|
|
Валерия Лехан, Владимир Рудый, Эрика Ричардсон
УКРАИНА
Обзор системы здравоохранения: время перемен
Том 12 № 8 2010
ВОЗ, 2010, 251 страница
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/152849/e94973R.pdf
В отличие от остальных сфер жизни страны, развивающейся
на основе принципов рыночной экономики, система здравоохранения
Украины сохранила все ключевые особенности, присущие системе
Семашко. Переход от централизованного финансирования к крайней
форме его децентрализации является сейчас главным отличием
украинского здравоохранения от классической советской модели.
Никаких фундаментальных реформ после обретения страной независимости
не произошло, но в секторе здравоохранения было инициировано,
а зачастую даже реализовано немало преобразований; правда,
большинство из них было ориентировано не на удовлетворение
потребностей населения в медицинской помощи, а скорее на решение
проблем самого сектора здравоохранения. В целях мобилизации
дополнительных ресурсов были введены платные медицинские услуги;
начали создаваться больничные кассы и программы ДМС. В условиях
жесточайшего дефицита финансовых ресурсов в целях сокращения
государственных расходов на здравоохранение почти на треть
был сокращен коечный фонд больниц. Была создана соответствующая
нормативно-правовая база и приняты меры по реализации реформы
организационной структуры сектора здравоохранения, в том числе
переориентация системы преимущественно на ее первичное звено
и введение института семейной медицины. Кроме того, были введены
специальные гарантии качества медицинских услуг (лицензирование
медицинской деятельности, аккредитация медицинских учреждений,
стандартизация клинической практики).
Страницы xx-xxi
Смертность и ожидаемая
продолжительность жизни, 1990-2006 гг. (стр.11)
|
1990
|
1995
|
2000
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
(лет)
|
75,0
|
72,6
|
73,6
|
73,6
|
73,6
|
73,4
|
73,8
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
(лет)
|
65,7
|
61,3
|
62,3
|
62,3
|
62,0
|
61,5
|
62,3
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общая
(лет)
|
70,5
|
66,9
|
679
|
678
|
677
|
673
|
68,0
|
Смертность, женщины (на 1000 женского населения)
|
8,8
|
10,4
|
9,8
|
10,0
|
9,8
|
9,9
|
9,6
|
Смертность, женщины в возрасте до 65 лет
(на 1000 женского населения в возрасте до 65 лет)
|
2,8
|
3,7
|
3,3
|
3,4
|
3,5
|
3,6
|
3,4
|
Смертность, мужчины (на 1000 мужского населения)
|
15,6
|
19,8
|
18,7
|
19,1
|
19,2
|
19,7
|
18,8
|
Смертность, мужчины в возрасте до 65 лет
(на 1000 мужского населения в возрасте до 65 лет)
|
72
|
10,3
|
9,7
|
9,8
|
10,1
|
10,5
|
9,8
|
Младенческая смертность (на 1000 живорожденных)
|
13,0
|
14,8
|
12,0
|
9,5
|
9,4
|
10,0
|
9,6
|
Детская смертность в возрасте до 5 лет (на 1000 живорожденных)
|
16,7
|
19,0
|
15,5
|
12,8
|
12,3
|
13,0
|
12,3
|
После затяжного экономического кризиса 1990-х
гг. в 2000 г. расходы на здравоохранение в Украине значительно
возросли. По данным Госкомстата Украины, в период с 1999 по
2006 г. официальные подушевые расходы на здравоохранение увеличились
в 5,1 раза. Данные НСЗ свидетельствуют о том, что общие расходы
на здравоохранение возросли в 3,4 раза. Однако динамика реальных
расходов, с учетом инфляции, оказалась ниже (всего в 1,3 раза
выше за период 2003-2008 гг.). В 1999 г. годовой рост общих
расходов на здравоохранение был примерно на 9% меньше, чем
в предыдущем году, что явилось результатом финансового кризиса
1998 г., затронувшего практически все страны СНГ. В период
с 2000 по 2003 г. расходы на здравоохранение с каждым годом
увеличивались (на 9,3% в 2000 г., до 24,9% в 2003 г.), что
явилось отражением быстрого роста украинской экономики. Из-за
политического кризиса 2004 г. темпы экономического роста замедлились,
а расходы на здравоохранение в 2005 г. уменьшились (на 2,6%).
В 2006 г. уровень расходов увеличился на 8,1% (в 2007 г. -
на 7,7%, а в 2008 г. - на 4,3%) по сравнению с предыдущими
годами (см. табл. 3.1). Общие расходы на здравоохранение,
исчисляемые в процентах от ВВП, по меркам стран Европейского
региона ВОЗ остаются относительно невысокими (см. рис. 3.2).
Стр. 38.
Государственные расходы
на здравоохранение по основным направлениям расходования (в
% общих расходов на здравоохранение, 2003, 2004 и 2008 гг.)
(стр. 45)
Направления расходования
|
Общие расходы (% общих расходов на здравоохранение)
|
Государственные расходы (% общих расходов на здравоохранение)
|
2003
|
2004
|
2008b
|
2003
|
2004
|
2008b
|
Управление системой здравоохранения
|
3,3
|
3,2
|
2,8
|
3,3
|
3,2
|
2,7
|
Образование и подготовка кадров
|
2,1
|
2,1
|
-
|
2,1
|
1,9
|
-
|
Научные исследования в области здравоохранения
|
0,4
|
0,4
|
–
|
0,4
|
0,4
|
–
|
Капитальные вложения в учреждения здравоохранения
|
3,1
|
4,7
|
5,5
|
3,1
|
4,7
|
5,1
|
Общественное здравоохранение и профилактика заболеванийa
|
3,7
|
3,7
|
3,4
|
3,5
|
3,3
|
3,2
|
Лекарства
|
32,7
|
32,7
|
32,7
|
1,0
|
1,2
|
0,5
|
Изделия медицинского назначения
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Медицинские услуги
|
53,6
|
52,1
|
52,6
|
43,9
|
42,4
|
44,2
|
- стационарная помощь
|
24,5
|
23,6
|
271
|
24,2
|
23,2
|
22,2
|
- дневные стационары
|
0,4
|
0,3
|
0,4
|
0,4
|
0,3
|
0,4
|
- амбулаторная помощь (кроме стоматологической)
|
12,7
|
12,7
|
14,3
|
10,8
|
10,8
|
13,0
|
- амбулаторная стоматологическая помощь
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
0,9
|
0,8
|
0,8
|
- сопутствующие услуги
|
4,5
|
4,5
|
4,6
|
1,1
|
1,1
|
1,2
|
- помощь на дому
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
- лечение в психиатрических и наркологических клиниках
|
2,5
|
2,5
|
–
|
2,3
|
2,3
|
–
|
- долговременная помощь
|
0,2
|
0,2
|
0,1
|
0,2
|
0,2
|
0,1
|
- реабилитационная помощь
|
74
|
6,9
|
4,8
|
4,0
|
3,8
|
-
|
- прочие услуги
|
1,1
|
1,1
|
2,8
|
0,6
|
1,1
|
-
|
a Включая международную помощь в области профилактики инфекционных
болезней и услуги в области планирования семьи
Источники: Гоцадзе Г и др., 2006; b Державний комітет
статистики України, 2010a.
Общие расходы на здравоохранение
по источникам финансирования в Украине (в %), 2003-2008 гг.
(стр.51)
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
Государственные источники, в том числе:
|
58,0
|
58,1
|
59,3
|
60,6
|
61,7
|
57,2
|
- Государственный (центральный) бюджет
|
18,2
|
20,2
|
175
|
16,3
|
18,6
|
15,6
|
- Местные бюджеты
|
39,5
|
377
|
41,6
|
44,1
|
42,8
|
41,4
|
- Фонды социального страхования
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
0,3
|
Частные источники, в том числе:
|
41,5
|
41,2
|
40,4
|
39,4
|
38,3
|
42,5
|
- Прямые платежи граждан
|
38,5
|
38,2
|
374
|
36,2
|
34,6
|
39,3
|
- Расходы частных предприятий
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
2,3
|
2,8
|
2,3
|
- ДМС
|
0,8
|
0,7
|
0,7
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
- Больничные кассы
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
Внешние источники финансирования
|
0,5
|
0,7
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
Всегоª
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные
специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками
Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения.
Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый
формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений
и примеров. Этот формат периодически пересматривается.
Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения
и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования
систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения
дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, а также процессы подготовки
и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для
всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы
статистики, Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк
и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными.
И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько
отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются
между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор и приведенные в нем сведения характеризуют
ситуацию, сложившуюся в Украине к маю 2010 года.
Содержание
Благодарности
Список сокращений
Список таблиц и рисунков
Аннотация
Основные положения
1. Введение
1.1 География и социодемография
1.2 Экономика
1.3 Политика
1.4 Состояние здоровья населения
2. Организационная структура
2.1 Обзор системы здравоохранения
2.2 Историческая справка
2.3 Организационная структура
2.4 Децентрализация и централизация
2.5 Права пациентов и усиление их участия в системе здравоохранения
3. Финансирование
3.1 Расходы на здравоохранение
3.2 Охват населения и право на медицинское обслуживание
3.3 Сбор и источники финансовых средств
3.4 Объединение финансовых ресурсов
3.5 Закупки медицинских услуг и взаимоотношения между их покупателями
и поставщиками
3.6 Механизмы оплаты
4. Планирование и регулирование
4.1 Регулирование
4.2 Планирование и управление медицинской информацией
5. Материальные и трудовые ресурсы
5.1 Материальные ресурсы
5.2 Трудовые ресурсы
6. Предоставление медицинских услуг
6.1 Общественное здравоохранение
6.2 Маршрут пациента в системе здравоохранения
6.3 Первичная/амбулаторная медицинская помощь
6.4 Специализированная амбулаторная и стационарная медицинская помощь
6.5 Скорая медицинская помощь
6.6 Медикоментозная помощь
6.7 Реабилитационная помощь
6.8 Долговременная помощь
6.9 Услуги для лиц, осуществляющих неформальный уход за больными
6.10 Паллиативная помощь
6.11 Охрана психического здоровья
6.12 Стоматологическая помощь
6.13 Дополнительная и альтернативная медицина
6.14 Медицинское обслуживание отдельных групп населения
7. Основные реформы в области здравоохранения
7.1 Анализ последних реформ
7.2 Перспективы развития
8. Оценка системы здравоохранения
8.1 Задачи системы здравоохранения
8.2 Распределение затрат и услуг системы здравоохранения среди населения
8.3 Эффективность распределения ресурсов в системе здравоохранения
8.4 Экономическая эффективность системы здравоохранения
8.5 Качество медицинской помощи
8.6 Вклад системы здравоохранения в улучшение состояния здоровья
населения
9. Заключение
10. Приложения
10.1 Библиография
10.2 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения:
время перемен"
10.3 Проверка и рецензирование обзоров
10.4 Сведения об авторах
|