего показателя удовлетворения физиологических
и экзистенциальных потребностей (Кфэ)
4.3.2. Формирование показателей удовлетворения социальных и высших
потребностей - Кс и Кв
4.4. Качество жизни в регионах России с позиции динамичных молодых
людей 18-35 лет с учетом различных сценариев сосуществования кампусного
и распределенного образования
4.4.1. Качество жизни в регионах России
4.4.2. Сравнение количественных характеристик ресурсного обеспечения
высшего образования в условиях информационно-телекоммуникационной
дистанционной образовательной технологии и при традиционной образовательной
технологии
4.4.3. Модели сосуществования кампусных и распределенных вузов
в России
Глава 5. Образование будущего
5.1. Постулаты модернизации образования в России
5.1.1. Географический постулат
5.1.2. Постулат непрерывности образования
5.1.3. Постулат развития личности
5.1.4. Основные направления практической реализации проблемы модернизации
российского образования
5.2. Образовательные среды будущего
5.3. Инновационные функции профессорско-преподавательского состава
5.4. Психологические особенности обучения взрослых
5.4.1. Возрастная динамика интеллектуальных способностей
5.4.2. Возрастная динамика способности к усвоению знаний
5.4.3. Моделирование возрастной динамики когнитивных функций
Заключение
Приложения
|