Rambler's Top100

№ 505 - 506
2 - 15 апреля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Контрацептивное поведение в Европе: национальные различия

Переход к современной контрацепции в России: Результаты обследований «Репродуктивное здоровье женщин» 1996 и 1999 гг.

Политика народонаселения и вспомогательные репродуктивные технологии в России

Почему важно развивать институты гендерного равенства в России

Архив раздела Глазами аналитиков




Google
Web demoscope.ru

Почему важно развивать институты гендерного равенства в России

Калабихина И.Е. 1
(Опубликовано в электронном журнале "Научные исследования экономического факультета" 2011. № 1. С.149-176)

1. Развитие населения - залог социально-экономического развития страны

В национальном докладе об инновационном развитии2 выделены шесть признаков роста, основанного на инновациях: развитие динамичной и сложной системы сетевых межинституциональных и межиндивидуальных связей; актуализация факторов, связанных с населением и рабочей силой; расширение доступного объема факторов производства и повышение производительности; расширение оперативных резервов гибкой институциональной системы; рост автономии элементов институциональной системы; повышение темпов и масштабов институциональной трансформации в условиях децентрализации систем управления. Очевидна исключительная роль развития институтов в инновационном развитии и фактор населения при этом является базовым фактором развития. Важно отметить, что фактор населения рассматривается не только с количественной стороны (численность трудоспособного населения, показатели занятости и т.п.), подчеркивается растущая роль качественных изменений, затрагивающих образование и квалификацию, здоровье, продолжительность и качество жизни; основным критерием эффективного экономического роста названа положительная динамика благосостояния граждан.

При этом большинство документов, предложенных ООН и другими международными организациями и одобренных Россией (Цели развития тысячелетия, Пекинская Платформа действий ООН3 и др.), содержат утверждение о том, что равенство между мужчинами и женщинами способствует полноценному развитию общества (в том числе экономическому и демографическому).

Соответственно, исполнение целей достижения качественного и количественного развития населения невозможно без снижения сохраняющегося гендерного неравенства в России во всех социально-экономических сферах.

Дадим определение гендерному равенству. Гендерное равенство - это равный доступ женщин и мужчин к экономическим ресурсам и равноценность «женских» и «мужских» профессий, ролей в обществе; равное отношение общества к вкладу тех и других в экономическое (и демографическое) развитие. Развитие гендерного равенства в этом смысле мы рассматриваем как средство увеличения возможностей для развития и свободы выбора различных индивидов, женщин и мужчин. Свобода выбора осуществляется, в частности, в отношении выбора конкретных стратегий поведения во всех сферах жизнедеятельности (работа, семья, личное развитие) в течение разных стадий жизненного цикла женщин и мужчин. В эгалитарном обществе этот выбор происходит без давления со стороны общества, без навязывания стереотипов о «нормальности» поведения представителя конкретного пола, о необходимости жесткого разделения труда по полу, о специализации женщин и мужчин в различных сферах жизнедеятельности. Ресурсы эгалитарного общества (общества, где гендерное равенство признается необходимым условием развития) направлены на развитие личности женщин и мужчин, на создание условий для реализации потребностей в рамках сформированной системы ценностей индивида вне зависимости от его принадлежности к определенному полу (а также возрастной группе, национальности и т.д.). Подобный подход созвучен представлениям о развитии населения, о развитии человеческого потенциала, как основной цели общественного развития. Реально существующая свобода выбора может существовать только в условиях экономического паритета между полами в обладании ресурсами.

В стратегиях развития международных организаций проблема гендерного равенства как составляющая социально-экономического развития с недавних пор воспринимается как краеугольное направление развития, разработан так называемый «Комплексный подход к проблеме гендерного равенства»4. Подчеркнем, что выдвигается не только тезис о важности гендерного равенства с точки зрения социальной справедливости, но и тезис о гендерном равенстве как ресурсе социально-экономического развития. Это дает надежду, что институциализация гендерного равенства будет набирать обороты в ближайшем будущем.

Институциализация процессов развития гендерного равенства происходит во многих государствах, в международных организациях (ООН, Всемирный банк и пр.), всемирных форумах5, крупных компаниях. Например, в конце февраля 2011 года в ООН официально отметили начало работы новой структуры «ООН- женщины». Структура Организации Объединенных Наций «ООН-женщины» занимается вопросами гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и была создана в июле 2010 года, объединив для большей эффективности имеющиеся ресурсы и мандаты четырех отдельных подразделений системы ООН, которые занимались исключительно вопросами гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (Отдела по улучшению положения женщин Секретариата, Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин, Канцелярии Специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин, Фонда ООН для развития в интересах женщин - ЮНИФЕМ)6. Одна из основных функций новой структуры - поддержка государственных институтов гендерного равенства в разных странах.

В России пока отсутствует какой-либо национальный механизм или институт, наделенный особыми полномочиями, а также обладающий достаточными финансовыми и человеческими ресурсами для продвижения и обеспечения гендерного равенства7.

2. Гендерное неравенство сохраняется в современной России

Гендерное неравенство сегодня сохраняется в большинстве сфер нашей жизни. Разрыв в ожидаемой продолжительности жизни при рождении по полу один из самых больших в мире - более 12 лет.

На рынке труда сохраняется вертикальная и горизонтальная сегрегация с преобладанием женщин в низкооплачиваемых бюджетных секторах, на низкооплачиваемых не руководящих работах, разрыв в оплате труда составляет 36%.

Среди учащихся высших учебных заведений около 60% женщин, однако, отдача от образования у них ниже8; в два раза больше мужчин занято в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, но в два раза больше женщин на работах, связанных с напряженностью трудового процесса9.

Разрыв по полу в доступе к ресурсам устойчиво сохраняется десятилетиями, серьезные политические и экономические изменения в России не повлияли на данную ситуацию: разрыв в оплате труда составляет 35-40%, женщины по- прежнему больше работают и меньше имеют свободного времени (в современном обществе время становится одним из самых важных ресурсов для человека). На ведение домашнего хозяйства женщины традиционно тратят почти в два раза больше времени при гораздо меньшем разрыве в затратах рабочего времени (в 1,3 раза мужчины работают больше). А свободное время женщин в 2010 г. в среднем было на 46 минут в день меньше, чем у мужчин10.

Социально-экономический рост в России в докризисный период смягчил проблему бедности населения (с 2002 по 2008 гг. снизилась доля населения, живущего ниже черты бедности с 25 до 13%, это снижение коснулось и женщин, и мужчин во всех возрастах). Однако все это время росло социальное расслоение. Коэффициент Джини составил 0,397 в 2002 г. и 0,422 в 2007 г., средний уровень доходов богатых (10% наибольших доходов) по сравнению с бедных (10% наименьших доходов) вырос с 14 до 16,8 раз11. Матери с детьми и пожилые одинокие женщины подвергаются наибольшему риску с социально-экономической точки зрения, поэтому в условиях растущей дифференциации доходов проблема феминизации бедности остается острой, растет доля молодых и пожилых женщин среди бедного населения. Например, среди одиноких старше трудоспособного возраста женщины составляют 92,8% малоимущего населения. Остро стоит проблема выплат алиментов на детей со стороны отсутствующего родителя (в подавляющем большинстве случаев, отца): распространены неплатежи алиментов на детей, размер алиментов крайне низок. Например, по данным исследования 2005 г., получали алименты менее трети имеющих на них право, средний размер алиментов составлял менее 1,6 тыс. руб. в месяц (официальный прожиточный минимум ребенка в этот период около 3 тыс. руб.)12. Группа риска многочисленна: по данным переписи населения 2002 г. в 2,7 млн материнских семей проживало 3,5 млн несовершеннолетних детей13.

Высок уровень домашнего насилия в отношении женщин (около 40% женщин подвергаются физическому насилию14), крайне мало институтов, способствующих снижению насилия, помогающих женщинам, попавшим в трудную ситуацию. Россия не участвовала в кампании по борьбе с насилием в отношении женщин, проводимой Советом Европы в 2006-2007 гг. Она была единственной страной-членом Совета Европы, которая не ответила на вопросник Совета Европы в рамках данной кампании15.

Репродуктивные установки населения ниже уровня простого воспроизводства населения, причем у женщин они ниже, чем у мужчин (число ожидаемых детей 1,72 и 1,9, соответственно16). Причины подобного расхождения неоднозначны (повышенная ответственность женщин, их более реальный взгляд на жизнь, более высокие альтернативные издержки женщин и пр.). В частности, влияние уровня насилия на репродуктивное поведение в странах с низкой рождаемостью оценить достаточно сложно. Однако, по данным исследования 2002-2003 гг., среди женщин, которые никогда не подвергались физическому насилию, спонтанные выкидыши происходили у 22%, среди женщин, которых муж бил неоднократно - у 33%. Число абортов, которые приходились в среднем на женщину ко времени проведения опроса варьировали от 1,1 среди женщин, к которым никогда не применяли физической силы до 2,2 - среди женщин из группы «жесткого» насилия. Для женщин-жертв физического, сексуального или экономического насилия были в два раза выше показатели «аборты по требованию мужа вопреки желаниям самой женщины», «роды по требованию мужа», «аборты втайне от мужа»17.

Традиционно низок уровень представительства женщин на политическом Олимпе (12% занимаемых парламентских мест)18.

Гендерные стереотипы пронизывают все общественные отношения (сферу занятости, политику, отношения в семьях и пр.), высока терпимость к гендерному неравенству, она «оправдана» современным российским обществом.

Влияние гендерного неравенства на экономические и демографические потери

Гендерное неравенство тормозит развитие общества, что находит свое подтверждение в следующих негативных последствиях: растут издержки благополучия и управления, снижается производительность труда, замедляется экономический рост.

Например, потери от повышенной детской смертности и заболеваемости, низкий уровень иммунизации детей четко связаны с уровнем образования матери (этот фактор сильнее фактора семейного дохода), с уровнем дохода матери, с уровнем самостоятельности матери. Яркий пример в одном из последних глобальных Докладов развития человека описывает ситуацию в Пакистане, когда неравенство в сфере образования, обусловленное гендерными проблемами, привело к замедлению темпов экономического роста. Используя сравнительные данные по странам, международный институт продовольственной политики пришел к выводу, что уравнивание доступа мужчин и женщин к образованию, питанию, извлечению дохода и имущественным правам способствовало бы сокращению доли детей с недостаточным весом в возрасте до трех лет в Южной Азии на 13%, что уменьшило бы на 13,4 млн число недоедающих детей, наиболее подверженных ранней смерти. В странах Африки к югу от Сахары уровень детского недоедания снизился бы на 3%, или - в абсолютных цифрах - на 1,7 млн недоедающих детей19.

Ущерб для производительности и экономического роста проявляется в упущенных возможностях для разных поколений, в потерях в заработке, в потерях в национальном доходе, в неэффективном разделении труда. Например, чем ниже уровень образования матери, тем ниже инвестиции в человеческий капитал детей, тем ниже отдача от образования детей. Исследование в США в 1994 г. показало, что каждый дополнительный год образования матери прибавляет 1,6-1,7 пункта в математическом тесте ребенка и 2,1-3,1 пункта в тесте словарного запаса20.

Неравный доступ на рынок труда для мужчин и женщин приводит к потерям в объеме конечной продукции, к сужению предложения на рынке труда (в краткосрочном периоде), к воспроизводству неэффективных технологий в домашнем хозяйстве.

В современном мире вклад женщин в ВВП составляет около трети: в Казахстане 37%, в Нидерландах 27%, в африканских странах 20-37%, на Филиппинах 35-40% (а если учитывать неоплаченный труд женщин - 50%). Если бы, например, голландские женщины увеличили свой вклад в экономику до 35%, это дало бы дополнительный прирост 11% ВВП21.

Получение женщинами образования, особенно высокого уровня, как правило, приводит к росту уровня женской занятости. Аналитики Голдмен Сакс в одном из последних докладов, созвучных с китайской пословицей «Женщины держат полмира», построили прогноз роста женской занятости в большинстве стран современных цивилизаций и рассчитали, какой эффект на экономику даст этот рост. Получилось, что сокращение гендерного разрыва в уровне занятости может дать от 0,3 до 1,5% ежегодного прироста ВВП и от 4 до 20% прироста дохода на душу населения к 2030 г22. Ясно, что эффект будет сильнее в тех странах, где потенциал сокращения гендерного разрыва в уровне занятости велик (Египет, Турция), и слабее в странах, где женщины уже активно представлены на рынке труда (Вьетнам, Китай, Россия).

Еще пример: эластичность ВВП на одного работника по отношению к ресурсу женского образования равна 0,2-0,45 (для стран с разным уровнем развития), по отношению к ресурсу мужского образования - -0,3-0,123.

Издержки для управления в случае недопущения женщин к управлению связаны с иным стилем управления у женщин. Женщины чаще выносят на повестку дня социальные вопросы, заинтересованы в решении проблем в таких сферах, как общественное благо, правовая защита, прозрачность управления. Эффек­тивность общественных институтов связана с уровнем доверия, который выше в обществах с широким представительством всех слоев населения в управлении. Женщины чаще демонстрируют новые стили в новых условиях (неавторитарность, коллегиальность, акцент не на силу, а на стимул и т.д.). По данным Мирового обследования ценностей, даже при устранении влияния всех прочих факторов (женщины на 4-9% меньше склонны к противоправным и непорядочным действиям, мужчины чаще (на 3,3%) дают и берут взятки (18 стран 1981, 43 страны 1991, World Values Survey). По данным исследования в Грузии на рубеже веков мужчины на 10-14% чаще берут и дают взятки. По данным ряда стран, увеличение доли женщин в парламенте снижает коррупцию (возможна связь с общим уровнем принятия демократического стиля поведения в обществе)24.

Кратко экономические и демографические потери от гендерного неравенства представлены в табл. 1.

Таблица 1. Влияние гендерного неравенства на экономические и демографические потери25

Области неравенства между полами

Влияние гендерного неравенства на экономические и демографические потери

Низкий уровень образования женщин, неравенство в доходах и в принятии домохозяйственных решений

Повышает младенческую и детскую смертность. Поддерживает высокий уровень рождаемости при низком уровне жизни в странах с расширенным воспроизводством. Снижает уровень образования, инвестиции в человеческий капитал детей

Предпочтение рождения сыновей в условиях гендерного неравенства

Повышает медицинские затраты, продуцируя селективные по полу аборты. Приводит к нарушению третичного соотношения полов

Гендерное неравенство в образовании и уровне занятости

Повышает вероятность потерь в национальном доходе. Замедляет развитие технологий. Замедляет рост доходов на душу населения. Увеличивает степень распространенности ВИЧ- инфекции (в африканских странах)

Домашнее насилие

Продуцирует прямые людские потери, снижение про­изводительности труда; рост затрат на медицинские услуги, социальные программы, милицию и правоохранительные органы, на переезд

Низкое представительство женщин в органах управления и власти

Не позволяет развиваться новым, альтернативным стилям управления. Повышает вероятность коррупции государственных чиновников и криминальности бизнеса

Гендерный разрыв в оплате труда, неоплачиваемый домашний труд

Приводит к недоучету вложений в ВВП, занижению экономических рейтингов страны. Продуцирует бедность, особенно «женских» типов домохозяйств. Повышает рост затрат домохозяйств на дошкольные учреждения

Гендерное неравенство в распределении бюджетов времени, патриархатное распределение гендерных ролей

Воспроизводит неэффективное разделение труда в высокотехнологичной экономике; потери в объеме конечной продукции; сужение предложения на рынке труда. Приводит к неэффективным технологиям в домашнем хозяйстве. Снижает рождаемость в странах с суженным воспроизводством.

Гендерное неравенство является наиболее консервативным типом неравенства, поскольку: 1) подобное неравенство уходит корнями далеко в прошлое, формируя устойчивые стереотипы в обществе и ощущение, что такое распределение ролей было всегда, а значит оно задано априорно; 2) влияние социального и биологического фактора на гендерное неравенство бывает трудно разделить; 3) гендерное неравенство, как правило, многослойно (сопровождается неравенством по возрасту, по месту проживания, по национальности).

Поэтому экономический рост не является достаточным условием для сокращения неравенства. С одной стороны, экономический рост способствует разрушению жесткой системы гендерного разделения труда.

Во-первых, расширяются возможности на рынке труда для женщин, женщины увеличивают свое участие на рынке труда. Например, развиваются женские отрасли (экспортная швейная промышленность, Бангладеш), женщины замещают мужчин в отраслях с большой долей ручного труда (огранка, Индия), развивается малый бизнес (Европа), фермерство (развивающиеся страны). Яркий пример влияния компьютеризации, как следствия влияния экономического роста на женскую занятость: в США в период 1984-1993 гг. рост женской занятости на 50% произошел за счет увеличения применения компьютеров26. Во-вторых, рост доходов приводит к снижению рабочего времени женщин, как правило, облегчается и сокращается труд в домашнем хозяйстве.

Исследования в таких странах, как Перу, Бангладеш, Индия подтвердили подобное влияние экономического роста. Статическое сравнение 23 стран по корреляции между уровнем ВВП и гендерным равенством в распределении времени дает любопытную картину: разница у богатых (более 5 тыс. долл. США на душу населения) и бедных стран в гендерном разрыве в бюджетах времени составляет 100 минут в сутки. В-третьих, снижается доля участия мужчин на рынке труда, особенно в предпенсионном возрасте. В Западной Европе в 1960-е гг. уровень трудового участия мужчин в возрасте 60-64 года был около 60%, в 1990-е гг. - 15-40% в разных странах27. С ростом дохода растет спрос на досуг, развиваются программы социального обеспечения, выталкивающие пенсионные схемы.

Кроме того, экономический рост также стимулирует равенство в инвестировании в человеческий капитал, равный доступ к образованию и здравоохранению, к охране репродуктивного здоровья. Во-первых, снижаются издержки на инвестиции. Увеличивается предложение услуг образования и здравоохранения государственного и частного секторов. Во-вторых, растет прибыльность инвестиций. Сигналы женщинам и семьям о системах вознаграждения и сигналы работодателям о производительности и привязанности женщин к рынку труда усиливаются с ростом рынков. В-третьих, растут доходы домашних хозяйств. Например, эластичность спроса на здравоохранение и образование по доходу в развивающихся странах в 2-4 раза выше для девочек, чем для мальчиков.

Несмотря на расширение доступа к услугам здравоохранения для всего населения в процессе экономического роста и выравнивание доступа к этим услугам разных гендерных групп, гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни может даже расти, поскольку он складывается либо из отставания женщин (в наименее развитых странах относительно высока материнская смертность, фиксируются дискриминация в отношении младенцев девочек), либо из отставания мужчин (в развитых странах мужчины могут отставать в продвижении по стадиям эпидемиологического перехода)28.

Все, что касается властных и распределительных отношений (доступ женщин к политическим и домохозяйственным решениям, уровень домашнего насилия, распределение внутридомохозяйственных ресурсов), - все это наименее подвержено влиянию экономического роста. Гендерное равенство в доходах также не связано с экономическим ростом.

Рейтинги стран по показателям человеческого развития с учетом гендерного фактора, по показателю гендерного неравенства29 и по показателям ВВП не совпадают порой довольно значительно. Относительно высокий рейтинг страны по ВВП может сопровождаться низким рейтингом по гендерному равенству (Япония, Республика Корея, ОАЭ), и наоборот, относительно невысокий рейтинг страны по ВВП не мешает стране занимать неплохие позиции по гендерному равенству (Аргентина, Латвия, Коста-Рика)30.

С другой стороны, экономический рост является необходимым, но недостаточным фактором гендерного развития.

Уровень развития общественных институтов, гендерный порядок (то есть социальные нормы, политическая культура и отношение общества) в деле расширения возможностей женщин значит как минимум столько же, сколько экономическое благосостояние и общий уровень развития человеческого потенциала.

Решающим фактором является институциональный фактор, фактор гендерного порядка. Гендерный порядок - это система социальных норм, политических институтов и политической культуры, отношение общества к гендерным вопросам. Патриархатный гендерный порядок характеризуется явными преимуществами мужчин в публичной сфере, жестким контролем над поведением женщин31. Эгалитарный гендерный порядок позволяет равномерно распределять ресурсы между полами, выравнивать и повышать отдачу от человеческого капитала женщин и мужчин.

Примеров негативного влияния фактора гендерного порядка много в отношении всех указанных индикаторов гендерного равенства (это не только индикаторы власти и распределения ресурсов). Фактор гендерного порядка в Пакистане нивелировал достижения экономического роста в выравнивании бюджетов времени32. В России наиболее богатые регионы имеют наибольший гендерный разрыв в оплате на рынке труда и наименьшее представительство женщин в органах власти. Патриархатный гендерный порядок, проявляющийся в асимметричном бюджетировании и развитии «мужских» и «женских» отраслей (экспортноресурсный тип роста), приводит к экономическому росту в краткосрочной перспективе, но без достижений в гендерном равенстве. Отход от политики поддержки приоритетов отстающего пола в политике (квотирование мест для женщин), отбросил Россию по показателю представительства женщин на политическом олимпе в группу отстающих стран33.

В регионе МЕНА (Ближний Восток и Северная Африка) наблюдается стагнация роста женской занятости в условиях экономического роста.

Гендерное выравнивание бюджетов времени в развитых странах значительным образом зависит от наличия государственной политики гендерного равенства (например, внедрения отцовского отпуска по уходу за ребенком и пр.).

Регрессионный анализ развития разных стран34 показал, что экономиче­ский рост и человеческое развитие сильно взаимосвязаны и могут усиливать друг друга, в частности через рост государственных вложений в образование и здравоохранение, особенно для женщин. Более того, концентрация усилий только на экономическом росте без внимания к человеческому развитию может приводить страну к порочному кругу неудач в экономическом развитии, тогда как вложения в человеческое развитие часто приводит к экономическому процветанию даже без значительных усилий и программ в этой области. Среди всех аспектов человеческого развития прогресс гендерного равенства в человеческом развитии приносит наиболее очевидные и комплексные результаты в отношении социально-экономического развития страны.

Влияние гендерного фактора на демографическое развитие объясняет концепция гендерного перехода35. В основе движения по стадиям гендерного перехода лежит развитие эгалитарности в общественных и домохозяйственных институтах, точнее, несовпадение такого развития в указанных институтах. Степень эгалитарности общественных и домохозяйственных институтов (то есть рынка труда и домохозяйства) измеряется преимущественно системой распределения ресурсов между полами (ресурсов дохода и времени). Мы выделяем три стадии перехода. На первой стадии гендерное равенство начинает проникать в общественные институты, на второй происходит значительное отставание домохозяйственных институтов от общественных в отношении развития гендерного равенства, на третьей - домохозяйственные институты «догоняют» в гендерном развитии общественные (стадия будущего). Вторая конфликтная стадия, которая сопровождается недостатком гендерного равенства, дисбалансом уровня равенства в разных институтах, соответствует сверхнизкому падению рождаемости и самому большому разрыву в ожидаемой продолжительности жизни по полу.

4. Какие институты гендерного равенства важно развивать

Для установления более прогрессивного гендерного порядка необходимо развивать институты гендерного равенства:

  1. законодательство (принятие Закона о гендерном равенстве, экспертиза всего законодательства в отношении не противоречивости положений законов принципам гендерного равенства);
  2. структуры и организации (реализация Национального механизма по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, включающего создании и исполнение национального плана действий по улучшению положения женщин или по развитию гендерного равенства, формирование комитетов и комиссий по гендерному равенству при исполнительной и законодательной власти с высоким обеспечением полномочий и ресурсов);
  3. общественные нормы (гендерное просвещение, отказ от гендерных стереотипов).

Все перечисленные виды институтов гендерного равенства слабо развиты в России, более того, в последнее десятилетие наблюдался регресс в их развитии.

В Докладе ООН об исполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в РФ в отношении женщин отмечено, что со времени заключительных рекомендаций Комитета, выполненных 25 января 2002 г. в ответ на предоставленный пятый периодический доклад Российской Федерации, не произошло существенных изменений в отношении развития гендерного равенства в России, скорее, в этом отношении наблюдается регресс.

Приведем два наиболее ярких примера регресса и стагнации в развитии институтов гендерного равенства в России: первый пример касается регресса в отношении функционирования официальных институтов гендерного равенства, второй - стагнации в развитии общественных норм и культурных стереотипов.

Первый пример свидетельствует о том, что после начала административной реформы 2004 г. статус структур, отвечающих за функционирования Национального механизма по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, был значительно понижен36.

В России принцип равенства прав мужчин и женщин закреплен норматив­ными документами, проблема заключается в практической реализации этого принципа, поскольку в национальном законодательстве нет механизмов, обеспе­чивающих его выполнение. До 2000 г. наблюдалось активное развитие россий­ских институциональных структур, занимающихся вопросами равноправия муж­чин и женщин. Была создана система политических структур, образованных как на уровне Президента (Комиссия по делам женщин, семьи и демографии, 1993), так и на уровне Правительства РФ (Комиссия по вопросам улучшения положения женщин в РФ, 1996). Правительственная комиссия работала под руководством заместителя Председателя Правительства РФ и имела высокий статус. При Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ была образована Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России. Но в 2002 г. прекратила свое существование Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; в 2004 г. указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 прекратили свою деятельность Комиссия по делам женщин при Председателе Правительства РФ, Центр гендерной экспертизы при Совете Федерации, ответственный секретарь Комиссии по делам женщин, семьи и молодежи при Председателе Совета Федерации лишился официального статуса. Вместе с реорганизацией Министерства труда и социального развития в 2004 г. был расформирован Департамент по делам женщин, семьи и детей. Во вновь образованном Министерстве здравоохранения и социального развития был создан Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства у которого были уже другие функции. Затем был создан Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Государственной Думе РФ. В 2005 г. была сформированы Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ. Ее возглавил Министр здравоохранения и социального развития, а не вице-премьер, как было ранее. Статус комиссии стал совещательный, решения носят рекомендательный характер.

Решением Комиссии в 2006 г. утверждена «Национальная стратегия обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ», однако официально данный документ Правительством РФ принят не был. В 2000 г. был принят второй «Национальный план по улучшению положения женщин 2000-2005 гг.». Аналогичные планы по улучшению положения женщин на местном уровне были приняты в течение 2002-2003 гг. более чем в двух третях субъектов Федерации (56 из 89). Но второй пятилетний план не получил достаточной финансовой поддержки, и многие его положения не были достигнуты. По истечению срока действия документа новый план принят не был. Еще в 2003 году Государственной Думой в первом чтении был принят законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ». Дальнейшую поддержку данный законопроект не получил, а его принятие отложено на неопределенный срок.

Второй пример касается общественных норм. Устойчивость гендерных стереотипов в российском обществе очень высока37. Гендерные стереотипы поражают и такую важную для инновационного развития область, как система образования. В области образования в РФ гендерная дискриминация отсутствует в отношении доступа девочек и женщин к образованию на всех уровнях и практиче­ски во все профессии. Однако и в школьном, и в университетском образовании (содержание курсов, учебников, отношение учителей и преподавателей) воспроизводятся гендерные стереотипы. Существование «стереотипов поведения» (со стороны работников и работниц) и «стереотипов положения» (со стороны работодателей) на рынке труда38 приводит, в частности, к стеклянному потолку для женщин, к более низкой экономической отдачи от образования у женщин ниже, чем у мужчин. Негативные последствия очевидны не только для женщин и их семей, но и для развития фирм и экономики страны в целом. Например, сегодня уже не оспаривают тезис о том, что смешанная по полу команда управления более результативна, чем однополая команда. Низкая отдача от образования на рынке труда влияет на производительность труда.

В кризисный период возникает дополнительная нестабильность на рынке труда в условиях действия жестких традиционных стереотипов. Холдинг ROMIR провел онлайн-исследование российского рынка труда39, в ходе которого выяснилось, что найти новую работу в финансовой сфере в период кризиса мужчина может в два раза проще, чем женщина40. Эксперты объясняют это тем, что во время кризиса работодатели стали мыслить старыми стереотипами, один из которых гласит, что мужчины более выносливы, способны и изобретательны, лучше адаптированы к работе в условиях постоянного стресса. По мнению Бориса Резапова, HR-директор компании «Техносила», стремление работодателей брать на работу мужчин продиктовано желанием иметь в команде совершенные боевые машины, которые можно загрузить работой, задержать в офисе, отправить в срочную командировку41. Более того, представительницу слабого пола психологически уволить легче, поскольку у работодателей есть уверенность, «что ее всегда муж прокормит».

При этом стереотипное восприятие работниц и работников может не соответствовать реальной ситуации на рынке труда. Например, по данным компании Price Waterhouse Coopers, с начала экономического кризиса в России число женщин, которые занимают руководящие должности, выросло с 30 до 40%. «Если говорить о кризисе, то женщины более лояльны, они менее подвержены ротации на руководящих позициях. Они более ответственные... В период кризиса многие ру­ководящие посты будут предлагаться именно женщинам», - считает директор по маркетингу, коммуникациям и развитию бизнеса Price Waterhouse Coopers Екатерина Шапочка42. Некоторые компании предпочитают оставить на рабочем месте более дешевый персонал, которым по традиции является женщина.

Кроме того, объективные обстоятельства (состав домохозяйств в России, распределение женщин по брачному статусу, модели формирования доходов в домохозяйстве) не позволяют на практике реализовать модель мужа-кормильца и жены-хранительницы очага.

Разрыв между стереотипами и реальными обстоятельствами, противоречие между общественными нормами и требованиями реальных общественных систем - это всегда барьер развития. Необходимо внедрение новых формальных правил для преодоления негативного действия неформальных норм и правил поведения, так называемых надконституционных правил (общих труднопреодолимых правил), лежащих в основе гендерных стереотипов.

Часто мы сталкиваемся с ситуацией замкнутого круга - стереотипы поддерживаются дискриминационной практикой, дискриминационную практику нельзя прекратить из-за присутствия стереотипов. Например, по данным Консорциума женских общественных объединений, в России отсутствует практика судебных дел о дискриминации по признаку пола, факт дискриминации по полу очень трудно доказывается, судьи не подготовлены вести дела по этим преступлениям, население плохо информировано о своих правах и возможностях защиты прав.

Инновационное развитие общества тесно связано с развитие прав человека третьего поколения (в частности, прав женщин). Гендерное равенство, являясь компонентом демократического развития (доступность, открытость, подотчетность институтов, наличие механизма оценивания результативности), позитивно влияет на экономическое развитие. Развитие гендерного равенства является усло­вием и новым ресурсом модернизации общества и инновационного развития, так как без социальной составляющей этих процессов наши намерения не исполнимы. Напротив, патриархатный гендерный порядок тормозит социально-экономическое развитие, приводит к экономическим потерям.

Подробная программа действий в отношении развития гендерных институтов в России не является целью данной статьи, отметим только, что мы должны совершенствовать и формальные, и неформальные институты. Это можно сделать в рамках Национального механизма по развитию гендерного равенства.

На уровне формальных структур и организаций необходимо создание и исполнение национального плана действий по развитию гендерного равенства, формирование комитетов и комиссий по гендерному равенству при исполнительной и законодательной власти с высоким обеспечением полномочий и ресурсов.

На законодательном уровне возможно принятие Закона о гендерном равенстве43, проведение экспертизы всего законодательства в отношении не противоречивости положений законов принципам гендерного равенства. Важным представляется и проведение гендерной экспертизы концепций социально-экономического и демографического развития44.

На общественные нормы (отказ от гендерных стереотипов) может повлиять информационно-просветительская кампания, гендерное просвещение. Необходима также государственная экспертиза содержания образовательных курсов и учебников на предмет отсутствия гендерных стереотипов, введение в школьную программу курса по гендерному просвещению, введение на гуманитарных факультетах университетов обязательных курсов по гендерной проблематике, создание кодекса учителя и преподавателя, содержащего недопустимость распространения гендерных стереотипов в рамках профессиональной деятельности.

Таким образом, поскольку развитие гендерного равенства является необходимым условием инновационного развития и модернизации общества, а в России институты гендерного равенства слабые, наблюдается стагнация и регресс в развитии данных институтов, мы должны предпринять усилия по развитию данных институтов в области совершенствования законодательства, формирования и развития структур и организаций, внедрения эгалитарных гендерных общественных норм и неформальных правил.


1 д.э.н., доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Экономический факультет (г. Москва, Россия)
2 Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.с. 25-27
3 Цели развития тысячелетия. (2000), Четвертая всемирная конференция женщин. Платформа действий. ООН, Пекин, 1995 г.
4 Впервые концепция такого подхода появилась в различных международных документах после проведения III Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (Найроби, 1985). Позже эта концепция была одобрена в Программе действий, принятой на IV Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (Пекин, 1995). Комплексный подход к проблеме гендерного равенства понимается как «систематическая интеграция приоритетов и потребностей женщин и мужчин в программы по социальной политике для продвижения равенства между женщинами и мужчинами; развитие специальных мер социальной политики для достижения равенства, сопровождаемых учетом их эффекта в отношении женщин и мужчин уже на стадии планирования с последующим мониторингом и оценкой». Социологический глоссарий гендерных терминов, 2007 г. http://voluntarv.ru/dictionarv/575/.
5Всемирный экономический форум с 2005 г. рассчитывает глобальный индекс гендерного неравенства и выпускает ежегодные доклады о развитии гендерного равенства. http://www.weforum.org/pdf/gendergap/report2010.pdf
6 http://www.un.org/ru/aboutun/structure/unwomen/
7 Доклад ООН в РФ об исполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 2009. С. 1.
8 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Россия в 2015: цели и приоритеты развития. М.: ПРООН, 2005. С. 77-78.
9 Труд и занятость в России. 2009. Стат.сб. Росстат, 2009. С. 313-314.
10 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Россия в 2015: цели и приоритеты развития. М.: ПРООН, 2005. 87; Итоги пилотного выборочного обследования использования (бюджета) времени населением. ФСГС, М.: 2010.с. 10).
11 http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_44/IssWWW.exe/Stg/html1/01-01.htm
12 Ржаницына Л.С., Гурко Т.А. Сфера социальной незащищенности. Проблема улучшения обеспечения детей алиментами. М., 2007. С. 23.
13 http://www.perepis2002.ru/index.html?id=18
14 Калабихина И.Е., Козлов В.А. Домашнее насилие в отношении женщин в современной России: влияние социально-демографических характеристик супругов на распространенность насилия// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2009. № 1. С. 62-84.
15 Доклад ООН в РФ об исполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Москва, 2009. с. 25
16 Семья и рождаемость в России. Основные результаты выборочного обследования. 2009. Росстат, 2010. С. 43.
17 Калабихина И.Е. Насилие со стороны мужа: влияние на репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение женщин // Домашнее насилие в отношении женщин: Масштабы, характер, представления общества. М., 2003.
18 Human Development Research. 2010. UNDP.
19 Доклад о развитии человека. ПРООН, 2005. С. 62, 72.
20 Гендерные проблемы и развитие (2002).
21 Charmes J. Women Working in the Informal Sector in Africa: New Methods and New Data. Paper for the Delhi Group Meeting on Informal Sector Statistics, Ankara, 28-30th April 1998; Virola R.A.Women’s Contribution to the Economy - the Philippine Experience. URL: http://www.stat.fi/isi99/proceedings/arkisto/varasto/viro0748.pdf; Mees H. The Cost of the Gender Gap. URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/mees4/Russian; Женщины и мужчины Казахста­на. Статистический сборник. Астана, 2008. С. 4.
22 Women Hold Up Half the Sky. Goldman Sacks. Global Economics Paper. 2008. No. 164.
23 Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы. Доклад Всемирного банка. М., 2002.
24 Гендерные проблемы и развитие (2002).
25 Калабихина И.Е. Гендерный фактор в экономическом развитии России. М., 2009.
26 Гендерные проблемы и развитие (2002).
27 Там же.
28 Калабихина И.Е. Гендерные различия в смертности населения // Народонаселение. 2000. № 2.
29 С 1995 по 2009 гг. рассчитывали показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ), который включал оценку гендерного неравенства в доходах, в участии в политике, в занятости на высококвалифицированных и руководящих рабочих местах, и индекс человеческого развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ), в который добавлялась переменная, занижающая позиции страны, если наблюдался гендерный разрыв в долголетии, уровне образования и доходов вне зависимости от «выигрыша» мужчин или женщин. С 2010 г. рассчитывается индекс гендерно­го равенства, который учитывает потери в репродуктивном здоровье женщин в уровне занятости и уровне образования (вторая и третья ступени).
30 What do the human development indices reveal? // Human development report. 1999; Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ. ПРООН, 2005.
31 Гендер для «чайников». Фонд имени Генриха Белля. М.: Звенья, 2006. С. 56.
32 Гендерные проблемы и развитие (2002).
33 Зубаревич Н. Регионы России: социальная проекция экономического роста // Демоскоп Weekly, № 273-274, 22 января - 4 февраля 2007.
34 Rains G., Ramirez A. Economic Growth and Human Development // World Development. 2000. Vol. 28. No. 2. Р. 197-219.
35 Калабихина И.Е. Гендерный фактор в экономическом развитии России. М., 2009.
36 Доклад ООН в РФ об исполнении Конвенции... (2009).
37 Доклад ООН в РФ об исполнении Конвенции. (2009).
38 Гендерное равенство. (2005, с. 20-22).
39 Рынок труда в условиях кризиса. Агентство ROMIR. 17.12.2008.
40 Отметим, что по оценкам МОТ, в Европе и в США в 2008 г. мужская безработица росла несколько большими темпами, чем женская (на 1,1% мужская безработица и на 0,8% женская безработица в Европе (за год), на 1,7 и 1,1% - в Америке (за вторую половину года)).
41 Вахрушева Д., Евсеева Е. Во время кризиса первых увольняют женщин. Газета «Труд» № 044. 17.03.2009.
42 Дробинина Е. Антикризисное управление с женским лицом. Би-би-си, Москва. 08.03.2009.
43 Подобный закон уже существует не только во многих западных странах, но и в соседнем государстве - Республике Казахстан. Инициирован он Комиссией при Президенте РК по делам женщин и семейно-демографической политике. В период написания данной статьи (март 2009) в российской печати обсуждалось заявление главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой о том, что в России также будет принят закон о государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации. Вероятно, такое решение министр приняла после встречи госпожи Голиковой с Верховным комиссаром ООН по правам человека госпожой Наванетхем Пиллэй. Мы уже писали, что международные структуры в последние пару лет инициировали создание разных институтов гендерного равенства. Вполне понятно, что это порождает давление со стороны международных представителей на национальные государства, ратифицировавшие различные документы по гендерному равенству (и в первую очередь Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), и рекомендации по формированию подобных институтов. Подобный закон в РФ уже был принят в первом чтении ГД в 2003 г., но так и не был принят окончательно, поскольку в России не было и нет механизма, структуры, ответственной за продвижение данного закона. Вопросы гендерного равенства не считаются в российском обществе, в политических кругах важными вопросами. Это видно по текстам принимаемых документов о социально-экономическом и демографическом развитии. Именно поэтому есть опасения, что и вновь обещанный закон забудется, как не являющийся первостепенным и важным.
44 Калабихина И.Е. Демографический кризис в России: причины, проблемы, пути их ре­шения в контексте реализации национальных проектов // Демографический кризис в России: при­чины, проблемы, пути решения в контексте реализации национальных проектов: Материалы науч­но-практической конференции, 18 декабря 2007 г. М.: Изд-во РАГС, 2008.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.