|
|
Российские
дискурсы о миграции: "нулевые" годы |
Над темой номера работал
|
|
Владимир МУКОМЕЛЬ
|
|
Эволюция дискурса
В 2000-х годах существенно изменился социально-политический
климат, определяющий обсуждение, формирование и реализацию
миграционной политики России. Во-первых, возросло значение, придаваемое
этническому происхождению мигрантов, ставшему ключевым маркером
отношений «свой/чужой». Во-вторых, миграционная политика стала рассматриваться
сквозь призму проблем национальной и общественной безопасности,
приобретших исключительно важное значение в начале 2000-х. В-третьих,
широко распространились ксенофобские настроения, разделяемые большинством
населения России. В-четвертых, миграционная политика начала рассматриваться
властями как внешнеполитический ресурс. В-пятых, произошли существенные
сдвиги в самих миграционных процессах, на первый план вышли экономические
мотивы.
Особое значение приобрело выстраивание «вертикали власти»
к середине первого десятилетия, кардинально трансформировавшее политическое
и информационное пространства, что не могло не сказаться на специфике
обсуждений проблем миграции и миграционной политики. Если в начале
2000-х основные продуценты дискурсов – масс-медиа, политики, чиновники,
академическое сообщество – имели практически равные возможности
воздействовать на общественное мнение, то сегодня ситуация
изменилась.
Способность или неспособность дискурсов занимать доминирующее
положение в общественном пространстве напрямую связаны с их способностью
мобилизовать властные ресурсы. Акторы, не имеющие необходимых средств
(властных ресурсов) для продвижения своих представлений о феномене,
лишены возможности не столько артикуляции дискурса, сколько возможности
его продвижения и навязывания общественному мнению.
Во второй половине первого десятилетия явно доминируют
властный дискурс и дискурс масс-медиа. Политический и академический
дискурсы, избирательно транслирумые СМИ по критерию лояльности,
стали доминируемыми. Дискурс государственной службы, столь
заметный еще в начале 2000-х, сегодня дублирует определенный сегмент
властного дискурса: чиновники транслируют установки властей. Как
самостоятельный феномен он практически исчез: те или иные выпады
чиновников, формально противоречащие генеральному курсу, воспринимаются
не столько как отклонение от этого курса, сколько как согласованный
с руководством зондаж общественного мнения либо как побочный продукт
межведомственной борьбы3.
В российских дискурсах озвучивается позиция большинства,
противоположная позиция не обсуждается. Результат: "тот, кто
не находит своего мнения в массовой коммуникации, тот безмолвствует",
– феномен, названный Э. Ноэль-Нойман «спиралью молчания»4.
Если в начале минувшего десятилетия можно было говорить
о сегментации дискурсов5,
то сегодня – об их конвергенции, смыкании отдельных сегментов политического
и академического дискурсов с дискурсом власти. Нивелируется дифференциация
социальных ролей, форм подачи и стилистики материалов, хода рассуждений,
стоящих за ним идеологий – всех компонент, формирующих особенности
масс-медийного, политического и академического дискурсов, дискурса
государственной службы.
Размывается своеобразный водораздел между дискурсами,
значимый ранее: отношение к этнической компоненте миграции. Выпячивание
этничности мигрантов, преувеличенное ее значение, ранее характерное
исключительно для масс-медийного дискурса, становится всеобщим.
Особо ярко это проявилось после событий на Манежной площади.
Сказался и разворот миграционной политики на 180 градусов
в середине десятилетия. В начале 2000-х был популярен прямолинейный
подход, увязывающий миграцию (подразумевая незаконную миграцию)
с преступностью, наркотрафиком, контрабандой и торговлей людьми
угрозами национальной безопасности (вставка 1).
Вставка 1
В.В. Путин, Президент Российской Федерации:
Несколько слов о контроле за незаконной миграцией.
Это относительно новая для России проблема. Но за последние
годы она перешла в разряд наиболее актуальных.
Выступление на расширенной коллегии
Федеральной службы безопасности, 15 января 2004 года
…росту преступности немало способствовали широкое
распространение безработицы, бедности, социально-экономическая
неустроенность людей и неконтролируемая миграция.
Выступление на совещании о состоянии и мерах по
обеспечению правопорядка, общественной безопасности, а также
о борьбе с преступностью и противодействии терроризму и экстремизму,
24 марта 2004 года, Ессентуки
Сегодня международный терроризм, различные
формы экстремизма, незаконный оборот наркотиков и оружия,
похищение людей и незаконная миграция угрожают жизни и правам
граждан, тормозят экономический прогресс и препятствуют интеграционным
процессам.
Приветствие участникам 16-го заседания Совета
руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников
Содружества Независимых Государства,
17 мая 2004 года
И потому активная, четко структурированная
политика России на пространстве СНГ – это важный инструмент
противодействия международному терроризму, трансграничной
преступности, нелегальной миграции, обороту оружия и наркотиков.
Выступление на заседании Совета Безопасности 19
июля 2004 года
Противодействие преступности, терроризму, наркоугрозе
напрямую зависит от надежной защиты наших границ и эффективности
миграционной политики...
Важнейшая задача для Федеральной миграционной
службы МВД России – это пресечение незаконной миграции.
Вступительное слово на церемонии представления
высших офицеров,
28 июля 2004 года
…ключевая задача всей организации – это сообща
бороться с международным терроризмом и экстремизмом, пресекать
подпитывающие их теневые финансовые потоки, а также противостоять
наркобизнесу, контрабанде, торговле людьми, нелегальной миграции.
Выступление на заседании Совета глав государств
– членов Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество»
18 октября 2004 года, Душанбе
…государственная граница остается ключевым
звеном в системе национальной безопасности России. Ее укрепление
продиктовано не чем иным, как необходимостью адекватно реагировать
на современные угрозы безопасности нашей страны, такие как
международный террор, трансграничная преступность, наркотрафик,
незаконная миграция.
Выступление на Всероссийском совещании руководящего
состава органов ФСБ по вопросам пограничной деятельности,
1 декабря 2004 года
|
К концу десятилетия риторика меняется: «…у нас огромная
страна, и для такой страны у нас не везде хватает рабочих рук. Мы
вынуждены опираться и на рабочие руки, которые приезжают из-за границы»6.
Однако рудименты прежней риторики присутствуют: «…преступность
среди граждан, которые прибывают из ближайшего зарубежья, год от
года растёт, постоянно растёт»7.
Настороженное отношение власти к мигрантам ярко проявилось
во вскользь брошенной В.В. Путиным фразе: «Что может сказать
о музыке Чайковского человек без прописки?»8.
На первый план сегодня выходит проблематика культурной
идентичности принимающего сообщества и мигрантов, адаптации мигрантов,
экономических последствий миграций. При этом обозначились несколько
схем взаимодействия доминирующих дискурсов власти и масс-медиа.
Первая: тема, давно присутствующая в общественных дискуссиях
и ранее эксплуатируемая властью (например, мигрантская преступность),
становится уделом почти исключительно масс-медиа. Власть дистанцируется
от ее обсуждения, но сохраняет заданную тональность, время от время
подогревая дискуссию. Негласная поддержка масс-медийного дискурса
позволяет манипулировать общественным мнением, оставаясь в
стороне. Либо власть навязывает тему, провоцирует дискурс, подхватываемый
СМИ, в дальнейшем отступая в сторону – как это случилось с проблемой
денежных переводов (см. ниже).
Другая схема: дискурс рождается в недрах обыденного
сознания и подхватывается масс-медиа вопреки намерениям властей
– например, дискуссия о квотах.
1 Мукомель Владимир
Изявич – д.с.н., Зав. сектором Института социологии РАН
2 Под дискурсом понимается
определенное коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии
участников коммуникации посредством вербальных текстов и/или других
знаковых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультурных
условиях общения.
3 Расхождения в подходах
разных ведомств, внутриведомственные разногласия имеют известные
пределы и редко выносятся на публику. Исключения подтверждают
правило: пресс-секретарь ФМС России К. Полторанин, позволивший расистские
высказывания, в считанные часы был уволен.
4 Ноэль-Нойман Э.
Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./Общ.
ред. и предисл. Мансурова Н.С. — М.: Прогресс-Академия, Весь Мир,
1996
5 Мукомель В. Российские
дискурсы о миграции // Демоскоп Weekly, N 179-180, 22 ноября - 5
декабря 2004 года, http://demoscope.ru/weekly/2004/0179/tema01.php
6 Итоги года с Президентом
России. 24 декабря 2009 года.
7 Медведев Д.А. Вступительное
слово на расширенном заседании коллегии МВД, 6 февраля 2009 года.
8 Путин В.В., 12 февраля
2008 года.
|