|
Экономический цикл и международная миграция населения
И. Цапенко1
(Опубликовано в журнале "Мировая экономика и международные
отношения",
2011, №8, с. 31-42)
Глобальный экономический кризис вызвал беспрецедентное
за последние десятилетия сокращение трудовой миграции. Однако влияние
этого процесса на динамику людских потоков и на развитие общей миграционной
ситуации в разных странах оказалось неодинаковым. Это доказывает,
что зависимость состояния данной сферы от движения экономического
цикла не является жесткой и однозначной.
ЦИКЛ И ДИНАМИКА НЕТТО-МИГРАЦИИ
По оценке ООН, в 2010 г. мировая численность международных
мигрантов достигла 214 млн. человек, почти утроившись по сравнению
с 1960 г.2. Процент
жителей планеты, проживающих за пределами стран происхождения, за
этот период возрос с 2,2 до 3,1%. Близкую оценку дает и Всемирный
банк: сейчас в мире 215,8 млн. жителей иностранного происхождения
или 3,2% населения Земного шара; причем данная цифра, вероятно,
занижена из-за недоучета иностранцев, не имеющих легального статуса3.
Хотя экономически развитые государства отдают часть
своего населения другим странам, именно эти государства являются
главными центрами притяжения мигрантов, и концентрация приезжих
в них усиливается. По нашим расчетам на основе данных ООН, численность
населения иностранного происхождения в развитых странах увеличилась
за 1990 - 2010 гг. с 59,1 млн. до 105,6 млн. человек. В 1990 г.
развитые страны принимали 38% общего количества международных мигрантов,
а ныне – 49,3% Доля международных мигрантов в населении этих стран
возросла за указанный период с 7,2 до 11,4%.
Вместе с тем динамика численности иммигрантов подвержена
существенным колебаниям. При сопоставлении годовых темпов прироста
ВВП и коэффициентов нетто-миграции4
в отдельных развитых странах за 1960-2009 гг. обнаруживается известный
параллелизм в изменении их траекторий. Однако на протяжении практически
всего полувекового этапа его можно констатировать только в Германии
и Франции. Во многих же других странах паралеллизм проявляется лишь
на ограниченных временных отрезках (табл. 1).
Таблица 1. Корреляция темпов прироста ВВП и коэффициентов
нетто-миграции в некоторых развитых странах
Страна
|
1960 - 1969
|
1970 - 1979
|
1980 - 1989
|
1990 - 1999
|
2000 - 2009
|
1960 - 2009
|
Германия
|
0,897
|
0,639
|
0,601
|
0,723
|
0,310
|
0,550
|
Франция
|
0,357
|
0,670
|
0,397
|
0,244
|
0,408
|
0,423
|
Швейцария
|
0,654
|
0,691
|
0,212
|
-0,140
|
-0,018
|
0,411
|
Австралия
|
0,723
|
0,831
|
0,440
|
0,001
|
-0,480
|
0,340
|
Австрия
|
-0,196
|
0,691
|
0,400
|
0,180
|
0,139
|
0,010
|
Великобритания
|
-0,337
|
0,404
|
0,561
|
0,599
|
-0,030
|
-0,016
|
Нидерланды
|
0,042
|
-0,515
|
0,507
|
-0,114
|
-0,250
|
-0,090
|
Швеция
|
0,147
|
0,232
|
0,450
|
-0,209
|
-0,672
|
-0,111
|
Бельгия
|
0,086
|
-0,285
|
0,758
|
-0,228
|
-0,325
|
-0,122
|
США
|
-0,116
|
-0,161
|
-0,418
|
-0,043
|
0,581
|
-0,172
|
Канада
|
-0,020
|
0,123
|
0,120
|
-0,272
|
-0,38
|
-0,200
|
Источник: расчеты автора по данным European Commission
AMECO database (http://ec.europa.eu/economy_finance/db_indicators/index_en.htm);
Eurostat database (http://epp.eurostat.ec.europa.eu); OECD Factbook
2009: Economic, Environmental and Social Statistics. P., OECD.
2009; State Secretariat for Economic Affairs SECO; http://www.seco.admin.ch/themen/00374/00456/00458/index.html?lang=en;
Australian Bureau of Statistics (http://www.abs.gov.au).
Выраженная цикличность поведения миграционных процессов
наблюдалась главным образом в тех принимающих странах и в такие
моменты, когда в людских передвижениях преобладали потоки трудовых,
особенно временных мигрантов. Очевидно, что именно передвижения
последних особенно подвержены перепадам вследствие изменений спроса
на труд. Самый яркий пример - послевоенный импорт рабочей силы в
западноевропейские государства, представлявший в 60-70-е годы череду
волн притока и оттока гастарбайтеров в зависимости от колебаний
экономической конъюнктуры.
Среди традиционных стран поселенческой иммиграции в
60-70-е годы сильная корреляция между экономическим циклом и миграционными
процессами прослеживалась лишь в Австралии, где прием значительной
доли мигрантов осуществлялся по экономическим соображениям и корректировался
с учетом изменения конъюнктуры. Однако в США, где традиционно преобладала
семейная иммиграция, такой связи фактически не существовало.
С начала 80-х годов в большинстве стран, где прежде
прослеживалась непосредственная связь миграционных потоков с экономическим
циклом, началось ее ослабление, а с начала следующего десятилетия
расхождения между траекториями нетто-миграции и роста ВВП обозначились
почти повсеместно. Основными исключениями были Германия и Великобритания,
где возобновление приема существенных контингентов иностранных работников
в 90-е годы усилило корреляцию миграционных потоков и фаз экономического
цикла, а также Испания и Ирландия, где тогда начался импорт рабочей
силы, способствовавший формированию указанной зависимости.
В то же время нарушение непосредственной связи между
циклом и миграцией зачастую не означало ее исчезновения как таковой.
С начала 90-х годов в Австралии, Канаде, Швейцарии и ряде других
стран возник временной лаг в один год, опосредующий реакцию миграционных
потоков на изменение конъюнктуры5
(рис. 1).
Рисунок 1. Динамика прироста ВВП1 и коэффициента
нетто-миграции2 со сдвигом на один год вперед (человек
на 1000 человек населения) Швейцарии, 1989-2008 гг.
1 в %
2 в ‰
Источник: расчеты автора на основе данных Eurostat Database
(http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/statistics/searchdatabase);
State Secretariat for Economic Affairs SECO (http://www.seco.admin.ch/themen/00374/00456/00458/index.html?lang=en).
Влияние недавнего глобального кризиса отчетливо проявилось
в резком сжатии потоков временных трудовых мигрантов. В то же время
в 2000-е годы четкая связь совокупного миграционного притока населения
с экономическим циклом во многих развитых государствах не прослеживалась.
Так, в 2008 г., несмотря на снижение темпов роста или падение ВВП,
во Франции, Австрии, Финляндии, Скандинавских странах, Швейцарии
и некоторых других нетто-миграция по сравнению с 2007 г. возросла.
Более того, даже в 2009 г. в условиях повсеместного сокращения объемов
производства и взлета безработицы, когда миграционные потоки в большинстве
западноевропейских стран все же отреагировали на ухудшение экономической
конъюнктуры, в Бельгии, Нидерландах, Финляндии, Швеции, Великобритании
и Португалии значение показателя нетто-миграции оказалось выше,
чем в 2008 г. или 2007 г. В то же время впервые за полвека циклическая
зависимость миграции проявилась в США, а в Испании и Ирландии она
даже усилилась6.
В 2007 г. число прибывших в США временных работников
и стажеров составило 1,1 млн. человек. В 2009 г. этот показатель
снизился до 936 тыс. (в том числе квалифицированных работников -
с 462 тыс. до 339 тыс., а сезонных несельскохозяйственных работников
- почти втрое - со 154,9 тыс. до 56,5 тыс. человек). Сокращение
затронуло даже нелегальную миграцию: по оценкам Департамента внутренней
безопасности, за 2000-2007 гг. численность нелегальных мигрантов
выросла с 8,5 млн. человек до 11,8 млн., а затем стала убывать (к
началу 2009 г. - до 10,8 млн. человек)7.
В США, где по некоторым оценкам произошло снижение численности населения
иностранного происхождения, наблюдаются его колебательные движения
или стабилизация. С 2007 г. страна вступила в так называемую иммиграционную
паузу. Если между 2000-2006 гг. население иностранного происхождения
в среднем росло на 1 млн. человек в год, то за 2007-2008 гг. оно
сократилось с 38 млн. человек до 37,9 млн., то есть на 100 тыс.
человек, а в 2009 г. вновь повысилось до 38,5 млн.
В Испании прием работников по заявкам работодателей
за 2007 - 2009 гг. резко спикировал с 200 тыс. до менее 16 тыс.
человек. При этом число сезонных работников упало более чем десятикратно,
с 41.3 тыс. до 3.6 тыс. человек8.
Данные пограничных служб указывали и на снижение нелегальной иммиграции
в Испанию и целый ряд других стран. На морских границах ЕС в 2009
г. было задержано на 40% меньше иностранцев, пытавшихся незаконно
проникнуть в страны Союза, чем в предыдущем году9.
В европейской зоне свободного передвижения населения
сократился приток новых мигрантов из восточноевропейских стран.
В 2008 г. в Великобритании было зарегистрировано на 26% меньше новых
трудовых договоров с выходцами из указанных стран по сравнению с
предыдущим годом, в 2009 г. - на 34%; в Ирландии - на 42 и 60% соответственно10.
Кроме того, из ряда стран усилились отток возвращающихся
на родину иностранных граждан и эмиграция местных жителей. В частности,
в 2009 г. в Германии, Ирландии и Исландии сформировалось отрицательное
миграционное сальдо.
Однако в большинстве стран кризис не оказал кардинального
влияния на другие людские потоки. Миграционное сальдо, вопреки депрессии,
почти повсеместно оставалось положительным. Причем, учитывая небольшой
удельный вес современных миграционных потоков в общей численности
населения иностранного происхождения, кризис не воздействовал существенно
на общую численность мигрантов. Ее быстрый рост, характерный для
предыдущих трех десятилетий, лишь сменился плавным повышением.
По данным ФМС России и Росстата, число иностранных работников,
осуществлявших трудовую деятельность в России на легальных основаниях,
за 2000-2008 гг. возросло с 213,3 тыс. до 2,4 млн. человек. В 2009
г. наблюдалось снижение, пусть и не очень существенное - до 2,2
млн. В 2007-2009 гг. несколько сократилась и численность нелегальных
мигрантов11. Постоянная
регистрируемая иммиграция фактически законсервировалась на докризисном
уровне (287 тыс. человек в 2007 г. и 280 тыс. - в 2009 г.). При
этом несколько сузились не только входящие, но и исходящие людские
потоки. Эмиграция, продолжая тренд предыдущих лет, сократилась за
2007-2009 гг. с 47 тыс. до 32 тыс. человек12.
В целом в период кризиса показатель нетто-иммиграции даже возрос.
Таким образом, временные легальные, равно как и нелегальные,
трудовые потоки в развитые страны и Россию чутко отреагировали на
недавний кризис, однако не привели к принципиальному изменению миграционной
ситуации в целом. Нетто-миграция почти повсеместно оставалась положительной.
Ее снижение произошло в основной части развитых государств лишь
в 2009 г., тогда как в остальных странах этой группы, а также в
России она даже увеличилась. Иными словами, зависимость миграционных
потоков от движения экономического цикла была довольно расплывчатой,
а их реакция на него - запоздалой.
ПРИЧИНЫ РАССОГЛАСОВАНИЯ ЦИКЛИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ
Нечеткость связи миграционных процессов с хозяйственной
конъюнктурой в 2000-е годы объясняется тремя основными факторами.
Первый: еще в последней четверти XX в. на фоне
прекращения крупномасштабного импорта рабочей силы иммиграция приняла
форму поселения не только в неевропейских государствах - традиционных
принимающих странах, но и в Западной Европе. Это придало безвозвратный
характер значительной части людских потоков13.
Поселенческий характер современной иммиграции отчетливо проявляется
в доминировании постоянных жителей в общей совокупности приезжих.
По статистике ОЭСР, в среднем около 70% населения иностранного происхождения
проживает в принимающей стране свыше 10 лет14.
Получение мигрантами статуса постоянного иностранного
жителя и тем более гражданства существенно ограничивает вероятность
их репатриации, даже при ухудшении экономической конъюнктуры в стране
приема. Среди мигрантов, принятых в развитые государства с длительным
видом на жительство и проживших там 5 лет, доля возвращающихся варьируется
от 20 до 50%. Среди репатриантов родом из развивающихся стран, как
правило, преобладают лица, не сумевшие адаптироваться к новой среде.
Однако репатриация даже этих категорий мигрантов сдерживается необходимостью
расходов, связанных с переездом, проблемами реинтеграции на родине,
усугубленными недавним кризисом, сложностями последующего въезда
в бывшую страну приема.
С формированием поселенческого типа иммиграции связана
и ее способность генерировать последующие людские потоки. Они приобретают
цепной, саморазвивающийся и кумулятивный характер и поступательную
динамику, зачастую не отменяемую даже экономическими кризисами.
Так, закрепление иностранных работников на постоянное место жительства
(ПМЖ) влечет за собой потоки воссоединяющихся членов их семей. Существование
уже обосновавшихся диаспор, сплетение ими сетей социальных связей
с соотечественниками на родине притягивает лиц, ищущих убежища,
и нелегальных мигрантов.
Миграционное движение населения в Западную Европу не
прекратилось ни после первого нефтяного кризиса, с введением жестких
антииммиграционных мер, ни после второго нефтяного шока, когда имел
место масштабный перевод производства в страны с дешевой рабочей
силой. Это движение было продолжено воссоединяющимися членами семей
и беженцами15, а
также мигрантами, принимавшимися по гуманитарным соображениям. В
середине 2000-х годов по каналам воссоединения семей прибывало свыше
50% приезжающих на ПМЖ в США, Францию и Швецию. На беженцев приходилось
не менее 15% принимаемых иностранцев в Великобритании, Канаде и
Швеции.
Рост доли мигрантов, принимаемых по гуманитарным соображениям,
ведет к снижению зависимости миграции от фазы цикла. Эта зависимость
уменьшается и вследствие роста числа заявок на воссоединение семей
и предоставление убежища в условиях неблагоприятной конъюнктуры.
Именно этими явлениями во многом объясняется рост общего числа мигрантов,
принятых в США на ПМЖ между 2007-2009 гг. (с 1 млн. человек до 1.1
млн. человек, в том числе беженцев и лиц, ищущих убежища, - с 136,1
тыс. до 177,4 тыс., а воссоединяющихся членов семей - с 689,8 тыс.
до 747,4 тыс. человек)16.
Некоторое расширение потоков мигрантов, принимаемых по гуманитарным
соображениям, отмечалось в эти годы и в ряде других странах ОЭСР.
Второй фактор: обострение проблем общего и структурного
дефицита трудовых ресурсов развитых стран, обусловленное демографическим
спадом и старением населения, структурными диспропорциями на рынке
труда, способствовало превращению иммиграции в критически важный
источник пополнения населения и рабочей силы, а по большому счету,
и в системный фактор экономики этих государств в периоды как подъема,
так и рецессии.
В 2000-е годы вклад нетто-миграции в демографический
рост стран ОЭСР оценивался в среднем в 40-50%. В Австрии, Греции
и Испании этот показатель превышал 80%, в Португалии и Италии доходил
до 97-99%, а в Японии составлял все 100%17.
В России за 1990-2009 гг. миграционный прирост составил около 5
млн. человек18 (реальный
прирост, с учетом нерегистрируемой миграции, был в 2-3 раза больше).
В этот период миграция компенсировала почти половину демографических
потерь страны, причем замещение естественной убыли населения в 2008
г. составило 71%, а в 2009 г. достигло 104%19.
В предкризисное десятилетие значительное расширение
масштабов использования иностранного труда, произошедшее на волне
интенсивной экономической миграции в развитые страны, сыграло исключительно
важную роль в росте занятости в этих государствах. В 2001-2007 гг.
в ЕС-15 58% увеличения численности занятых обеспечивалось за счет
работников иностранного происхождения. В Великобритании они заняли
71% новых рабочих мест, созданных в 1997-2007 гг., в США - 58%,
Испании - 42%20.
В результате мигранты составляют ныне восьмую часть
занятых в ОЭСР, в том числе в Австралии, Швейцарии, Новой Зеландии
и Канаде примерно 20-25% (рис. 2). В России в 2008 г. доля легально
работающих иностранцев в общей численности занятых составляла 3.4%,
а с учетом теневой составляющей - 10%21.
Рисунок 2. Доля мигрантов среди занятого населения некоторых
развитых стран,
2007 г., %
Источник: International Migration Outlook: SOPEMI 2009.
P., 2009. P. 88.
Известно, что развитые страны испытывают острую потребность
в мало- и неквалифицированном персонале, необходимом для выполнения
низкооплачиваемых, тяжелых, грязных, опасных работ, характерных
для вторичного сегмента рынка труда и непривлекательных для местных
жителей. Особенно это касается таких отраслей, как строительство,
сельское хозяйство, сфера бытовых услуг и общественное питание.
Немалый спрос на нелегальный труд мигрантов предъявляет и теневой
сектор экономики.
Быстрорастущие потребности экономики знаний в научно-технических
кадрах, которые зачастую неспособны удовлетворить местные системы
образования и рынки труда, замедление роста и даже снижение численности
выпускников вузов по естественнонаучным и инженерно-техническим
специальностям, а также старение научно-преподавательских кадров
предопределяют острую нехватку ряда категорий лиц наемного труда
в развитых странах. Речь идет в первую очередь о квалифицированных
специалистах в высокотехнологичных отраслях, в системе здравоохранения
и образования. По прогнозам международных организаций, в ближайшие
десятилетия дефицит наемных тружеников будет сохраняться как в группах
высококвалифицированных специалистов технического профиля и квалифицированных
рабочих, так и в некоторых сферах малоквалифицированного труда.
В настоящее время 30-50% отечественных предприятий в
различных отраслях экономики испытывают нехватку кадровых ресурсов.
Выборочное обследование Росстата показало, что в конце 2008 г. потребность
организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест составляла
2,9% общей численности занятых. В структуре потребностей организаций
наибольшая доля вакантных рабочих мест приходилась на долю квалифицированных
рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта (21,3%),
специалистов высшего уровня квалификации (19%) и неквалифицированных
рабочих (16,2%). При этом наиболее высокая напряженность с наймом
отмечалась в группах работников системы здравоохранения, авиапилотов,
специалистов естественнонаучного профиля22.
По оценкам Минэкономразвития РФ, для осуществления модернизационного
рывка в экономике необходимо ежегодно приглашать около 40-60 тыс.
иностранных специалистов23.
В отличие от нефтяных кризисов, более или менее равномерно
поражавших все сектора экономики, недавняя рецессия нанесла основной
удар по ряду отраслей, подверженных конъюнктурным колебаниям. Однако
в некоторых секторах, прежде всего в сферах НИОКР, образования и
здравоохранения, а также в сельском хозяйстве сохранялись высокие
потребности в приезжих работниках. Существование сегментов относительно
устойчивого, застрахованного от резких конъюнктурных колебаний спроса
на иностранную рабочую силу порождало стабильные, малочувствительные
к экономическому циклу потоки ее определенных категорий. Более того,
в условиях кризиса в ряде стран, в особенности ЕС и России, число
зарубежных научно-технических специалистов даже наращивалось. Все
это ослабило влияние экономического спада на миграционные потоки.
Третий фактор: глобальный характер кризиса свел
к минимуму возможность переориентации потенциальных миграционных
потоков с одних стран на другие, как в годы первого нефтяного шока23.
При этом произошло существенное повышение эмиграционного потенциала,
мобильности и миграционного давления населения Третьего мира на
развитые государства. В качестве причин назовем, прежде всего, интенсивный
демографический рост в развивающихся странах на фоне сохраняющегося
разрыва в уровне и качестве жизни между их основной массой и развитыми
государствами, высокую заинтересованность посылающих стран в отходничестве
их жителей, обусловленную возрастанием роли переводов мигрантов
среди внешних финансовых источников их развития.
Превращение иностранной рабочей силы в неотъемлемый
элемент рынка труда, а миграции в целом - в системный фактор экономики
развитых стран и России, обретение миграцией в развитые страны устойчиво
поселенческого характера, существенное повышение в ее структуре
доли нечувствительных к экономическому циклу потоков привели к превращению
иммиграции в саморазвивающийся кумулятивный процесс, относительно
автономный от хозяйственной конъюнктуры.
УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ
Факторы, определившие невысокую чувствительность миграционных
процессов к колебаниям экономической конъюнктуры, нашли отражение
в миграционной политике принимающих государств. Более того, сама
эта политика могла оказывать лишь ограниченное воздействие на людские
потоки и поэтому ослабила их реакцию на движение цикла.
Необходимость приема целого ряда категорий мигрантов
и соответственно невозможность перекрытия каналов их притока вытекает
из обязательств государств - реципиентов по международным конвенциям
и договорам, из гуманитарных соображений, геополитических и торгово-экономических
интересов, опасений роста нелегальной иммиграции из бедных стран
и т.п. Именно поэтому во многих развитых странах число вновь прибывавших
воссоединяющихся членов семей, а также лиц, ищущих убежища, как
уже говорилось, не переставало нарастать даже в условиях рецессии.
В отдельных государствах в конце 2000-х годов произошло некоторое
ужесточение правил их приема24.
Но оно не имело прямой связи с антикризисной политикой, а лишь продолжало
ранее наметившуюся тенденцию к рационализации приема мигрантов по
гуманитарным соображениям, а также к более эффективному обеспечению
интересов нуклеарной семьи и лиц, действительно нуждающихся в защите
от преследований и насилия.
В условиях кризиса остались незыблемыми и социальные
устои европейской интеграции, а именно свобода перемещения рабочей
силы. Ее ограничение коснулось только выходцев из вновь вступивших
в Союз стран - главным образом лиц, выполняющих временные малоквалифицированные
работы. В 2009 г. в Германии, Австрии и Швейцарии такие рестрикции
действовали в отношении граждан из стран, вступивших в Союз в 2004
г. А барьеры на въезд уроженцев Болгарии и Румынии сохранялись почти
у всех стран ЕС прежнего состава, причем страны Бенилюкс и Великобритания
даже их укрепили.
Фактически по усмотрению принимающих государств может
регулироваться лишь часть трудовых миграционных потоков. Однако
в 2006 г. доля трудовой миграции в общем миграционном потоке в ведущие
страны ОЭСР составляла не более трети, причем в большинстве стран
этой организации данный показатель не достигал и 20%25.
В условиях роста безработицы, необходимости защиты интересов местного
населения и усиления его антииммиграционных настроений была принята
серия антикризисных мер, нацеленных на ограничение притока новых
контингентов иностранной рабочей силы на территорию развитых стран
и России.
Во-первых, в целом ряде стран, в том числе Испании,
Италии, Корее и России, были снижены количественные квоты и потолки,
определяющие максимальное число принимаемых трудовых мигрантов.
В Испании, например, планка приема временных иностранных работников
была опущена с 15.7 тыс. в 2008 г. до 901 человека в 2009 г. В России
квота на прием иностранных работников сократилась с 4 млн. человек
в 2009 г. до 1,9 млн. в 2010 г. и 1,7 млн. в 2011 г.
Однако не подлежали существенному ограничению программы
найма сезонных работников для конкретных, четко определенных секторов
экономики, где в силу непривлекательности условий труда традиционно
наблюдается нехватка рабочей силы. В США ежегодный въезд по программе
сезонных сельскохозяйственных работ, составляющий около 80 тыс.
человек, не покрывает существующего спроса. Поэтому по данной программе
вообще не устанавливается верхнего предела.
Кроме того, в странах традиционной иммиграции, где для
въезда экономических иммигрантов на ПМЖ не обязательно предложение
от работодателя, а долгосрочные цели их привлечения остаются практически
неизменными, планируемый прием этой категории иностранцев был в
лучшем случае лишь несколько сокращен. В Канаде ориентировочная
квота приема этой категории мигрантов, составлявшая 141-158 тыс.
человек в 2007 г., в следующий год была урезана лишь до 134-154
тыс. и оставлена примерно на том же уровне в 2009 г. В США в течение
последних лет общие ограничения на их въезд почти не менялись. К
тому же они и не соблюдаются26.
Во-вторых, в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании,
Испании, Италии и ряде других стран были сокращены списки дефицитных
профессий, используемые в качестве критерия для приема мигрантов.
В Испании в октябре 2008 г. в таком списке, основанном на перечне
имеющихся вакансий, было на 32% меньше профессий, чем год назад.
В Австралии из него были удалены многие рабочие специальности: каменщиков,
плотников, официантов, поваров и т.п.; остались главным образом
высококвалифицированные специалисты в области медицины, а также
спортсмены, тренеры, некоторые инженерно-технические специалисты.
В-третьих, были ужесточены проверки состояния
рынка труда, подтверждающие отсутствие претендентов среди местных
работников на имеющиеся вакансии. В Великобритании, Канаде, США
и Новой Зеландии требуется, чтобы предприниматели, желающие привлечь
иностранную рабочую силу, получали подтверждение от государственной
службы занятости и от рекрутинговых агентств о невозможности найма
местных работников. В США при привлечении на работу временных зарубежных
высококвалифицированных специалистов предприниматели обязаны воздерживаться
от увольнения аналогичных категорий местного персонала в течение
3 месяцев до и после найма иностранцев. При найме временных менее
квалифицированных мигрантов работодатели обязаны сохранять принятые
для данной позиции ставки оплаты труда, гарантируя тем самым, что
не нанесут вреда рынку труда.
Ужесточение иммиграционной политики способствовало заметному
сокращению потока трудовых мигрантов. Однако оно произошло с немалым
опозданием по отношению к изменению экономической обстановки. Это
имеет свое объяснение. В докризисный период наблюдались рост и дифференциация
потребностей экономики развитых стран в иностранной рабочей силе,
усиление селективности приема иностранцев, возрастание числа претендентов
на въезд в эти страны и усиление различий между ними и т.п. Это
привело к существенному увеличению объема работы миграционных служб,
усложнению и, как следствие, удлинению процедуры разработки и проведения
миграционной политики (определение потребностей в рабочей силе,
разработка критериев приема, оценка претендентов и т.п.). В результате
способность миграционной политики оперативно реагировать на колебания
спроса на рабочую силу заметно ослабла, что не преминуло выразиться
в усилении инерционности миграционных потоков. Одним из ее проявлений
стало формирование отмечавшегося выше временного лага между циклическим
движением экономики и реакцией на него миграции.
Среди факторов, нацеленных на сокращение трудовой миграции,
назовем также меры, стимулировавшие отток иностранной рабочей силы
с территории принимающих государств. Это более четкое соблюдение
принципа отказа мигранту в продлении разрешения на работу в случае
ее потери; ужесточение санкций за нелегальный наём иностранцев (в
целях ограничения численности приезжих, прибывших в страну легально
и стремящихся остаться в ней после истечения действия соответствующих
разрешений), приостановка проведения амнистий нелегальных мигрантов.
В некоторых государствах, в частности в Испании, Японии и Чешской
Республике, осуществлялись программы содействия добровольной репатриации
безработных мигрантов. В Испании, например, в конце 2008 г. стартовала
программа стимулирования возврата домой безработных выходцев из
19 стран (не входящих в ЕС), с которыми заключены соглашения в сфере
социального страхования их граждан. По этой программе указанная
категория иностранцев получала авансом (40% до отъезда и 60% после
него) все выплаты по безработице при обязательстве не приезжать
в Испанию в течение последующих трех лет. Однако эту программу,
как и другие, проводившиеся одновременно с ней, постигла та же участь,
что и ряд других подобных инициатив, осуществлявшихся в годы предыдущих
кризисов. Под действие этой программы подпадали 80-100 тыс. мигрантов,
а реально ею воспользовались лишь около 4 тыс.
Осуществление указанных мер не привело к заметному расширению
возвратной миграции (репатриации). В поисках более эффективных средств
ее поощрения в развитых странах обсуждаются возможности введения
виз многоразового въезда для малоквалифицированных работников, а
также послаблений в законодательстве о предоставлении постоянного
вида на жительство и гражданства, которое требует непрерывного проживания
мигранта в принимающей стране для получения им искомого статуса.
К числу слагаемых миграционной политики, воспрепятствовавших
резкому сужению миграционных потоков, относятся продолжение и даже
активизация селективных мер, поощряющих приезд востребованных категорий
мигрантов, необходимость которых была продиктована сохранением повышенного
спроса на некоторые группы работников даже на общем фоне роста безработицы.
Особого внимания в этой связи заслуживает введение в
ЕС в 2009 г. и последующая имплементация в национальное законодательство
льготного режима въезда и проживания высококвалифицированных иностранцев
(так называемая голубая карта). Недавняя директива ЕС адресована
зарубежным специалистам, привлекаемым на работу на 1-4 года с окладом,
превышающим как минимум в 1,5 раза средний по стране уровень для
данной позиции27.
(Указанная планка может быть снижена до 1,2 раза и более для секторов,
особо нуждающихся в работниках из третьих стран). Новыми правилами
предусматриваются возможности многократного продления разрешений
на их проживание и работу, что позволяет получить постоянный вид
на жительство в данной стране ЕС или же ее сменить на другую страну
Союза, а также въезда членов их семьи и предоставления им тех же,
что и гражданам ЕС, условий оплаты труда, социального страхования,
признания дипломов и т. п.
В США приток высококвалифицированных специалистов-поселенцев,
хотя и был подвержен существенным колебаниям в годы кризиса, в 2009
г. был все же выше, чем в 2007 г. При этом с 2007 по 2009 г. беспрецедентно
вырос прием на ПМЖ приоритетных категорий работников, обладающих
исключительными способностями (с 26,7 тыс. до 40,9 тыс. человек),
а также инвесторов (с 806 до 3,7 тыс. человек)28.
Не менее впечатляюще был увеличен и контингент прибывающих для обучения
студентов вузов и колледжей (с 788 тыс. до 895 тыс.). Австралия,
Новая Зеландия и Канада также расширили действующие или запустили
новые программы привлечения специалистов. Канада, например, привлекает
иностранных специалистов, столкнувшихся с риском безработицы в США,
предлагая им содействие при переезде и трудоустройстве и более быстрое,
чем в США, получение гражданства. В Бельгии, Германии, Дании и Франции
было упрощено передвижение служащих ТНК.
В России в 2010 г. в миграционное законодательство введена
категория иностранных высококвалифицированных специалистов с годовой
заплатой выше 2 млн. руб. Данные специалисты принимаются вне квот.
Им предоставляется возможность сразу по прибытии в Россию оформить
вид на жительство на срок действия трудового договора. Ставка подоходного
налога для иностранных специалистов снижена с 30% (уплачиваемых
большинством иностранцев в течение первых 6 месяцев пребывания)
до 13%. Кроме того, расширен список дефицитных профессий, в соответствии
с которым целый ряд других категорий специалистов также принимается
вне квот29.
Таким образом, в регулировании миграционных потоков
в условиях рецессии преобладали рестриктивные меры: ужесточение
правил иммиграции иностранных работников в сочетании с мероприятиями
по репатриации безработных приезжих. Однако результативность значительной
части инициатив, направленных на оперативное ограничение контингентов
иностранной рабочей силы, оставляла желать много лучшего. Симбиоз
такого рода мер, стабильного преемственного курса политики в отношении
мигрантов, принимаемых по гуманитарным и некоторым другим обязательствам,
и стимулирования притока востребованных иностранцев амортизировал
давление кризиса на миграцию населения.
ПОСТКРИЗИСНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МИГРАЦИИ
Наметившийся рост мировой экономики скорее всего повлечет
за собой возникновение нового цикла трудовой миграции. Однако, по-видимому,
между ним и оживлением спроса на труд будет иметь место временной
лаг. Время потребуется не только для рассасывания безработицы. Длительность
процедур миграционной политики, прежде обусловившей инерционность
миграционных потоков и тормозившей их своевременную адаптацию к
кризисному снижению спроса на труд, ныне способна замедлить поставку
рабочей силы, необходимой для ускорения подъема экономики.
Тем не менее, по прогнозам ООН, в ближайшие десятилетия
международная миграция населения будет отличаться весьма крупными
масштабами, обеспечивая поступательную динамику численности населения
иностранного происхождения. Как показывают расчеты Международной
организации по миграции, к 2050 г. мировая численность международных
мигрантов может достичь 405 млн. человек30.
Причем опыт предыдущих десятилетий свидетельствует, что обычно реальные
показатели миграции существенно выше оценочных31.
Прогнозируемый рост значимости развивающихся стран в
мировой экономике влечет за собой возможность формирования достаточно
крупных центров притяжения мигрантов в ряде стран, сегодня характеризующихся
средним уровнем душевого дохода, в частности в Китае, Индии, Бразилии,
Аргентине, Турции, Иране и Мексике. Однако непрерывное увеличение
доли развивающихся регионов в глобальных трудовых ресурсах32
в сочетании с сохраняющимся колоссальным разрывом в уровнях экономического
развития будут обеспечивать привлекательность развитых стран для
широких контингентов мигрантов и в ближайшие десятилетия. (Как известно
миграция, движимая различиями в оплате труда, начинает сокращаться
лишь тогда, когда этот разрыв сужается до 30-40%.) При этом развитие
стран, имеющих сейчас низкий уровень доходов, будет сопровождаться
появлением новых крупных доноров-мигрантов, которые будут питать
обильные людские потоки. Кроме того, усиливающееся включение национальных
рынков труда в мирохозяйственные процессы будет содействовать повышению
межстрановой мобильности рабочей силы и расширению масштабов использования
иностранного труда. Нельзя сбрасывать со счетов и прогнозируемые
изменения в климате. В результате сопутствующих им наводнений и
затоплений прибрежных зон или же засоления почвы и опустынивания
других территорий число так называемых климатических беженцев может
превысить 200 млн. и даже 1 млрд. жителей планеты, часть которых
устремится в развитые страны.
В развитых регионах продолжится обострение общего и
структурного дефицита рабочей силы. Хотя спрос на малоквалифицированный
труд будет сокращаться, останутся сектора, где он может расти, удовлетворяясь
за счет приезжих (строительство, гостиничный бизнес, услуги по уходу
за престарелыми и т.п.). Нехватка высококвалифицированных кадров,
возрастающая с усилением инновационной составляющей развития, усилит
мировую конкуренцию за интеллектуальные ресурсы. Для смягчения остроты
проблем, связанных с демографическим кризисом и дефицитом рабочей
силы, развитым странам потребуется существенная иммиграция.
Если даже глобальный кризис не смог остановить тенденцию
к росту численности международных мигрантов в развитых странах,
то прогнозируемый на ближайшие двадцать лет рост их экономики, несомненно,
продолжит эту тенденцию. Прервет ли этот тренд возможное наступление
экономического кризиса в 30-е годы нынешнего столетия? Сегодня это
представляется маловероятным.
Однако, поскольку рост экономики развитых стран, видимо,
будет более медленным, чем в предыдущие десятилетия, ООН и ОЭСР
предвидят и возможность более плавного, чем прежде, увеличения численности
населения иностранного происхождения33
(рис. 3). Масштабы и структура иммиграции будут оптимизироваться,
и прием иностранной рабочей силы станет еще более селективным и
целевым. Стимулирование притока иностранных специалистов, предпринимателей,
инвесторов, студентов и строго дозированное, обусловленное потребностями
рынка труда, привлечение временных малоквалифицированных работников
будут сочетаться с избирательным приемом воссоединяющихся членов
семей и беженцев и с созданием преград на пути нелегальной иммиграции,
то есть сужением каналов, по которым прибывают иностранцы, относимые
к категории нежелательных.
Рисунок 3. Среднегодовая нетто-миграция замещения в
2000-2050 гг., ‰
Источник: Replacement Migration: Is It a Solution to Declining
and Ageing Populations? UN, 2001. P. 27 - 28 (http://www.un.org/esa/population/publications/ReplMigED/migration.htm).
Ввиду озабоченности стран-реципиентов сохранением этнокультурного
равновесия и в целом цивилизационного облика принимающих обществ,
нормы иммиграции, необходимые для поддержания трудоиждивенческого
баланса, становятся неприемлемыми. Поэтому прием иностранной рабочей
силы будет сочетаться со все более активной разработкой и широким
внедрением технологий, направленных на ускоренный рост производительности
труда и трудосбережение, с комплексным развитием и более рациональным
использованием человеческого потенциала, расширением экспорта рабочих
мест и ростом оффшорной занятости, в том числе в рамках зарубежного
сорсинга услуг и т.п.
Демографический прогноз, осуществленный Росстатом на
2010-2031 гг., показывает, что лишь по его оптимистическому варианту,
предусматривающему высокую рождаемость и весьма существенную позитивную
нетто-миграцию, Россия избежит сокращения численности населения34.
"В ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных,
если не самым дефицитным ресурсом в России"35.
Нехватка рабочей силы в ближайшие десятилетия будет
компенсироваться главным образом за счет расширения легальной временной
трудовой миграции из стран СНГ, пока еще располагающих достаточными
для этого людскими ресурсами. При этом импорт иностранной рабочей
силы из Китая и других государств в рамках реализации совместных
инвестиционных проектов по освоению природно-ресурсного потенциала
Сибири, Дальнего Востока и ряда других регионов также мог бы отвечать
демографическим и экономическим интересам данных территорий и страны
в целом. Вероятно, останется значительной и нелегальная составляющая
миграции, несмотря на борьбу с незаконным въездом, пребыванием и
занятостью иностранцев на территории России. Восполнение дефицита
малоквалифицированных работников за счет иммигрантов повлечет за
собой оседание части из них на территории России, за которым, скорее
всего, последуют цепные людские потоки.
Для удовлетворения потребностей отечественного рынка
труда в компетентных профессионалах потребуется развитие и эффективное
применение системы селективного стимулирования притока специалистов,
увеличение контингентов обучаемых в стране иностранных студентов
с последующим привлечением части выпускников на работу, содействие
их превращению в постоянных жителей России. Еще не исчерпан потенциал
переселения соотечественников, проживающих в СНГ, для реализации
которого наряду с действующей практикой ускоренного предоставления
гражданства этой группе приезжих необходимы льготная ипотека, обеспечение
временным жильем, налоговые льготы и др.
Таким образом, рост долгосрочных потребностей развитых
стран и России в иностранной рабочей силе, равно как и ее увеличивающееся
предложение за пределами этих стран, способен, наряду с прочими
факторами, обеспечить в них в ближайшие десятилетия устойчивый миграционный
приток населения.
* * *
Недавний кризис сказался в резком сжатии легальной и
нелегальной трудовой миграции. Однако, несмотря на глубину и глобальный
характер рецессии, паралича миграции не произошло. Существенное
снижение нетто-миграции, формирование отрицательного миграционного
сальдо отмечалось лишь в отдельных странах, а рост численности населения
иностранного происхождения продолжался почти повсеместно, хотя и
стал более плавным. Пониженная чувствительность миграционных потоков
к смене фаз экономического цикла проистекала из системной зависимости
экономики принимающих стран от иностранной рабочий силы, наличия
в составе иммиграции значительных потоков мигрантов, принимаемых
по гуманитарным соображениям, неспособности государственной политики
оказывать кардинальное и оперативное воздействие на миграционные
процессы. Одним из следствий подобной автономности иммиграции стало
продолжающееся пополнение иностранного экономически активного населения
в пораженных кризисом и безработицей странах, что в свою очередь
способствовало росту напряженности на рынке труда и в социальной
сфере в целом.
1 ЦАПЕНКО Ирина Павловна,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН (memojournal@
imemo.ru).
2 World Migration
Report 2010. The Future of Migration: Building Capacities for change.
Geneva, 2010. P. 115.
3 Migration and Remittances
Factbook 2011. Wash., 2011. P. 18.
4 Нетто-миграция (сальдо
миграции, миграционный приток населения) - разность между численностью
иммигрантов и эмигрантов в годовом исчислении.
5 Так, в Швейцарии
коэффициент корреляции между ростом ВВП и нетто-иммиграцией составлял
в 1955-1989 гг. 0.602, а в 1990-2009 гг. снизился до 0.002, что
указывало на фактическое исчезновение взаимосвязи между циклом и
миграциями. Однако при сдвиге статистического ряда показателей нетто-миграции
на один год вперед относительно статистического ряда показателей
экономического роста подобная связь в 1990-2009 гг. уже обозначалась
довольно четко - коэффициент корреляции составлял 0.537.
6 В Испании коэффициент
корреляции, составлявший в 90-е годы 0.679, повысился в 2000-е годы
до 0.779, в Ирландии - с 0.780 до 0.868 соответственно.
7 См.: Fix M.,
Papademetriou D., Batalova J., Terrazas A., Lin S., Mittelstadt
M. Migration and the Global Recession / A Report Commissioned
by the BBC World Service. Migration Policy Institute. September
2009. P. 3 (http://www.migrationpolicy.org/pubs/MPI-BBCreport-Sept09.pdf).
Миграционная статистика Мексики также отмечает падение эмиграции
в США и стабильность репатриации. За 2006 - 2009 гг. потоки мигрантов
из Мексики в США, включая нелегальных, сократились на 40%.
8 См.: International
Migration Outlook: SOPEMI 2010. P., 2010. P. 32.
9 См.: Papademetriou
D., Sumption M., Terrazas A. Migration and Immigrants Two Years
after the Financial Collapse: Where Do We Stand? / Report for the
BBC World Service. Migration Policy Institute. October 2010. P.
1 (http://www.migrationpolicy.org/pubs/MPI-BBCreport-2010.pdf).
10 См.: International
Migration Outlook: SOPEMI 2010. P. 33.
11 См.: Труд и занятость
в России. М., 2009. С. 302; Независимая газета. 23.11.2010; Миграция
и демографический кризис в России. М., 2010. С. 17.
12 См.: Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации (http://www.gks.ru/free_doc/2010/demo/dem-sit-09.doc).
13 С началом первого
нефтяного кризиса западноевропейские страны предложили гастарбайтерам
вернуться на родину, но главным образом тем, кто проработал в принимающей
стране меньше года. Остальных к отъезду не принуждали, и большинство
предпочли не возвращаться в страны происхождения, также пострадавшие
от нефтяного кризиса. Из 20 млн. трудовых мигрантов, работавших
тогда в Западной Европе, на родину вернулась только половина.
14 См.: A Profile
of Immigrant Populations in the 21st Century: Data from OECD Countries.
P., 2008. P. 92.
15 Так, в 1974 -
1988 гг. в ФРГ прибыло около 7 млн. иностранцев. См.: International
Migration Review. 2000. N 130. P. 360.
16 См.: Monger
R. U.S. Legal Permanent Residents: 2009. Wash., 2008. P. 3.
17 См.: International
Migration Outlook: SOPEMI 2008. P., 2008. P. 34-35.
18 См.: Демографический
ежегодник России 2010. М., 2010. С. 403.
19 См.: Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации.
20 См.: International
Migration Outlook: SOPEMI 2010. P. 89; International Migration Outlook:
SOPEMI 2009. P., 2009. P. 14.
21 См.: Миграция
и демографический кризис в России. С. 20.
22 О численности
и потребности организаций в работниках по профессиональным группам
на 31 октября 2008 г. см.: http://www.gks.ru/free_doc/2009/potrorg/potrorg08.htm
23 См.: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20100129_05
24 Среди подобных
мер - повышение требований к уровню доходов спонсора, приглашающего
иностранных членов семьи (Норвегия и Италия), увеличение минимального
возраста супругов, дающего право на воссоединение (Италия и Великобритания),
ограничение возможностей приезда родителей и взрослых детей жителей
иностранного происхождения (Италия и Испания), сокращение перечня
причин, считающихся обоснованными для приема прошений о предоставлении
убежища (Швейцария), и т.п.
25 См.: International
Migration Outlook: SOPEMI 2009. P. 46.
26 Потолок приема
временных высококвалифицированных мигрантов в США составляет 65
тыс. человек. Но первые 20 тыс. заявлений от претендентов со степенью
магистра и выше не учитываются, что фактически увеличивает квоту
до 85 тыс. Кроме того, не подлежат квотированию специалисты для
системы высшего образования и некоммерческих научных организаций.
Поэтому число поступающих заявок на привлечение иностранных специалистов
неизменно огромное, а реальное число лиц, получивших визы в рамках
данной программы, несколько снизившись в годы кризиса, далеко зашкаливало
за устанавливавшиеся потолки (например, в 2007 фин. г. - 750 тыс.
заявок и 462 тыс. принятых, в 2009 фин. г. - 479 тыс. и 339 тыс.
соответственно).
27 См.: Council
Directive 2009/50/EC of 25 May 2009 on the Conditions of Entry and
Residence of Third-Country Nationals for the Purposes of Highly
Qualified Employment.
28 См.: Monger
R. U.S. Op. cit. P. 3.
29 В данный список,
утвержденный на 2011 г., помимо топ-менеджеров, инженеров по защите
информации и по автоматизации и механизации производственных процессов,
были также включены руководители научных подразделений, научные
сотрудники и преподаватели вузов.
30 См.: World Migration
Report 2010. P. 3.
31 См.: Ионцев
В. Международная миграция населения: теория и история изучения.
М., 1999. С. 221.
32 В 2030 г. на
долю только Индии и Китая будет приходиться 40% мировой рабочей
силы. Global Economic Prospects 2007: Managing the Next Wave of
Globalization. Wash., 2007. P. 109-110.
33 См.: The Future
of International Migration to OECD Countries. P., 2009. P. 13,81
- 82.
34 См.: Демографический
ежегодник России 2010. С. 500.
35 Зайончковская
Ж. А. Почему России необходима иммиграционная политика. М.,
2008. С. 116.
|