|
ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: РЕЖИМЫ ВИДИМОСТИ ПРИ
СОЦИАЛИЗМЕ
Под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой,
П.В. Романова
Библиотека Журнала исследований социальной политики
М., 000 "Вариант", ЦСПГИ, 2009,- 448 страниц
|
Визуальные воплощения мужественности и женственности,
бедности и несправедливости, нужды и порядка, заботы и контроля
в плакате, кинофильме, фотографии и содержательно, и формально связаны
с тем временем, когда создаются изображения. Востребованные другими
людьми и иными поколениями, образы (и запечатленные на них люди
и объекты) получают новую жизнь, их культурная биография продолжается,
они становятся средствами постижения и конструирования мира, важной
частью знания человека о себе по отношению к другим и социальной
реальности. Эта книга стала продолжением издательской инициативы
Центра социальной политики и гендерных исследований в области визуального
анализа. Авторы анализируют визуальные формы, бывшие частью политического
дискурса социализма, рассматривая особенности режимов зрения, ракурсы
визуальной культуры, которые посредством создания образных характеристик
советского социального порядка модифицировали репертуарный запас
возможных способов мышления в соответствии с векторами изменений
политики в различные периоды советской истории. Издание адресовано
антропологам, социологам, культурологам, историкам, всем тем, кого
интересуют возможности и принципы визуальных исследований культуры
и общества.
Содержание
Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова
"Глазной советский человек": правила (подо)зрения
РАЗДЕЛ 1. СМОТРИ МНЕ В ГЛАЗА: (ПУБ)ЛИЧНОЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ
Николай Ссорин-Чайков
Предел прозрачности: черный ящик и антропология врага в ранней советологии
и советское
Галина Орлова
"Карты для слепых": политика и политизация зрения в сталинскую
эпоху
Светлана Быкова
Советская иконография и "портретные дела" в контексте
визуальной политики, 1930-е годы
Галина Янковская
"Бригадный метод" и другие "ноу-хау" изополитики
эпохи сталинизма
Элизабет Хемби
Домашняя сфера и повседневность в искусстве Татьяны Назаренко
Сергей Журавлев
Демонстрационный зал ГУМа в середине 1950-х - 1970-е годы: особенности
визуальной репрезентации советской моды на микроуровне
РАЗДЕЛ 2. ЗРИМЫЙ СОЦИАЛИЗМ: СИМВОЛИЧЕСКИЕ КОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Виктория Боннелл
Иконография рабочего в советском политическом искусстве
Фрэнсис Бернстийн
Представления о здоровье в революционной России: гендерная политика
в плакатах по половому просвещению в 1920-е годы
Виктория Боннелл
Репрезентация женщины в ранних советских плакатах
Мария Минина
Образ сироты в советском плакате 1920-1930-х годов
Елена Ярская-Смирнова, Павел Романов
Герои и тунеядцы: иконография инвалидности в советском визуальном
дискурсе
РАЗДЕЛ 3. СОВЕТСКИЙ ЭКРАН: ОБРАЗЫ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКА ОБРАЗА
Екатерина Сальникова
Эволюция визуального ряда в советском кино, от 1930-х к 1980-м
Юлия Градскова
"Нигде так не оберегают детство, как в нашей стране":
дошкольные учреждения в советском документальном кино, 1946-1960-е
годы
Татьяна Дашкова
"Русский сувенир" Григория Александрова: на границе двух
эпох, или Великая ломка
Алъмира Усманова
"Девчата": девичья честь и возраст любви в советской комедии
1960-х годов
Ларе Карл
"Освобождение экрана": советское игровое кино эпохи перестройки
Иван Суслов
Зачем убивать дракона? Идеология перестройки в антитоталитарном
фильме М.Захарова
Информация об авторах
|