|
|
Институциональные
рамки старости
|
Над темой номера работал
|
|
Алексей ЛЕВИНСОН
|
|
Пенсия как символическая смерть
Сложившееся среди гуманистов представление о жизни как
ценности и о неотъемлемом праве каждого человека на жизнь стали
основой многих институтов современности - как формальных, принадлежащих
социетальному уровню, так и неформальных, находящихся на уровне
первичных сообществ. Декларируемой целью этих институтов является
сохранение и обеспечение жизни членов общества, что на языке государства
называется социальным обеспечением, здравоохранением, техникой безопасности
и пр. Цель малых сообществ точно такая же, но она носит имя любви
к своим близким.
Смерть как постоянная угроза, отводимая усилиями институтов
обоих уровней, является негативным регулятором этих процессов поддержания
жизни. Идея смерти нагружена в нашей культуре важнейшими регулятивными
функциями. Коль скоро жизнь объявляется наивысшей ценностью, то
средством утвердить ее в этом качестве является указание на ее противоположность
- смерть. Смерть, соответственно, выступает в большинстве дискурсов
как наихудшее или абсолютное зло. Это делает смерть важнейшим многофункциональным
общественным инструментом. На страхе смерти держатся институт власти,
институт войны, правоохранительные институции и институт охраны,
и многие другие. Непризнание того, что смерть есть предельное зло,
обесценивает названные институты современного общества. Так, не
находится эффективных мер профилактики бытовых или ритуальных самоубийств,
еще менее — самоубийств политических или угроз самоубийств, в частности,
практики голодовок, самокалечения и иных способов уничтожения своей
жизни в местах заключения. Человек, не боящийся смерти, знающий
худшее зло, чем смерть, неуправляем.
Имея коллективистскую природу (примат ценности рода
над ценностью жизни отдельной личности), этическая система, получившая
наименование «советского гуманизма», тем не менее, также уже исходила
из ценности жизни как таковой. Старая, «родовая» логика вела к тому,
что миллионами жизней платили за победы и производственные успехи
или просто за сохранение власти. Но логика новая требовала создавать
учреждения для сбережения жизни младенцев и матерей, старух и стариков.
Пенсионное обеспечение ввели сперва для городских работников, потом
и для сельских.
Идеологическое сопровождение этих мер строилось на противопоставлении
архаической морали, господствовавшей вплоть до первых десятилетий
XX века, и «новой морали». Наше сегодняшнее отношение к старости
и ее символу, пенсии, представляет собой смесь этих противоположных
друг другу толкований.
Не входя в историю вопроса о введении пенсий, отметим,
что для нашей страны принятие на себя государством обязательств
пенсионного обеспечения было одним из самых значимых вариантов социального
контракта. Социальная эксклюзия стариков была санкционирована государством.
Введением обязательного для всех пенсионного возраста накопленный
пожилыми людьми опыт был объявлен утратившим значение. Законодатель
предусматривал выведение этого опыта из оборота.. Социальная
смерть стариков уподобилась их физической смерти в архаических обществах.
Недаром современные ритуалы проводов на пенсию более чем сходны
с ритуалами прощания с покойным. И сам человек, бывает, воспринимает
пенсию как «черную метку», посланную ему от имени общества, как
знак «пора уходить» — и потому она может вызвать у него грусть или
негодование.
Но в то же время пенсия несет в себе жизнеутверждающую
символику. Она распространяет на старость предикаты жизни. Прежде
всего, это признание общественной необходимости человека. Общество
как бы отменяет требование «ухода». Хотя пенсия назначается с некоторым
учетом заслуг, статуса, заработков в так называемом трудоспособном
возрасте, она воспринимается пожилыми людьми как признание их общественной
необходимости в силу самого достижения преклонных лет. Пенсионное
обеспечение по старости переозначивает поздний период жизни. Он
не перестает быть временем приготовления к тому, чтобы и обществу,
и близким было удобно расстаться с человеком. Но поверх архаического
слоя значений накладывается иной, ресемантизирующий эту же действительность.
И российские пенсионеры восприняли новый сигнал от общества: они
демонстрируют политическую и гражданскую активность, не имеющую
параллелей в других статусно-возрастных группах.
Публичный, декларируемый современным российским обществом
подход к смерти таков: смерть человека есть зло и горе, мечта человечества
— бессмертие. Но наряду с ним существует другой, тоже публичный,
«научный» дискурс, который берет начало в европейской новейшей истории.
В нем, исходя из общественной необходимости смерти, жизнь признается
высшим, но ограниченным для каждого человека благом, которым он
не может пользоваться беспредельно. Человек должен уступать место
другим. Ясно, что в таких условиях смерть теряет качества зла —
если не публично, то в умолчании.
Существует и «практический» дискурс, который исходит
из того, что век пенсионера не должен быть слишком долгим, иначе
пенсионеров не прокормить. Идеи укоротить этот период если не «сзади»,
то «спереди», за счет более позднего пенсионного возраста, регулярно
становятся предметом обсуждения во властных инстанциях и прессе.
Старость-медиатор. Никакая культура, никакое
общественное сознание не могут утверждать исключающие друг друга
подходы к одному и тому же символическому объекту, если нет общественно
санкционированных средств медиации, средств перехода от одного к
другому. В диалектике жизни и смерти таким медиатором является старость.
Она — главный, хотя и не единственный посредник между общественной
необходимостью жизни и общественной необходимостью смерти. Помимо
старости в этой роли выступают казнь, война, болезнь, катастрофа
и ряд других общественных институтов. Они делают смерть, немыслимую
и невозможную, понимаемой и приемлемой.
В нашем светском обществе старость служит растянутым
во времени ритуалом приготовления всех участников этого ритуала
к смерти одного из них.
Время старости маркировано тем, что индивид утрачивает
существенные атрибуты жизни. Он теряет физическую силу и способность
коммуникации, понимаемую как способность к речевому, силовому, сексуальному
взаимодействию, к визуальному, ольфакторному контакту и др. В течение
этого периода должны исчезнуть и другие существенные социальные
признаки, из которых главнейший — сознание себя и своей идентичности.
Современному сообществу удобно думать, что это происходит «объективным»
путем, за счет развития сенильных расстройств — старческого слабоумия,
маразма, болезни Альцгеймера и пр. Нам неловко признаться, что стариковская
неадекватность, имеет она «объективные» причины или нет, является
прежде всего вмененной. Она задана как норма всем участникам ситуации,
в том числе и самим старикам, с тем, чтобы они применили ее к себе.
После совершившейся десоциализации общество или малое
сообщество может считать себя свободным от обязательств перед своим
членом. Смерть как легитимное прекращение его существования делается
возможной.
Приготовление к смерти (задача, стоящая не столько перед
стареющим человеком, сколько перед его окружением) есть социальная
программа, но каждый индивид воспринимает ее как объективную, в
этом смысле природную закономерность. Можно ей подчиниться или сопротивляться,
можно состариться раньше срока или быть удивительно бодрым для своих
лет, можно играть роль старого или навязывать ее тем, кто старше
(например, чрезмерно опекая или снимая с них бытовые обязанности).
|