Rambler's Top100

№ 493 - 494
1 - 22 января 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Брачность и рождаемость в Киргизии

Рост регистрируемых и распространенность консенсуальных браков

Трансформация возрастной модели вступления в первый брак

Этнические модели брачности

Эволюция брачной структуры

Снижение рождаемости сменилось ростом

Этническая дифференциация рождаемости и репродуктивного поведения

Рождаемость реальных поколений

Доля внебрачных рождений – более 30%

Регулирование рождаемости и планирование семьи

Приложение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Павел Кузнецов. Мираж в степи. Pavel Kuznetsov. Mirage in the Steppe (1912)
Брачность и рождаемость в Киргизии

Над темой номера работали

Михаил ДЕНИСЕНКО Наталья КАЛМЫКОВА Леся НЕДОЛУЖКО

Михаил ДЕНИСЕНКО

Наталья КАЛМЫКОВА

Леся
НЕДОЛУЖКО

Этнические модели брачности

Возрастная модель брачности всего населения Киргизии скрывает различия, присущие трем крупнейшим этническим группам (рис. 8 и 9). Если между 1989 и 1999 гг. средний возраст вступления в первый брак повысился у киргизов на 1 год, то в последнее десятилетие он вырос еще на 2 года, составив в 2009 г. 28,4 лет. У русских мужчин за первые 10 лет средний возраст вступления в первый брак вырос на 0,7 года, а за последующие – еще на 1,8 года. У узбеков этот рост составил соответственно 0,3 года и 1,9 года. Иными словами, если в период с 1989 по 1999 г. самое значительное увеличение возраста вступления в первый брак мужчин наблюдалось у киргизов, то в последующие 10 лет соответствующие изменения примерно в одинаковой степени затронули представителей всех трех национальностей. Суммарные коэффициенты первых браков за 1989-1999 гг. уменьшились у мужчин всех рассматриваемых национальностей (у киргизов с 0,98 до 0,55, у узбеков – с 1,02 до 0,61, у русских – с 0,89 до 0,60). В последующий межпереписной период суммарный коэффициент вырос при одновременном увеличении среднего возраста вступления в первый брак. Возрастная модель брачности всех национальностей заметно изменилась, что проявилось в снижении ранней брачности и повышении интенсивности брачности в старших возрастах. Трансформация возрастной модели первых браков мужского населения хорошо видна на рис. 9.

Рисунок 8. Возрастные коэффициенты вступления в первый брак для трех основных этнических групп, мужчины (на 1000 человек возрастной группы)

Рисунок 9. Возрастные коэффициенты вступления в первый брак для трех основных этнических групп, женщины (на 1000 человек возрастной группы)

У узбечек и киргизок интенсивность вступления в первый брак понизилась в первом межпереписном десятилетии в несколько большей степени, чем у русских. С 1989 по 1999 г. суммарный коэффициент брачности у узбечек снизился с 1,02 до 0,58, у киргизок – с 0,95 до 0,54. У русских суммарный коэффициент сократился с 0,93 до 0,61. За этот же период в возрастном распределении брачности у русских произошли более значимые изменения: вклад ранних браков в суммарный коэффициент брачности уменьшился почти на 10 пунктов (до 28%). У киргизок он сократился всего на 2 пункта (до 24%), а у узбечек - чуть увеличился – почти на 0,5 пункта (до 38%). В итоге средний возраст вступления в первый брак к 1999 г. у русских и киргизок сравнялся и составил 23,1 года. У узбечек средний возраст вступления в первый брак с момента проведения последней советской переписи не изменился и остался равным 21,4 года. В последующее десятилетие суммарный коэффициент первых браков увеличился у женщин всех национальностей, но в разной степени. Он вырос почти вдвое у узбечек (с 0,58 до 1,02), почти на треть у киргизок (с 0,54 до 0,85), и на этом фоне весьма незначительно – у русских (с 0,61 до 0,71). Рост суммарного коэффициента сопровождался увеличением среднего возраста вступления в первый брак, но он был не таким существенным, как у мужчин. К 2009 г. средний возраст первого брака составил у узбечек 22,9 года, у киргизок – 25,2 года, у русских – 24,4 года.

Итак, в период экономического кризиса и реконструкции всей системы социальных отношений конца ХХ века уменьшилась как общая интенсивность вступления в брак, так и интенсивности вступления в первый брак у всех национальностей. Значительная часть браков была отложена или не состоялась вообще из-за стремительного снижение уровня жизни, ослабления и распада прежних механизмов родственной и социальной поддержки. Многие молодые мужчины были не в состоянии содержать семью, а родители и родственники – оказывать молодоженам адекватную материальную поддержку. Вместе с тем, увеличившиеся различия между возрастными моделями брачности основных национальностей говорят о том, что в процессе адаптации к новым условиям жизни повысилась роль этнокультурных факторов. В первое десятилетие XXI века наблюдался заметный рост суммарных коэффициентов первых браков у всех национальностей, который в значительной степени имел компенсаторную (посткризисную) природу и отражал процесс реализации ранее отложенных браков. Одновременно увеличивался средний возраста вступления в первый брак.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.