| По прогнозным расчетам 2010 года, без миграционного прироста население ЕС-27 начнет сокращаться уже в ближайшие годы, а при его сохранении – в 2040-х
|
| Число иностранцев, постоянно проживающих в ЕС, достигло 32,5 миллиона человек, или 6,5% от общей численности населения Союза
|
| Медианный возраст иностранных граждан, постоянно проживающих в ЕС, на начало 2010 года составлял 34,4 года, родившихся за рубежом – 40 лет
|
| Среди иностранцев, проживающих в странах ЕС, наиболее многочисленны граждане Турции и Румынии – более чем по 2 миллиона человек
|
| В 2009 году число получивших гражданство в странах ЕС-27 составило около 776 тысяч человек против 699 тысяч в 2008 году
|
| См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В 2009 году число получивших гражданство в странах ЕС-27
составило около 776 тысяч человек против 699 тысяч в 2008 году
Получение гражданства страны постоянного проживания
является одним из ключевых индикаторов успешности интеграции иммигрантов
в принимающее сообщество, поскольку оно обычно предполагает хорошее
знание государственного языка, истории, культуры и социального устройства
принимающей страны, а также определенный вклад в ее экономику. Поэтому
предоставление гражданства рассматривается как важнейший этап миграционного
процесса. Поскольку во многих странах Европейского союза гражданство
ребенка определяется, скорее, по гражданству его родителей, чем
по месту рождения, получение гражданства страны проживания затрагивает
не только непосредственно мигрантов, но и их потомков.
Гражданство может быть получено как в процессе натурализации
(по просьбе лица иного гражданского подданства, проживающего определенное
время в стране и интегрированного, в определенной степени, в ее
жизнь), так и иными способами в зависимости от национального законодательства
(рождения в стране, брака с гражданами или усыновления ими несовершеннолетних,
репатриации потомков граждан, родивших за пределами страны). Данные
о предоставлении гражданства странами Европейского союза, агрегируемые
Евростатом на основе информации, поступающей из национальных статистических
служб, далеко не всегда отвечают критериям полноты и сопоставимости
как между странами, так и во времени. Однако и в таком виде они
представляют несомненный интерес.
В 90-е годы число получивших гражданство в странах Европейского
союза прежнего состава (ЕС-15) увеличилось более чем вдвое5,
но в первом десятилетии начавшегося нового века этот рост явно замедлился,
а число получившихся гражданство ЕС-27 практически стабилизировалось
на уровне 700 тысяч человек в год (рис. 16).
В 2009 году число получивших гражданство заметно возросло
– до 776 тысяч человек, что на 11% больше, чем в 2008 году, - после
двух лет умеренного снижения (-4% в 2007 году и -1% в 2008 году).
В целом за 2000-2009 годы гражданство в одной из стран
ЕС-27 получили более 7 миллионов человек.
Рисунок 16. Число получивших гражданство в странах ЕС-27,
1998-2009 годы, тысяч человек
В основном прирост был обеспечен ростом числа получивших
гражданство Великобритании (+74 тысячи человек, или на 57% больше,
чем в 2008 году), но он, в свою очередь, был во многом обусловлен
крайне низким числом предоставлений гражданства в 2008 году (129
тысяч) по чисто административным причинам.
В абсолютном выражении больше всего получивших гражданство
в 2009 году было по–прежнему в трех странах Европейского союза,
на которые приходится более половины всей случаев предоставления
гражданства: Великобритании (203,6 тысячи человек) Франции (135,8)
и Германии (96,1). После 2002 года эти три страны неизменно занимали
первые три места - на них приходилось около 60% получивших гражданство
в ЕС-27 в 2002-2007 годах, в 2008 году их доля снизилась до 50%,
а в 2009 году вновь возросла, составив 56%.
Если число получивших гражданство Великобритании значительно
увеличилось по сравнению с 2008 годом, то число получивших гражданство
в Германии увеличилось незначительно (+1,7%), а во Франции сократилось
(-1,2%).
Помимо Великобритании значительно увеличилось число
получивших гражданство Италии (на 6 тысяч человек) и Румынии (на
4 тысячи человек), а в относительном выражении – в Люксембурге (в
2,3 раз), Румынии (на 68%), Ирландии и Польши (на 40% в каждой).
В некоторых случаях, прежде всего в Люксембурге и Румынии, это было
связано с недавними изменениями национального законодательства,
упростившими процедуру предоставления гражданства.
Одновременно заметно сократилось число получивших гражданство
Финляндии (-49%), Словакии (-45%) и Литвы (-35%). Менее чем на 20%
сократилось число получивших гражданство в Венгрии, Латвии, Австрии
и Эстонии. Однако эта сокращения были в абсолютном выражении не
столь значительны и не отразились на данных по ЕС-27 в целом.
Число получивших гражданство по отношению к численности
постоянного населения, характеризующее интенсивность процесса предоставления
гражданства в стране, наиболее высоким в 2009 году было в Люксембурге
– 8,1 получивших гражданство на 1000 человек (рис. 17). Заметно
ниже оно на Кипре (5,1), в Великобритании (3,3), Швеции (3,2)
и Бельгии (3,0). В 2008 году группа «лидеров» была иной по составу
- наиболее интенсивным процесс предоставления гражданства был на
Кипре (4,3), в Швеции (3,3), Люксембурге (2,5) и Франции (2,1).
В 2009 году значение показателя превышало среднее по ЕС-27 (1,6)
также в Португалии, Франции, Нидерландах, Испании и на Мальте.
В Латвии оно в 2009 году оказалось ниже среднего уровня,
составив лишь 1,4, заметно снизившись по сравнению с предшествующими
годами (в 2005 году в этой стране на каждую тысячу человек постоянного
населения пришлось около 9 человек, получивших гражданство, в 2006
году – 8, в 2007 году -3,6, в 2008 году -1,9). В значительной степени
это связано с высокой долей в населении лиц, признанных «негражданами»6,
которые получали гражданство в соответствии с действующим национальным
законодательством. Большая часть желающих получить латвийское гражданство,
по всей видимости, уже получила его.
Другой характеристикой интенсивности процесса предоставления
гражданства, которая обычно используется для оценки эффективности
политики интеграции иммигрантов, служит отношение числа получивших
гражданство к общему числу иностранцев, то есть граждан иных стран,
проживающих в данной стране (коэффициент натурализации). В среднем
по ЕС-27 число получивших гражданство в 2009 году на 1000 иностранцев,
проживающих в стране, составило 24, что несколько выше, чем в 2008
году (23). По этому показателю наиболее интенсивно процесс предоставления
гражданства шел в Португалии (58), Швеции (53) и Великобритании
(48), а также в Польше (48), в которой число иностранных граждан
в постоянном населении крайне незначительно. В других странах Европейского
союза его значение варьировалось от 3 в Чехии до 45 на Мальте. Характерно,
что в Люксембурге с большим числом иностранных граждан в населении
значение коэффициента натурализации ниже среднего по ЕС-27 (19),
хотя число получивших гражданство в расчете на 1000 человек населения
самое высокое. Среди стран с наибольшим числом получающих гражданство,
только в Великобритании и Франции значение коэффициента натурализации
в 2009 году превышало средний уровень по ЕС-27, в то время как в
Германии, Испании и Италии было ниже него.
Рисунок 17. Число получивших гражданство в странах Европейского
союза в 2009 году, на 1000 человек
* Болгария и Румыния – из-за несопоставимости данных о численности
иностранных граждан, проживающих в стране, значения коэффициента
натурализации не приведены
За пределами ЕС-27 больше всего получивших гражданство
в расчете на 1000 постоянных жителей в Швейцарии – 5,6 (в 2007 и
2008 годах – по 5,8). Значение показателя в других странах Европейской
ассоциации свободной торговли также превышает среднее значение по
ЕС-27 (от 2,3 в Исландии до 2,9 в Лихтенштейне). Число получивших
гражданство в расчете на 1000 иностранных граждан, проживающих в
стране, выше в Норвегии (около 38), а в Швейцарии несколько ниже
(26).
Среди получивших гражданство стран Европейского союза
более 90% составляют бывшие граждане стран, не входящих в ЕС-27.
Преобладание граждан третьих стран (то есть не входящих в ЕС) характерно
для всех стран ЕС-27, кроме Венгрии и Люксембурга, в которых большая
часть получивших гражданство (соответственно, 70% и 66%) представлена
гражданами других стран Союза.
Среди получивших гражданство ЕС-27 в 2009 году на первое
место по численности вышли, как и в 2007-2008 годы, граждане Марокко
(59,9 тысячи человек, или 7,7% от общего числа получивших гражданство
в ЕС-27), несколько потеснившие граждан Турции (51,9 тысячи человек,
или 6,7%). Правда, по сравнению с 2008 годом, число марокканцев,
получивших гражданство одной из стран ЕС-27, снизилось на 6%, а
число турок, получивших гражданство ЕС-27, напротив, увеличилось
на 5%.
Среди получивших гражданство ЕС-27 в 2009 году также
довольно значительна доля граждан Индии, Эквадора, Албании, Пакистана
и Алжира, хотя она примерно вдвое ниже. Численность каждой
из этих групп составляет от 24,1 до 31,1 тысячи человек, или от
3,1% до 4,0% о общего числа иностранцев, получивших гражданство
в ЕС-27 (рис. 18).
Рисунок 18. Страны, граждане которых представляют наиболее
многочисленные группы иностранцев, получивших гражданство в странах
ЕС-27 в 2007 год, тысяч человек
(штриховкой отмечены страны-члены ЕС)
Большая часть марокканцев получила гражданство во Франции
(43%), Италии (15%), Бельгии (15%) или Испании (11%). Большая часть
турок приобрела гражданство Германии (48%), Франции (18%) или Великобритании
(14%). Более 80% бывших граждан Индии, Пакистана, Бангладеш, Южной
Африки и Зимбабве, получивших гражданство в ЕС-27, стали гражданами
Великобритании, 83% эквадорцев и 93% колумбийцев – гражданами Испании,
86% алжирцев – гражданами Франции.
Если говорить о странах, предоставивших свое гражданство
наибольшему числу людей, то в Великобритании его чаще всего получали
бывшие граждане Индии (13% от общего числа получивших гражданство
Великобритании) и Пакистана (10%), во Франции – граждане Марокко
(19%) и Алжира (15%), в Германии – Турции (26%).
В некоторых странах Союза гражданство предоставлялось
гражданам преимущественно одной страны: в Греции – албанцам, в Румынии
– молдаванам, в Венгрии – румынам, в Латвии и Эстонии – тем, кого
официально признавали «негражданами», лишая определенных прав новых
независимых государств (табл. 3).
Таблица 3. Три основные (по численности получивших гражданство)
страны, граждане которых получили гражданство в странах ЕС-27, в
2009 году, % от общего числа получивших гражданство в данной стране
Страна, предоставившая гражданство
|
1-я страна бывшего гражданства
|
%
|
2-я страна бывшего гражданства
|
%
|
3-я страна бывшего гражданства
|
%
|
ЕС-27
|
Марокко
|
7,7
|
Турция
|
6,7
|
Индия
|
4,0
|
Бельгия
|
Марокко
|
24,2
|
Турция
|
8,4
|
Италия
|
5,6
|
Болгария
|
Македония
|
47,9
|
Молдавия
|
29,1
|
Сербия
|
5,9
|
Чехия
|
Украина
|
43,7
|
Словакия
|
12,0
|
Россия
|
5,9
|
Дания
|
Ирак
|
17,6
|
Афганистан
|
11,6
|
Турция
|
7,6
|
Германия
|
Турция
|
25,6
|
Ирак
|
5,3
|
Сербия
|
4,3
|
Эстония
|
Признанные негражданами
|
93,2
|
Россия
|
5,2
|
Украина
|
1,2
|
Ирландия
|
Нигерия
|
10,0
|
Филиппины
|
9,1
|
Индия
|
7,4
|
Греция
|
Албания
|
83,9
|
Грузия
|
3,2
|
Россия
|
2,4
|
Испания
|
Эквадор
|
32,3
|
Колумбия
|
20,7
|
Марокко
|
8,4
|
Франция
|
Марокко
|
19,2
|
Алжир
|
15,2
|
Тунис
|
6,8
|
Италия
|
Албания
|
16,0
|
Марокко
|
15,3
|
Румыния
|
4,6
|
Кипр
|
Греция
|
9,1
|
Россия
|
7,9
|
Украина
|
5,7
|
Латвия
|
Признанные негражданами
|
95,6
|
Россия
|
1,7
|
Украина
|
1,3
|
Литва
|
Не имеющие гражданства
|
52,2
|
Россия
|
28,6
|
Украина
|
11,8
|
Люксембург
|
Португалия
|
30,9
|
Италия
|
9,0
|
Германия
|
8,0
|
Венгрия
|
Румыния
|
65,6
|
Сербия и Черногория
|
11,6
|
Украина
|
9,6
|
Мальта
|
Австралия
|
38,2
|
Великобритания
|
12,6
|
Канада
|
5,1
|
Нидерланды
|
Марокко
|
18,5
|
Турция
|
14,0
|
Суринам
|
3,8
|
Австрия
|
Сербия
|
20,5
|
Босния и Герцеговина
|
18,3
|
Турция
|
15,6
|
Польша
|
Украина
|
35,0
|
Белоруссия
|
14,3
|
Россия
|
6,5
|
Португалия
|
Кабо-Верде
|
19,4
|
Бразилия
|
14,5
|
Молдавия
|
10,7
|
Румыния
|
Молдавия
|
67,2
|
Не имеющие гражданства
|
22,0
|
Украина
|
1,4
|
Словения
|
Босния и Герцеговина
|
27,2
|
Сербия
|
15,2
|
Хорватия
|
11,0
|
Словакия
|
Украина
|
29,4
|
Чехия
|
18,3
|
Сербия
|
16,4
|
Финляндия
|
Россия
|
30,1
|
Сомали
|
8,5
|
Ирак
|
6,1
|
Швеция
|
Ирак
|
10,8
|
Финляндия
|
8,2
|
Таиланд
|
4,5
|
Великобритания
|
Индия
|
13,0
|
Пакистан
|
10,3
|
Бангладеш
|
5,9
|
В последние годы предпринимаются многочисленные попытки7
разработать индикаторы, позволяющие оценить политику государств
Европейского союза с точки зрения возможности получения гражданства
в ЕС. Их можно объединить в два крупных класса с точки зрения того,
оценивают ли они саму политику или ее результаты.
Для решения первой задачи обычно используются качественные
оценки законодательного обеспечения и практики его реализации в
отдельных странах. Эти оценки получают на основе экспертных опросов,
а затем рассчитывают специальные индексы, позволяющие оценить действующее
законодательство с точки зрения его соответствия, например, Конвенциям
Совета Европы и Директивам Европейского Сообщества. Среди них следует
особенно выделить новый и развивающихся инструментарий – построение
индекса интеграции мигрантов (Migrant Integration Policy Index,
MIPEX), который разрабатывается Британским Советом и Группой по
миграционной политике при финансовой поддержке Европейского союза.
Первая серия оценок была опубликована в 2004 году (пилотный
проект MIPEX I), вторая – в 2007 году (MIPEX II), в марте
2011 года были представлены результаты расчетов по методике MIPEX III,
проведенных по состоянию на май 2010 года8.
Полученные оценки по направлению «получение гражданства» для стран
ЕС-27 представлены на рис. 19. В целом по ЕС-27 оценка доступности
гражданства составила 44, что несколько ниже аналогичной оценки
доступности гражданства США (61) и Канады (74), но несколько выше,
чем в Норвегии (41) и Швейцарии (36). Среди стран ЕС-27 значение
показателя варьировалось от 15 баллов в Латвии до 82 в Португалии
(рис. 19а).
Для оценки результатов проводимой политики интеграции
иммигрантов чаще всего используют соотношение числа получивших гражданство
за календарный год к числу иностранных граждан в стране на начало
года (коэффициент натурализации), долю отклоненных прошений о предоставлении
гражданства (к общему числу поданных прошений), продолжительность
периода получения гражданства.
Коэффициент натурализации как характеристику результата
интеграции мигрантов интересно сопоставить с оценкой индекса MIPEX
по направлению «получение гражданства» как характеристикой законодательных
условий для интеграции. Данные, представленные на рис. 19б, отражают
наличие положительной корреляции между двумя показателями, однако
прямая зависимость между ними не столь сильна, как можно было бы
ожидать (коэффициент линейной корреляции составляет около 0,5).
В ряде стран, где значение коэффициента натурализации высоко по
сравнению со средним значением по ЕС-27, высока и оценка индекса
MIPEX по направлению «получение гражданства» (Португалия, Швеция,
Великобритания, Бельгия, Нидерланды и Франция, отмеченные синими
ромбами в правом верхнем квадранте), а в тех странах, где значение
коэффициента натурализации самое низкое, невелико и значение индекса
MIPEX (Латвия, Эстония, Литва, Австрия, Словакия и Чехия, отмеченные
красными ромбами в левом нижнем квадранте). Однако в других странах
высокий коэффициент натурализации сочетается с низкой оценкой доступности
гражданства (Польша и Мальта, отмеченные зелеными треугольниками
в левом верхнем квадранте), а низкий, напротив, с высокой оценкой
политики предоставления гражданства (Люксембург, Германия, Греция,
Ирландия, Италия и Финляндия).
Такая противоречивая ситуация обусловлена двумя, по
крайней мере, факторами. Во-первых, и самое главное, значение коэффициента
натурализации зависит не только от «предложения», лучших или худших
возможностей получения гражданства, но и от «спроса», от желания
иностранцев изменять свое гражданство (в Ирландии и Люксембурге
значительная часть постоянно проживающих иностранцев представлена
гражданами других стран ЕС). А во-вторых, коэффициент натурализации,
как всякий показатель, далек от совершенства. Поскольку при его
расчете число получивших гражданство относится к общему числу иностранных
граждан, а не тех, кто хотел бы и мог получить его, его значение
может в значительной степени зависеть от миграционных тенденций
последних лет и изменений в составе населения с гражданством других
стран.
Рисунок 19а. Индекс интеграции мигрантов 2010 года (MIPEX
III) по направлению «получение гражданства» (по 100-балльной шкале)
и коэффициент натурализации (число получивших гражданство в 2009
году на 100 иностранцев, постоянно проживающих в стране) по странам
ЕС-27
Рисунок 19б. Индекс интеграции мигрантов 2010 года (MIPEX
III) по направлению «получение гражданства» (по 100-балльной шкале)
и коэффициент натурализации (число получивших гражданство в 2009
году на 100 иностранцев, постоянно проживающих в стране) по странам
ЕС-27
Источники: Статистический комитет Европейского
Союза - Eurostat
Fabio Sartori. Acquisition of citizenship on the rise in 2009 //
Statistics in focus. Population and Social Conditions. 24/2011
- http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-11-024/EN/KS-SF-11-024-EN.PDF;
Eurostat News Release 83/2011 - 10 June 2011 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_PUBLIC/3-10062011-AP/EN/3-10062011-AP-EN.PDF
;
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/population/data/database
select ‘‘International migration and asylum’ [migr_acq; migr_pop1ctz
- Data extracted on: 12.08.2011].
5 Acquisition
of citizenship // Statistics in focus. Population and Social Conditions.
3/2004 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-NK-04-003/EN/KS-NK-04-003-EN.PDF
6 К лицам, признанным
«негражданами», относят тех, кто не имеет гражданства ни одной из
существующих стран, но обладает определенными правами и несет определенные
обязательства в стране проживания. В основном это относится к гражданам
бывшего СССР, проживающим в странах Балтии и не получившим гражданства
ни одного из вновь образованных государств.
7 См., например,
http://eudocitizenship.eu/citizenship-forum/380-which-indicators-are-
mostuseful-for-comparing-citizenship-policies
8 http://www.mipex.eu/
|