|
Ситуация с алкоголизмом в северном городе
М.Ю. Мартынов1,
Д.Ю. Мартынова2
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2011, №7, с. 119-121)
В конце 1990-х гг. смертность от отравления алкоголем
в России снизилась, но с 2005 г., по сравнению с уровнем середины
1990-х гг., она вновь возрастает, имея выраженную региональную стратификацию3.
Нефтегазодобывающие автономные округа Севера выходят на первое место
по смертности от внешних причин, в том числе от алкоголизма4.
Это подтверждают и наблюдения специалистов. В Сургуте за последние
три года отмечено увеличение заболеваемости, сохраняется негативная
тенденция роста удельного веса женщин среди больных с алкогольной
зависимостью. Если в 1991 г. соотношение мужчин и женщин, больных
алкоголизмом, составляло 6:1, то в 2009 г. - 3,7:15.
В Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ) проведен опрос6,
который определил факторы, способствующие алкоголизации населения
северного города, оценен масштаб употребления алкоголя. Получены
результаты ответов респондентов на "закрытый" вопрос "Приобретаете
ли Вы алкогольную продукцию, включая пиво, и если приобретаете,
то - как часто?". Выделяются следующие категории горожан в
этой области: примерно 40% приобретают алкоголь не чаще раза в полгода
или вообще не приобретают; 26% - раз в один-два месяца, 22% - практически
ежедневно, т.е. находятся постоянно в зоне алкогольного риска, 8,6%
- несколько раз в месяц. В этой же зоне - 53% подростков до 18 лет
и 20% молодежи от 18 до 25 лет. Отметим, что частота приобретения
алкоголя снижается с увеличением возраста. Так, ежедневно приобретают
алкоголь всего лишь 10% респондентов в возрасте старше 46 лет, а
26 % вообще не приобретают. Лишь 12% молодых людей до 18 лет сказали,
что они совсем не приобретают алкоголь.
Опрос выявил и другую тенденцию - женщины употребляют алкоголь
наравне с мужчинами, их даже больше в категории "постоянно
пьющих" - 23% против 21% мужчин. В категории "совсем непьющих"
доля женщин лишь незначительно выше - 16% против 12%.
Ответы на вопрос "Какие алкогольные напитки Вы чаще всего
покупаете?" показали, что 37% приобретают слабоалкогольные
напитки, энергетики, пиво, джин-тоники; 30% - вино; 20% - крепкий
алкоголь. Как выяснилось, алкоголь в городе могут спокойно купить
несовершеннолетние подростки. На вопрос "Знаете ли Вы адреса
конкретных киосков и ларьков, где продают алкогольную продукцию
детям и подросткам до 18 лет?" 60% подростков до 18 лет ответили
положительно. 23% заявили, что это происходит повсеместно!
Почти для половины респондентов при покупке алкогольной продукции
важно соотношение "цена-качество". 53% ответили, что не
всегда обращают на это внимание. Из них 34% - молодые люди до 18
лет. Именно они основные потребители дешевой, некачественной алкогольной
продукции, а значит, на них приходится больше всего случаев отравления
алкоголем. Те, для кого важно качество алкоголя, предпочитают приобретать
вино (42%) и крепкий алкоголь (26%), большинство же - потребители
пива и энергетиков (48%). Низкая цена на алкоголь и недостаточный
административный контроль стимулируют спрос на такую продукцию и
способствуют распространению пивного алкоголизма в молодежной среде.
Так формируется порочная культура молодежного досуга.
Большинство (55%) горожан считают, что за последнее время общий
объем употребления алкоголя населением увеличился. Предположение,
что злоупотребление спиртным связано с недооценкой горожанами его
опасности для здоровья человека, не подтвердилось. 68% осознают
опасность, молодые отмечают ее даже в большей степени, чем старшее
поколение, но это их не останавливает. Почему?
Принято считать, что в северном регионе существенное
значение для развития алкоголизма имеют климатогеографические факторы:
синдром полярного напряжения, который проявляется психоэмоциональной
лабильностью; фотопериодизация, способствующая изменениям психической
жизни, и т.д. Тем не менее данные опроса подтверждают выводы исследователей,
усматривающих причины неумеренного потребления спиртного, в первую
очередь, в социально-психологических факторах, стремлении преодолеть
чувство морально-психологической неудовлетворенности, уйти от гнетущей
и мрачной обстановки7.
Причем речь не идет о причинах, связанных с экономической депривацией.
Распределение ответов на вопрос о частоте приобретения респондентами
алкогольной продукции с их самооценкой материального положения (табл.
1) показывает, что алкоголь приобретают все граждане вне зависимости
от возраста.
Таблица 1. Частота приобретения
алкогольной продукции в зависимости от возраста (в % к числу опрошенных)
Частота приобретения
|
от 14 до 18 лет
|
от 18 до 25 лет
|
от 26 до 45 лет
|
от 46 и старше
|
Практически ежедневно
|
53,4
|
20,0
|
11,6
|
10,4
|
Несколько раз в неделю
|
0,0
|
0,4
|
2,7
|
5,2
|
Несколько раз в месяц
|
2,3
|
7,0
|
14,3
|
6,5
|
Раз в один-два месяца
|
16,8
|
30,4
|
28,2
|
13,0
|
Не чаще раза в полгода
|
13,7
|
28,5
|
27,4
|
35,1
|
Вообще не приобретаю
|
12,2
|
13,0
|
13,9
|
26,0
|
Другое
|
1,5
|
0,7
|
1,9
|
3,9
|
Мы предположили, что социально-психологические факторы алкоголизации
связаны, скорее, с чувством неудовлетворенности возможностями личностной
самореализации. Воздействие этих факторов тем более значимо для
населения северного города с его неразвитой социальной и культурной
инфраструктурой. Не случайно, отвечая на вопрос "В чем заключаются
причины, способствующие употреблению алкоголя населением, в том
числе молодежью?", респонденты указали в первую очередь на
отсутствие других занятий, безделье (47%); следование молодежной
моде и подражание сверстникам (38%), стремление самоутвердиться
(34%); практика, связанная с семьей, пример взрослых (30%); общественно-социальные
проблемы: нехватка мест досуга (27%) и реклама алкоголя в СМИ (26%)
(данный вопрос также предполагал возможность более одного варианта
ответа).
Личностная нереализованность, усугубляемая неразвитостью социокультурной
инфраструктуры северного города, способствует пагубному влечению.
При этом люди не надеются на собственные силы, больше рассчитывают
на помощь извне. Не случайно, подавляющее большинство (74%) высказались
за проведение в стране антиалкогольной кампании. Причем отмечена
тенденция - чем моложе респондент, тем в большей мере он поддерживает
необходимость государственных мер по борьбе с алкоголизацией населения.
Впрочем, только 32% оказались осведомленными в том,
что в стране в настоящее время такая кампания осуществляется. Отметим,
что участие государства в борьбе с алкоголизмом поддерживают как
те, кто не употребляет алкоголь вообще, так и те, кто приобретает
его ежедневно или часто.
К выбору антиалкогольных мер сургутяне относятся неоднозначно.
В целом они позитивно относятся к запретительным мерам в отношении
продажи алкоголя. Популярны такие административные ужесточения,
как запрет рекламы алкоголя (41%), увеличение возрастного ценза
на его продажу (30%), запрет продажи в киосках и ларьках (29%) (вопрос
предполагал возможность более одного варианта ответа). За полный
запрет продажи алкоголя выступили лишь 11% респондентов.
В то же время запретительные меры они не считают основным средством
антиалкогольной политики. Результаты опроса подтверждают выводы
специалистов, что сокращение и изъятие спиртных напитков при отсутствии
комплексности в антиалкогольной работе может вызвать негативную
реакцию8. Большинство
респондентов поддержали профилактические меры борьбы с алкоголизмом
- за пропаганду здорового образа жизни 54%. Если главной причиной,
способствующей алкоголизму, в том числе молодежному, является незанятость
и отсутствие условий для досуга, то и главным направлением профилактики,
по мнению респондентов, должно быть обеспечение интересного, ценностно-значимого
времяпровождения - развитие творческого и спортивного потенциала.
Подавляющее большинство высказалось за ценовую доступность действующих
спортивных учреждений (60%), сооружение новых спортивных площадок
во дворах по месту жительства (36%), развитие сети кружков и клубов
по интересам (32%).
Итак, климатические, географические и социальные условия
проживания людей в северных регионах - дополнительные факторы риска
алкоголизации населения. Однако результаты опроса говорят о том,
что государственной антиалкогольной кампании не хватает комплексности.
Административно-правовые методы по вытеснению или ограничению спиртного,
повышению ответственности за различные правонарушения на почве злоупотребления
алкоголем и т.п., хотя и играют позитивную роль, но проблему решить
не могут. Среди направлений профилактики алкоголизма общественное
мнение отдает предпочтение пропаганде здорового образа жизни и созданию
условий для развития молодежного творчества и спорта.
1 Мартынов Михаил
Юрьевич - доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии
и лабораторией социологических исследований Сургутского государственного
университета
2 Мартынова Дина Юрьевна
- кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента того же
университета
3 Иванова Е.И.
Смертность российских мужчин (причины и региональные различия) //
Социол. исслед. 2010. N5. с. 91
4 Там же.
5 Смердов С. А.
Алкоголизм женщин. URL: http://www.medicinarf.ru/journal/page132/868/880
6 Опрос был проведен
13-21 декабря 2010 г. лабораторией социологических исследований
Сургутского государственного университета по заказу Сургутской торгово-промышленной
палаты. Генеральную совокупность составило постоянное население
города от 14 лет и старше, численность которого на 01.04.2010 года
составила 303 тыс. человек. Выборка исследования пропорционально-квотная.
Выборка репрезентативна по возрасту и полу респондентов. Выборочная
совокупность составила 800 респондентов. Ошибка выборки составляет
менее 3%. Опрос проводился методом интервьюирования с использованием
"закрытых" и "полузакрытых" вопросов. В силу
сензитивности некоторых вопросов респондентов просили высказать
мнение о проблеме, а не описывать собственный опыт. Обработка результатов
исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS.
7 Заиграев Г.Г.
Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности
// Социологические исследования, 2001. N11. с. 72
8 Заиграев Г. Г.
Пьянство и алкоголизм в России. Пути выхода из кризисной ситуации
// Социологические исследования, 2009. №8. с. 80.
|