|
|
ВРЕМЕННАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: НУЖНО ЛИ СОХРАНЯТЬ
КВОТЫ?
М., Фонд "Миграция XXI век", 2011, 57 страниц
|
Парадокс I, состоящий в том, что искусственно
заниженная с 2009 года квота, несмотря на реально значительно
большую потребность работодателей в привлечении иностранных
работников, не выбирается, о чем свидетельствуют данные нижеприведенной
таблицы, а также приложения 4.6
Использование квоты
на выдачу разрешений на работу
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Квота на выдачу разрешений на работу (штук)
|
- установленная
|
6000000
|
3384129
|
3976747
|
1944356
|
1745584
|
- распределенная
|
2536134
|
1802724
|
1417549
|
1368143
|
Выдано разрешений на работу:
|
штук
|
2179434
|
2072819
|
1473408
|
1170017
|
|
в %% к установленной квоте
|
37
|
61,3
|
37,1
|
60,2
|
|
в %% к распределенной квоте
|
37
|
81,7
|
81,7
|
82,5
|
|
Источник: данные Минздравсоцразвития России
Это обусловлено, прежде всего, административными преградами:
- одним из условий предоставления субсидий из бюджета Российской
Федерации на снятие напряженности на рынке труда было предложение
субъекта Российской Федерации об уменьшении утвержденных
объемов привлечения иностранной рабочей силы;
- был изменен порядок выдачи разрешений на работу иностранным
гражданам из государств СНГ, прибывшим в безвизовом порядке.
В нарушение действующего законодательства выдача им разрешений
на работу зависела от участия конкретного работодателя в
заявочной кампании, Если работодатель не принимал участия
в заявочной капании, то он не имел права принять на работу
иностранного гражданина. Введение такой противозаконной
нормы на практике привело к торговле квотами на основе вторичности
выдачи разрешений на работу под одну и ту же квоту. Это
стало возможным на основе манипулирования базами данных.
Стр. 17-18.
С учетом вышеперечисленных предложений по использованию
механизма квотирования как инструмента регулятора рынка труда
предлагается внести изменения в порядок квотирования, предусматривающие,
прежде всего, отказ от заявочной кампании и предоставление
работодателю возможности подавать заявку по мере возникновения
у него потребности в привлечении иностранных работников.
В связи с этим целесообразно введение следующего
порядка установления квоты.
Органы службы занятости субъекта РФ на основе
опроса Торгово-промышленной палатой работодателей о состоянии
и тенденциях развития рынка труда, имеющихся заявок работодателей
о потребности в работниках проводят анализ потребности рынка
труда в рабочей силе, анализируют профессиональный состав
безработных граждан, возможности профессионального обучения
и переподготовки незанятого населения и безработных граждан,
перечень незаполняемых вакансий и на основе этого определяют
потребность в привлечении иностранных работников, которую
направляют в региональный уполномоченный орган.
Региональное министерство экономического развития
и отраслевые структуры с учетом перспектив развития экономики
субъекта РФ и отдельных видов экономической деятельности направляют
в уполномоченный орган субъекта РФ предложения о потребности
в привлечении иностранных работников.
Уполномоченный орган субъекта РФ обобщает поступившие
предложения о потребности в привлечении иностранных работников
и направляет их на рассмотрение межведомственной комиссии
по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
Целесообразно сохранить межведомственные комиссии
по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей
силы, в полномочия которых будет входить принятие решения
об установлении:
- категорий трудовых мигрантов (помимо предусмотренных федеральным
законодательством), привлекаемых вне квоты;
- размера квоты, при необходимости, как в целом по субъекту
РФ, так и по отдельным профессионально-квалификационным
группам, по которым отмечается высокий уровень безработицы
среди местного населения, по отдельным видам экономической
деятельности и из отдельных государств.
Стр. 40-41.
|
Жизнь доказала, что существующий механизм квотирования
трудовой миграции не работает, а только увеличивает нелегальную
миграцию и способствует разгулу коррупции.
Проще простого взять и отменить опостылевшие квоты,
но станет ли это панацеей?
Как изменить механизм квотирования, чтобы он реально
помогал цивилизовать процесс миграции и защищал при этом национальный
рынок труда в России? Как регулировать объемы привлечения иностранной
рабочей силы на российский рынок труда в целях его защиты? И надо
ли действительно отказываться от квот?
В данной работе предпринята попытка дать ответы на эти
вопросы на основе анализа механизма квотирования привлечения иностранной
рабочей силы в Российской Федерации, альтернативных предложений
Минздравсоцразвития России и ФМС России по его замене, эффективности
использования квотирования в ряде зарубежных государств с большим
притоком трудовых мигрантов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ
СИЛЫ В РОССИИ
1.1 I этап - с 1994 года по 2002 год
1.2 II этап -с 2003 года по 2006 год
1.3 III этап-с 2007 года по настоящее время
1.4 Парадоксы, связанные с несовершенством механизма квотирования
1.5 Другие ограничители привлечения иностранных работников
1.6 Дополнительные регуляторы иностранной рабочей силы на российском
рынке труда
1.7 Правоприменительная практика регулирования объемов привлечения
иностранной рабочей силы
1.8 Последствия неэффективности механизма квотирования
II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1 Испания
2.2 Италия
2.3 Великобритания
2.4 США
III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
3.1 Предложения Минздравсоцразвития России по замене механизма
квотирования на перечень рабочих мест
3.2 Предложения ФМС России по изменению механизма квотирования
3.3 Предложения по совершенствованию механизма квотирования с учетом
международного опыта
3.4 Изменение порядка установления квоты
3.5 Ожидаемый результат от введения нового механизма квотирования
привлечения иностранных работников
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
4.1 Динамика привлечения легальной иностранной рабочей силы в Россию
с 1994 г. по 2011 г.
4.2 Трансформация механизма регулирования объемов привлечения иностранных
работников в Российскую Федерацию
4.3 Численность иностранных работников из государств СНГ и других
государств в России за 2004-2011 годы
4.4 Динамика размера квоты на выдачу разрешений на работу и ее резерва
по России в 2008-2011 года
4.5 Динамика размера квоты на выдачу разрешений на работу и ее резерва
по России в 2011 году
4.6 Динамика размера выделенных и распределенных квот и количества
выданных разрешений на работу за 2007-2011 годы по России
4.7 Численность безработных и размер квот в России за 2007-2011
гг.
4.8 Структура профессий (специальностей, должностей) иностранных
граждан - квалифицированных специалистов, на которых квоты на 2011
не распространяются
4.9 Структура потребности в работниках на российском рынке труда
для замещения свободных рабочих мест
4.10 Динамика размера квот на выдачу разрешений на работу по г.
Москве за 2007-2011 годы
4.11 Сопоставление размера квот и общей безработицы по г. Москве
2007-2011 гг.
4.12 Динамика размера квот и рыночной стоимости разрешения на работу
по г. Москве в 2007-2011 годах
4.13 Численность легально привлеченных иностранных работников и
денежных переводов трудовых мигрантов из России
|