|
Демографическая повестка XXI века: теории и реалии
М.А. Клупт1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2010, №8, с. 60-71)
Демографическая теория всегда представляла собой проекцию
определенных социологических идей. Так, "классическая"
теория демографического перехода складывалась под влиянием функционализма
и концепций, отождествлявших модернизацию с вестернизацией, а теория
второго демографического перехода тесно связана с идеей постмодерна.
В начале XXI столетия тренды развития социологической и демографической
теории начали, однако, заметно расходиться.
В социологии все большую популярность приобретает концепция
многообразия современности (multiple modernities), разработка которой
связана с именами Ш. Айзенштадта2,
Б. Виттрока3, Н. Музелиса4,
тогда как однолинейные и "западоцентристские" концепции
- конца истории, демократического транзита и т.п. отступают на второй
план. В основном русле демографической теории развитие по-прежнему
отображается как последовательность переходов. Вслед за "классической"
теорией демографического перехода, сформировавшейся в середине прошлого
века, были разработаны концепции второго5,
а совсем недавно и третьего6
демографических переходов. Выделить основной процесс, его начальное
и конечное состояния и трактовать развитие как переход от одного
всеобщего состояния к другому, столь же всеобщему - таков подход,
лежащий в основе названных демографических концепций.
Есть ли, однако, в демографическом развитии нечто, отличающее
его от других социальных изменений и требующее теоретического отражения
именно как последовательность переходов? Отвечает ли такое отражение
реалиям наступившего столетия? Не является ли "многообразие
современности" парадигмой, способной охватить более широкий
круг демографических и связанных с ними проблем, чем теории перехода?
Поиску ответов на эти вопросы и посвящена настоящая статья.
Изменения в формировании семьи: теория второго демографического
перехода
В семидесятые годы прошлого века в Западной Европе начались
изменения в характере формирования семьи: распространение добрачных
и внебрачных союзов, рост внебрачной рождаемости, увеличение возраста
вступления в брак. Эти изменения и лежащие в их основе социально-экономические
условия и мотивационные сдвиги были названы Д. Ван де Каа и Р. Лестагом
вторым демографическим переходом. Разработанная ими теория видит
его основу в сдвиге от "материалистических" ценностей
(стабильный доход, исправно функционирующее социальное обеспечение,
политическая стабильность, закон и порядок) к "постматериалистическим"
- "укорененной снизу" (grass rooted) демократии, заботе
об окружающей среде, свободе слова, эмансипации, новым политическим
идеям. "Растущие доходы, экономическая и политическая безопасность,
которые демократические государства всеобщего благосостояния обеспечивают
своим гражданам, - полагает Д. Ван де Каа, - способствовали началу
"бесшумной революции", сдвигу в направлении "масловианского
постматериализма", при котором сексуальные предпочтения индивида
воспринимаются как данность, а принятие решения о внебрачном сожительстве,
разводе, аборте, стерилизации и добровольной бездетности в большинстве
случаев оставляются на усмотрение индивидов или пар, которых это
касается"7.
С началом перехода к рыночной экономике стран, входивших
ранее в СССР или советский военно-политический блок, также начались
изменения в формировании семьи, сходные с северо- и западноевропейскими.
В какой мере подобные проявления были вызваны трансформационным
шоком, а в какой - триумфом "постматериалистических" ценностей
отдельный вопрос. Отметим лишь, что парадигма демократического транзита
находилась в тот период на гребне моды и это, несомненно, способствовало
популярности теории второго демографического перехода, политически
корреспондировавшей с вхождением стран распавшегося советского блока
в Европейский союз. Некоторое время спустя появились также работы
азиатских исследователей8,
в которых, обычно в вопросительной тональности, обсуждался вопрос
о начале второго демографического перехода в странах-лидерах азиатской
модернизации. Попытка объяснить демографические изменения, происходящие
за пределами Запада, используя теорию, созданную для объяснения
скандинавских и западноевропейских реалий, была, вероятно, исторически
неизбежной. Однако с позиций сегодняшнего дня уже можно оценить
некоторые ее результаты.
Теория второго демографического перехода, во всяком
случае в ее первоначальной версии, представляла собой внутренне
целостное научное построение, отражавшее столь же целостный социально-исторический
феномен. В его описании неслучайно присутствовали "демократические
государства всеобщего благосостояния", "укорененная снизу
демократия" и "постматериалистические ценности".
Речь шла не просто об изменениях значений демографических показателей
(в этом случае вместо теории имел бы место комментарий к статистическому
сборнику), а о сдвигах в системе ценностей, порожденных определенной
социально-экономической средой и породивших новые паттерны демографического
поведения.
Подобная целостность теории и объекта, отражаемого ею,
затрудняла ее использование для объяснения изменений, происходящих
за пределами западных стран. Как быть, например, в ситуации, когда
в стране не существует ни "укорененной снизу" демократии,
ни государства всеобщего благосостояния, большинство населения руководствуется
в своем поведении отнюдь не "постматериалистическими"
ценностями, а изменения демографических показателей все равно имеют
нечто общее с тем, что происходит на Западе? Выход был найден в
замене первоначального определения понятия "второй демографический
переход" иным, более широким.
В работах С.В. Захарова используются, например, несколько
не совпадающих по объему определений второго демографического перехода.
"В своем демографическом поведении, - предполагает он, - человек
будет руководствоваться, вероятнее всего, нематериалистическими
ценностями, "настраивая" индивидуальный календарь демографических
событий на изменение конкретных и многообразных жизненных обстоятельств"9.
"Второй демографический переход, - пишет Захаров, - связан
с не менее фундаментальными сдвигами в жизненном цикле современного
человека, чем первый переход: еще более расширяется свобода выбора
брачного партнера и форм совместной жизни, еще более ответственным
становится подход к последствиям сексуальных отношений, чему соответствует
более высокая, чем прежде, эффективность планирования сроков появления
потомства"10.
Легко видеть, что ни в одном из этих определений не
упоминается "демократическое государство всеобщего благосостояния",
а во втором не говорится уже и о "нематериалистических"
ценностях. Руководствуясь этим определением и трактовкой свободы
как "осознанной необходимости", ко второму демографическому
переходу можно отнести и демографические процессы, происходящие
в настоящее время в КНР, и осознанное ограничение рождаемости по
причине экономических трудностей, практикуемое сегодня мужчинами
и женщинами едва ли не по всему миру. В еще более поздней работе
Захарова речь идет уже просто об "эволюции рождаемости в развитых
странах, называемой вторым демографическим переходом"11.
Аналогичный подход применяется также китайскими и корейскими
исследователями, задающимися вопросом о перспективах второго демографического
перехода в своих странах12.
Пересказав, как того требует научная этика, содержание работ Д.
Ван де Каа и Р. Лестага, они затем "забывают" и о "демократических
государствах всеобщего благосостояния" и о "сдвиге в направлении
"масловианского постматериализма". От теории второго демографического
перехода в этом случае также остается лишь бренд, за которым скрывается
уже новое содержание.
Неявное расширение понятия второго демографического
перехода в работах авторов, исследующих современные демографические
процессы за пределами Запада, на мой взгляд, неслучайно и свидетельствует
о потребности в более широкой концепции изменений в формировании
семьи. Причины, по которым эта потребность не артикулируется, требуют,
вероятно, отдельного анализа. Скорее всего, наблюдается нечто подобное
QWERTY-эффекту: отказ от привычного бренда связан со слишком
большими трудностями, в силу чего замена его на пусть и лучше отражающий
суть дела представляется нецелесообразной.
Изменения в формировании семьи: концепции многообразия
Обратимся с этой целью к "неевропейской концептуализации
современности", предложенной Н. Музелисом13.
Отталкиваясь от знаменитой парсонианской схемы AGIL (адаптация,
целедостижение, интеграция, сохранение латентного образца)14,
Музелис подчеркивает возможность различных вариантов субординации
ее составных элементов. Так, модернизации в Китае, Японии и странах
Юго-Восточной Азии представляют собой примеры более или менее выраженного
доминирования высокоадаптивной экономики и традиций, обеспечивающих
интеграцию общества, над либеральными ценностями и демократическим
представительством. Возможны и такие варианты модернизации, при
которых "сохранение латентного образца" (например, религиозных
традиций) подчиняет себе остальные сферы жизни общества (Иран) и
т.д.
Из концепции Музелиса вытекает, что различные стороны
модернизации обладают значительной независимостью друг от друга.
Эта концепция отражает специфику незападных модернизаций, роль которых
возрастает по мере усиления незападных центров экономического и
политического влияния. Рынок, как выясняется в ходе таких модернизаций,
вполне может эффективно функционировать и без протестантской этики
и демократий западного образца, использование каст в политической
борьбе оказывается совместимым с полетами в космос, интенсивное
развитие организаций гражданского общества - с высоким уровнем уличной
преступности, ядерная энергетика - с теократическим правлением и
т.д.
Если теория второго демографического перехода Ван де
Каа и Лестага ставит во главу угла когерентность модернизационных
изменений, то неевропейская концептуализция современности Музелиса
оставляет исследователю куда больше степеней свободы. Из нее, в
частности, следует возможность одновременного существования различных
типов семьи, каждый из которых по-своему современен, хотя и опирается
на разную ценностную основу и характеризуется различными значениями
статистических показателей (табл. 1).
Таблица 1. Некоторые типы формирования семьи в развитых
странах*
Тип формирования семьи
|
Страны, образующие ядро типа
|
В среднем по странам ядра (%)
|
суммарный коэффициент рождаемости
|
доля внебрачных рождений
|
Северо- и западноевропейский
|
Бельгия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швеция, Норвегия,
Финляндия, Дания
|
1,9
|
47,1
|
Южноевропейский
|
Италия, Греция
|
1,45
|
14,4
|
Европейский постсоциалистический
|
Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия
|
1,39
|
36,9
|
Российский
|
Россия
|
1,49
|
26,9
|
Восточноазиатский (развитые страны)
|
Япония, Южная Корея, Тайвань
|
1,19
|
2,6
|
* 2008 г. или последние имеющиеся данные. Рассчитано по: [Society
at Glance 2009 - OECD Social Indicators http://www.oecd.org/document/24/0,3343,en_2649_34637_2671576_1_1_1_1,00.html;.
http://demoscope.ru/weekly/app/app4013.phpwww.demoscope.ru;
2009 World Population Data Sheet http://www.prb.org/Publications/Datasheets/2009/2009wpds.aspx;
Suzuki T. Fertility Decline and Government Interventions
in Eastern Asian Advanced Countries The Japanese Journal of Population.
Vol. 7. N 1 (March 2009)].
В странах Северной и Западной Европы рост численности
детей, рожденных вне брака, компенсирует снижение численности родившихся
в зарегистрированных браках. Это обстоятельство и относительно высокая
рождаемость этнических меньшинств привели к тому, что в последние
годы уровень рождаемости в ряде стран Северной и Западной Европы
начал приближаться к уровню простого воспроизводства. В 2008 г.
суммарный коэффициент рождаемости во Франции составил, например,
2, в Норвегии и Великобритании - 1,96, Швеции - 1,91, Дании - 1,8915.
В результате сложился по-своему уникальный феномен - высокая по
меркам развитых стран рождаемость сочетается с ситуацией, когда
почти половина детей рождается вне зарегистрированных браков.
Типы формирования семьи, характерные для развитых стран
Восточной Азии и Южной Европы, не опираются на щедрые государства
всеобщего благосостояния, характерные для западноевропейских и скандинавских
стран. Это обстоятельство в сочетании с ригидной системой представлений
о жизненном предназначении мужчины и женщины, их родительской и
супружеской ролях приводит к модели демографического поведения,
в чем-то сходной, а в чем-то резко отличной от западноевропейской.
Реакцией на "постиндустриальные" реалии XXI века, как
и в Западной Европе, оказывается повышение возраста вступления в
брак и рождения первого ребенка. Однако внебрачные союзы в такой
системе по-прежнему рассматриваются как нечто второсортное, а доля
внебрачных рождений в общем числе рождений крайне низка - в 2006
г. в Южной Корее она составляла 1,5%, Японии - 2,1 %, на Тайване
- 4,1% общего числа рождений16.
В условиях, когда государство всеобщего благосостояния недостаточно
развито, ригидная система гендерных ролей вступает в противоречие
с профессиональной активностью и экономической самостоятельностью
женщин, резко возросшей в последние десятилетия. "Жертвой"
такого конфликта становится рождаемость, уровень которой в Корее,
Японии и Италии заметно ниже, чем в Западной и Северной Европе.
Европейский "постсоциалистический" тип формирования
семьи сложился в результате перехода стран, входивших ранее в СССР
или советский блок, к рыночной экономике. С азиатским и южноевропейским
этот тип объединяет отсутствие государства всеобщего благосостояния
западноевропейского или скандинавского образца. Однако в отличие
от азиатских и южноевропейских обществ, система гендерных ролей
в постсоциалистических странах не является ригидной. При постсоциалистическом
варианте формирования семьи доля внебрачных рождений велика, однако,
в отличие от западноевропейских стран, внебрачные рождения не компенсируют
низкий уровень рождаемости в браке. Результатом, как и в предыдущем
случае, становится заметно более низкий, по сравнению с западно-
и североевропейским, уровень рождаемости.
Формирование семьи в Китае также имеет определенное
сходство с западноевропейскими тенденциями - средний возраст вступления
в брак увеличивается, а рождаемость находится на уровне, близком
к среднему по Евросоюзу. Однако демографическая политика Китая основывается
на статьях 25 и 49 Конституции КНР, в соответствии с которыми государство
способствует планированию семьи с тем, чтобы рост населения страны
мог соответствовать планам ее социального и экономического развития,
а супруги - муж и жена обязаны осуществлять планирование рождаемости.
Подобный подход к решению проблем народонаселения основан на ценностях,
существенно отличных от тех, которые, по мнению создателей теории
второго демографического перехода, легли в его основу в Западной
и Северной Европе.
Расширительная трактовка понятия "второй демографический
переход" для обозначения процессов, отличных от северо- и западноевропейских,
приводит к ошибкам трех видов. Во-первых, к смешению процессов,
имеющих различную мотивационную основу и различные социальные последствия.
Во-вторых, к более или менее явному использованию сходства или различия
процессов формирования семьи с западноевропейскими в качестве критерия
прогресса или возврата в прошлое. В-третьих, к практическим рекомендациям,
не учитывающим особенности "социальных организмов" незападных
обществ. Покажем это на примере России.
Рассмотрим вначале вариацию уровней внебрачной рождаемости
в субъектах Российской Федерации. Если бы распространение внебрачной
рождаемости определялось, главным образом, сдвигом в сторону "постматериалистических"
ценностей, то можно было бы ожидать прямой корреляции между уровнем
социально-экономического развития региона и долей внебрачных рождений.
Однако в действительности такая корреляция является обратной (рис.
1). Данные по 83 субъектам Российской Федерации за 2008 г. свидетельствуют
о тесной отрицательной корреляции доли внебрачных рождений с ожидаемой
продолжительностью жизни (r = -0,763) и положительной корреляции
с коэффициентом смертности мужчин трудоспособного возраста от внешних
причин (r = 0,738)17.
Ожидаемая продолжительность жизни при этом определяет региональную
вариацию доли внебрачных рождений на 58,2%. Доля внебрачных рождений
в Москве и Санкт-Петербурге - городах, где упоминаемый теорией второго
демографического перехода сдвиг потребностей в сторону "масловианского
постматериализма", казалось бы, должен быть наиболее сильным,
составляла в 2008 г. соответственно 23,6 и 24,9%, что ниже, чем
в среднем по России (26,9%)18.
Рисунок 1. Доля внебрачных рождений и ожидаемая продолжительность
жизни в субъектах Российской Федерации в 2008 г. [рассчитано
по: Демографический ежегодник России. 2009. Стат. сб. / Росстат.
М., 2009. с. 104, 171-177]
Из приведенных данных следует, что широкое распространение
внебрачной рождаемости в России в немалой степени связано с социальным
неблагополучием, индикаторами которого являются низкая продолжительность
жизни и высокая смертность мужчин трудоспособного возраста от "внешних",
часто алкогольно обусловленных причин. Возможно, играют свою роль
и равнодушное отношение части населения северных и восточных районов
страны, традиционно служивших местами лишения свободы, к институту
зарегистрированного брака, а в ряде субъектов Федерации и национальные
традиции. Однако и в том, и другом случаях "небрежение"
регистрацией брака имеет мало общего со сдвигом в сторону "постматериалистических"
ценностей.
О том, что внебрачная рождаемость в России имеет социально-стратификационную
специфику и далеко не всегда связана с переходом к "постматериалистическим
ценностям", свидетельствуют и результаты Б. Перлли-Харрис и
Т. Джербера19, полученные
на основе индивидуальных биографий. Согласно этим данным, в России
более высокая внебрачная рождаемость типична для менее образованных
женщин. Это обусловлено тем, что вероятность вступления в брак после
внебрачного зачатия у них меньше, чем у женщин с более высоким уровнем
образования.
С практической точки зрения различия между рождаемостью
в социально и экономически благополучных устойчивых внебрачных союзах
скандинавского образца и "вынужденно внебрачной" рождаемостью
очевидны. В первом случае пара, образующая союз, не нуждается в
поддержке государства, выходящей за рамки помощи обычной благополучной
семье, во втором одинокая мать остро нуждается в дополнительной
по сравнению с обычной социальной помощи.
Теория второго демографического перехода не учитывает
также того обстоятельства, что демографическое поведение значительной
части российского населения определяется не столько набором постматериалистических
ценностей, составленным когда-то Р. Инглхартом20,
сколько вполне материалистическими соображениями. Судя по результатам
обследования Росстата, проведенного в сентябре-октябре 2009 г.,
15,3% опрошенных заявило, что рождение второго ребенка в их семьях
было ускорено мерами демографической политики, еще 9,7%, что без
этих мер второй ребенок в их семьях вообще бы не родился. В обоих
случаях наблюдается влияние сугубо материального фактора на календарь
рождений и итоговое число детей в семье21.
О значительном влиянии экономических факторов на демографическое
поведение россиян свидетельствуют также динамика суммарного коэффициента
рождаемости и доли внебрачных рождений в стране (рис. 2). Период
наиболее низкой рождаемости (1990-е гг.) практически совпадает с
годами трансформационного кризиса в стране. Начало роста, хотя и
очень медленного суммарных коэффициентов рождаемости также совпадает
с переходом от экономического спада к подъему. При переходе от спада
к подъему темпы роста доли внебрачных рождений заметно замедлились,
а затем начали снижаться. Влияние новой волны мероприятий по экономическому
стимулированию рождаемости на динамику суммарного коэффициента рождаемости
также вполне очевидно.
Рисунок 2. Динамика доли внебрачных рождений и суммарного
коэффициента рождаемости в России в 1990-2008 гг. [Демографический
ежегодник России. 2009. Стат. сб. / Росстат. М., 2009, с. 95, 170]
На мой взгляд, наблюдаемые в России изменения в характере
формирования семьи отнюдь не сводятся к движению в направлении западноевропейских
паттернов демографического поведения. Более того, они вообще не
являются "переходом" в смысле движения от одной наиболее
распространенной модели семьи к другой, также наиболее распространенной.
В действительности, наблюдаются лишь определенные сдвиги в распространенности
тех или иных паттернов демографического поведения и типов семей,
при этом каждый из таких паттернов и типов продолжает оставаться
социально значимым.
Ввиду этого при проведении социальной и демографической
политики неприемлемо заложенное в теорию второго демографического
перехода разделение семей на "прогрессивные" - те, что
руководствуются "постматериалистическими нонконформистскими
ценностями"22
и обзаводятся ребенком ближе к 30 годам, и все остальные. Можно
по-разному относиться к повышению среднего возраста вступления в
брак и рождения первого ребенка - оно имеет как свои "плюсы",
так и "минусы". Однако при разработке программ помощи
семье не стоит забывать, что некоторое повышение этого возраста
отнюдь не привело к тому, что в молодых семьях перестали рождаться
дети. Так, из 1713,9 тыс. детей, рожденных в России в 2008 г., 707,1
тыс. (41,3%) родилось у матерей в возрасте до 25 лет23.
Демографическая политика должна быть дифференцированной, учитывать
специфические потребности различных типов домохозяйств, обеспечивать
справедливый баланс их интересов, но не становиться дискриминационной,
противопоставляющей "правильные" с точки зрения тех или
иных идеологов формы семей (домохозяйств) "неправильным".
Международные миграции: третий переход против второго
Известный британский демограф Д. Коулмен, высказав ряд
скептических замечаний в адрес теории второго демографического перехода24,
чуть позднее ввел в оборот термин "третий демографический переход",
обозначив им процесс, в результате которого в развитых странах с
низкой рождаемостью коренное население может стать меньшинством25.
Хотя, судя по названию, статья Коулмена продолжает теоретическую
традицию демографических переходов, она в действительности во многом
порывает с ней. Теоретики первого и второго демографических переходов
описывали процесс, вызывавший у них симпатию, Коулмен пишет о том,
что его тревожит. Теория второго демографического перехода созвучна
господствующим в объединенной Европе политическим веяниям, тематика,
рассматриваемая Коулменом, не обладает этим счастливым свойством,
в силу чего, как это недвусмысленно показано в его статье, постоянно
замалчивается. При первом и втором демографических переходах, по
замыслу авторов соответствующих концепций, Запад приходит в менее
развитый мир; в результате третьего перехода, напротив, менее развитый
мир приходит на Запад. В теориях первого и второго демографических
переходов этничность остается за кадром, в концепции Коулмена -
выступает на авансцену. Второй переход начинается после завершения
первого, отношения между вторым и третьим заметно сложнее. Третий
переход происходит одновременно со вторым, ускоряется им и, в то
же время, отрицая его ценностные основания, гасит надежды на его
всеобщность даже в развитом мире.
В работах теоретиков второго демографического перехода
практически не рассматривается роль незападных этнических меньшинств
в странах Запада. Между тем, эти меньшинства, судя по всему, являются
фактором, исключающим универсальность второго демографического перехода
даже в его средоточии. Глобальные города (Лондон, Париж, Нью-Йорк
и др.), концентрируя значительное число молодых профессионалов,
строящих жизнь на принципах второго демографического перехода, являются
в то же время ареалом этнических меньшинств, культивирующих совсем
иные ценности. Около 40% британских мусульман, например, считало,
судя по опросам середины 2000-х гг., что в районах, где они составляют
большинство, необходимо введение норм шариата26.
Поскольку миграция в страны Запада из стран мирового Юга продолжается,
а рождаемость среди этнических меньшинств, как правило, обеспечивает
расширенное замещение родительского поколения поколением детей;
численность жителей развитых стран, не разделяющих ценности второго
демографического перехода, увеличивается.
Речь, подчеркнем, идет не о поверхностных, а о глубинных
процессах, опирающихся на фундаментальные основы постиндустриальной
экономики. Глобальные города и другие мегаполисы, предлагая значительное
число рабочих мест для "креативного класса" и молодых
профессионалов, в то же время не могут обойтись без тех, кто будет
выполнять тяжелые и малопривлекательные работы. В результате "яппиизация"
таких городов идет рука об руку с нарастанием многообразия их этнического
состава.
Одновременно, что особенно заметно в США, кристаллизуется
третья сила - белое население, проживающее вне крупных городов.
Исследование Р. Лестага и Л. Нейдерт27
выявило, например, тесную корреляционную связь между демографическим
поведением белых американцев и их голосованием на президентских
выборах 2004 г. Судя по результатам этого исследования, победу Дж.
Буша-младшего на этих выборах во многом обеспечили белые избиратели,
которые, как на идейном, так и на поведенческом уровне, не принимают
ценности второго демографического перехода. В основном это приверженцы
американской лютеранской церкви, часто - жители сельской местности,
лица с относительно низким уровнем образования и американцы, проживающие
на северо-западе страны, ее юге или на великих равнинах.
Впрочем, несмотря на глубокие различия, у теорий второго
и третьего демографических переходов есть и нечто общее. И та и
другая, заостряя внимание на действительно важных тенденциях демографического
развития, упрощает объект исследования столь сильно, что перестает
быть адекватным инструментом социальной (демографической, миграционной
и т.д.) политики. Парадигма перехода, понимаемого как движение от
одного общего для всех состояния к другому, столь же общему, искусственно
превращает объект исследования из многомерного в одномерный, исключает
из рассмотрения множество факторов, без учета которых такая политика
невозможна.
Применительно к теории третьего демографического перехода
это проявляется уже в используемых статистических концепциях. Континентальная
европейская демографическая статистика исходит из того, что потомки
иммигрантов в третьем поколении уже ассимилированы и являются коренными
жителями. Коулмен, вслед за статистикой Великобритании и США, отдает
предпочтение критерию расового или этнического самоопределения,
в соответствии с которым, например, человек, называющий себя при
проведении переписи или обследования афроамериканцем (black),
учитывается в качестве такового, независимо от того, сколько поколений
его предков жили на американской земле. При таком подходе, а также
принятии гипотез о более высокой рождаемости выходцев из стран мирового
Юга на протяжении всего прогнозного периода и отсутствии этнически
смешанных браков коренное население рано или поздно неизбежно становится
меньшинством.
Различия в используемых критериях приводят к тому, что
выводы Коулмена и, например, его не менее авторитетного французского
коллеги Ф. Эрана существенно расходятся. Эран называет идею, что
Франция является страной массовой иммиграции, устаревшей и предвзятой,
поскольку в настоящее время рост населения Франции на 4/5 определяется
его естественным, а не миграционным приростом28.
Столь же неверным и основанным на стереотипах кажется ему и представление
о том, что Францию захлестывает волна нелегальных иммигрантов.
С научной, да и практической точки зрения правомерно
использование каждого из названных критериев - они просто отражают
различные стороны реальности. Однако использование одного лишь критерия
этнического самоопределения чрезмерно упрощает картину. При таком
подходе теряются, например, различия, между принадлежащими к одному
этносу недавними мигрантами, не имеющими гражданства, и американцами
(англичанами, французами и т.д.), являющимися гражданами соответствующих
стран на протяжении уже нескольких поколений. Вполне очевидно, что
их юридический статус и фактическая степень интеграции в жизнь общества
весьма различна.
Крайне неоднородной является и объединенная группа "некоренных"
жителей развитого мира, по существу конструируемая теорией Коулмена.
Последняя включает в себя этносы, культурные и религиозные различия
между которыми во многих случаях не менее сильны, чем между каждой
из них и "коренными" жителями. Реальность XXI века состоит
в том, что этнически многообразные колониальные империи прошлых
столетий парадоксальным образом воспроизводят себя на территории
бывших метрополий. Еще большую сложность процессу придают многочисленные
китайские общины. Население этнически однородных когда-то стран
во все большей степени превращается в конгломерат этносоциальных
групп, существенно отличающихся друг от друга по характеру участия
в политической и экономической жизни и лояльности государству, на
территории которого проживают. В складывающихся условиях основной
проблемой становится адекватное отражение этого этносоциального
многообразия в политике. Однако теория третьего демографического
перехода, в силу названных особенностей, вряд ли может существенно
способствовать решению этой задачи.
Россия, например, будучи, одним из крупнейших в мире
регионов, принимающих международных мигрантов, резко отличается
от США, Великобритании и других стран ЕС по ряду параметров. Основной
поток международных мигрантов в России - это временные мигранты,
приезжающие на заработки без своих семейств. За последнее десятилетие
доля России в общем объеме переводов, направляемых мигрантами к
себе на родину, выросла с 1 до 6%, тогда как доля США снизилась
с 25 до 10%29. Россия
с этой точки зрения сдвигалась, скорее, не в сторону Запада, а в
направлении другого крупнейшего принимающего региона мира - нефтедобывающих
стран Персидского залива, в экономике которых шире, чем где-либо
в современном мире, используется труд временных иностранных рабочих.
Международная миграция в Россию - плоть от плоти теневой экономики,
вследствие чего эволюционирует и может регулироваться только совместно
с нею. В силу преимущественно временного характера миграций и ряда
других факторов России удалось пока избежать "феномена парижских
предместий" - формирования этнических сообществ, представители
которых на протяжении нескольких поколений занимают неблагоприятные
позиции на рынке труда. Кроме того, в России, в отличие, например,
от Великобритании, где выходцы из стран Британского Содружества
оказывают существенное влияние на результаты выборов, международные
мигранты практически не участвуют в политической жизни страны.
Ввиду названных причин российская миграционная политика
не может быть и в обозримом будущем вряд ли станет "калькой"
с западной. Это, разумеется, не исключает общих черт в миграционной
политике России и других стран, определяемых хотя бы тем, что Россия
является участником ряда международных соглашений по миграции. Многообразие
современности, как справедливо отмечает Б. Виттрок30,
отнюдь не исключает наличия у нее некоторых общих для всего мира
черт, в частности, принимаемых всеми странами обязательств, отделяющих
современный мир от средневековья.
Говоря о прогностическом аспекте теорий второго и третьего
демографических переходов, не следует забывать о том, что обе они
широко используют предположения о сохранении наблюдаемой в настоящее
время скорости изменений в будущем. В теории второго перехода это,
например, предположение о том, что доли внебрачных рождений будут
и далее расти столь же высокими темпами, как в современной Западной
Европе. В теории третьего демографического перехода экстраполируются
на будущее нынешняя весьма либеральная миграционная политика развитых
стран и относительно невысокие темпы образования межэтнических семей.
Подведем итоги. Возникновение теорий перехода обычно
происходит в начале крупномасштабных социальных изменений, быстрота
и сила которых подобна взрыву. Волны, движущиеся из его эпицентра,
быстро распространяются в пространстве, в силу чего теории перехода
- независимо от того, идет ли речь о демократическом, демографическом
или каком-либо еще транзите - создаются и воспринимаются под сильным
эмоциональным воздействием взрывной волны. Теории перехода вызывают
в этот период всеобщий интерес, ибо в них можно отыскать и объяснение
происходящих изменений и прогноз их результата.
Однако через какое-то время после начала изменений выясняется,
что их универсальность, предрекаемая теориями перехода, иллюзорна.
Инновации наталкиваются на сопротивление институциональной среды,
обладающей в каждом конкретном случае своими особенностями. Процесс
приобретает широкую вариативность, возникают синкретические феномены,
не предвиденные теориями перехода и совмещающие то, что "по
теории" казалось несовместимым. В результате "шляпа"
транзитологии, говоря словами булгаковского литературного персонажа,
перестает вмещать не только Россию, но и государства СНГ, Китай,
Вьетнам, другие страны.
Концепция многообразия современности представляет собой
более широкую основу для объяснения и прогнозирования происходящих
изменений, чем теории перехода. Данная концепция отнюдь не блокирует
попыток найти некий общий знаменатель "современности",
позволяющий отделить ее от того, что современностью не является.
В то же время, из свойственной этой концепции трактовки современности
как арены взаимодействия множества культурных программ логически
вытекает не только возможность, но и неизбежность социальной (экономической,
демографической, политической и т.д.) синкретики. Концепция многообразия
современностей - в отличие от теорий перехода - не располагает к
эффектным утопиям и антиутопиям, будущее представляется ей открытым
для разных альтернатив. Она, однако, лучше отражает многообразие
мира XXI столетия и в силу этого является более надежной основой
для действий, направленных на его улучшение.
1 Клупт Михаил Александрович
- доктор экономических наук, профессор, декан Санкт-Петербургского
государственного университета экономики и финансов (E-mail: klupt@mail.ru)
2 Eisenstadt S.
Multiple modernities // Daedalus; Winter 2000. Vol. 129. N 1.
3 Виттрок Б. Современность:
одна, ни одной или множество? Европейские истоки и современность
как всеобщее состояние// Полис. 2002. N 1. С. 141-159.
4 Mouzelis N. Modernity:
A non-European conceptualization // C. Keyder (ed.) Tradition in
Modernity. Southern Europe in Question // Proceedings of the ISA
Regional Conference for Southern Europe. Istanbul. June 20 - 21
1997. P. 25-44.
5 Lesthaeghe R.,
Van de Kaa D.J. Twee demografishe transities // In Bevokling
Groei in Krimp. Dirk J. Van de Kaa and Ron Lesthaeghe (eds.) Van
Loghum Slaterus, Deventer. 1986.
6 Коулмен Д.
Иммиграции и этнические сдвиги в странах с низкой рождаемостью -
третий демографический переход в действии // Миграции и развитие.
М.: СП "Мысль", 2007, с. 12-48.
7 Van de Kaa D.J.
Anchored Narratives: the Story and Findings of Half a Centry of
Research into the Determinants of Fertility // Populations Studies,
1996, vol. 50, p. 425
8 Atoh M., Kandiah V.,
Ivanov S. The second demographic transition in Asia. Comparative
Analysis and Low Fertility Situation in East South-East Asian Countries
// Japanese Journal of Population. 2004. Vol. 2. N 1; Jiang Leiwen.
Has China Completed Demographic Transition? www.iussp.org/Bangkok2002/S02Leiwen.pdf;
Matsuo H. Is Japan s Second Demographic Transition country?
Discussion paper // The Second Demographic Transition in Europe.
Bad Herrenalb, Germany 23 - 28 June 2001.
9 Захаров С. В.
Рождаемость в России: первый и второй демографический переход //
Демографическая модернизация, частная жизнь и идентичность в России.
Тезисы докладов. М., 2002 http://demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/konfer_08.html
10 Захаров С. В.
Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход//
Отечественные записки. 2005. N 3. С. 124-140.
11 Zakharov S.
Russian Federation: From the first to second demographic transition
Demographic Research (электронный журнал). July 2008. Vol. 19, article
24. p. 950 http://www.demographic-research.org/Volumes/Vol19/24
12 Jiang Leiwen.
Has China Completed Demographic Transition? www.iussp.org/Bangkok2002/S02Leiwen.pdf;
Doo-Sub Kim. Theoretical Explanations of Rapid Fertility
Decline in Korea // Japan Journal of Population. 2005. Vol. 3. N
1.
13 Mouzelis N.
Modernity: A non-European conceptualization // C. Keyder (ed.) Tradition
in Modernity. Southern Europe in Question // Proceedings of the
ISA Regional Conference for Southern Europe. Istanbul. June 20 -
21 1997. P. 25-44.
14 Парсонс Т.
Система современных обществ / Под ред. М. С. Ковалевой. М.:
Аспект Пресс, 1998. 270 с.
15 Society at Glance
2009 - OECD Social Indicators http://www.oecd.org/document/24/0,3343,en_2649_34637_2671576_1_1_1_1,00.html
16 Suzuki T. Fertility
Decline and Government Interventions in Eastern Asian Advanced Countries
The Japanese Journal of Population. Vol. 7. N 1 (March 2009), p.
47
17 Рассчитано по: Демографический
ежегодник России. 2009. Стат. сб. / Росстат. М., 2009. с. 104, 171.
18 Рассчитано по: Демографический
ежегодник России. 2009. Стат. сб. / Росстат. М., 2009. с. 171, 172.
19 Perelli-Harhs B.,
Gerber T. Non-marital Childbearing in Russia. Second Demographic
Transition or Pattern of Disadvantage // MPIDR WP 2009 - 007, March
2009.
20 Inglehart R.
The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles among
Western Publics. Princeton Universtiy Press, Princeton, N.J., 1977.
21 Краткие итоги выборочного
обследования "Семья и рождаемость" / Росстат http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm
22 Surkyn J., Lesthaeghe
R. Value Orientations and the Second Demographic Transition
in Northern, Western and Southern Europe: An Update // Demographic
research (электронный журнал). 2004. Special collection 3, article
3 http://www.demographic-research.org/special/3/3/S3 - 3.pdf
23 рассчитано по: Демографический
ежегодник России. 2009. Стат. сб. / Росстат. М., 2009, с. 132
24 Coleman D.
Why we don't have to believe without doubting in the 'Second Demographic
Transition' - some agnostic comments // Vienna Yearbook of Population
Research, 2004, Vienna, Austrian Academy of Sciences.
25 Коулмен Д.
Иммиграции и этнические сдвиги в странах с низкой рождаемостью -
третий демографический переход в действии // Миграции и развитие.
М.: СП "Мысль", 2007, с. 12 - 48.
26 Там же, с. 37.
27 Lesthaeghe R.,
Neidert L. The second Demographic Transition in the U.S.: spatial
patterns and correlates. Population Studies Center. Univ. of Michigan.
Report 06 - 592, March 2006.
28 Эран Ф. Пять
предвзятых идей об иммиграции во Франции // Население и общество.
2004 (май). N 80.
29 Migration and the
Global Recession. A Report Commissioned by the BBC World Service.
Michael Fix, Demetrios G. Papademetriou et al. Migration
Policy Institute, September 2009 www.migrationpolicy.org/pubs/MPI-BBCreport-Sept09.pdf,
p. 81
30 Виттрок Б.
Современность: одна, ни одной или множество? Европейские истоки
и современность как всеобщее состояние// Полис. 2002. N 1. С. 141-159.
|